Эмпатия, ее проявление и формирование на разных этапах образовательного процесса
статья

Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был бы этим другим человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл empatiya_na_sayt.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Эмпатия, ее проявление и формирование на разных этапах            образовательного процесса

 «Веточка сломалась... мне больно...»                                       (В.В.Тонков)

         Во все времена тема эмпатии имела значение, но сейчас, в век технологий, кажется, что мы теряем контакт... и, поэтому, чтобы не потеряться, нам необходимо заглянуть не только в себя, но и внутрь окружающих, поэтому в последнее время актуальной стала тема эмпатии.  Эмпатия как эффективный инструмент общения была в распоряжении у человека с момента выделения его из мира животных. Умение сотрудничать, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе было необходимо для выживания первобытных сообществ.

         Эмпатия (греч. empatheia – сопереживание, нежность) - это проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта — способность к такого рода пониманию и сопереживанию. Эмпатия как эмоциональный отклик на переживания другого осуществляется на разных уровнях организации психического, от элементарных рефлекторных до высших личностных форм. Вместе с тем эмпатию следует отличать от симпатии, сопереживания, сочувствия. Эмпатия - это не симпатия, хотя она так же включает соотнесение эмоциональных статусов, но при этом сопровождается чувством переживания или обеспокоенности за другого. Эмпатия - не сочувствие, которое начинается со слов «я» или «мне», это не согласие с точкой зрения собеседника, а умение ее понять и выразить со слова «вы» («вы должны думать и чувствовать то-то»). 

          Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.
При этом очень важно подчеркнуть существенную особенность эмпатии (отмеченную, кстати, еще Фрейдом).
Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам, их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что "как если бы".
Если последнее условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации - весьма, кстати, небезопасным. Показателен в этом отношении опыт самого К.Роджерса, который в начале 50-х настолько "вчувствовался" во внутренний мир одной своей клиентки, страдавшей тяжелым расстройством, что вынужден был сам прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.
Этот момент представляется особенно важным в связи с той абсолютизацией роли эмпатии, которая явно имеет место в последнее время.

Вместе с тем, чтобы иметь возможным "поставить себя на место другого" нужно неплохо представлять себе этого другого, иметь его модель у себя в голове. Только так можно не впадать в иллюзию, перенося собственные стереотипные представления на другого.

     В позитивной психологии  эмпатия - одно из высших человеческих качеств, наряду с такими как оптимизм, вера, мужество и т.д. Здесь же выделяется эмпатийность как свойство личности, которая может носить познавательный (способность понимать и предвидеть), аффективный (способность эмоционально реагировать) и активно-деятельностный (способность к соучастию) характер.

    М.А. Пономарева предлагает рассматривать кратковременную и долговременную эмпатию. Кратковременная – рассчитана на ограниченный контакт с другими людьми в общении, в процессе которого человек встает на позицию другого. Долговременная эмпатия протекает в течение длительного времени и требует более тесного общения с другим человеком. Возможна дифференцировка на адекватную и неадекватную эмпатию. В этом случае, последняя проявляется как радость при неблагополучии другого, а эмоциональный отклик на эмоциональное состояние другого идет с противоположным знаком.

 «Сопереживая, мы переходим в душевное состояние другого; мы как бы выселяемся из самих себя чтобы поселиться в душу другого человека», - писал С. Смайлс

    Проявление эмпатии наблюдается уже на ранних этапах онтогенеза: поведение младенца, который, например, расплакался в ответ на сильный плач лежащего рядом «товарища» (при этом у него также учащается сердцебиение), демонстрирует один из первых видов эмпатийного реагирования - недифференцированное, когда ребенок по существу еще не способен отделить свое эмоциональное состояние от эмоционального состояния другого. Причем ученые не пришли к единому мнению, являются ли эмпатичекие реакции врожденными или они приобретаются в ходе развития, но их раннее появление в онтогенезе не подлежит сомнению. Имеются данные, что условия воспитания благоприятствуют развитию способности к эмпатии. Например, если у родителей теплые взаимоотношения с детьми и они обращают их внимание на то, как их поведение сказывается на благополучии других - в этом случае дети с бoльшей вероятностью будут проявлять эмпатию по отношению к другим людям, чем те, которые в детстве не имели таких условий воспитания.  Взрослый представляет ребенку образцы способов эмоционального самовыражения, однако успешность этого обучения зависит от той степени принятия и поддержки, которую взрослый оказывает по отношению к попыткам ребенка использовать эти средства для выражения своих эмоциональных состояний.

         Серия исследований, проведенных Д.Бэтсоном и его коллегами, убедительно демонстрирует, что переживание эмпатии, связанное с представлением о благополучии другого человека, пробуждает альтруистическую мотивацию, целью которой является улучшение благополучия другого; таким образом, чувство эмпатии по отношению к человеку, нуждающемуся в помощи, пробуждает стремление помогать ему.  Женщины и мужчины по уровню эмоционального интеллекта не различаются, но у мужчин сильнее развито чувство самоуважения, а у женщин - эмпатии и социальной ответственности. 

        Виды эмпатии.                                                                                      Различают:

  • эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;
  • когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.д.);
  • предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

В качестве особых форм эмпатии выделяют:

  •  сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним;
  •  сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.

          Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающих её от других видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрализации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. (Рефлексия (от лат.reflexio - обращение назад) - способность сознания человека сосредоточиться на самом себе).

Развитие эмпатии.                                                                                               Развитие эмпатии -- это процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого. С помощью эмпатии происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей.

По А. Валлону, на втором году жизни ребенок вступает в «ситуацию симпатии». На этой стадии ребенок как бы слит с конкретной ситуацией общения и с партнером, чьи переживания он разделяет. «Ситуация симпатии» подготавливает его к «ситуации альтруизма». На стадии альтруизма (4-5 лет) ребенок научается соотносить себя и другого, осознавать переживания других людей, предвидеть последствия своего поведения. Так по мере психического развития ребенок переходит от низших форм эмоционального реагирования к высшим нравственным формам отзывчивости.

           П.А. Сорокин особое внимание в своих исследованиях уделил роли любви в воспитании детей. И сегодня актуальным является его учение о методе любви, которая должна присутствовать «... в любой приносящей успех методике нравственного и социального воспитания нормального ребенка». Любовь, считал П.А. Сорокин, проявляется как решающий фактор жизненного, ментального, морального и социального благополучия и развития индивида. (пример про развитие чувства).

Эмпатия как свойство личности выступает мотивом тех или иных форм поведения и играет важнейшую роль в нравственном развитии ребенка.

Лучшим возрастом для развития эмпатии является дошкольный. Именно в дошкольном возрасте формируется способность сопереживать, сочувствовать. Если это не заложить в детстве, то потом уже будет поздно.

        В дошкольном возрасте, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно- ролевой игры приводит к дальнейшему развитию эмпатии, сопереживания, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его пожелание, настроение. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.

   В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовольствие от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы. На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность.

   Развитие познавательной деятельности приносит радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывают их. Окружающий мир, природа особенно манит ребенка таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.

     Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А. Ветлугина писала: «…Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях» .Мы еще забыли сказать о таком важном условии развития эмпатии как общение детей с взрослыми, сверстниками. 

    В дошкольном возрасте общение со взрослыми приобретает внеситуативный характер. Выделяются две  внеситуативные формы общения ребенка со взрослым – познавательная и личностная. Первая (4-5лет) ведет к уважению взрослого, а вторая характеризуется потребностью во взаимопонимании и сопереживании в личностном общении. В этом возрасте общение становится важной частью жизни ребенка, но примерно к 4 годам сверстник  является более предпочтительным партнером по общению, чем взрослый. (пример – когда не хватает общения со сверстнками,ребёнок просит сестру или брата)

        Большую помощь в развитии эмпатии оказывают игровые тренинги: «Слепой и поводырь», «Сиамские близнецы», «Ладонь к ладони» и др. Самые лучшие качества человека проявляются в чистом намерении и в момент помощи другому человеку. Эмпатия – есть проявление любви: «тебе больно – я чувствую, тебе весело – я радуюсь»!

      Итак, эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. Если человек одинаково реагирует на переживания различных людей в различных ситуациях то его эмпатия проявляется как устойчивое свойство.

Литература:

  1. А. Валлон «Психическое развитие ребёнка» - 1962 М.: Просвещение,
  2. К. Роджерс Эмпатия «Психология эмоций» - М. : МГУ,1984 
  3. Краткий психологический словарь 1998
  4. П.А. Сорокин «Развитие эмпатии в дошкольном возрасте» - журнал «Учёные заметкиТГУ»  (Хабаровск) - 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровых технологии в формировании условий повышения качества образовательного процесса в детском саду.

игровая деятельность детей должна быть интересной как по форме, так и по содержанию, влекущей, желаемой, естественной. игры дошкольников не только средство развлекательности, не только прием чем-либо ...

«Роль игровых технологии в формировании условий повышения качества образовательного процесса в детском саду».

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».                            ...

Формирование толерантности у участников образовательного процесса

Поиск путей для формирования толерантности у участников образовательного процесса...

Использование активных методов в разных блоках образовательного процесса.

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии,...

Цифровой ресурс МЭО как средство организации разных форм образовательного процесса

Одним из ресурсов реализации образовательной деятельности, которую осуществляет наш сад, является цифровая образовательная платформа МЭО.Использование Internet-ресурса позволяет сделать образова...