Консультация для воспитателей:«Роль мультисенсорного пособия «Нумикон» в работе по формированию математических представлений у детей с ОВЗ»
материал
Формы мультисенсорного пособия "Нумикон" устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами. Авторы этой программы убеждены, что важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов чувственного восприятия ребенка – и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АЛЁНУШКА»
Консультация для воспитателей
«Роль мультисенсорного пособия «Нумикон» в работе
по формированию математических представлений
у детей с ОВЗ»
Подготовила:
учитель-дефектолог
Алексеева Анастасия Анатольевна
г.о. Клин
«Нумикон» – мультисенсорная математическая программа, в которой применяются специальные наборы наглядно-практического материала, разработанные в Англии в 1996–1998 гг. для детей, испытывающих трудности при изучении математики. «Нумикон» создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны дошкольников – способность обучаться на практике, способность обучаться наблюдая и способность распознавать паттерны (англ. 'pattern — образец, шаблон, система) — заимствованное слово.
Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами. Авторы этой программы убеждены, что важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов чувственного восприятия ребенка – и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь.
В системе Нумикон каждое число имеет зрительный и тактильный образ, который представлен в виде цветной пластмассовой пластинки соответствующего размера и с соответствующим количеством отверстий, диметр которых чуть больше толщины пальца ребёнка. С помощью штырьков, входящих в комплект Нумикона, можно проделывать упражнения, устанавливая соответствие между числом, формой Нумикона и количеством.
1. Формирование и развитие математических представлений. Перечислим возможности включения «Нумикона» в разные содержательные блоки формирования математических представлений.
1. При формировании представлений и понятий о размерах используются задания, которые показывают разницу между большими и маленькими объектами (сравниваются формы «Нумикона» по размеру)
2. При развитии пространственных представлений можно использовать задания по конструированию и ориентировке на белой доске.
3. Развитию временных представлений помогают настенные часы, дополненные формами «Нумикона».
4. На формирование образа числа работает прием представления каждого числа максимальным количеством примеров, которые отражают его суть или ассоциируются с ним. Например, число 3 – это треугольник, три поросенка, квартира № 3, трехколесный велосипед, желтая форма «Нумикона».
5. При обучении прямому и обратному счету в пределах 10, счету от заданного числа, нахождению «соседей» числа выстраивается ряд из форм «Нумикона» от 1 до 5, а на следующих этапах работы – от 1 до 10, используются игры. Например, игра «восстанови ряд», когда одна из форм исчезала или формы менялись местами.
6. При тренировке в пересчете и подведении итога – дети пересчитывают отверстия в формах «Нумикона», вставляют в них штырьки и пересчитывают их.
7. При работе с цифрами и в обучении соотнесению числа и количества используется соотнесение цифрового ряда от 1 до 10 с рядом форм «Нумикона», подбор нужной цифры к форме. Сначала дети опираются не на количество отверстий, а на узнавание целостного образа формы, а затем постепенно переходят к пересчету отверстий.
8. При объяснении состава числа складываются одни формы из других и таким образом наглядно показывается, как одно число составляется при помощи других чисел.
9. При знакомстве с арифметическими действиями Нумикон позволял иллюстрировать сложение и вычитание. Шаблоны, включенные в набор «Нумикон», помогают детям установить связь между числом и величиной, которую оно обозначает.
Пособие позволяет детям не только видеть цифры, но и воспринимать их тактильно, что играет ключевую роль для эффективного обучения абстрактным понятиям детей с особыми образовательными потребностямиНа начальных этапах дети в игровой форме учатся сопоставлять название числа с соответствующим шаблоном, а затем с помощью этих шаблонов выполняются различные арифметические задания.
Таким образом, у детей формируются собственное представление о числах, о соотношениях между ними и об арифметических операциях.
Постепенно дети начинают все лучше и лучше понимать, что такое числа, и образы чисел перестают быть привязанными только к шаблонам «Нумикона».
«Нумикон» помогает усвоить:· наглядно сложение и вычитание
· чётные и нечётные числа
· поразрядное представление чисел
· состав числа
· сравнение чисел· арифметические действия с переходом через десяток· удвоение и деление пополам
· приблизительное оценивание
· деление, умножение
· проценты, дроби,
· десятичные числа
· понятия о временных представлениях.
Формы можно скреплять входящими в набор штырьками, образуя пространственную конструкцию, создавать пространственные модели больших чисел. Ориентируясь на цвет, форму и величину, ребёнок легко запоминает образ числа как соответствующей формы Нумикона.Ученикам нравится выполнять арифметические задачки благодаря привлекательным, ярким и разноцветным шаблонам «Нумикона», будь то индивидуально или в группах.Визуальный, аудиальный и кинестетический подходы, используемые «Нумиконом», подходят для разнообразных форм обучения.
2. Развитие конструктивной деятельности
Ученики составляют из шаблонов разнообразные сооружения и плоскостныеизображения (дорожки, домики, машинки, животных). У детей развивается конструктивная деятельность.Используя наборы «Нумикон», в работе с детьми могут быть использованы такие виды конструирования:
- по схеме
- по образцу
- сюжетное
- по замыслу (самостоятельное)
- объёмное
- плоскостное
Важно,что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя задуманное из форм- шаблонов разного цвета, мысленно представляют, что у них получится, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности. В процессе конструктивной деятельности дети составляют описательные рассказы о своей постройке.
Составление таких рассказов тесно связывает коммуникативную деятельность детей с конструктивной.
· Речь детей обогащается новыми терминами и понятиями
· Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).
Таким образом, в ходе конструктивной деятельности, в свою очередь, происходит развитие мыслительной деятельности и речевой активности
3. Развитие графического навыка
Отдельное направление работы — это включение в урок и домашние задания графических упражнений с использованием «Нумикона».Использование графических заданий на уроках и в домашней работе, помогает развивать мелкую моторику и закреплять навыки, освоенные во время практической деятельности с «Нумиконом».
Вот примеры некоторых заданий:· соединить одинаковые формы «Нумикона»· соединить форму «Нумикона» и ее контур· соединить формы «Нумикона» с цифрами· сравнить две формы «Нумикона»· обвести все формы «Нумикона», которые больше, чем образец; Графические задания на школьной доске, например: соединить цветные формы «Нумикона» и их черно-белые копии.
· Нанизывание форм и деталей форм Нумикона на шнурок способствует развитию координации движений и моторики рук.
4. Развитие творческих способностей С формами Нумикона можно увлекательно играть. Ребёнок может доставать их из воды, из песка, из «волшебного мешочка», обрисовывать, раскрашивать через отверстия, отпечатывать на глине или тесте, взвешивать на весах.
Следует отметить, что возможности использовании «Нумикона» очень разнообразны, и это позволяет поэтапно встраивать его в разные занятия и его части. Часть заданий, направленных на накопление сенсорного опыта при работе с «Нумиконом», можно выполнять во время свободных игр, перемен, игр с водой и сыпучими материалами.
Таким образом, применение мультиисенсорного пособия «Нумикон» даёт возможность развивать: математические представления, конструктивную деятельность, графический навык, творческие способности, речевую активность детей с особыми образовательными потребностями, имеющими диагноз: РДА, ОНР, дети с синдромом Дауна, дети с ДЦП (тетрапарез), ЗПР и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей"
Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе Воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь представляются...
Коррекционно-развивающая работа по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, и...
Использование мультисенсорного пособия Нумикон в работе с детьми с ОВЗ
Нумикон можно использовать как на подгрупповых занятиях, так и в индивидуальной работе. Материал подбирается в соответствие с индивидуальными возможностями детей....
Материал из опыта работы консультация для педагогов «Формирование математических представлений у детей в разных видах деятельности»
laquo;Формирование математических представлений у детей в разных видах деятельности»(из опыта работы)...
Формирование математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дидактического пособия «Нумикон»
Развивающая игра «Нумикон». Это учебно-игровое пособие универсально. Занятия с ним тренируют различные виды мышления: не только логическое и пространственное, н...
Формирование математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе программы «Нумикон» в условиях реализации ФГОС ДО
Наиболее сложным для детей с ограниченными возможностями здоровья представляется освоение знаний из области математики....
«Использование технологии «Нумикон» в процессе формирования математических представлений у детей с особыми образовательными потребностями»
Вопрос подготовки ребенка к школьному обучению волнует и педагогов. и родителей. В современных условиях растет количество детей не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Желание родителей с...