проект "Путешествие Капитошки"
проект (младшая группа)
1. Название проекта «Путешествие Капитошки».
2. Вид проекта: Познавательно-исследовательский.
3. Продолжительность: долгосрочный (октябрь - апрель)
4. Цель проекта: Расширить знания и представления у детей младшего дошкольного возраста о свойствах воды и ее значении воды в жизни живых существ и для здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kapitoshka.docx | 74.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 57 кор.3
ПРОЕКТ
«Путешествие Капитошки»
(младшая группа
3-4 года)
Выполнила и провела: воспитатель I категории
группы №7 «Светлячки»
Рощина Елена Владимировна
г. Москва,
2019 год
Проект «Путешествие Капитошки»
в рамках экологического образования
детей младшей группы
Автор проекта:
Рощина Елена Владимировна
воспитатель первой квалификационной категории МДОУ № 57 г. Люберцы
Паспорт проекта
1. Название проекта «Путешествие Капитошки».
2. Вид проекта: Познавательно-исследовательский.
3. Продолжительность: долгосрочный (октябрь - апрель)
4. Цель проекта: Расширить знания и представления у детей младшего дошкольного возраста о свойствах воды и ее значении воды в жизни живых существ и для здоровья детей.
5. Задачи проекта:
- Образовательные:
1. Расширить представления о воде, о её необходимости для всех живых существ.
2.Сформировать представление о некоторых свойствах воды.
3. Закреплять культурно-гигиенические навыки.
- Развивающие:
1.Развивать интерес к опытно-исследовательской деятельности.
2.Развивать речь детей, активизировать их словарь по данной теме.
3.развивать творческие способности детей , их воображение.
- Воспитательные:
1 .Прививать у детей навыки бережного использования воды.
2.Воспитывать трудолюбие, желание выполнять поручения.
3. Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Возраст участников проекта: дети от 3 до 4 лет
Состав проектной группы: Воспитатель и воспитанники 7 группы, родители воспитанников.
6. Разработка проекта:
- Довести до детей и их родителей важность проекта.
- Подобрать методическую, познавательную, художественную литературу.
- Подобрать материал для игровой деятельности.
7. Актуальность проекта. Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, является вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, я убедилась в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей. Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
Результат проектной деятельности во многом определяется хорошо организованной, разнообразной и содержательной предварительной работой. Ежедневно во время прогулок, вместе с детьми наблюдали за природными явлениями (облаками, дождём, снегом, льдом, сосульками), отмечали изменение состояний воды в зависимости от сезона. Дети говорят, для чего нужна вода и используют полученные знания в повседневной жизни. Понимают, почему надо беречь воду. Рассказывают потешки и заклички о воде и дождике. Соотносят игровые движения с характером музыки в игре «Солнышко и дождик». С помощью взрослого умеют распределять обязанности в процессе выполнения опытов и коллективной работы.
Проект направлен на расширение знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста о свойствах и значении воды, позволяет не только сформировать представления об окружающем мире, но и развить умение анализировать и делать выводы.
8. Формы реализации проекта:
- занятия;
- беседы;
- оснащение предметно-развивающей среды;
- работа с родителями.
9. Место проведения проекта: МДОУ № 57 г. Люберцы, группа №7.
10. Методы работы:
- Групповой;
- исследовательский;
- наглядный.
11. Этапы проведения:
- 1 этап: подготовительный (октябрь-ноябрь-декабрь);
- подбор и изучение методической литературы;
- разработка конспектов и консультаций для родителей;
- создание развивающей среды и материалов для экспериментирования.
- II этап: практический (январь-март);
- проведение занятий;
- организация деятельности детей.
- III этап: заключительный (апрель);
- презентация проекта
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, - М.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Н.Е. Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
- О.М. Масленникова, А.А.Филлипенко «Экологические проекты в детском саду».
- А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериметов в детском саду».
- Н.А.Рыжова «Не просто сказки». Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: Линка-пресс, 2002.
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
1.Консультация «Развитие культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников».
2.Консультация «Проведите с детьми дома простые опыты с водой».
3.Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
4.Творческая мастерская для детей и родителей «Наш Капитошка»
ПЛАН реализации проекта
Мероприятия проекта | |||
Месяц | Тема | Цель | Материалы и оборудование |
Я Н В А Р Ь | «Капитошка в гостях у ребят» (поиск сестричек Капитошки в группе). Занятие по экологии (Приложение №1) | Обратить внимание детей на значение воды в повседневной жизни. | Картинки с изображением Капитошки и капелек воды. |
Чтение экологической сказки «Путешествие Капельки» (приложение №2) «Волшебница вода». Беседа о свойствах воды (приложение №3). | Дать представление о круговороте воды в природе. Вода не имеет цвета (бесцветная, прозрачная; не имеет запаха и вкуса) | Стакан с молоком и стакан с водой | |
Ф Е В Р А Л Ь | «Разноцветная водичка» - опыт-эксперимент «Цветные льдинки» (приложение №4) | Познакомить с процессом растворения краски в воде; развивать наблюдательность, сообразительность. | Емкость с водой, краски-гуашь, лопаточка. Формочки, веревочки. |
Чтение потешки «Водичка, водичка…) | Дать детям знания, что вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь. | ||
М А Р Т | «Игры с Капелькой». Занятие - игра с водой. (Приложение №5) | Закрепить знания детей о свойствах воды: мокрая, капает, льётся. | Картинка Капельки, 2 емкости с водой (горячая, холодная, пластиковые стаканчики и воронка, таз, детская ванночка, бумажные полотенца на каждого ребёнка, камешки, пластиковая бутылка с дырочками, воздушный шарик). |
«Капельки» Занятие по рисованию (приложение №6) «Почему тает снег?» | Воспитывать интерес к познанию природы, изображая в своем рисунке капельки воды. Установить зависимость изменений в природе от сезона. | Альбомные листы, гуашь голубого цвета. Емкости для снега. | |
А П Р Е Л Ь | |||
Итоговое занятие «С Капитошкой мы везде - он расскажет о воде». (приложение №7) Презентация | Закрепить с детьми знания о свойствах воды (цвет, вкус, запах); о ее значении в жизни человека. Развивать любознательность, стремление к экспериментированию и исследованию. Воспитывать эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой. | Кораблик из бумаги, рисунки, аудиозапись. |
Приложение №1
Конспект по экологии в младшей группе «Капитошка в гостях у ребят»
Цель: Обратить внимание детей на значение воды в повседневной жизни.
Задачи:
- Познакомить со свойствами воды, ее жидком состоянии, для кого и чего она нужна.
- Формировать первичные представления о круговороте воды в природе.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Материал: картинки с изображением Капитошки и капелек воды, иллюстрация-схема круговорота воды в природе.
Предварительная работа.
Разучивание подвижной игры «Путешествие Капитошки», беседа о воде, потешки, чтение сказки К.Чуковского «Мойдодыр».
Ход занятия
- Ребята сегодня в гости к нам придет необычный гость, а кто к нам придет мы узнаем отгадав загадку, послушайте пожалуйста.
Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы разбросала.
Скачут бусы по дорожке,
Как хрустальные горошки.
Что это ребята? (Капельки)
Воспитатель показывает картинку с изображением Капитошки.
- Здравствуйте, ребята!
Я водяная капелька,
Я очень всем нужна,
Покапаю, покапаю,
Получится вода.
А зовут меня - Капитошка.
Воспитатель предлагает ребятам подумать и ответить, нужна ли нам вода и для чего. (Ответы детей).
- Правильно, молодцы ребята! Мы не можем прожить без воды и дня. Вода бывает очень разной и как волшебница умеет превращаться в дождь, росу, снег, лед. А у Капитошки много сестер - капелек.
Капитошка: Ой, ой, ой! Пока я к вам шел, все мои сестрички - капельки пропали. Помогите мне их найти.
- Ну что ребята, поможем Капитошке. Давайте посмотрим внимательно, нет ли где капелек у нас в группе.
Дети ходят по группе и ищут капелек. (Воспитатель заранее раскладывает капелек в цветочные растения в группе, в умывальнике и на кухне над кранами). В ходе игры, дети находят изображения капелек и отвечают на вопросы воспитателя:
- Если не будет воды, что может произойти с растениями? (погибнут)
- А кому еще нужна вода? (людям, животным, птицам, насекомым и т.д.)
- А для чего нужна вода нам? (чтобы умываться, пить и т.д.)
- Правильно, ребята! Поэтому воду мы с вами должны беречь. советы, как нужно беречь воду).
Капитошка: Какие ребята вы все молодцы! Помогли мне найти моих сестер - капелек. А теперь давайте поиграем.
С тучки капельки упали
Шумным проливным дождем
Ой, куда же мы попали
И куда все потечем (Дети прыгают на двух ногах, имитируя капли дождя)
(Берутся за руки)
В ручейки мы соберемся,
Побежим, смеясь шутя
И до моря доберемся
В эти чудные края. (Держась за руки, передвигаются по группе змейкой).
(Встают в хоровод на колени, чуть покачивая руками)
Утром солнышко проснется
Воду станет пригревать
Капли в пар в миг превратятся
Захотят все полетать.
(Поднимаются с колен и летают)
Капитошка: Как ребята мне понравилось у вас! И моим сестренкам - капелькам тоже. Они хотят остаться у вас и продолжить с вами дружить. А мне пришло время прощаться! До свидания! До новых встреч!
Воспитатель: Но вот ребята мы и познакомились с вами с Капитошкой и его сестрами - капельками. Они будут напоминать нам с вами о нашем путешествии.
Приложение №2
Экологическая сказка «Путешествие Капельки»
Жила была капелька. Её домом было облако. На этом облаке у неё было много подружек капелек. С каждым днём семья капелек росла. Однажды подул сильный ветер, и облако понесло по небу навстречу другому облаку. Облака столкнулись, загремел гром, и капелька вместе с подружками сорвалась с облака вниз. Нашу капельку охватил страх. Она подумала, что сейчас упадет на землю и разобьется. Но, к удивлению, она со всего маху плюхнулась в океан. Океан был огромный и очень красивый. Никогда в жизни наша капелька не видела столько своих сестер капелек. Им всем было очень весело, и они стали играть и плескаться. Океан разыгрался, и начался шторм. К берегу понеслись огромные волны. Капелька оказалась на гребне самой высокой волны. Со страшным шумом волна ударилась о берег. Капельку выбросило на камни. Капелька была очень маленькая и очень легкая, и поэтому она даже не ударилась, а только сильно испугалась. Вскоре шторм затих, и выглянуло солнце. Камень, на котором лежала капелька, стал накаляться, и капелька незаметно превратилась в пар и быстро понеслась вверх. И тут её охватил восторг, она почувствовала себя невесомой и свободной. Но чем дальше она поднималась вверх, тем холодней ей становилось.
Капелька увидела облако и обрадовалась: "Вот где можно спрятаться от холода", - подумала она. Но в это же время капелька превратилась из пара в нормальную капельку из воды.
Вскоре подул северный ветер, и стало очень холодно, облако задрожало и стряхнуло все капельки вниз. От холода и ветра капли превратились в град и с большой скоростью понеслись вниз. Ближе к земле стало немного теплее, капельки-градинки распушились и превратились в очаровательные снежинки. Ветер утих, и снежинки стали плавно опускаться на лес. Наша капелька-снежинка мягко приземлилась на большую пушистую ель. Когда другие снежинки упали на деревья, стало очень красиво и тихо. "Какой же разнообразный и прекрасный мир", - подумала капелька-снежинка и заснула. Ей снился сон про волны и океан.
Облако–океан–облако- снежинки — так и происходит круговорот воды в природе.
Приложение №3
Конспект занятия в младшей группе
«Волшебница вода»
Цель: Вовлечение детей в исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.
Задачи: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого; воспитывать бережное отношение к воде.
Обогащение словаря: бесцветная, безвкусная, легкий, тяжелый.
Материалы: пластиковые стаканы на каждого ребенка, молоко, сахар, бумажные салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель (с игрушкой): Ребята, к нам на занятие я пригласила гостя – моего друга, Мишутку. Мишутка очень любит играть с водой и купаться. Но сегодня он загрустил, потому что он ничего не знает о воде. Я его, ребята, успокоила и пригласила с нами поиграть с водой.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит
Паром чайника шипит,
Без неё вам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, так для чего же нам нужна вода? (Ответы детей).
Во что можно налить воду?
Дети: В стакан, вазу, ведро.
Воспитатель: Воду можно перелить из одной посуды в другую. Вода течет.
Девочки и мальчики, хотите попробовать перелить воду из одного стакана в другой? (Ответы детей). А ты Мишутка, наблюдай и все запоминай!!! Вот мы с вами выяснили, что воду можно переливать.
А сейчас возьмите в одну руку пустой стакан, а в другую стакан с водой. Что можно сказать о стакане с водой? (Ответы детей). – Правильно он тяжелый, а пустой легкий. Вода имеет вес, она тяжелая.
Ребята, давайте попробуем воду на вкус?! (детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая? Кислая? (Ответы детей). Вода не имеет вкуса, она безвкусная. Вот и ты запомни Мишутка, что вода у нас безвкусная!!!
Давайте проведем небольшой опыт. Положите в стакан сахар, который находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы каждого ребенка). Оказывается, вода может принимать вкус сахара, который в нее положили.
Ребята, как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Какого цвета молоко? (белого). Можно ли сказать, что вода белого цвета? (Ответы детей).
Давайте мы с вами поиграем в прятки. Я, спрячу камушки в воде и в молоке. А вы мне скажете, где камушки я спрятала, а где не получилось. (Ответы детей). Вода бесцветная. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Отдохни и ты, Мишутка с нами.
Физкультминутка «Дождик»
Капля раз, Капля два, (Прыжки на носочках, руки на поясе)
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны.)
От дождя себя укрыли (сомкнуть руки над головой полукругом).
Мы с вами узнали, что вода имеет вес, ее можно переливать, она бесцветная, безвкусная, но может изменить вкус и цвет. Молодцы ребята!!
А вы знаете ребята, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран. Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
Смотрите, а наш Мишутка повеселел и хлопает своими лапками от восторга. Он теперь все знает о воде и говорит вам Спасибо!!!
Ребята, давайте, и мы похлопаем сами себе!!! Вы, молодцы!!!
Приложение №4
Игры с водой. Опыты, эксперименты. Конспект развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром средствами экспериментальной деятельности в младшей группе
Цель: расширять представления детей о свойствах воды (жидкая, прозрачная, чистая, грязная, окрашенная, теплая, холодная, питьевая).
Задачи:
1. Формировать знания детей о физических свойствах воды.
2. Расширять представления детей о значимости воды в жизни человека.
4. Развивать умение детей решать простейшие проблемные задачи, воспитывать интерес к экспериментированию.
5. Формировать первые валеологические знания и навыки.
Оборудование: пластмассовые ванночки и бутылочки (прозрачные) по количеству детей; большая пластиковая бутыль с водой; зонтик; стаканчик со снегом; морские камушки по количеству детей; бумажные салфетки по количеству детей; картинки «Чайник», «Рыбки» для занятий по развитию мелкой моторики; крышки от бутылочек с красками по количеству детей; цветные льдинки. Музыкальное сопровождение: «Шум дождя».
Предварительная работа:
- беседы с детьми о воде, свойствах воды;
- занятия по ознакомлению с окружающим миром «Где живет вода»,
-опытно-экспериментальная деятельность в группе и на прогулках: вода жидкая; окрашивание воды, куда делась вода;
- наблюдения на прогулках снегопадом;
- трудовая деятельность детей по уходу за растениями в уголке живой природы – полив растений из леечек.
Ход занятия:
Сюрпризный момент. Звучит фонограмма «Шум дождя»
Воспитатель входит в комнату под большим зонтом и приглашает всех детей встать рядышком, укрыться от дождя:
Воспитатель: Ребята, вы знаете, мне кажется, что я слышу, как идет дождь, но мой зонт сухой. А вы слышите этот звук?
Дети: Да, это шум воды.
Воспитатель: Вот как? И где же в нашей группе шумит вода?
Дети: В кране в умывальнике.
Воспитатель: Значит мне зонт не нужен?
Дети: Да.
Воспитатель убирает зонт.
Воспитатель: Какие вы молодцы, а знаете ли вы, где еще живет вода в нашей группе?
Дети: В водопроводном кране, в леечках, в вазе с цветами, на улице и т. д.
Воспитатель: Ой, как много мест, где живет водичка. Вот, даже снег в стаканчике у нас есть (ставит стаканчик на окно, чтобы снег таял). Ребята, а что мы делаем с водичкой в умывальнике?
Дети: Мы моем ею руки и лицо, умываемся.
Воспитатель: Правильно. Давайте-ка, покажем друг другу, как мы это делаем.
Потешка:
Водичка, водичка
Умой мое личико.
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки алели.
(выполняются движения руками по тексту потешки)
Воспитатель: Ребята, я налила воду из крана в эту большую бутылку. Вы ее видите? (обращается к каждому ребенку). А видите ли вы что-нибудь сквозь воду?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Вы можете видеть сквозь водичку потому, что она чистая и прозрачная. Давайте скажем это все вместе – водичка чистая и прозрачная. Сейчас мы сядем за стол и поиграем с этой водичкой.
Дети садятся за оборудованный лабораторный стол. Воспитатель наливает из бутылки каждому воду в ванночку.
Воспитатель: У вас на столе у каждого лежит настоящий морской камушек. Он гладкий и круглый, потому что его таким сделала вода в море. Возьмите камушек и опустите его в ванночку. Посмотрите, видите ли вы камушек сквозь водичку?
Дети выполняют задание, говорят, что они видят.
Воспитатель: Почему же вы видите камушек?
Дети отвечают вместе. Воспитатель задает тот же вопрос каждому ребенку, получает индивидуальные ответы.
Воспитатель: Замечательно. Если вода прозрачная, чистая, то сквозь нее хорошо все видно. Поиграем еще? Возьмите бутылочки, посмотрите, что в них есть
Дети берут бутылочки с водой и камушком в ней. Говорят, что они видят.
Воспитатель: А теперь, я закрою ваши бутылочки пробками, но пробки с секретом! Нужно как следует взболтать бутылку, потрясите ею, посмотрите, что происходит у вас в бутылочке с водой и камушком.
Дети выполняют задание, говорят, что они видят. Вода окрашивается в разные цвета. Дети удивляются происходящему.
Воспитатель: Виден ли теперь камушек? Посмотрите через бутылочку, видите ли вы друг друга? Какая водичка стала в ваших бутылочках?
Дети: Ответы на вопросы.
Воспитатель: Правильно. Ваши камушки стали почти не видны из-за того, что вода в бутылочках окрасилась, стала цветной. Такой водой нельзя мыть руки, ею нельзя поливать цветы, в ней не смогут жить рыбки. А в какой воде живут рыбки?
Дети отвечают - в чистой.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите на нашу золотую рыбку, как она весело играет в чистой водичке, и мы ее очень хорошо видим. Давайте поиграем с рыбкой.
Физминутка:
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(дети выполняют движения по тексту стихотворения)
Воспитатель: Ребята, какие вы сегодня молодцы. Вы уже знали, где живет вода, а теперь знаете, какая вода бывает – чистая и грязная. Какую воду нельзя пить, ею нельзя мыть руки, поливать цветы, в ней нельзя жить рыбкам?
Дети: В грязной.
Воспитатель: Правильно. Человеку, животным и растениям нужна только чистая вода. И мы с вами должны воду беречь, не загрязнять ее, не пачкать. Но вода в кране не совсем чистая. Мы своими глазами просто не можем увидеть, что находится в такой воде. Для этого нужен специальный прибор микроскоп. Мы чуть-чуть подрастем и обязательно познакомимся с этим прибором. А сейчас я вам хочу сказать, что воду из-под крана ни в коем случае пить нельзя, потому что в ней есть микробы. Если выпить такую воду, то…
Дети продолжают фразу воспитателя – заболит живот и т. д.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами должны пить воду кипяченную. Для этого вода наливается в чайник, чайник разогревается на плите, вода кипит, а после того, как она остынет, мы можем ее пить. И мы с вами пьем только кипяченную воду. Правильно?
Дети: отвечают на вопрос.
Потешка:
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
Шишечка с дырочкой,
Из дырочки - пар.
(дети выполняют движения по тексту стихотворения)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, но с цветной водой можно еще поиграть – посмотрите, я заморозила цветную воду и она превратилась в цветные льдинки. Сейчас мы пойдем на улицу, слепим снеговика и сможем украсить его наряд этими льдинками. Ой. ребята, посмотрите, что стало с нашим снегом в стаканчике.
Дети: Он растаял.
Воспитатель: Да, в стакане теперь вода, но разве она чистая? Что вы видите в стаканчике?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Обязательно помните, снег есть нельзя не только потому, что он холодный и можно заболеть, а еще и потому, что в нем много грязи, даже если с виду он белый и чистый.
Дети вместе с воспитателем собираются на улицу.
Приложение №5
Конспект занятия игровой деятельности детей раннего возраста «Игры с Капелькой» (игры с водой)
Предварительная работа:
• знакомство с персонажем Капелькой;
• знакомство со свойствами воды: капает, льётся.
Программное содержание:
• Закрепить знания детей о свойствах воды: мокрая, капает, льётся.
• Познакомить детей со свойствами различных материалов: лёгкий, тяжёлый.
• Вызвать у детей положительные эмоции.
Словарная работа:
мокрая, капает, льётся, лёгкий, тяжёлый, шарик, камешек, шишка.
Материалы: картинка Капельки, 2 емкости с водой (горячая, холодная, пластиковые стаканчики и воронка, таз, детская ванночка, бумажные полотенца на каждого ребёнка, камешки, пластиковая бутылка с дырочками, воздушный шарик).
Методические приемы: элементарное экспериментирование в процессе игровой деятельности, вопросы, показ, художественное слово.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, посмотрите кто к нам сегодня в гости пришел? Кто это? Это наша гостья. Зовут ее Капелька.
Здравствуйте ребята.
Я водяная Капелька,
Я очень вам нужна
Покапаю, покапаю
Получится вода
А вы знаете как я капаю?
Кап, кап, кап
Воспитатель: Но посмотрите, наша Капелька грустит, что-то у нее случилось: Жила-была Капелька со своими подружками-Капельками. Пошел сильный дождик, полетели Капельки на землю. Поиграли, поиграли, да все и растерялись, разбежались кто куда. Капелька потерялась и замерзла. Вот так она к нам и попала в гости. Давайте мы ее согреем, развеселим и поиграем в игру «Солнышко и дождик». Ребятки Капельке очень понравилось как вы играли, смотрите как она вам улыбается.
Посмотрите, что я вам принесла? (ведерки).
Какого цвета ведерко? (синего).
А что у меня в ведерке? (водичка).
Потрогайте пальчиком какая она? (холодная).
А другое ведерко у Капельки какого цвета? (красное).
Потрогайте пальчиком водичку, какая она? (горячая).
Давайте перельем горячую воду в холодную. Какая у нас водичка стала? Потрогайте пальчиком, (теплая).
Капелька, а ты для нас еще что-то приготовила?
Давайте подойдем к ванночке и посмотрим что нам Капелька еще приготовила? (давайте).
Шел сильный, сильный дождик и наполнил нам целую ванну с водой. Хотите я вам покажу как можно играть с водичкой? (да, хотим). А вы посмотрите. Я опускаю ручки в воду. Какие у меня ручки стали? (мокрые). Посмотрите на моих пальчиках появились капельки. Какие они? (маленькие, прозрачные). А вы хотите поиграть с водичкой? (да, хотим). Опускайте ручки в воду, покажите ваши капельки на ладошках. Какие у вас ребятки капельки? (маленькие, прозрачные).
Как капельки капают, послушайте? Кап, кап, кап, как мелкий, мелкий дождик. Давайте вместе сделаем дождик.
А Капелька еще что-то для нас приготовила, посмотрите что она нам принесла. Что это? (формочка и воронка). Посмотрите как с ними можно играть. Я зачерпываю воду формочкой и заливаю ее в воронку. Как водичка льется из воронки? (сильной, толстой, быстрой струйкой) как сильный, сильный ливень. А теперь вы ребятки попробуйте. Действия сопровождаю художественным словом.
Знаем, знаем, да, да, да
Где тут прячется вода
Буль–буль–буль!
Журчит водица
С-С-С-свистит, поет
И струйкой из кувшина льет.
Что же нам Капелька еще принесла? Что это ребятки? (бутылка).
Я наполню бутылку полностью водой, закручу крышку и опущу бутылку в воду. Что мы видим? Бутылка плавает или утонула? (утонула). А почему она утонула? (потому что она тяжелая).
А посмотрите что с ней произойдет если я ее достану из воды? Водичка выливается из дырочек, получился фонтанчик. Как водичка льется? Как мелкий, мелкий дождик. А если опустить в воду пустую бутылку, что мы видим? Бутылка утонула или плавает? (плавает). Плавает как кораблик.
А еще Капелька для вас приготовила шишки и камешки. Возьмите в одну руку камушек, а в другую шишку.
Камушек какой? Легкий или тяжелый? (тяжелый).
А шишка? Тяжелая или легкая? (легкая).
А теперь тихонько опустим шишку в воду. Что произошло с шишками? Они утонули или плавают? Плавают как кораблики. Давайте на них подуем. А почему они плавают? Потому что они легкие.
А теперь опустите камушки в воду? Они плавают или утонули? (утонули). А почему они утонули? Потому что они тяжелые.
Давайте достанем те предметы которые плавают. Чем мы их будем доставать? Для этого Капелька принесла нам сачки. Будем вылавливать шишку как рыбку. Посмотрите в тазу остались только камешки. Но камешки уже не плавают, а утонули. Я вам предлагаю их достать руками.
А теперь вытираем руки полотенцем. Какие ручки стали? (сухие).
Капельке очень понравилось как вы играли с водичкой, дружно отвечали на вопросы, выполняли разные задания.
Ребятки что мы сегодня узнали о водичке? Что она льется, журчит, струится. Что водичка бывает холодная, горячая, теплая.
Давайте скажем Капельке До свиданья, приходи к нам еще в гости.
Приложение №6
Конспект занятия по рисованию «Капельки» в младшей группе
Тема: Капельки
Цель: учить детей младшего дошкольного возраста изображать капли дождя с помощью нетрадиционной техники рисования (пальчиковая техника)
Задачи:
• Образовательные:
- учить внимательно рассматривать иллюстрации
- продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя
- учить проговаривать звукоподражательные слова
- продолжать учить пользоваться изобразительным материалом (гуашью, применять способ рисования пальцем, ритмично наносить отпечаток на бумагу)
- закрепить знания о цветах
- выяснить причины возникновения дождя
• Развивающие:
- развивать речь, мышление, память, внимание, воображение, умение делать выводы
- развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей
- развивать координацию движений, ориентировку в пространстве
- развивать общую и мелкую моторику
- развивать желание укреплять свое здоровье
• Воспитательные:
- вызывать интерес к нетрадиционной технике рисования
- воспитывать аккуратность при работе с краской
- воспитывать бережное отношение к природе
- воспитывать способность любоваться красотой природы.
Оборудование: аудиозаписи: шум дождя, классическая музыка (дождь, танец льдинок, губки по количеству детей, бассейн с водой, 2 тазика (для губок и для салфеток, пособие: «тучка-плакучка», альбомные листы с изображением тучи и травы, ватман с изображением тучи и травы (для воспитателя, влажные салфетки, иллюстрации с дождем, синяя гуашь, игрушка «зайчик»).
Методы и приёмы обучения: экспериментирование, словесный, показ, наглядный, игровой.
Предварительная работа: наблюдение у окна за дождём, тучами, лужами, чтение и разучивание потешек о дожде, стихотворения А. Барто "Зайка", рассматривание картин с изображением дождя, разучивание русских народных потешек, беседа по стихотворению А. Барто «Зайка», наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.
Ход занятия
Дети сидят полукругом на стульчиках
-Ребята, давайте прислушаемся: а что же это у нас шумит? Правильно! Молодцы!
Это шумит дождь.
Дождик. Дождик, полно лить.
Малых детушек мочить!
- Дети, посмотрите, зайчик совсем промок, надо его пустить скорее в садик, иначе он может заболеть. Ребята, почему намок зайчик? Правильно, мы его сейчас высушим и уложим отдыхать.
- А вы знаете, откуда берется дождь?
- А как он появляется из тучки, хотите узнать?
- Катя, что у вас под стульчиками?
- А как вы думаете, на что похожа губка?
- Она похожа на тучку. А тучка состоит из капелек.
- Возьмите ее в руки сожмите и посмотрите, течет из «тучки» водичка или
нет?
- Почему не идет водичка? Губка-тучка сухая. В тучке очень мало капелек собралось и поэтому дождик не идет.
- Возьмите свои губки и подойдите к этому бассейну с водой. Легонечко опустите ваши губки-тучки в бассейн.
- Ребята, а что произойдет, если мы поднимем
и отожмем тучку?
- А давайте проверим.
- Поднимите свою тучку-губку и отожмите пальчиками над бассейном.
- Посмотрите, какой у нас получился дождик.
- Илья, скажи пожалуйста, какой дождик у тебя получился: сильный или слабый?
Такой дождь называется проливной. Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.
- Положите губку-тучку на этот поднос.
- Капельки становятся тяжелыми для тучки и выпадают дождем. Вытирайте руки салфетками, кладите на поднос и садитесь за столы. Наш зайка отдохнул и хочет с нами поиграть.
«Дождь»
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом –
Все бегом, бегом, бегом.
Стали капли поспевать,
Кап-кап, кап-кап.
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем.
- Ребята, посмотрите, у меня в руках тоже есть тучка. Я чуть – чуть макну ее в водичку. Что получится? Сильный или слабый?
- Зайка предлагает вам нарисовать дождик.
- Дети, что нарисовано на ваших листочках?
- Сколько тучек нарисовано? Какого цвета?
- Правильно, сейчас мы нарисуем капельки дождя, которые польют нашу травку.
- А рисовать капельки мы будем с помощью указательного пальчика. Краска, какого цвета нам понадобится? Посмотрите, как я буду рисовать дождь. Для этого нам понадобится краска синего цвета. Дождь падает сверху, поэтому начинаем рисовать сверху-вниз, не торопимся. Обмакиваем пальчик в краску и ставим синие точки – капельки под тучками. А теперь вы возьмите краску синего цвета,
обмакните в нее пальчик и нарисуйте капельки под тучками.
Пока дети рисуют, воспитатель помогает детям, подсказывает.
- Кто закончил - вытираем пальчики чистой салфеткой и кладем её на поднос Выставка детских рисунков.
- Ребята, что мы рисовали сегодня? Откуда берется дождик? Каким он бывает?
Посмотрите на свой дождик, который выпал из тучки, он слабый, намочил нашу травку.
- Наши рисунки мы подарим нашему зайчику, но прежде чем это сделать они должны высохнуть, а мы с вами пока поиграем.
Вставайте из-за своих столов и проходите за мной (дети идут за воспитателем на ковер)
«Тучка и капельки». Давайте потанцуем под песенку о тучке.
Приложение №7
Конспект итогового занятия в младшей группе
на тему «С Капитошкой мы везде - он расскажет о воде»
Цель: Формирование у детей целостного представления о воде, понимания о необходимости беречь воду.
Задачи:
- Обобщить элементарные представления детей о воде, её влиянии на окружающий мир.
- Формировать познавательную активность детей.
- Обогатить словарный запас детей по данной теме.
- Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные и литературные произведения и явления природы.
- Воспитывать культурно – гигиенические навыки и здоровый образ жизни.
Методы и приёмы: игровая деятельность, беседа, использование художественного слова, исполнение песенки.
Материал к занятию: Кораблик (сделанный из бумаги), стенд с рисунками (родители и дети), аквариум с рыбками (рисунок с элементами аппликации, выполненный детьми с воспитателем и родителями), рисунок водоёма с рыбками (дети и воспитатель), рисунки детей (капелька и снежинка).
Ход занятия.
В.: Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте все дружно поздороваемся. К нам снова пришел в гости Капитошка.
Капитошка: Ребята, вы любите путешествовать? (Да). Сегодня мы отправимся в путешествие к далеким островам. Отправимся не пешком, не на поезде, не на самолёте. Сейчас вы отгадаете загадку, и поймёте, на чём мы будем путешествовать: по волнам дворец идёт, на себе людей везёт (корабль, пароход). Молодцы! Отправляемся в путешествие!
Звучит гудок корабля, дети встают друг за другом, держась за кораблик, под музыку подходят к стенду с рисунками.
В.: Ребята, какая это цифра?
Д.: Один.
В.: Какой по счёту этот остров?
Д.: Первый.
В.: Молодцы. Правильно. Посмотрите внимательно на рисунки, которые вы рисовали вместе с родителями и дайте ответ на вопрос «Зачем нам нужна вода?».
Д.: Пить, мыться, мыть фрукты, овощи, игрушки, чистить зубы, поливать цветы, Мыть пол, посуду и т.д.
В.: А вода нужна только людям?
Д.: Растениям, животным.
В.: А зачем вода нужна животным и растениям?
Д.: Без воды животные и растения могут погибнуть.
В.: А человек сможет жить без воды?
Д.: Нет.
В.: А кто – то из вас знает стихотворение про воду? (ребёнок рассказывает стихотворение «Ручеёк»).
Ручеёк, ручеёк, дай водички на чаёк,
Мы чаёк горячий будем пить на даче.
Пить с печеньем, калачом, и пирог испечём!
И сверкая под лучами, засмеялся ручеёк,
Быстро прыгнул с камня в чайник –
Дал водички на чаёк!
Капитошка: - Ребята, нам уже пора отправляться дальше, вставайте друг за другом, держитесь за кораблик. (Звучит гудок корабля и музыка, воспитатель и дети подходят к аквариуму и рисунку водоёма).
В.: Какая это цифра?
Д.: Два.
В.: Какой по счёту этот остров?
Д.: Второй.
В.: Правильно. На этом острове живут рыбки. Эти рыбки живут где? (в аквариуме). А эти рыбки где живут? (в водоёме, в речке, в озере). А за рыбками, которые живут в аквариуме, кто ухаживает? (человек). А как нужно за ними ухаживать? (Менять воду, мыть камни, ракушки, кормить рыбок). А мы можем ухаживать за рыбками, которые живут в озере?
Д.: Да. Мы не будем выбрасывать различный мусор в реки и озёра.
В.: Дети, почему вы не будете этого делать?
Д.: Рыбки могут погибнуть, если выбрасывать различный мусор в реки и озёра.
В.: Молодцы! Выбрасывать различный мусор в водоёмы нельзя! Могут погибнуть все обитатели водоёмов. А куда нужно выбрасывать мусор?
Д.: В контейнер.
В.: А кто – то из вас знает стихотворение про рыбок? (ребёнок рассказывает стихотворение «Рыбки»).
В банке чистая вода,
Пустим рыбок мы туда,
Будут рыбки там играть,
Плавать, хвостиком вилять,
Крошки хлеба подбирать.
Капитошка: - Ребята, нам уже пора отправляться дальше, вставайте друг за другом, держитесь за кораблик. (Звучит гудок корабля и музыка, воспитатель и дети подходят к рисункам со снежинками и капельками).
В.: Какая это цифра?
Д.: Три.
В.: Какой по счёту этот остров?
Д.: Третий.
В.: Молодцы. Это третий остров, на этом острове живут ваши рисунки. Что здесь нарисовано?
Д.: Капелька и снежинка.
В.: А почему они нарисованы вместе?
Д.: Снежинка растает и будет капелька.
В.: Неужели из снега может появиться вода? А из чего и откуда может появиться вода?
Д.: Изо льда и может пойти дождь, это тоже вода.
В.: А вы знаете песенку про дождик? (Дети поют песенку «Кап – кап, тук – тук –тук…)
Кап-кап, тук-тук-тук
По стеклу раздался стук.
Это дождик по утру
Разбудил всю детвору.
Кап-кап, дон-дон-дон
Капли начали трезвон.
Если выйдите гулять
Не забудьте зонтик взять.
Кап-кап, кап-кап-кап
У дождя весёлый нрав.
Завтра утром мы опять
Под дождём пойдём гулять.
А какие потешки вы знаете про водичку?
Д.: Водичка, водичка!
Умой моё личико, чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Дождик, дождик, полно лить, малых детушек мочить!
Радуга – дуга, не давай дождя, давай солнышка, колоколнышка!
Дождик, дождик не дожди!
Дождик, дождик подожди!
Дай дойти до дому, дедушке седому.
Капитошка: Какие вы молодцы! А нам пора возвращаться. Держитесь за кораблик. (Звучит гудок корабля и музыка, воспитатель и дети подходят к стульчикам). Наше путешествие закончилось. Мы побывали на трёх островах и говорили, пели, рассказывали стихи и потешки о воде. Ребята, для чего же нам нужна вода?
Д.: (Дети должны сказать, что вода необходима для жизни на земле).
Капитошка: Вы совершенно правы. Без воды на земле никто не сможет жить, ни животные, ни растения, ни люди. Ребята, вам понравилось путешествие?
В. Пришла пора прощаться с нашим корабликом и с нашими гостями.
Д.: До свидания! До свидания Капитошка! Приходи к нам еще!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Капитошка, поиграй с нами немножко!
Использование персонажа в жизни группы....
Путешествие с Капитошкой
Интегрированное занятие (окружающий мир +конструирование)....
Группа "Капитошки"
Информация на стенде группы...
путешествие Капитошки
ознакомление детей со свойствами воды: безвкусная, прозрачная, но может изменять цвет, не имеет формы...
Капитошка в гостях у Осени
Осеннее развлечение для подготовительной группы. Весёлый герой Капитошка создаст атмосферу праздника не только для детей, но и поднимет настроение взрослым....
Конспект НОД по О.О. "Познание" в средней группе.«Капитошка в гостях у ребят»
ГБДОУ № 56Конспект НОД по О.О. "Познание" в средней группе.Интеграция О.О. "Познание", "Коммуникация","Социализация" и "Труд"...
Физкультурное развлечение. «Путешествие с Капитошкой».
Физкультурное развлечение.«Путешествие с Капитошкой».Программное содержание:1. Равновесие. Учить детей ходить по гимнастической скамейке (высотой 15 – 20см), сохраняя равновесие, рук...