Технология парного и группового взаимодействия в разных видах деятельности.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Технология парного и группового взаимодействия в разных видах деятельности.
Пояснительная записка
Смысл методики работы детей в паре состоит в том, что задание получает не каждый ребенок группы в отдельности, а пара воспитанников, которая должна его выполнить совместно. Развивающие возможности этой методики при определенных условиях состоят в развитии у детей саморегуляции и умения взаимодействовать в паре.
Центральным компонентом развития умения взаимодействовать в паре является умение договариваться. Отметим, что среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования во ФГОС ДО обозначено, что ребенок «активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми… способен договариваться, учитывать интересы и чувства других».
Цель: развитие коммуникативных умений и нравственных качеств дошкольников при работе в парах в разных видах совместной деятельности
Задачи:
- развивать коммуникативные умения и нравственные качества дошкольников
- формировать способность сотрудничать друг с другом в паре
- развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности
- способствовать взаимодействию и поиску конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций
Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) предусматривает осмысление и выбор педагогами конкретных методик образовательной деятельности в ДОО для эффективного решения сформулированных в нем задач.
В рамках данной статьи рассмотрим развивающие возможности методики работы детей в паре в контексте ФГОС ДО, дадим теоретическое обоснование влияния работы в паре на развитие саморегуляции и самоконтроля ребенка и опишем особенности этой методики, которые обеспечивают развивающий эффект.
Смысл методики работы детей в паре состоит в том, что задание получает не каждый ребенок группы в отдельности, а пара воспитанников, которая должна его выполнить совместно. Развивающие возможности этой методики при определенных условиях состоят в развитии у детей саморегуляции и умения взаимодействовать в паре.
Центральным компонентом развития умения взаимодействовать в паре является умение договариваться. Отметим, что среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования во ФГОС ДО обозначено, что ребенок «активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми… способен договариваться, учитывать интересы и чувства других».
Первый этап развития — дети 4–5 лет (средняя группа) — направлен на то, чтобы воспитанники получили позитивный опыт работы в паре и группе сверстников под руководством взрослого.
Развитие саморегуляции — важнейшее новообразование психики ребенка на этапе завершения дошкольного детства. Стандарт указывает на необходимость развития способности ребенка к волевым усилиям, саморегуляции, целенаправленности, ответственности, самостоятельности. Организованная определенным образом работа в паре создает уникальные возможности для стимулирования развития саморегуляции, произвольности поведения детей в ее важнейшем проявлении — самоконтроле.
Что является теоретическим обоснованием этой возможности, и каким образом должна быть организована работа в паре, чтобы стимулировать развитие самоконтроля ребенка? Во-первых, это культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, которая раскрывает понимание развития высших психических функций человека: «Всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая».
В этом движении от внешнего социального к внутреннему психологическому, от интерпсихического к интрапсихическому ведущее значение, по мнению Л.С. Выготского, имеет речь как знаковая система. Слово взрослого, обращенное к ребенку, объясняет и побуждает действовать определенным способом, позволяет ему осознать свое поведение, сделать его произвольным. Вместе с тем, как показали дальнейшие исследования Д.Б. Эльконина, в становлении осознанности и произвольности поведения ребенка также важную роль играет представление о том, «как нужно действовать». Этот образ действия может быть дан ребенку в виде игровой роли, поведения другого человека или правила. Для дошкольника средством овладения собственным поведением может быть и действие по образцу (правилу, примеру), данному в образной форме.
Итак, соединение речи взрослого и предоставления ребенку опыта того, «как нужно действовать», например, в игровой роли, создает условия для развития у него произвольности, саморегуляции поведения. Если эти положения отнести к работе детей в паре, то ее можно организовать по системе двух ролей «действующий — проверяющий»:
- задание получает пара детей;
- «действующий» выполняет задание;
- «проверяющий» проверяет, находит ошибки (если они есть), обсуждает их с «действующим»;
- «действующий» исправляет ошибки;
- «проверяющий» сообщает о выполнении задания.
При выполнении следующего задания дети меняются ролями.
При такой организации работы в паре ребенку, находящемуся в игровой роли «проверяющего», предоставляется вначале в речи взрослого сам «образ действия» (что ему нужно будет сделать). Далее он делает это, получая опыт развернутой и внешне выраженной и распределенной (с другим ребенком как объектом контроля) деятельности контроля. Этот опыт «образа действия» на следующем этапе работы в паре, когда ребенок будет в роли «действующего», выступит ориентиром того, что ему нужно будет делать, чтобы проверить себя, т. е. послужит основой самоконтроля. Так будут создаваться условия для перехода внешне выраженной формы деятельности во внутреннюю, интериоризованную форму самоконтроля.
Ребенок, получивший на первом этапе роль «действующего», также слышит «образ действия» для «проверяющего» и сразу может применить его для самоконтроля. Обсуждая далее с «проверяющим» свои ошибки, он получает опыт внешне выраженной деятельности контроля. Если ребенок несколько раз побывает в одной и другой роли, то будут созданы благоприятные условия для развития у него самоконтроля как важнейшего элемента саморегуляции.
То, что для дошкольника 4–5 лет контроль поведения другого ребенка и готовность к самоконтролю — актуальная задача возрастного развития (является «зоной ближайшего развития»), подтверждает классическое исследование освоения правил поведения детьми дошкольного возраста, проведенное В.А. Горбачевой4. Оно показало, что дети 3–4 лет уже осознают следование или нарушение правила сверстником, не осознается вовсе или осознается труднее соответствие правилу собственного поведения. В возрасте 5 лет дошкольники начинают осознавать, соответствует их поведение правилу или нет. Методика работы в паре облегчает это осознание соответствия собственного поведения правилу или задаче. Эта методика также эффективна для развития самоконтроля детей 6–7 лет.
Еще одна развивающая возможность методики работы детей в паре состоит в том, что она является гармоничным средством «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» (подп. 5 п. 1.6 ФГОС ДО). Взаимодействуя в паре, ребенок не только обучается, накапливает представления об окружающем мире, но получает важный социальный опыт, осваивает социальные ценности и нормы, у него развиваются социальные чувства и навыки поведения.
Особенности методики работы в паре, обеспечивающие развитие у детей самоконтроля:
• мотивирование на работу в паре;
• подробная инструкция «проверяющему», которую также слышит и «действующий»;
• оказание помощи детям в процессе работы в парах посредством вопросов по пунктам проверки;
• смена ролей в паре для выполнения нового задания, работа в котором осуществляется аналогично;
• анализ педагогом индивидуальных особенностей детей, уровня сформированности у них контроля и самоконтроля;
• завершение занятия заданием для пар детей, направленным на проявления креативности и творчества.
Рассмотрим особенности методики работы в паре, обеспечивающие развитие у детей самоконтроля.
В первую очередь это мотивирование детей на работу в паре. Педагог объясняет, что, работая в паре, когда один ребенок выполняет, а другой — проверяет, позволит им более правильно выполнить задание, исправить, если нужно, свои ошибки.
Следующей особенностью является подробная, пошаговая инструкция «проверяющему», которую слышит и «действующий».
Также данная методика предусматривает оказание педагогом помощи детям в процессе работы в парах посредством вопросов по пунктам проверки. Воспитатель поддерживает правильное выполнение задания с указанием на то, что успех достигнут, благодаря хорошей проверке парой выполнения задания.
К особенностям методики следует отнести смену ролей в паре для выполнения нового задания, работа в котором осуществляется аналогично, и проведение педагогом анализа индивидуальных особенностей детей, уровня сформированности у них контроля и самоконтроля.
Хорошо, но не обязательно, завершить занятие заданием для пар детей на креативность и творчество. Это поддержит баланс между «контролирующими» взаимоотношениями между детьми и отношениями, направленными на совместный поиск нового, оригинального, на создание совместного продукта, в котором воплощены идеи каждого ребенка.
Таким образом, методика работы дошкольников в паре является необходимым и гармоничным средством реализации задач ФГОС ДО и должна занимать соответствующее место в методическом обеспечении образовательной деятельности в ДОО.
Опыт работы в разновозрастных группах показал, что наиболее эффективны и целесообразны однотемные занятия в парах.
Предоставление ребенку опыта того, «как нужно действовать» в игровой роли, создает условия для развития у него произвольности, саморегуляции поведения. Это организуется по системе двух ролей «действующий – проверяющий»
Пальчиковые игры в парах проводятся для развития моторной сферы, а так же коммуникативных умений и навыков, согласованности движений с партнером.
Главное преимущество парной работы в разновозрастной группе в том, что она дает возможность мыслить, говорить и действовать каждому ребенку. Наличие рядом другого человека, который может задать простой вопрос (например, как ты понял, какой можно привести пример и пр.) уже является мощным стимулом для запуска процессов осознания и понимания материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПУБЛИКАЦИЯ В СИПКРО НА РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОРУМ ПЕДАГОГОВ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ДЕТЬМИ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Публикация на региональный форум педагогов "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ДЕТЬМИ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"...
Консультация для воспитателей ДОО «Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»
Консультация «Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности» знакомит педагогов с понятиями "инновации", "креатив", раскрывает принципы и содержа...
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности (выступление на Рязанском педагогическом областном форуме дошкольных работников 2016 г.)
Работа в разновозрастной группе - это просто или сложно? Сложно, если ничего не делать для налаживания взаимоотношений детей. Просто, если с желанием взяться за дело.Как помочь младшим научиться общат...
Конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности
План развития своих профессиональных компетенций...
"Педагогическая поддержка условий для конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности»
Разновозрастная группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают разное положение. Здесь усваиваются навыки социального поведения и нравственных норм взаимодейств...
Конспект НОД По познавательной деятельности для детей подготовительной группы с использованием современных информационных технологий (через использование разных видов деятельности)
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через разные виды деятельности.Задачи: Обучающие:-Формировать у детей исследовательские навыки и способность самостоят...
Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей Словарная работа в разных видах деятельности.
Развитие словаря детей происходит в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности. Большое значение для обогащения и активизации словаря имеет бытовая деятельность....
- Мне нравится (1)