Проект по экономике
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19»
п. Увельский, ул.40 лет Победы, д.12
ПРОЕКТ
по познавательному развитию
«Путешествие в страну «Экономики»
воспитатель подготовительной группы
Карамова Ирина Васильевна
2020г.
ПРОЕКТ «Путешествие в страну «Экономики»
Цель: Способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям. Способствовать формированию у детей и их родителей экологического миропонимания, чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города.
Задачи:
Для детей:
- познакомить с элементарными экономическими понятиями;
формировать деловые качества личности, обучать ориентироваться в происходящем;
- формировать умение выявить проблему и самостоятельно искать и выбирать наиболее адекватный способ её решения, продуктивно его использовать;
развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять словарный запас;
- учить оперировать деньгами, соотносить доход с ценой товара, что деньги служат средством обмена товарами между людьми – «товар - деньги – товар»;
учить уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по экономике; понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
Для родителей
- показать значимость взаимодействия с детьми;
- пропагандировать экономическое воспитание среди родителей.
Для педагогов
- направлять детей на поиск решений экономических знаний;
-активизировать речевую, изобразительную, творческую деятельность дошкольников
Принципы реализации проекта:
- Принцип гуманизма - видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать его точку зрения.
- Принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в проекте.
- Принцип интегративности - подразумевает тесное сотрудничество с семьей, социумом.
- Принцип индивидуализации - индивидуальный подход к каждому участнику проекта.
Тип проекта
По методу: информационно – исследовательский, практико – ориентированный; ролево – игровой.
По содержанию: познавательный – «Ребенок, общество и экономико-экологические отношения».
По числу участников проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет), педагоги, родители, жители поселка.
Вид: групповой
По времени проведения: долгосрочный, двухмесячный.
Сроки проекта : ноябрь, декабрь
Форма проведения: беседы, наблюдения, исследовательская и творческая, экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, досуг,
Актуальность
Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п. Сегодняшнее молодое поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Ребенок сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной деятельностью, бытом, узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи и у нег возникает множество вопросов. Нынешние дошкольники живут в двадцать первом веке, где они осваивают новую картину мира, складывающуюся, в том числе из экономики. Это требует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, так как экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.
У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Общение детей с природой, организованное педагогом, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к природе родного края, на наш взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.
В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сензитивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.
Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста , о природе родного края, поселка. Дошкольники узнают о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи, получают начальные сведения об экономике своего поселка, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают деньги. Поэтому данная проблема была выбрана нами в качестве образовательного проекта.
Алгоритм действий:
1.Выделение проблемы, отвечающей потребностям детей.
2. Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
3. Планирование деятельности детей при небольшой помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.
4. Выполнение проекта детьми, дифференцированная помощь взрослых.
5. Обсуждение результатов, хода работы, действий каждого участника проекта, выяснение причин успехов и неудач.
6. Совместно с детьми определение перспектив проектирования.
Методы проекта
- основной познавательно-исследовательский: получение экономических знаний, проблемные ситуации наблюдение.
- словестные: беседы, чтение пословиц и поговорок, рассказов и сказок, сюжетно-ролевые игры, настольно-дидактические игры, игра-драматизация консультации и родительские собрания с родителями.
наглядные: наглядный материал в виде иллюстраций, книг, мнемотаблиц, видеоматериала.
- привлечение родителей, выставки работ совместных с родителями, наглядный материал для родителей
- продуктивный: оформление презентаций и видеоматериала.
Ресурсное обеспечение проекта
- Наглядно-демонстративный материал: фильмы и презентации на экономическую тему, фотографии, плакаты.
- Методический инструментарий: картотека дидактических экономических игр и ситуаций, фотоальбом и книги денежных купюр, конспекты бесед, сценарии развлечений и праздников.
- Уголок экономики: атрибуты для сюжетно-ролевых игр, выставка совместных работ с родителями, журнал с рекламными вырезками, альбом «Деньги разных стран», коллекция денежных знаков, экономический словарь.
- Подборка художественной литературы: сказки «Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке», стихи Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть», К. Чуковский «Муха Цокотуха» и др. Чтение пословиц и поговорок на тему: «Экономическое воспитание дошкольников». Знакомство с экономическим словарем.
- Материалы для художественного творчества.
- Подборка настольных и дидактических игр «Наши потребности», «Путешествие денежки», «Какие бывают доходы» и т.д. Сюжетно-дидактические игры моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» «Бюджет моей семьи» и т.д.; Сюжетно ролевые игры «Магазин», «Банк», «Супермаркет» «Сберкасса», «Рынок» и т.д.
- Подборка музыкального сопровождения досугов и праздников.
- Подбор мультфильмов и видеофильмов.
Продукт проекта
- выставка рисунков совместной работы с родителями «Доходы и расходы семьи»;
- дидактические игры сделанные родителями;
- поделки родителей и детей для ярмарки;
- рекламный альбом вырезок из газет и журналов;
- презентации к занятиям;
- фото и видеоотчет по проекту;
- оформление статьи на странице сайта «Экономические знания дошкольников».
Результаты реализации проекта
- Осознанное понимание и оценка окружающего предметного мира детьми (вещный мир как результат труда людей);
- Дети понимают, что нужно уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
- Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
- Видят красоту человеческого творения;
- Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие;
- Сформировались экономические знания не только в обществе, но и их семей;
- Обогатился опыт детей в сфере экономического воспитания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Месяц. Неделя. | Тема занятий. | Цель |
Ноябрь 1неделя. | «Семейная экономика»
«Что такое экономика»
| - Дать понятие категории экономика, (наука о домашнем хозяйстве); научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. - Учить детей слушать и понимать чему учат пословицы, развивать память и умение проговаривать отдельные фразы, воспитывать усидчивость. Развивать речь детей. - Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности. |
2неделя. | «Бюджет семьи»
| - Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия) - Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность. - Дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие. |
З неделя. | «Собираемся путешествовать»
«Товарный склад»
| - Продолжать знакомить детей с экономической категорией «Потребности» на примере человека. - Закрепить знания о видах потребностей (духовных, материальных, социальных) - Формировать умение устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей. - Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения - Воспитывать настойчивость, честность, целеустремленность; отрицательное отношение к жадности. |
4 неделя. | «А что такое деньги?»
| - Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением. - Познакомить с монетами, денежными единицами разных стран. - Продолжать знакомство с экономической категорией – деньги; достоинство денег (купюр), банк как место их хранения; производство денежных знаков. - Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки. Воспитывать уважение к профессиям взрослых. - Закрепить знания детей о деньгах разных стран. |
Декабрь 1неделя. | «Это что за магазин?»
| - Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки. - Продолжать знакомить детей с экономической категорией купле, продаже, товаре - Продолжать учить считать; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег. |
2неделя. | «Кто же нам поможет?»
| - Продолжать знакомить детей с экономической категорией – труд. - Расширить знакомство с видами труда сельскохозяйственный, ремесленный, домашний. - Продолжать знакомство с орудиями труда, их использование, бережное к ним отношение. - Осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт- деньги», и то, что стоимость продукта зависит от качества. - Формировать уважительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость |
З неделя. | «Доходы и расходы семьи»
| -Продолжать знакомить с термином доходы семьи; -пополнение словарного запаса; Развитие внимания, памяти; воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности. |
4 неделя. | «Площадь мастеров»
- создание рекламы на товар (поделку) изготовленный детьми - продажа поделок 6. Награждение детей дипломами «Настоящий экономист» | - Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей; развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и педагогов; воспитывать у детей уважение к традициям, чувство гордости за свою семью; закрепить у детей понятия «ярмарка», «товар», «деньги», «доход» и т.д.; дать почувствовать удовлетворение от совместно заработанных денег и от участия в решении о том, на что они будут потрачены. - Дать понятие экономической категории – реклама; необходимость рекламы в реализации продуктов труда ( товары, услуги). - Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы). - Развивать творческие способности. |
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПРОЕКТА
Список используемой литературы
- А.А.Смоленцева «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2015г.
- А.В. Сазонова «Путешествие в поисках экономики» Учебное пособие..-Днепродзержинск: Генеза-Пивдень 2014г.
- Е.А. Алябьева «Дни этики в детском саду» М:.2015г
- А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».Издательство. «Просвещения»1985г.
- Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами»Ярославль, Академия развития,2015г
- З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры дошкольного возраста».Москва. «Просвещения» 2009г.
- Журнал «Воспитатель ДОУ» № 12, 2012г.
- Журнал «Воспитатель ДО» №5, 2010г.
- Журнал «Воспитатель ДО» №10, 2012г.
- Журнал Воспитатель ДОУ№1, 2013г.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: 2007. – 159 с.
- Воронкевич О.А.. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 336 с. «Добро пожаловать в экологию!» Часть 2 Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
- Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Методическое пособие Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера 2010. – 208 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: - М.: Просвещение 1999. – 207
- Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов автор – составитель Т.В. Гулидова. – Волгоград: Учитель. – 135 с.
Приложение 1
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Игра-беседа «Что такое экономика?»
Задачи:
познакомить детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности.
Активизация словаря за счет слов: экономика, деньги, профессии, банк
Оборудование: Буратино, мячик. Карточки /презентация/ с изображением различных предметов: копилка, касса, завод, касса, цветок, банк, деньги, игрушки, мороженное, телевизор и др. Карточки с большими красочными буквами: «Э», «К», «О», «Н»,«О», «М», «И», «К»,«А».
Ход занятия:
Сюрпризный момент – письмо с рассказом. На экране изображение задумавшегося Буратино, который сидит и размышляет над словом экономика. В голове у него (образно) Мальвина со счетами и деньгами.
Беседа – размышление.
– Кто-нибудь знает, что означает слово «экономика».
– Где и от кого вы слышали это слово?
– Как вы считаете, это наука о разных развлечениях (сладостях, игрушках, качелях) или это серьёзная наука (о деньгах, различных товарах, заводах и фабриках)?
– Подумайте и попробуйте определить, что же изучает эта серьезная наука «экономика».
Воспитатель знакомит детей с содержимым письма и персонажем рассказа.
необычный герой - это мышонок Экономик. Он поможет нам познакомиться со сложной наукой экономикой. Но сначала, давайте послушаем историю, которая с ним произошла.
Рассказ о мышонке Экономике
Жил у одного не очень аккуратного дядюшки Клоуна в его цирковой каморке мышонок Экономик. В комнате Клоуна всегда царил беспорядок: разбросанные, поломанные игрушки, не мытая посуда, грязные окна и пол. Каждую неделю дядюшка Клоун вымазывал или разрывал свои туфли для выступления, и поэтому ему приходилось постоянно покупать новые туфли.
И вот когда денег почти не осталось, а комнате воцарился беспорядок и мусор, дядюшка Клоун сел и горько заплакал.
Вдруг из норки появилась голова мышонка Экономика.
– Не плачь. Я знаю, как тебе помочь!
Дядюшка Клоун удивился и спросил:
– Кто ты? И как ты можешь мне помочь?
– Я мышонок Экономик! Живу в норке у тебя в каморке. Я помогу тебе правильно вести хозяйство, чтобы у тебя в доме всегда был достаток и порядок. Но для этого ты должен изучить науку, которая называется Экономика.
– Конечно же, я согласен! – закричал дядюшка Клоун, – давай с тобой дружить!
И с тех пор мышонок Экономик помогает дядюшке Клоуну вести хозяйство с помощью науки экономики.
Автор: Сазонова Анастасия.
Беседа по рассказу.
– Подумайте и скажите, с помощью какой науки решил помочь дядюшке Клоуну мышонок Экономик?
– Как вы считаете, что должен делать дядюшка Клоун, чтобы добиться успеха и стать обеспеченным человеком?
– Посоветуйте дядюшке Клоуну, какую науку он должен изучить с мышонком.
– Дети, так как же называется наука, которая изучает правила ведения своего хозяйства?
Воспитатель рассматривает с детьми понятие «экономика».
– Как мы уже определили вместе с вами, экономика – это наука о ведении хозяйства по правилам. Эту науку должны изучать и взрослые и дети. Ребенок – для того, чтобы следить за своими вещами (игрушками, одеждой, книжками).
– Скажите, а у вас есть собственные вещи?
– Как вы обращаетесь со своими вещами?
– Экономика нужна взрослым для того, чтобы знать, сколько нужно изготавливать различных товаров (еды, одежды, игрушек), чтобы всего хватало каждому человеку и не оставалось лишнего.
Физкультурная минутка.
Буратино потянулся
Раз — нагнулся, два — нагнулся,
Руки в стороны развел
Ключик видно не нашел,
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
Беседа – размышление.
– Закройте глазки и представьте, что в нашем городе исчезла наука экономика. И вот на хлебном заводе не знают, что изготавливать. По просьбе детей, вместо хлеба изготовили игрушки. Как вы думаете, что случиться, если в хлебном магазине будут продавать только игрушки?
– Выходит, что экономика помогает узнать взрослым, что именно нужно производить и для кого.
– А теперь представьте, что на молокозаводе не знают сколько, в нашем городе детей. И вот на детский праздник изготовили по 100 кг мороженного на каждого ребенка. Конечно же, дети объелись и заболели. А всё из-за того, что взрослые не учили экономику и не знали, сколько изготавливать мороженного.
– Выходит, что экономика помогает найти ответы на вопросы :«Что изготавливать?», «Для кого изготавливать?» и «Сколько изготавливать?».
Дидактические игра.
Игра – обобщение «Всё это экономика».
Правила игры. Воспитатель предлагает детям устно определить, являются ли названные понятия предметом изучения экономики. Отвечает ребенок, получивший мячик от воспитателя.
Деньги – да
Профессии – да
Скакалка – нет
Апельсин – нет
Цена – да
Производство – да
Завод – да
Стол – нет
Фабрика – да
Заяц – нет …
Работа над пословицами.
Воспитатель предлагает детям вспомнить пословицы о труде и его значении для человека.
«Тяжело тому, кто от работы бежит»
«Кто ленится, тот не цениться»
«Где охота и труд, там поля цветут»
«Делу время – потехе час»
«По твоим делам о тебе судят»
Работа над словообразованием.
Детям предлагается всем вместе составить слово «экономика» из красочных букв «Э», «К», «О», «Н», «О», «М», «И», «К», «А».
Изображение предметов.
Детям предлагаться нарисовать предметы, которые изучает экономика.
Давайте, еще раз напомним Буратино, что такое экономика? для чего нужна экономика? Просмотр мультфильма «Азбука финансовой грамотности»
Приложение 2
Пословицы и поговорки
«Экономическое воспитание дошкольников»
В долгах, как в шелках.
Грош, что потом заработан, милей даровых рублей.
Долг платежом красен.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Из грошей рубли растут.
Копейка рубль бережет.
Не богатство друг, а друг – богатство.
Не в деньгах счастье.
Платье шей, когда есть лишние деньги.
Погнался за уткой и утенка упустил.
С деньгами, всяк молодец.
Скупой никогда не будет богат.
«О труде»
В страду одна забота: не стояла бы работа.
Кончил дело – гуляй смело.
По работе и плата.
Терпенье и труд все перетрут.
Труд кормит, а лень портит.
Ремесло – золотой кормилец.
Ремесло, пить, есть - не просит, а хлеб приносит.
Уменье везде найдет примененье.
Не работа дорога – умение.
Вся работа мастера хвалит.
Дело мастера боится.
На час опоздаешь – годом не наверстаешь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без работы день годом станет.
Без труда и отдых не сладок.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Хорошо живет тот, кто много работает и учится.
Горька работа, да сладок хлеб.
Без клещей кузнец – что без рук.
Без охоты нет работы.
Без работы и печь холодна.
Без ремесла как без рук.
Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь.
Без труда нет плода.
Берись за то, к чему ты годен.
Будешь трудиться, будет у тебя и хлеб и молоко водиться.
Была бы охота, а работа найдется.
Все скоро сказывается, да не все скоро делается.
Всяк на себя свой хлеб добывает.
Всяк своим разумом кормится.
Всякое ремесло честно, кроме воровства.
Всякий человек в деле познается.
Всякое уменье трудом дается.
Где хотенье, там и уменье.
Глину не мять – горшков не видать.
Дело - словом не заменишь.
Дело заделано – надо доделывать.
Делом спеши, да людей не смеши.
Делу – время, потехе – час.
Дерево смотри в плодах, человек - в делах.
Для добра трудиться – есть чем похвалиться.
Если идет работа, спать неохота.
Ешь досыта, а работай до пота.
Живи всяк своим умом, да своим горбом.
За все браться – ничего не сделать.
Кто мало говорит, тот больше сделает.
Кто не работает, тот не есть.
Куй железо, пока горячо.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Мед есть – в улей лезть.
Не бывать скуки, коли занять руки.
Не печь кормит, а руки.
Не поклоняясь до земли, и грибка не подымешь.
Не привыкай к безделью, учись рукоделью.
Каков работник, такова ему и плата.
Трудолюбив как муравей.
«О деньгах, цене»
Деньги – не голова: наживное дело.
Доход не живет без хлопот.
Каждый час простоя – река убытку.
Прибылью хвались, убыли стерегись.
Чужие деньги считать – не разбогатеть.
Деньги счетом крепки.
Копейка копейку родит.
Не деньги нас наживают, а мы их.
Копеечка к копеечке – рубль набегает.
Копейка рубль бережет.
Копейка обоз гонит.
И дешево и сердито.
Лишняя денежка карману не в тягость.
Хлебу – мера, слову – вера, деньгам – счет.
Денежки счет любят.
Злато не говорит, зато много творит.
Кто копейку не щадит, тому рубль нипочем.
Деньги – дело наживное.
Здоров буду и денег добуду.
Деньги не в деньгах, а в делах.
Копейку сберег – рубль получил, рубль сберег – капитал нажил.
Время – деньги.
«О купле – продаже, товаре»
Не купля учит – продажа.
Куплей да продажей торг стоит.
Хороший товар не залежится.
Лежащий товар не кормит.
Цена хороша, а не будет барыша.
На что спрос, на то и цена.
Торговля – кого выручит, а кого выучит.
Дешево покупается – недолго носится.
Кота в мешке покупать нельзя.
Товар лицом продается.
Чего мало, то дорого, чего много, то дешево.
Товарами лавка красится.
Базар цену скажет.
Мало в привозе – много в запросе.
Прибыль с убытками на одних санях едут.
Без хозяина товар плачет.
Что продается и покупается – товаром называется.
Имеешь товар, будут и деньги.
Лишний рубль на рекламу отдашь – товар выгодно продашь.
«О бережливости»
Бережливость лучше богатства.
Запасливый - нужды не терпит.
Из грошей рубли вырастают.
Не деньги богатство – бережливость да разум.
Собирай монеты медные – пригодятся в дни бедные.
Бережливость лучше прибытка.
Запас человека не портит.
И медведь из запаса лапу сосет.
Курочка по зернышку клюет, да сыто живет.
Пушинка к пушинке – и выйдет перинка.
Лучше свое поберечь, чем чужое прожить.
«О мотовстве»
Дать тебе волю – спустишь и отцовскую долю.
Живет на широкую ногу.
Рубль наживает, а два проживает.
Займом богат не будешь.
«О лени»
Лень до добра не доводит.
Лень мужика не кормит.
Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.
Пролениться – и хлеба лишиться.
«О смекалке»
Лисичка всегда сытей волка бывает.
Смекнешь да схитришь – врагов победишь.
«О добре»
Доброго держись, а от худого удались.
Доброе дело само себя хвалит.
«О богатстве и бедности»
Бедному кусок за целый моток.
Бедность не порок, а без шубы холодно.
Бедный молодец честью богат.
Богат творит как хочет, а убог – как может.
Богатому не спится: богатый вора боится.
Богатство ум рождает, а бедность последний отнимает.
Богатством ума не купишь.
Богатый бедного не разумеет.
Богатый бедному не брат.
«О договоре»
Договор лучше денег.
Уговорец – родной братец всем делам.
Уговор дороже денег.
Приложение 3
Экономический словарь
АВАНС — деньги (часть заработной платы, которые выплачивают до окончания всей работы.
БАНК — организация, которая имеет право принимать деньги на хранение и давать их в долг.
БАНКИР — управляющий или владелец банка.
БЕДНЫЕ — люди, которые имеют очень низкие доходы и поэтому не могут удовлетворить необходимые потребности, и у которых нет накоплений.
БЕЗРАБОТНЫЙ — человек, который не работает или потерял работу.
БЕРЕЖЛИВЫЙ — человек, который бережно относится ко всему, что его окружает.
БОГАТЫЕ — люди, у которых большие доходы и есть накопления.
ВАЛЮТА — деньги других стран.
ДЕНЕЖНАЯ КУПЮРА — бумажные деньги с обозначенной на них стоимостью.
ДЕНЬГИ — это бумажные или металлические знаки как средство покупки товаров или оплаты услуг.
ДЕШЕВЫЙ — имеющий низкую цену, недорогой.
ДОЛГ — вещи, ценные бумаги или деньги, взятые на время с обещанием (обязательством) вернуть в определенный срок.
ДОЛЛАР — денежная единица в США, Канаде, Австралии и некоторых других государствах.
ДОРОГОЙ — имеющий высокую цену.
ДОХОД — деньги, которые получает отдельный человек, предприятие или государство в результате какой-либо деятельности.
ЕВРО — денежная единица Франции, Германии, Австрии, Бельгии и других европейских стран (стран, входящих в Европейский Союз).
ЗАРПЛАТА (заработная плата) — деньги, получаемые за работу.
МЕНЕДЖЕР — человек, который помогает управлять производством, организует его.
МОНЕТА — металлический денежный знак.
НАКОПЛЕНИЯ — деньги, которые откладывают или хранят в банке.
ПЕНСИЯ — деньги, выплачиваемые тем, кто проработал много лет и достиг определенного возраста.
ПОСОБИЕ — денежная помощь государства тем людям, которые не могут самостоятельно зарабатывать для того, чтобы удовлетворить жизненно важные потребности.
ПОТРЕБНОСТЬ — то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ — количество и качество предлагаемых товаров и услуг.
ПРЕМИЯ — деньги, получаемые в добавление к заработной плате за особые успехи в работе.
РАСХОД — деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить товары.
РЕКЛАМА — информация (сообщение) о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю — сделать нужную покупку.
РЕКЛАМНЫЙ АГЕНТ — человек, который распространяет сведения о достоинствах товаров и услуг с целью продажи.
СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ — распределение доходов и расходов в семье.
СПОНСОР — человек (или предприятие, который помогает деньгами отдельным людям или группам людей в осуществлении какого- либо мероприятия и не требует возврата своих денег.
СПРОС — показывает, сколько людей хотят приобрести товар.
СТИПЕНДИЯ — денежная поддержка государства тех, кто хорошо учится.
ТОВАР — изделие, вещь, которые продаются, покупаются или обмениваются.
ТРАНЖИРА — тот, кто тратит деньги (материалы, время) попусту.
УСЛУГА — деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека.
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ — тот, кто умеет правильно вести домашнее хозяйство.
ЦЕНА — денежное выражение стоимости товара или услуги.
ЭКОНОМНЫЙ — человек, который с наименьшими затратами сил, средств и времени добивается лучших результатов.
Приложение 4
Конспект непосредственной образовательной деятельности
«В гостях у Гнома Эконома»
Цель: Дать детям первоначальные сведения об экономике
Задачи: Способствовать формированию экономического сознания. Развивать логическое мышление, умение делать выводы и умозаключения. Пополнить словарный запас
Материалы и оборудование: Презентация, сигнальные карточки с надписями «доход»+ и «расход» -; паровозы «хочу» и «надо»; картинки с изображением желаний и потребностей; чёрный ящик, шоколадные монеты.
Ход: Здравствуйте ребята!
Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно
Говорю тебе: «Привет!» Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг, здравствуй весь наш дружный круг.
Дети рассаживаются на стульчики.
Сегодня нас пригласили в гости, а кто попробуйте догадаться.
Загадка про Гнома: Слайд №2
Кто с фонариком веселый носит синий сюртучок;
Вместо шапки удлиненный, красный-красный колпачок?
Заповедные тропинки по утрам, кто подметает?
И грибы по две корзинки в чаще леса собирает?
На полянке старый дом… Кто живет в нем, детки?. (Гном)
Гномэконом: Здравствуйте, ребята!
Я веселый, добрый Гном, добрый Гном Эконом,
Люблю денежки считать и хозяйство возглавлять.
С вами рядом я живу, с экономикой дружу.
Воспитатель: Да, это гном и у него очень странное имя – Гном Эконом. Ребята, а что такое экономика? (Ответы детей)
Экономика – наука о ведении хозяйства в семье, и в стране.
Гном Эконом приглашает вас познакомиться с его друзьями, с семьей экономистов.
Что такое семья? (Ответы детей) Вы согласны? Итак, давайте знакомиться!
Слайд №3. Ребята- это папа экономист. Посмотрите и скажите, где и кем он работает? (На стройке. Он строитель) За свою работу он получает зарплату.
Слайд №4. Это мама экономистка. Где и кем работает мама? (Мама работает в больнице, она детский доктор- педиатр) За свою работу она получает зарплату.
Слайд №5. Бабушка и дедушка – экономы уже нигде не работают, т. к. старенькие. Но они получают пенсию, потому что работали, когда были молодыми.
Слайд №6. Знакомьтесь, это старший брат. Брат не работает, т. к. учится в институте. Учеба тоже труд, за него он получает стипендию. Стипендия – это тоже деньги. Что получает брат за свой труд?
Слайд №7. Его сестра нигде не учится и не работает. Она еще маленькая и ходит в детский сад. Никаких денег она еще не получает.
Воспитатель: Сейчас мы проверим, внимательно ли вы меня слушали:
Сколько всего человек в семье? (ответы детей)
Как называются деньги, которые родители получают за свой труд?
Что получают бабушка и дедушка?
Что такое стипендия? Кто в семье ее получает?
Молодцы! Вы справились!
Слайд №8. Заработная плата, пенсия, стипендия = семейный бюджет.
Слайд №9. «Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб, и молоко водиться» (пословица).
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
Слайд №10. Физкультминутка: «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живем
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить
(отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока, (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька!
(спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Гном Эконом: Бюджет семьи – это схема доходов и расходов. Подумайте, на какие нужды в вашей семье в первую очередь расходуют месячный бюджет. Это то, на что мы тратим деньги:
Слайд №11: -товары первой необходимости (еда, вещи, обувь);
Слайд №12: -коммунальные услуги (оплата за квартиру, свет, газ, телефон) и др.
Слайд №13: Есть еще товары длительного пользования (дорогостоящие вещи – машина, холодильник, пылесос, мебель).
Гномэконом: ребята, давайте поиграем в игру «Доход-расход» Слайд №14.
Возьмите пожалуйста сигнальные карточки (+ и -) плюс –это доход семьи, минус- расход.
Я буду проговаривать события, а вы должны определить, что это – доход или расход семьи?
Нужно поднять соответствующую сигнальную карточку и объяснить свой выбор:
папа получил зарплату (доход);+
бабушка заболела (расход); -
выиграли в лотерею (доход); +
потеряли кошелек (расход); -
продали часть урожая помидор (доход); +
нашли 100 руб. (доход); +
порвались штаны (расход); -
заплатили за воду (расход); +
купили арбуз (расход). –
Гномэконом: Я знаю, что у многих детей есть дома копилка. Что бы вы купили на накопленные деньги.
Игра «Копилка желаний». Дети передают из рук в руки копилку и произносят свои желания.
А теперь давайте поиграем в «Хочу и надо».
Хочу – это значит желание (без этого предмета я смогу прожить, а надо – это потребности (не смогу прожить, если не приобрету).
Правила: определить, к какому понятию («хочу» или «надо») относится изображенный на картонке предмет, и приложить к нужному паровозику (хочу или надо) свой вагон.
Слайд №15. Гномэконом приготовил для вас подарок: черный ящик. Надо отгадать, что в нем находится. Подсказка: Их делают из бумаги и металла.
У одних людей их много, а у других мало.
В разных странах их называют по-разному.
Воспитатель: Правильно, это деньги.
Воспитатель: Ребята, давайте мы расскажем, что мы знаем о деньгах, а поможет нам песня «Деньги-лепесточки». (Дети поют и танцуют)
Слайд №16.Песня «Деньги-лепесточки».
1. Что такое деньги? Знают даже дети. Да и как же этого не знать?
Деньги, как цветочки, разные листочки, но на них не надо рисовать! (2р)
2. Для чего нам деньги? Тоже знают дети. Да и как же этого не знать!
А чтобы по рынку нам бродить с корзинкой, спелую малину покупать. (2р)
3. Где берутся деньги? Тоже знают дети. Да и как же этого не знать!
Книжечки с замочком, то есть кошелечки их оттуда просто доставать. (2р)
4. Почему листочки, деньги-лепесточки брать без спросу детям не велят.
Мы расспросим маму, мы расспросим папу, и они нам это объяснят. (2р)
Гномэконом и я благодарим вас за работу. Вы – молодцы! До новых встреч!
Приложение 5
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Квест - игры: «Путешествие в Экономику».
Цель: повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний.
Задачи: 1. Расширить представление детей о необходимости рационального использования денег, о том, откуда берутся деньги, что такое труд за деньги.
2. Дать представление о возможности оплаты товара монетами разного достоинства.
3. Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умения договариваться между собой, выполнять задания в определенных условиях.
4. Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
5. Сформировать навыки командной работы
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Демонстрационный материал: «Монетки»; дидактические игры: «Собери банкноту», «Кому, что нужно для работы?»; бумага для оригами, карта «Доходы и расходы», вывеска «Базар», мелкие предметы, шоколадные монетки, план путешествия, письма.
Ход игры:
Кот Белобок: - Ребята, я целый год приходил к вам в гости, рассказывал много интересного и познавательного. А сегодня хочу, чтобы вы порадовали меня своими знаниями по экономике. Предлагаю поиграть. Согласны?
За правильные ответы вы будете получать монетки, на которые сможете приобрести товар. Узнав, о том, что мы с вами хотим поиграть, герои сказок прислали вам, ребята, свои письма с заданиями. А действовать мы будем вот по этому плану. (Показываю план).
Давайте разделимся на две команды и наша игра станет соревновательной.
1 команда – «Денежки»
2 команда – «Монетки»
Девиз 1 команды: «Делу время - потехе час»
Девиз 2 команды: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
Кот: Итак отправляемся в путешествие. В сказочное путешествие. Для начала нам нужно попасть в сказку. Ножкой топнем, В ладоши хлопнем Вокруг себя повернемся, Дружно за руки возьмемся, Глаза закроем, скажем «Ах!» и окажемся в гостях!
В гостях у сказки! 1 станция. «Буратино» Первое послание от героя сказки: Деревянный озорник из сказки в нашу жизнь проник. Любимец взрослых и детей, Смельчак и выдумщик затей, Проказник, весельчак и плут. Скажите, как его зовут? (Буратино) «Отгадайте мою загадку: 1. Бывают они медные, Блестящие, бумажные, Но для любого из людей, Поверьте, очень важные! (Монеты) 2. У меня игрушка есть, И монеток в ней не счесть. Моя игрушка — свинка, Дырка у нее на спинке. Монетки в дырку я кладу, Когда их станет много, жду. (Копилка) Кот: Правильно, ребята, деньги! - Для чего нужны деньги? (Покупать товар, копить, давать в долг, коллекционировать..) - Совершенно верно. Деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно. - Как называются бумажные деньги? (купюры, банкноты) - Как называются металлические деньги? (Монетки). - Как называются иностранные деньги? (Валюта). Сейчас каждая команда должна сложить денежную банкноту
Игра «Собери банкноту».
- Вы хорошо справились с заданием, но куда вы будете складывать деньги? Где хранятся деньги? (В кошельке, в банке, в копилке, в сундуке). Следующее задание от Буратино «Сложить из бумаги кошелёк.»
Я кладу их не в платок, Я кладу их в кошелек. (Деньги) Получайте монетку.
2 станция: «Стрекоза» Текст письма: «Ребята! Я не пойму почему муравей не пустил меня к себе жить? Стрекоза. - Ребята, из какого произведения Стрекоза?(Из басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»)- А почему она такая грустная? Почему муравей не пустил Стрекозу к себе жить? (ответы детей). - Для чего нужно работать? - Правильно, ребята, чтобы хорошо жить нужно обязательно трудиться, работать. Игра «Кому что нужно для работы»
- А что вы можете посоветовать Стрекозе? (Работать, открыть своё дело, проводить праздники)
3 станция: «Три поросёнка» Пишет вам Наф-наф. Нас трое братьев, мы работаем строителями. И получаем за это зарплату. Ниф-ниф получил зарплату и всю истратил на новую шляпу и шорты, а братец Нуф-нуф когда получил зарплату, то пошел в лесное кафе «Сластена». И зарплаты хватило только на один день. А ведь нужно еще платить за квартиру и телефон. И продукты нужно покупать. Как нам быть?"
Кот: Как помочь поросятам?. (Они должны рассчитать свой бюджет).Кот подводит детей к схеме, на которой выкладываются понятия - расход, доход и из чего они состоят. (Схема в виде большого кошелька, карточек квартплата, телефон, детский сад, игрушки, одежда, банк). - Что такое доход? (Зарплата, пенсия, стипендия, пособия) - Что такое расход? - Как называются «доходы» и «расходы» семьи? (бюджет). - Что такое потребности? - Какая главная потребность человека? (пища) Игра «На чём можно экономить?»
4 станция: «Муха – Цокотуха» Муха, Муха - Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базарИ купила самовар: "Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!" - Из какой сказки Муха-Цокотуха? (Из одноименной сказки К.Чуковского) - Ребята, а мы с вами пойдём на базар? (Да!) Но прежде нужно решить экономические задачи: 1. Когда шуба стоит дороже: летом или зимой? Почему? 2. Когда будут дешевле груши: летом или зимой? Почему? 3. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее? 4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 5 рублей за 1 килограмм, а в другом по цене 6 рублей за 1 килограмм. В каком магазине раскупят огурцы быстрее? Почему? 5. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на продукты из него? 6. На что расход денег будет больше: на покупку машины или билета на поезд? Молодцы, решили все задачи. Получайте ещё монетки. А теперь отправляемся на базар.
Каждой команды по пять монеток. Что вы на них можете купить, если мяч стоит 1 рубль, машинка - 3, вертолёт - 2, краски -1, ручка - 4, конструктор - 5. (Каждая команда сообща выбирает что они смогут купить). - А что нельзя купить? (ответы детей). - Правильно дружбу, честность, доброту, любовь, уважение, здоровье. Потому что это ни за какие деньги не купишь. И это самое главное. - Все вместе дошли до нашего сейфа, в котором хранятся монетки. Вы очень хорошо справились со всеми заданиями, используя свои знания, умения, смекалку. Молодцы! (Кот Белобок дарит детям шоколадные монетки).
Приложение 6
Конспект непосредственной образовательной деятельности «История возникновения денег».
Цель: дать представление о денежной единице и познакомить с историей возникновения денег.
Задачи:
Научить понимать назначение денег, вызвать интерес к прошлому предмета;
Способствовать развитию любознательности, логического мышления;
Развивать инициативу, организаторские способности детей.
Оборудование и материалы:
Презентация на тему: «Денежная история»;
фотографии с изображением бумажных купюр и монет;
комплект бумажных монет достоинством 1, 2, 5 и 10 рублей для каждого ребенка; игрушки с ценниками.
Ход занятия.
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята. Сегодня я хотела бы вместе с вами вспомнить историю одного из героев сказки. Кого именно, вы узнаете разгадав мою загадку.
На завтрак съел он только луковку,
Но никогда он не был плаксой.
Писать учился носом буковки
И посадил в тетрадке кляксу.
Не слушался совсем Мальвину
Сын папы Карло …
Правильно Буратино. Давайте вспомним, что за история с ним приключилась (дети рассказывают сказку). Молодцы, наш озорник так хотел попасть на представление, что обменял азбуку, которую ему подарил папа Карло на билет. Почему он так сделал? (у него не было денег).
Вот мы и поговорим сегодня о деньгах. Когда то в древние времена люди не знали, что такое деньги.
—- Как вы думаете, как они расплачивались, когда денег еще не было? (Может, камешками? Или палочками). Древние люди действительно расплачивались камешками, но позже — ракушками, которые назывались каури. Их собирали на веревочку, как бусы. А до этого люди просто обменивали товар на товар, они просто обменивались друг с другом различными предметами например, одного быка на 2 топора.
— Как вы думаете, удобно было пользоваться таким расчетом? (Не очень.) Почему? Вот представьте, что вы идете в магазин что-нибудь купить и вам надо с собой взять быка или корову, чтобы расплатиться (Это неудобно, потому что они занимают много места, их нельзя положить в карман, как деньги.) Молодцы Правильно позже появились металлические деньги (показывает картинку). Они были тяжелые и занимали много места. И наконец, появились бумажные деньги (показывает картинку)
Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было делать монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а у из золота самые дорогие. У металлических денег был важный недостаток - тяжелы и занимают много места. Богатым купцам было очень не удобно возить с собой такой груз: как ни прячь, разбойник и грабители сразу его найдут. И люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой бумажные расписки на это золото.
Так впервые и получились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству они равны.
В разных странах люди раньше использовали разные предметы для расчета и обмена.
-А какими деньгами мы пользуемся сейчас? (Бумажными, металлическими
монетами.) Чем, по-вашему, удобнее пользоваться? (Бумажными деньгами, так как они занимают мало места и легче металлических монет.
Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов из презентации «Денежная история»
Физкультминутка.
Упражнение на координацию речи с движением (движения по тексту):
Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать
Потянуться, улыбнуться
Наклониться и прогнуться.
Воспитатель:
Ребята, а теперь мы познакомимся с достоинствами монет - они бывают разными. Кто знает, какая самая маленькая монета? (Ответы детей).
Правильно, копейка. Она самая маленькая и на нее ничего нельзя купить, но все равно без нее не обойтись. Есть у нас еще 5 копеек,10 копеек и 50 копеек.
-Ребята, какая самая большая, старшая из российских монет? – 10 рублей. Правильно.
Воспитатель:
-А теперь немного поиграем с вами. Перед вами «магазин», где вас ждут игрушки.
Ребята, достаньте, пожалуйста, ваши «кошельки», и разложите монеты на столе. Перед тем, как идти в магазин за покупками, я хотела бы проверить, сможете ли вы совершать небольшие покупки самостоятельно. Не хочется, чтобы вас там обманули.
Я сейчас буду в роли продавца, а вы – покупатели. Продам я вам вот такие игрушки, на них есть цена, у каждого из вас она своя. Подготовьте мне деньги, в соответствии с указанной ценой, и положите их на край стола. Я пройду мимо каждого и проверю правильность ваших подсчетов.
А теперь я стану покупателем, а вы – продавцами. Я каждому из вас даю монету достоинством в 10 рублей, а вы – вернете мне сдачу. А вот еще одну проверку я вам устрою! Я попрошу вас разменять мне монету в 5 рублей более мелкими монетами. И варианты возможного обмена напишите на листочках.
Вы, конечно видели у своих родителей и бумажные деньги. Кто может мне их назвать (ответы детей).
Я вижу, что вы много знаете о деньгах и для чего они нужны.
Подведение итогов.
Давайте, вспомним, о чем мы сегодня говорили:
-Как раньше люди обходились без денег, чем они их заменяли?
-Как в разных странах расплачивались раньше за покупки?
-Какие деньги появились первыми?
-Какие деньги сейчас?
_ Что нового вы узнали сегодня на занятии?
_ Что вызвало затруднение?
-Что понравилось больше всего?
Ребята, я уверена. что вы теперь сами сможете расплатиться в магазине за покупку и не будете вести себя как Буратино.
Приложение 7
Конспект непосредственной образовательной деятельности
«Путешествие в мир денег»
Цель: Познакомить детей с деньгами разных стран.
Задачи:
- Закреплять понятие «деньги», познакомить с понятием «валюта», с денежными знаками других стран (на примере евро, доллара, юаня, тенге и др.
- Расширять активный и пассивный словарь;
Развивать устную речь, наглядно-образное мышление, внимание, память
воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь
Оборудование: Ноутбук (для показа презентации, лото «Валюта», таблички с цифрами 1, 2, 3
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, сегодня ко мне на электронную почту пришло письмо от Царя лесных зверей – Льва (слайд 1). Давайте прочитаем письмо (слайд 2):
Здравствуйте, ребята!
Я царь зверей – Лев, хочу со своими подданными
отправиться в путешествие по разным странам.
Но мы не знаем с чего начать.
Прошу помочь вас, дети, в наших начинаниях!
Ну что ребята, поможем Льву и его поданным?
(ответы детей)
Воспитатель:
- Итак дети, скажите пожалуйста, без чего мы в первую очередь не сможем обойтись. Что нам нужно для приобретения чего- либо – еды, одежды, билетов на самолет, если мы отправляемся в отпуск.
(Ответы детей)
- Правильно, ребята – это деньги! Как называются деньги в нашей стране?
(ответы детей)
- Конечно, это рубли. А как вы думаете, в других странах можно расплачиваться рублями?
(Ответы детей)
- Верно, мы не можем расплачиваться рублями, потому что в каждой стране свои деньги, своя денежная единица или валюта. Мы сейчас посмотрим презентацию о деньгах разных странах.
Просмотр презентации на ноутбуке. Воспитатель комментирует слайды, на которых изображены государства и их валюты: Германия – Евро (слайд 3 - 4, США - доллар (слайд 5 - 6, Китай– юань (слайд 7 - 8, Армения – драм (слайд 9 - 10, Казахстан – тенге (слайд 11 – 12, Туркменистан – манат (слайд 13 - 14).
Воспитатель:
- На самом деле стран очень много и разных денег, валют тоже. Таким образом мы можем сказать, что валюта – это денежная единица данной конкретной страны. А сейчас, дети, мы с вами сыграем в игру. Нам нужно соотнести валюты, т. е. деньги с их странами.
Для этого нам нужно поделиться на три группы. Первая группа – это первый ряд, вторая - второй ряд, а третья группа – третий ряд. Первая группа подходит к столу под цифрой 1, вторая к столу под цифрой 2, а третья группа к столу под цифрой три.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель:
- А теперь давайте проверим все ли вы правильно сделали.
(Слайд 15). Слайд 15 поделен на 6 частей, на каждой из которых изображена страна. Каждая валюта закрыта изображением своего государства. Воспитатель называет страну, мышью наводит на эту страну, после чего по щелчку изображение достопримечательности страны исчезает и на месте страны появляется валюта. Таким образом дети сверяют, все ли верно они выполнили.
- Таким образом, ребята, чтобы отправиться в путешествие, что нужно льву в первую очередь?
(ответы детей)
- Правильно, деньги той страны, в которую собираешься. Когда мы приезжаем в другую страну, нам нужно наши рубли обменять на деньги той страны, в которую мы приехали. Например в Германии нам нужно будет поменять российские рубли на евро, в США на доллары и т. д.
А теперь давайте, мы с вами отправим вот это лото электронной почтой (слад 16) царю зверей – льву, что бы он смог отправиться в путешествие со своими подданными.
Приложение 8
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Труд пчеловода".
Цель: дать детям первоначальное представление о труде пчеловода: пчеловоды разводят пчел, летом они собирают мед. Мед- полезный продукт. Труд пчеловода интересный. Воспитывать уважение к человеку - труженику.
Оборудование: игрушка пчелка, улей с рамками, костюм пчеловода, дымарь.
Ход занятия.
Воспитатель загадывает детям загадку о пчеле:
Летит - гудит,
Сядет - молчит.
Целый день в трудах,
То в лугах, то в садах.
И кто ей друг -
Тот всегда с медком.
А кто ей не люб -
Спасайся бегом!
-К нам тоже прилетела пчела, ее зовут Майя. Посмотрите
какая она красивая.
Ребята, кто знает песенку пчелы?
Дети: Ж-ж-ж-ж.
Вос: Что делают пчелы?
Дети: Собирают мед.
Вос: Где живут пчелы?
Дети: В ульях.
Вос: Улей - это дом для пчел. Подойдите ко мне,
посмотрите вот он какой.
(в группе находится настоящий улей)
Вос:Весной пчелы вылетают из ульев и отправляются
искать сладкий сок- нектар. Нектар пчела высасывает хоботком и летит к себе домой в улей. В нем пчела строит из
воска много сотов.
-Дети кто ухаживает за пчелами?
Дети: Человек, люди.
Вос: Этот человек - пчеловод. Давайте вместе скажем
ПЧЕЛОВОД. Чтобы пчелы его не кусали, он надевает
специальный костюм или шапку с сеткой (воспитатель показывает костюм, надевает его на себя).
Вос: Пчеловод работает на пасеке. Работа пчеловода очень интересная и полезная. Прежде чем начать работать с пчелами, пчеловод берет дымарь, набивает его разными палочками и разжигает его.
(воспитатель показывает)
Вос: Потом пчеловод подходит к улью, снимает крышку,
посмотрите, под крышкой лежит подушка. Как вы думаете,
зачем она нужна? Подушка нужна, чтобы пчелам было
тепло. А под подушкой лежит холстик, затем пчеловод
приоткрывает холстик и начинает дымарить, пчелы
прячутся от дыма и можно спокойно смотреть пчел.
(все сказанное воспитатель демонстрирует детям)
Вос: В ульях живет много пчел, там есть пчелы - девочки и
мальчики, которых называют
трутнями, и мама - матка, она отличается от других пчел, у
нее длинный хвостик.
Пчелы очень трудолюбивы, но трудятся там пчелки-
девочки, а мальчики - трутни только кушают мед.
Вос: Летом пчеловоды собирают мед, наливают его в
бочонки или банки.
Дети, а вы любите мед?
Дети: Да.
Вос: Кто из диких животных тоже любит мед?
Дети: Медведь.
Вос:Давайте поиграем в игру "Медведь и пчелы"
Вос: А какой он мед? Дети: Вкусный, сладкий, полезный.
Вос: Мед очень вкусен и полезен. Он лечит многие болезни,
например, когда болит горло или человек простужен.
А сейчас, ребята, мы с вами попьем чай с медом.
(просмотр мультфильма «Пчела», проводится чаепитие с медом)
Приложение 9
Конспект непосредственной образовательной деятельности
«Что такое реклама»
Рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций
Задачи:
•Обучающие: дать представление о рекламе и ее назначении.
•Развивающие: развивать умение отличать собственные потребности от тех, которые навязывает реклама. Развивать у детей и положительное отношение к рекламе, вызывать интерес к ней.
•Воспитательные: воспитывать интерес к основам финансовой грамотности.
Словарная работа:
Реклама — это информация о товаре, с целью его более быстрой реализации (продажи). Порой можно дать объявление и ваш товар будет намного легче продать.
Краткий ход занятия:
1. Чтение сказки «Как старик корову продавал». Вопросы по сказке.
2. Беседа «Что такое реклама?»
3. Физкультминутка.
4. Игра «Реклама товара»
5. Презентация «Разновидности рекламы»
6. Итог занятия.
Конспект занятия
1. Чтение сказки «Как старик корову продавал» Сергей Михалков
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
- Не много ли просишь, старик, за неё?
- Да где наживаться! Вернуть бы своё!
- Уж больно твоя коровёнка худа!
- Болеет, проклятая. Прямо беда!
- А много ль корова даёт молока?
- Да мы молока не видали пока.
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренёк пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком;
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!
- Да так ли! Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой.
- А много ль корова даёт молока?
- Не выдоишь за день - устанет рука.
Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому -
Такая скотина нужна самому!
Вопросы по сказке:
Почему у старика так и не получилось продать свою корову?
Кто согласился помочь старику?
Почему у паренька появились покупатели?
У кого бы вы захотели бы купить корову, у старика или паренька?
Почему?
2. Ребята, вы, наверное, много раз слышали слово «реклама» и по радио, и по телевидению. Дети, как вы думаете, что такое реклама, для чего она нужна? (Ответы детей.)
Реклама — это когда людям дают информацию о том, какой хороший товар продается, о его пользе, о его необходимости, чтобы покупателям захотелось приобрести данную вещь для себя. Какую рекламу товара вы помните? (Дети вспоминают информацию, полученную по телевидению и радио.)
3. Физкультминутка по выбору воспитателя.
4. А теперь я предлагаю немного поиграть. Мы сегодня с вами будем рекламировать товар.
На столе лежат несколько заранее заготовленных предметов для рекламы (машина на пульте управления, набор фломастеров, книга).
Воспитатель вызывает троих детей и предлагает им составить рекламу (небольшой рассказ из 4-5 предложений, которая бы описывала товар и завлекала покупателей для покупки.
После рассказов воспитатель хвалит детей, по желанию игра повторяется еще раз.
5. Ребята, я, как человек взрослый, обращаю внимание на очень большое количество рекламы. Она попадается мне буквально на каждом шагу. И сейчас я хочу вам показать презентацию, в которой вы увидите различную рекламу детских товаров.
Я хочу обратить ваше внимание на то, какой яркой и красочной она может быть. Какой заманчивой она, порой, для нас бывает.
6. Итог занятия.
Приложение 10
Игра КВН «Путешествие в мир экономики».
Цель: В игровой занимательной форме закрепить знание детьми различных экономических понятий: товар, бартер, ссуда, реклама и т. д. ;
закрепить знание пословиц и поговорок по экономической тематике;
развивать связную речь, умение обосновывать свои ответы;
развивать смекалку, сообразительность, логическое мышление при решении экономических задач;
продолжать развивать экономическое мышление, интерес к материально-предметному окружению;
побуждать к деловой активности;
воспитывать у детей интерес к экономике, рациональность.
Оборудование: наборы картинок с изображением различных товаров для игры «Универсальный магазин», две магнитные доски.
Предварительная работа: чтение книг Э. Мошковской «Мы играем в магазин», И. Шведовой «Экономическая азбука для детей и взрослых», С Михалкова «О рекламе»; заучивание пословиц и поговорок по экономической тематике; решение экономических задач; изготовление упаковки для мороженого, придумывание рекламы к нему; рассматривание различных рекламных плакатов и буклетов; сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации: «Что быстрее купят?», «Обмен», «Купи другу подарок», «Папа идёт в магазин» и т. д. ; организация и проведение сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Кафе», «Банк», «Супермаркет».
Ход занятия
Организация: дети заранее разделены на две команды, которые в процессе предварительной подготовки выполнили домашнее задание, разучили приветствие.
I.Вступительная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет не простое занятие. Мы поиграем в КВН. КВН – это соревнование. А, как вы знаете, на каждом соревновании есть судьи, которые оценивают работу участников. У нас тоже есть жюри. (Представляю членов жюри: заведующая детским садом, методист, воспитатели) Они будут внимательно следить за выступлением команд, оценивать ваши ответы и выставлять определённые баллы. А по окончании нашей игры подведут итог, определят и наградят победителей. Итак, мы начинаем КВН. (Звучит музыка).
II.Основная часть
Воспитатель: Сегодня в Клубе весёлых и находчивых встречаются две команды «Экономисты» и «Банкиры». Я прошу команды поприветствовать друг друга.
1. Приветствие команд.
Команда «Экономисты»
Капитан: Мы пришли на КВН
Знаниями помериться,
На вопросы отвечать,
Петь и веселиться.
Команда: Мы соперникам своим
Говорим:
«С вами мы сразимся,
Так просто не сдадимся».
Команда «Банкиры»
Капитан: Вызов мы
Принимаем с почтеньем,
Есть у нас сноровка,
Опыт и уменье.
Команда: Команде «Экономистов»
Шлём пламенный привет,
От всей души желаем
Дать правильный ответ.
Воспитатель: Соревнуясь в этом зале
Вы все останетесь друзьями.
Пусть кипит буря страстей,
А ваша дружба крепнет в ней.
2. Конкурс 1 «Разминка»
Командам по очереди задаются экономические вопросы. Правильный ответ оценивается в 2 балла.
1. Родители решили подарить своему сыну Ване коньки. В какое время года их выгоднее будет купить? Почему?
Ответ: Коньки выгоднее купить летом, так как это товар не сезонный и будет стоить дешевле.
2. В двух магазинах продают одинаковые фломастеры. В магазине «Читатель» они стоят 8 рублей, а в магазине «Канцтовары» - 6 рублей. В каком магазине их продадут быстрее? Почему?
Ответ: Быстрее продадут в магазине «Канцтовары» потому, что там они дешевле.
3. Лиса продавала на рынке грибы. У неё их была целая корзина. И ёжик пришёл на рынок грибы продавать. У него было две корзины грибов. Кто быстрее продаст свои грибы: ёж или лиса, если цена грибов у лисы – 5 рублей за штуку, а у ёжика – 3 рубля за штуку? Почему?
Ответ: Быстрее продаст товар ёжик, так как его грибы дешевле и у него будет больше покупателей.
4. Шапокляк выращивает в своём саду яблоки. Летом она продаёт по 2 рубля за килограмм, а зимой – по 4 рубля. Почему цена на одни и те же яблоки меняется?
Ответ: Зимой яблоки не растут и это редкий продукт- дефицит, потому они и стоят дороже.
Жюри подводит итоги конкурса.
3. Конкурс 2 «Домашнее задание».
Максимальная оценка конкурса – 4 балла.
Воспитатель: Молочный завод «Молоко Урала» решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск двух новых сортов мороженого: фруктовое и шоколадное. У вас было домашнее задание: разработать оформление для упаковки новых сортов мороженого и придумать рекламу.
Команда «Экономисты»
Реклама фруктового мороженого.
Зимой и летом
Вкусно и полезно.
Покупайте новое
Мороженое фруктовое.
Команда представляет эскиз упаковки фруктового мороженого и рассказывает что на ней изображено.
Команда «Банкиры»
Реклама шоколадного мороженого.
Мороженное шоколадное-
Невероятно вкусно, нежно.
Всем настоятельно рекомендуем
Купить и съесть его!
Команда представляет эскиз упаковки шоколадного мороженого и рассказывает что на ней изображено.
Жюри подводит итоги конкурса.
4. Конкурс 3 «Музыкальный конкурс».
Частушки на экономическую тему. Максимальная оценка – 4 балла. При оценивании учитывается оригинальность, соответствие теме.
Команда «Экономисты»
1. Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться.
Тут народу очень много,
Можем постесняться.
2. С экономикою нас
Начали знакомить.
Что такое «вклад» и «банк»,
Как деньги экономить.
3. Мы доход своей семьи
Вместе посчитали.
Знаем цену всем вещам,
Что нам покупали.
4.«Бизнес», «бартер» и «бюджет»-
Что это такое?
От гремучих этих слов
Детям нет покоя.
5. Будем знанья получать,
Капитал накопим.
И тебе, наш детский сад,
В будущем поможем.
6. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы все попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Команда «Банкиры»
1. Сочиняли мы частушки,
Очень все старались.
Только просим, чтобы вы
На нас не обижались.
2. В детском садике с монетой
Удивили мы полсвета,
Покупаем, продаём,
Мы играть не устаём.
3. Моя бабушка в чулке
Денежки хранила.
И пропали деньги те –
На спички не хватило!
4. Я бабуле говорю:
В банк тебя я отведу.
Там проценты ты получишь,
Заживёшь на них ты лучше.
5. Экономика больна,
И страдает вся страна.
Дайте вырасти нам только –
Вылечим её тогда.
6. Мы частушки вам пропели,
Думаем, что хороши,
Так похлопайте дружнее,
Мы старались от души.
Жюри подводит итоги конкурса.
5. Конкурс 4 «Конкурс капитанов».
Звучит музыка, на конкурс приглашаются капитаны команд. На двух магнитных досках подготовлены витрины для карточек с изображением товаров. Оценка конкурса: 1 карточка – 1 балл.
Воспитатель: В нашем городе открывается новый универсальный магазин. На склад завезли много разных товаров. Необходимо разложить товар в продовольственный и промышленный отделы. Капитан команды «Экономисты» заполняет товаром продовольственный отдел, а капитан команды «Банкиры» - промышленный отдел.
Жюри подводит итоги конкурса.
6. Конкурс 5 «Ретро конкурс».
Оценка конкурса: 1 ответ-1 балл.
Воспитатель: Люди, которые занимаются бизнесом, должны быть образованными, умными и порядочными, и, что особенно важно, разбираться в экономических вопросах. Господа бизнесмены, вспомните пословицы и поговорки в которых затрагиваются вопросы экономики.
1. Деньги легче прожить, чем нажить.
2. Кто баклуши бьёт – добра не наживёт.
3. Копейка рубль бережёт.
4. Честность-лучшее богатство.
5. Раз ты бездельник – сиди без денег.
6. Деньги не то, что заработано, а то, что с умом потрачено.
7. Не деньги нас зарабатывают, а мы их.
8. Не сиди на печи – будешь есть калачи.
9. Покажи товар лицом.
10. Лениться да гулять – добра не знать.
Жюри подводит итоги конкурса.
7. Конкурс 6 «Блиц- опрос».
Каждой команде задаётся блок из 10 вопросов, предполагающих ответ одним словом. Оценка конкурса: 1 балл за каждый правильный ответ.
Вопросы для команды «Экономисты».
1. Люди ходят на базар
Там дешевле весь (товар).
2. Мотоцикл экономит время, а велосипед что экономит? (деньги).
3. Чтобы партнёров не мучили споры
Пишут юристы для них (договоры).
4. Учреждение, в котором хранят деньги (банк).
5. Он в нашем доме считает электроэнергию (счётчик).
6. Чтобы дом купить я смог
Взял кредит, внеся (залог).
7. Деньги, которые люди получают за свой труд (зарплата).
8. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробил (кассир).
9. Информация о товаре (реклама).
10. Что такое бартер? (обмен).
Вопросы для команды «Банкиры».
1. Место, где продают товар по строго фиксированным ценам (магазин).
2. Любой предмет, который можно купить или продать (товар).
3. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам (продавцы).
4. В чём измеряется цена товара? (в деньгах).
5. Мебель купили, одежду, посуду,
Брали для этого в банке мы (ссуду).
6. Место торговли, где можно торговаться (рынок).
7. И врачу и акробату
Выдают за труд (зарплату).
8. Как называются иностранные деньги? (валюта).
9. На товаре быть должна
Обязательно (цена).
10. То, что продаётся или покупается (товар).
Жюри подводит итоги конкурса.
III.Заключительная часть.
Подводится общий итог игры. Награждается команда, набравшая большее количество баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Азбука экономики Лунтика и Фунтика"
Формирование экономического мышления через знакомство с экономическими понятиями, профессиями, связанными с экономикой....
Проект по экономике "Потребности человека"
Экономический проект...
Проект по экономике «Учимся беречь деньги»
Цель: способствовать развитию экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.Задачи:1. Формировать у детей потребность к получению новых знаний по экономике.2....
Проект " Познавательная экономика"
Запуск проекта по формированию фин.грамотности .Подготовительная группа....
Проект "Страна Экономика"
проект...
проект по экономике "Дети в мире современной рекламы"
Как показала практика к созданию рекламы дети подключаются с большим энтузиазмом. «Играя» в рекламу дети учатся кратко выражать свои мысли, развивать творческие способности, например, прид...
презентация к проекту по экономике "Дети в мире современной рекламы"
Научить понимать и ценить окружающий мир – задача родителей и нас педагогов. Превратить рекламу в средство воспитания, результаты которого могут в жизни оказаться нужными и очень полезными....