Программа вокального кружка "Бусинки"
рабочая программа (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Лукоморье»
Подразделение «Рябинушка»
Рабочая программа
Кружка
По вокалу
«БУСИНКИ»
6-7 лет
Составила муз.руководитель
Павлова И.Г.
2019-2020гг.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Приобщение учащихся к вокальному искусству, выявление одаренных детей, обучение пению и развитие их певческих способностей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Формирование устойчивого интереса к пению
- Формирование голосового аппарата.
- Обучение певческим навыкам
- Развитие слуха и голоса детей.
- Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
- Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
- Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
- Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Актуальность программы
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, само-реализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа.
Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей данного возраста занятия в вокальном кружке «Бусинки»- это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Реализация данной программы предусматривает тесное сотрудничество с педагогами дошкольного учреждения: совместно методистами составляется план работы и расписание занятий; с воспитателями проводятся беседы и консультации по выявлению детей желающих петь; в период учебных занятий проводится диагностика психолога, логопеда, назначение ими рекомендаций по каждому ребенку индивидуально. В конце года проводится совместное анкетирование родителей, детей занимавшихся пением. На протяжении учебного года проводится сотрудничество с детской школой искусств №1,где дети посещают концерты и обмениваются творческими номерами, что в дальнейшем сопутствует определению желающих детей продолжить обучение в ДШИ.
Программа отличается от других программ тем, что:
- позволяет в условиях детского сада через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей дошкольников;
- включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;
- применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
- песенный репертуар подобран с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а также традиционных дней, тематических праздников.
Программа рассчитана на 1 год обучения для детей подготовительной к школе группы ( 6-7 лет)
Занятия 2 раза в неделю по 30 минут. Всего в году – 60 занятий. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы.
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства, наличие музыкального слуха. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.
Формы и режим занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов, русские народные песни.
Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
- Выставка фотоматериала из выступлений студии.
- Итоговое занятие.
- Урок-концерт.
Ожидаемые результаты обучения
К концу учебного года обучения дети должны
знать/понимать:
• особенности и возможности певческого голоса
• соблюдать певческую установку;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
• жанры вокальной музыки;
• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• петь легким звуком, без напряжения;
• точно повторить заданный звук;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
К концу учебного года, более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Дети принимают активное участие во всех концертах, конкурсах.
Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в городских мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.
Необходимые условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Фортепиано, синтезатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Народные инструменты, шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
9. Нотный материал, подборка репертуара.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
11. Записи выступлений, концертов.
План работы с родителями на 2019-20 учебный год
Квартал | Работа с родителями |
I квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь) | 1. Индивидуальные консультации с родителями (в вечернее время, по желанию) об особенностях формирования музыкальности у ребенка. 2. Анкетирование родителей на тему «Мой ребенок и музыка». 4. Родительское собрание «Давайте поговорим о детском голосе». |
IIквартал (декабрь, январь, февраль) | 1. Консультация «Мой ребенок и музыка» 2. День открытых дверей с показом музыкального занятия. |
III квартал (Март, апрель, май) | 1. Консультация на тему «Влияние музыки на развитие ребенка». 2. Фотоконкурс «Я ПОЮ». 3. Совместные подготовки к выступлениям детей на различных фестивалях и конкурсах города. 4. Индивидуальные беседы с родителями и рекомендации по дальнейшему обучению детей в детской школе искусств, музыкальной школе и т.д. |
Примерное тематическое планирование вокального кружка «Бусинки» на
2019-2020 учебный год
№ п/п | Основное содержание деятельности | Музыкальный репертуар |
1 | Организационное занятие | Коммуникативная игра -«Здравствуйте!» муз.М. Картушиной |
2 | Вокальные навыки, разучивание вокальных попевок. | Коммуникативная игра - «Здравствуйте!»Музыкально-ритмическое упражнение «Хлоп – да –хлоп» Буренина Р.н.попевка «Скок, поскок молодой дроздок» |
3 | Вокальные навыки, дыхательная гимнастика | Коммуникативная игра -«Здравствуйте!»Дыхательное упражнение «Насос» А. Стрельниковой |
4 | Вокальные навыки, знакомство с репертуаром | Коммуникативная игра – «Здравствуйте!»Попевка «Скок – поскок», «Зимняя песенка» муз. А.Варламова, сл.Т.Эльчин, Вокализы М.Фадеев |
5 | Вокальные навыки, разучивание вокальных упражнений | Попевка «Скок – поскок», Вокализы М.Фадеев, слоговые вокальные упражнения- В. Васильевой |
6 | Вокальные навыки, певческая установка | Попевка «Скок – поскок», Вокализы М.Фадеев, слоговые вокальные упражнения- В. Васильевой, дыхательная гимнастика упражнение «Насос» А. Стрельниковой |
7 | Разучивание песни «Дождик» | Попевка «Скок – поскок», Вокализы М.Фадеев, слоговые вокальные упражнения- В. Васильевой, дыхательная гимнастика упражнение «Насос» А. Стрельниковой. Песня «Дождик» А.Варламова |
8 | Разучивание песни «Снежинки» | Попевка «Скок – поскок», Вокализы М.Фадеев, слоговые вокальные упражнения- В. Васильевой, дыхательная гимнастика упражнение «Насос» А. Стрельниковой, Песня «Снежинки» А.Варламова |
9 | Вокальные навыки, разучивание песни «Новогодняя» | Попевка «Скок – поскок», Вокализы М.Фадеев, слоговые вокальные упражнения- В. Васильевой, дыхательная гимнастика упражнение «Насос» А. Стрельниковой, Песня «Новогодняя» А.Варламов |
10 | Вокальные навыки, разучивание песни «Рождество» | Попевка «Скок – поскок», Вокализы М.Фадеев, слоговые вокальные упражнения- В. Васильевой, Песня «Рождество» А.Варламова, |
11 | Вокально-ансамблевая работа | Попевка «Скок – поскок», Вокализы М.Фадеев, слоговые вокальные упражнения- В. Васильевой, Хоровая дикционная попевка «Берега» |
12 | Вокально-ансамблевая работа | Попевка «Скок – поскок», Вокализы М.Фадеев, слоговые вокальные упражнения- В. Васильевой, Хоровая дикционная попевка «Берега» |
13 | Вокальные навыки, Упражнения на развитие дыхания | Речевые разминки А.Ломовой, Народные прибаутки, считалочки «Наша Таня», «Дождик», «Гуси»,использование ритмических палочек. |
14 | Дыхательная гимнастика А.Стрельниковой | Упражнение «Насос», «Воздушный шарик» Повторение вокальных упражнений |
15 | Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой | Упражнение «Звезда», «Воздушный шарик». Повторение вокальных упражнений |
16 | Вокальные упражнения, Артикуляционная гимнастика | Скороговорки, слоговые упражнения Сборник С. И. Мерзлякова «Учим детей петь» |
17 | Вокальные упражнения на постановку голоса | Б.Д. Тихонов «Постановка голоса» народные попевки РНП «А, я по лугу» |
18 | Музыкальная память,слух,ритм; Развитие слуховой памяти | Вокальные упражнения О.Далецкий, логоритмические упражнения Г.Вихарева |
19 | Музыкальная память,слух, ритм; Ритмичес.рисунки | Г.М. Науменко «Фольклорная азбука», «Наш веселый хоровод» С.И. Мерзлякова, музыкально-ритмические упражнения К.Орфа |
20 | Музыкальная память, слух,ритм; Развитие музыкального слуха | С.И.Мерзлякова «Учим детей петь», «Наш веселый хоровод» С.И. Мерзлякова |
21 | Музыкальная память,слух,ритм: Определение на слух трезвучий | «Барабанщик» муз.М.Красева, Игра «Птички» муз.А.Серова, «Кошка» муз. Ан.Александрова |
22 | Музыкальная память,слух,ритм: Определение на слух трезвучий | «Рыбка» муз. М.Красева, музыка медведя, зайчика, птички. Логоритмические упражнения Г.Вихарева |
23 | Музыкальная память,слух,ритм: определение на слух звуков квинты | Музыкально-дидактическая игра «Определи звук «Зайка» рус.нар.мелодия обраб. Ан.Александрова ок» обраб. М.Красева, «Песенки- картинки» Л.Свердель |
24 | Музыкальная память,слух,ритм: ритмические палочки | «Мишка» муз. М.Раухвергера, игра «Мишка пришёл в гости», «Наш веселый хоровод» С.И. Мерзлякова |
25 | Музыкальная память,слух,ритм: ритмическая мозаика | «У ребяток наших»муз. Бахутовой, игра «Мишка пришёл в гости» обр.В.Петровой, ритмическая «Наш веселый хоровод» С.И. Мерзлякова |
26 | Музыкальная память,слух,ритм: Ритмическая мозаика | Ритмическая композиция «Разноцветная игра»,игра «Мишка- шалунишка и зайцы» «Наш веселый хоровод» С.И. Мерзлякова |
27 | Сценическая культура: Основы сценического движения | Хоровод «Согревалочка» нем.нар.мелодия в обраб. М.Ложкина, Л-6 стр.12 игра «Мишка- шалунишка и зайцы» «Наш веселый хоровод» С.И. Мерзлякова |
28 | Сценическая культура: Речевые упражнения | Сборник речевых упражнений Т.Овчинникова, музыкально-речевые упражнения К.Орфа, «Конопушки»песенка,автор неизвестен |
29 | Сценическая культура: Речевые упражнения | Чистоговорки, попевки,считалочки, р.н.п. «Метелица» |
30 | Сценическая культура: Речевые упражнения | Сборник «Логоритмика для детей» С.Иванова |
31 | Танцевально - ритмические упражнения | Танец Снежинок, песня- танец «Снежки» Л- 6, «Зайка» рус.нар.мелодия обраб. Ан.Александрова, «Зимняя песенка»,А. Варламов |
32 | Танцевально – ритмические упражнения | Ранее выученный материал. Танец Снежинок, песня- танец «Снежки» Л- 6, «Зайка» рус.нар.мелодия обраб. Ан.Александрова, «Зимняя песенка»,А. Варламов |
33 | Ансамбль – как единое целое | «Солнечные зайчики»,«Мамина песенка» муз.А.Варламова |
34 | Ансамбль – как единое целое | Упражнения на дикцию. «Солнечные зайчики»,«Мамина песенка» муз.А.Варламова |
35 | Сценическая культура: Ритмический рисунок | «Паровоз»муз. З.Компанейца,Прогулка с куклами» муз. Т.Ломовой, «Подарок маме» муз. С.Г.Насауленко. «Маленькие завезды» муз.ритм композиция |
36 | Сценическая культура: Ритмический рисунок | «Подарок маме» муз. С.Г.Насауленко,игра «Мама и птенчики», игра «Воробьи и кошка» муз. Т.Ломовой, «Петушок» обраб. М.Красева |
37 | Музыкальные инструменты: шумовые, струнные, клавишные | «Села птичка» муз. М.Раухвергер, «ДО_МИ_СОЛЬ» муз. В.Витлина, Сборник «Где живет музыка» Э. Струве «Старый рояль» сказка |
38 | Музыкальные инструменты:Практическое занятие- игра на шумовых инструментах | Слушание «Шумовой оркестр», Р.н.п. «Блины» «Маленькие завезды» муз.ритм композиция |
39 | Дыхательная гимнастика | Упражнения «Насос», «Воздушный шар» |
40 | Дыхательная гимнастика | Упражнения «Насос», «Воздушный шар» |
41 | Ритмическое движение | Музыка: для марша, бега, прыжков, прямого галопа. «Маленькие завезды» муз.ритм композиция |
42 | Музыкально-ритмические упражнения | Логоритмика, речевые скороговорки «Маленькие завезды» муз.ритм композиция |
43 | Музыкально-ритмические упражнения | Логоритмика, речевые скороговорки, «А, ручки хлоп-хлоп» ритмическая композиция |
44 | Ансамблевый строй | «Когда это бывает» А.Варламов, «Зимняя песенка» А.Варламов |
45 | Вокально – ансамблевая работа | Пение упражнений, «Когда это бывает» А.Варламов, «Зимняя песенка» А.Варламов |
46 | Ансамблевый строй | «А, я по лугу» рус. нар. мелодия, «Когда это бывает» А.Варламов, «Зимняя песенка» А.Варламов |
47 | Слушание музыки | «А, я по лугу» рус. нар. мелодия,«Разноцветная семья» муз.А.Варламова |
48 | Работа с микрофоном | «Когда это бывает», «Рождество» муз.А.Варламова |
49 | Работа с микрофоном | «Когда это бывает», «Рождество» муз.А.Варламова |
50 | Сольное исполнение | «Ох, Сережка!» муз. и сл. М.Верещагиной, «Раз – ладошка, два – ладошка» автор неизвестен |
51 | Сольное исполнение | «Ох, Сережка!» муз. и сл. М.Верещагиной, «Раз – ладошка, два – ладошка» автор неизвестен |
52 | Постановка номеров | «Ох, Сережка!» муз. и сл. М.Верещагиной, «Раз – ладошка, два – ладошка» автор неизвестен, «Подари улыбку миру» А, Варламов |
53 | Постановка номеров | «Ох, Сережка!» муз. и сл. М.Верещагиной, «Раз – ладошка, два – ладошка» автор неизвестен, «Подари улыбку миру» А, Варламов |
54 | Повторение и закрепление ранее изученного материала | «Ох, Сережка!»муз. и сл. М. Верещагиной, «Мамина песенка» муз. А.Варламова, сл. В.Кузьминой, «Песенка о бабушке» муз. И. Булатова,сл.Л.Квитко,«Подари улыбку миру» муз. А.Варламова, сл.А. Хайта, «Солнечные зайчики»муз. А,Варламова, сл.В.Татаринова, «Югра», «Круглая песенка» |
55 | Повторение и закрепление ранее изученного материала | «А я чайничала»р.н.п, «Веснушки» А.Варламов,«Круглая песенка», «Подари улыбку миру» А.Варламов; Песня «Югра» |
56 | Ритм, движение, речь | Музыкально-ритмические упражнения «Насос», «Воздушный шар», «Шалтай-Болтай» |
57 | Вокально-ансамблевый строй | Упражнения для развития голоса «Эхо», «Канон» |
58 | Детский фольклор | Пение народных песен – потешек, р.н.п. сборник «Наш веселый хоровод» С.И.Мерзлякова |
59 | Подведение итогов за год: Мониторинг, анкетирование | Итоговое занятие |
60 | Подведение итогов за год: отчетный концерт | «Ох, Сережка!»муз. и сл. М. Верещагиной, «Мамина песенка» муз. А.Варламова, сл. В.Кузьминой, «Песенка о бабушке» муз. И. Булатова,сл.Л.Квитко, «Подари улыбку миру» муз. А.Варламова, сл.А. Хайта, «Солнечные зайчики»муз. А,Варламова, сл.В.Татаринова, «Круглая песенка», Песня «Югра» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа вокальной группы "Веселые нотки" в детском саду.
Мною разработанна рабочая программа вокальной группы в детском саду....
Программа вокального кружка "Домисолька"
Программа вокального кружка....
Программа вокально-хореографического кружка «Улыбка»
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)...
ПРОГРАММА вокального кружка "Капитошки"
Программа дорабатывается в процессе работы по ней, но пока вот такой вариант......
Программа вокального кружка «Звездочки».
Музыка начинается с пения… Курт Закс (немецкий музыковед) Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, по...
Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка"
Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка", срок реализации 2 года....
Программа "Вокально-хоровое пение в ДОУ"
Программа «Вокально-хоровое пение в детском саду» имеет художественную направленность. Программа ориентирована на создании условий для культурного самоопределения, творческой самореализации личности р...