Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности
детей раннего и дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_igrovoy_deyatelnosti_v_rannem_vozraste.docx | 54.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР детский сад «Теремок»
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности
детей раннего и дошкольного возраста
Вахрушевой Оксаны Сергеевны
(воспитатель высшей категории)
Анализ места игры в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
- Наблюдение за организацией деятельности детей в первую и вторую половину дня.
- Анализ места игры в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения по предлагаемым критериям (таблица № 1)
- Выводы о том, какое место занимает игра в педагогическом процессе данного образовательного учреждения.
- Рекомендации по изменению предметно-развивающей среды.
- Наблюдение за организацией деятельности детей в первую и вторую половину дня.
Игра- это вид детской деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Особая роль игры в воспитании ребенка требует насыщения ею всей жизни в детском саду. В связи с этим игра введена в ежедневно повторяющийся распорядок детской жизни.
Для игры отводится время до завтрака и после него, после занятий, на прогулках (дневной и вечерней), вечером до ухода домой.
Утром целесообразно создавать условия для игр, не требующих большой подвижности. Это игры индивидуальные или небольшими группами. По содержанию наиболее желательны игры с дидактическими игрушками, пастельно-печатные и сюжетно ролевые.
Время на прогулках может быть использовано для организации подвижных игр, игр с природным материалом, строительно-конструктивных игр, не требующих сложного игрового оборудования.
Наиболее полноценно игры развертываются в вечернее время, поэтому важно создавать условия для разнообразных игр: творческих, подвижных, дидактических.
Установление в режиме дня специального времени для игры - важнейшее педагогическое условие существования игры как самостоятельной деятельности и использования ее как формы организации детской жизни и средства воспитания.
Для развития игровой деятельности в группах разрабатывается календарный план на каждый месяц для организации игровой деятельности в педагогическом процессе. Тщательно изучается нормативно- правовая база, программно- методическое обеспечение дошкольного образования. В плане отображены методы, приемы и цели для проведения игровой деятельности в педагогическом процессе. Эти приемы эффективны, так как соответствуют возрастным возможностям детей. Игровая организация интересна и посильна для детей, задания стимулируют активность детей, которая очень высокая , приемы способствуют эмоциональному подъему и хорошему настроению детей во время игр.
В календарном планирование используют все виды игр, а именно такие как познавательно – исследовательские, сюжетно – отобразительные, музыкальные, подвижные, дидактические, хороводные.
Пример:
В I- ой и во II-ой половине дня в младшей группе используют несколько дидактических игр, игры малой или средней подвижности применяя практически одни и те же приёмы:
Примерное календарное планирование игровой деятельности для детей младшего дошкольного возраста ДОУ.
1-ая половина дня | Игра. Цель. Приёмы |
Утро 3 минуты 3минуты 5 минут 10 минут 2 минуты Режимные моменты 3 минуты Прогулка | Игра дидактическая «Когда это бывает?» Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Приёмы: Прием сбора на игру: Воспитатель приглашает детей к окну и предлагает посмотреть, что там происходит. Приемы руководства игрой: беседа о признаках лета, вопросы, поощрение, побуждение к высказыванию Подготовительный этап: чтение стихов о лете, рассматривание картинок. Подведение итогов Познавательно-исследовательская. Буря в стакане. Цель: развивать творческую исследовательскую активность детей Приемы руководства игрой: игровой, поощрение. Прием объяснения действий. Подготовительный этап: приготовить стаканы с водой, трубочки на каждого ребенка. Подвижная игра «Дождик и солнышко». Цель: развивать двигательную активность детей. Приемы руководства игрой: игровой, музыкальное сопровождение, поощрение, вопросы, создания интереса, прием объяснения. Прием сбора на игру: Прием создания интереса. Прием объяснения игры Сюжетно – отобрази- тельная игра «В гости к кукле Маше» Цели: учить правильно, находить и отбирать посуду для чаепития; Формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей Прием сбора на игру Формирование условного игрового действия, игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый – «играющий партнер. Подведение итога Игра малой подвижности (игра детям знакомая) «Каравай- собирай урожай» Цель игры: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста Приемы руководства игрой: игровой, словесный, поощрение. Предварительная работа: Разучивание игры, музыкальное сопровождение. Прием сбора на игру: Прием создания интереса. Приём игровой Дидактическая игра перед завтраком "Я чистюля " Цель: закрепление правил мытья рук Приемы руководства игрой: наблюдение за действия взрослого, который использует предметы обихода, Эмоциональное общение взрослого с детьми, демонстрация Прием сбора на игру (худ. слово) В процессе умывания потешка Дидактическая - игра перед прогулкой «1,2,3,4,5 – мы сейчас пойдём гулять» с использованием фольклора. Цель: учить запоминать последовательность одевания. Прием сбора на игру Прием объяснения Показ Итог игры Во время прогулки проводится наблюдение в природе, трудовая деятельность и подвижная игра на усмотрение воспитателя или по желанию детей |
Примерное календарное планирование игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста ДОУ.
Название игры | Программное обеспечение |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. | |
П/ игры: «Кати в цель», «Догони мяч». | Цель: развивать глазомер и точность. |
П/ игра: «Ловишки». | Цели: упражнять в беге в разных направлениях; тренировать быстроту, выносливость. |
П/ игры: «Не сбивай и поймай», «Дальше и выше». | Цель: продолжать учить преодолевать полосу препятствий, дрыгать легко, беззвучно. |
П/ игра: «Спящая лиса» | Цель: упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча. |
П/ игра: «Пронеси, не урони». | Цель: учить перелезанию «перекатом» через препятствие |
П/ игры: Сумей вскочить», «Лягушки в болоте». | Цель: продолжать обучать прыжкам с разбега. |
П/ игра: «Шалтай-Болтай». | Цели: выполнять движения согласно тексту; учить расслаблять мышцы рук, спины и груди. |
П/ игры: «Ловкая пара», «Мяч сквозь обруч». | Цель: учить бросать мяч под углом. |
П/ игры: «Не сбивай и поймай», «Дальше и выше». | Цель: продолжать учить преодолевать полосу препятствий, дрыгать легко, беззвучно. |
П/ игры: «Спящая лиса». | Цель: упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча. |
П/ игры: «Перелет птиц». | Цель: учить выполнять действия по сигналу. |
П/ игры: «Догони свою пару». | Цель: учить бегать по сигналу воспитателя, не оглядываясь назад. |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ | |
Экологическая игра: «С какого дерева листок». | Цель: упражнять детей в умении определять разновидность листьев, и к какому дереву лист подходит. |
Дидактические упражнения:«Как обратиться с просьбой к родственникам, товарищу, незнакомому человеку». | Цель: упражнять в умении вежливо обращаться с просьбой, конкретно ставить вопрос. |
Дидактические упражнения: «Как попросить извинения». | Цель: учить вежливо, обращаться к родственникам, товарищу просить извинения, если ты не прав. |
Д/ игра: «Собери грибы в корзинку». | Цель: Уточнить знания о разновидностях грибов их пользе и вреде. |
Д\ игра: «Какие растения взять для букета». | Цель: Учить классифицировать растения (садовые, полевые) по определенным признакам, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки. |
Д/игра: «Что сажают в огороде». | Цель: Учить классифицировать предметы по определенным признакам, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки. |
Д/игра: «Кто знает тот продолжит…» | Цель: Уточнить знания детей о разных видовых понятиях: (Насекомое это …. Муха, комар, ….), учить использовать обобщающие слова. |
Д/игра: «Четвертый лишний». | Цель: Учить классифицировать предметы по определенным признакам, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки. |
Д/игра:«Загадай мы отгадаем». | Цель: Уточнить знания о растениях сада и огорода. |
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ | |
С/р игра«На корабле». | Цель: Закреплять знания о рабочих профессиях. Формировать умение творчески развивать сюжет игры. |
С/р игра «Путешествие по реке». | Цель: Закреплять знания о рабочих профессиях. Воспитывать уважение к труду строителей. Формировать умение творчески развивать сюжет игры. |
С/р игра :«Построим цирк». | Цель: Формировать конкретные представления о строительстве, его этапах. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правила поведения в общественных местах. Закреплять знания о цирке и его работниках. |
С - р игра: «На приёме у врача» | Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар». |
С - р игра: «Аптека»
| Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения». |
С-р игра: «Военные на учении». | Цель: Рассматривание плакатов по работе МЧС, распределение обязанностей, продолжать учить играть дружно друг с другом. |
С - р игра: «Детский сад» | Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам. |
С - р игра: «Парикмахерская» | Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей. |
С -р игра: «В кафе» | Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта. |
С/ригра «Строительство, театр». | Цель: Формировать конкретные представления о строительстве, его этапах.Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правила поведения в общественных местах. |
Сравнивая и анализируя игровую деятельность детей в разных возрастных группах, можно сделать выводы- чем старше воспитанники, тем более воспитатель усложняются игры и игровые задачи. Реализуемое таким образом календарное планирование в группах помогает равномерно распределить программный материал на данный период, заранее предусмотреть методы и приемы, конкретизировать намеченную цель.
- Анализ места игры в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения по предлагаемым критериям (таблица № 1)
Параметры наблюдения | Да | Нет | Частично | |
1 | Соблюдение игрового режима | + | - | - |
2 | Наличие игровой площадки по возрасту детей | + | - | - |
3 | Расположение и хранение игрушек | + | - | - |
4 | Соблюдение правил пользования игрушками | + | - | - |
5 | Подбор игрушек и других материалов в соответствии с тематикой игр | + | - | - |
6 | Оказание помощи воспитателем детям в осуществлении игровых замыслов | + | - | - |
7 | Создание положительных эмоций | + | - | - |
8 | Присутствует ли информация, которая связана с содержанием отображаемой жизненной ситуации | + | - | - |
9 | Меняется ли в процессе игры игровая среда (игрушки-заместители, игровой материал) | + | ||
10 | Все ли задействованы в игре? | + | ||
11 | Умеют ли распределять роли? | + | ||
12 | Создаёт ли воспитатель проблемную ситуацию для выявления знаний о чём-либо? | + | ||
13 | Присутствуют ли отрицательные качества: • конфликт • грубость в обращении •стремление всегда быть первым • споры | + | ||
14 | Умеют ли дети решать коллективные задачи? | + | ||
15 | Правильно ли воспитатель понимает свою роль в руководстве игрой? | + | ||
16 | Развивается ли игровая деятельность с учётом уровня развития детей? | + | ||
17 | Доиграли ли до конца? | + | ||
18 | Обсуждается ли с детьми прошедшая игра? | + | ||
19 | Доступен ли игровой материал для использования его детьми? | + | ||
20 | Имеет ли в игре отражение знаний о профессиях взрослых? | + | ||
21 | Какие приёмы, побуждающие к началу игры, использовал воспитатель: • предложение игрушки • взятие на себя роли • предложение темпа игры • подготовка оборудования к игре • внесение нового оборудования • другое | + + + + + | ||
22 | Изменяют ли предметно-игровую среду с учётом практического и игрового опыта? | + | ||
23 | Умеют ли ориентироваться в игровой задаче? | + | ||
24 | Проявляется ли творчество в создании игры (выбор темы) | + | ||
25 | Рождаются ли во время игры новые варианты? | + | ||
26 | Обсуждение с детьми и оценивание игры | + | ||
27 | Какие виды игр присутствуют в деятельности детей | |||
28 | Сколько времени дети посвящают игровой деятельности |
Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Поэтому, важно предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
Задачи игровой деятельности в младшей группе:
- Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
- Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».
- Подводить ребёнка к пониманию той или иной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).
- Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит.д.).
- Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
- Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.
- Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.
- Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.
Анализ
Наблюдения проводились в младшей группе в первую и вторую половину дня. Игровой режим соблюдался не только в свободное время, но и на протяжении всего пребывания детей в ДОУ. НОД проводили так же через игровую деятельность.
Организация развивающей среды в группе с учетом ФГОС организована таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его возраста, склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно-развивающая среда в группе организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по зонам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, сюжетные игры, игры с модулями. Каждая игровая зона постоянно пополняться наглядными пособиями, изготовленными воспитателем совместно с детьми и родителями. Красочно оформленные зоны привлекают внимание детей, повышают интерес к игровой деятельности, позволяют эффективно усваивать программный материал.
В группе организована предметно- развивающая среда по тематическому планированию и разделена на зоны. Большое внимание воспитателями уделено зоне игровой деятельности. Крупный строительный материал размещён вблизи от места, где проходят строительные игры. Для дидактических и сюжетно-образных игрушек в группе есть подложки, мелкие корзиночки, чтобы эти игрушки было легко переносить на столы или в места игры и собирать после игры. Такой способ воспитывает у детей бережное отношение к игрушкам, организованность действий, чувство порядка.
Музыкальные игрушки помещены в застекленные шкафы, чтобы сохранить хорошее качество их звучания. Дидактические игрушки хранятся в специальном шкафу.
Все игрушки в группе целесообразны и привлекательны своей яркостью. Народные дидактические игрушки, расположенные вместе, составляют радующее сочетание цвета, величин, форм. Сюжетно-образные игрушки — куклы, зверята, домашние животные и т.д. расположены на полках на уровне глаз детей, в свободном доступе.
Порядок хранения игрушек постоянный. Дети, время от времени привлекаются к обсуждению того, как расположить игрушки, чтобы ими было удобно пользоваться, чтобы размещение их было эстетично, не нарушало общего оформления группы. После игры детей в их игрушечном царстве должен быть наведен полный порядок. Учить дошкольников оставлять игрушки в порядке — это значит воспитывать с ранних лет разумную бережливость, организованность, аккуратность и уважение к труду окружающих.
Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов. Обеспечивает условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживает эмоциональное и положительное состояние детей. Согласно возрасту формирует у детей не сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, меняет игровую роль. Чем старше дети, тем больше воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах. В случае необходимости, помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль. В младшем возрасте воспитатель является участником или ведущим в игре, а в старшем включается в игру в качестве партнёра. В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий. Учит развёртывать совместную игру небольших подгрупп, учитывая сюжетные замыслы партнёров, учит соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета. Развивает у детей интерес к игре, воспитывает умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками). Использует минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия, формирует у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.
Для данной возрастной группы предусмотрена игровая площадка, которая оснащена малыми формами для игр (горка, теремок, песочница, кольцеброс, корабль, автомобиль, дорожка равновесия, мишени для метания). На участке расположен стеллаж с открытыми полками для хранения выносного материала. Выносной материал предусмотрен для разного времени года и соответствует возрасту детей. Полки стеллажа расположены так, чтобы дети доставали и убирали игрушки легко, без особых приспособлений. Каждая игрушка имеет свое постоянное место. Для крупных строительных материалов используются нижние полки, для игрушек сюжетно-образных — полки повыше, для настольно-печатных игр — верхние. Игрушки все обозримы и не заслоняют друг друга.
Особенности хранения игрушек обусловлены необходимостью обеспечить:
а) доступность игрушек для детей и возможность самостоятельно распоряжаться ими;
б) общий порядок в расположении игрушек, сохранение привлекательности каждой игрушки;
в) сохранение самими детьми порядка в игрушечном хозяйстве, аккуратное обращение с игрушками.
Выносной материал (игрушки, совочки, вёдра, машины и т.д.) обрабатывают (моют) после каждой прогулки.
3. Выводы о том, какое место занимает игра в педагогическом процессе данного образовательного учреждения.
Игра – это детская деятельность , форма организации детской жизни. Установлено, что она существует вне и независимо от педагогического процесса. Однако, когда игра используется для решения задач воспитания и обучения, она преобразуется в педагогическое явление (Н.Б. Мчелидзе). И таковым является только в рамках педагогического процесса. В качестве педагогического явления игра выступает в различных функциях:
- средства воспитания;
- формы организации обучения и воспитания;
- метода и приема обучения детей;
- формы организации детской жизни и деятельности.
Игра издавна использовалась как средство воспитания. В педагогике данной проблеме посвящены многие исследования. В них вскрываются закономерности действия игры как средства воспитания и методика ее использования в качестве такого средства. Это труды А.К. Бондаренко, Л.А Венгера, Р.И. Жуковской, Т.А. Марковой, Д.В. Менджерицкой, П.Г. Саморуковой, А.П. Усовой и др. Материалы данных исследований показывают, что игра становится средством воспитания благодаря возможности влиять на её организацию и содержание в желаемом направлении. Педагог может целенаправленно поддерживать и развивать педагогически ценное содержание детских игр, которое служит решению задач разностороннего воспитания ребенка. Таким образом, самостоятельная и свободная деятельность дошкольника превращается в важнейшее средство воспитания. Однако эту функцию в педагогическом процессе игра выполняет не автоматически. Если игра не стоит в центре внимания, не направляется педагогом, и у детей не достаточно времени для игр, то она остается нейтральной по отношению к конкретным задачам воспитания.
В качестве формы детализации обучения и воспитания игра выступает благодаря другим своим свойствам. Исследования отечественных педагогов (В.Р. Беспаловой, А.К. Бондаренко, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой) доказали, что наиболее полно эту функцию могут выполнять дидактические и подвижные игры. Главное их свойство заключается не столько в содержании обучения, сколько в игровой форме. «Благодаря наличию игровых действий, дидактические игры делают обучение более занимательным, помогают повысить произвольное внимание, и в простой, увлекательной форме помогают усвоить программное содержание», - отмечает Е.И. Удальцова. В дидактических и подвижных играх прямые учебные задачи скрыты в игровых правилах. Дети раскладывают картинки, ищут пару предметам, сравнивают, обобщают - то есть учатся, не подозревая этого. Рассматривая игру как средство организации воспитания, следует подчеркнуть роль содержания, которое разрабатывается взрослым, и правил, регулирующих реальные и игровые отношения детей.
Игра выступает и как метод обучения дошкольников. В отечественной педагогике начало в изучении данного вопроса было положено Р.И. Жуковской. Она исследовала игру как прием обучения и пришла к выводу о том, что не существует метода вообще, метод всегда конкретно выражается в определенной системе приемов. Дальнейшие исследования Аванесовой, Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгера показали особенности использования данного метода и его возможности в решении задач обучения. Наибольшие возможности для обучения дошкольников содержит дидактическая игра. Она позволяет эффективно решать задачу усвоения детьми знаний, овладения способами познавательной деятельности.
Игра как форма организации жизни детей и их деятельности была изучена А.П. Усовой. Она считала, что «важно не только дать возможность детям играть, но и сделать игру формой организации их жизни и деятельности с ее особенностями, интересами и в связи с задачами воспитания». Игра имеет преимущество перед всеми другими формами, так как дает возможность организовать жизнь детей, их собственную активность и самостоятельность. Для того, чтобы игра стала формой организации детской жизни необходимо: закрепить за ней должное время в педагогическом процессе; обеспечить ее проникновение в разные стороны дошкольного воспитания, в различные виды деятельности; предусмотреть общее содержание и возможности игры в отдельные периоды для жизни детей в детском саду.
Место игры в педагогическом процессе определяется и ее взаимосвязью с трудом и обучением.
В игре осуществляется практическое познание ребенком окружающего мира. Процесс формирования знаний, их совершенствования не является мотивом игры или се целью. Ребенок играет не ради приобретения или закрепления знаний - к игре его побуждают другие мотивы: желание действовать как взрослые, стремление к общению, к активным действиям, привлекательность игровой задачи, соревнование и т. д. Даже в дидактическую игру дети играют не ради того, чтобы научиться чему-нибудь. Совершенствование знаний, развитие познавательных способностей является сопутствующим процессом, незаметным для ребенка, совершается непреднамеренно.
В учебной деятельности формирование знаний осуществляется целенаправленно. На всех занятиях у детей постепенно формируются познавательные интересы как специфические мотивы этой деятельности: воспитатель является ее организатором, она осуществляется под его непосредственным руководством, по определенной программе, в определенной системе и последовательности. Взрослый сообщает детям знания и формирует у них элементарные навыки учебной деятельности — умение слушать воспитателя и действовать по его указанию, наблюдать, выражать в слове результаты своей познавательной деятельности. Содержание и характер обучения оказывают влияние на содержание и развитие игры. Хорошо поставленное обучение оказывает самое благотворное влияние на игры детей. Знания, глубокие впечатления, полученные на занятиях, экскурсиях, формируют детские игровые интересы, находят отражение в разнообразных играх. Особенно важны для развития игры - впечатления, эмоции, вызываемые содержанием занятий.
В процессе обучающих занятий, проводимых разнообразными методами, используются различные игровые приемы: действия с игрушками, иногда роль, игровая имитация движений, голоса и т. д. Эти приемы поддерживают внимание детей, активизируют их восприятие, обеспечивают более полное освоение знаний. Игра связана и с трудом. Один из видов труда детей - ручной труд - связан с игрой непосредственно. Овладение детьми ручными умениями к старшему дошкольному возрасту значительно повышает их самостоятельность в игре. В соответствии со своими замыслами дети могут не только подобрать готовые игрушки, но и изготовить недостающие из бумаги, дерева, картона, природного материала. Дети охотно обыгрывают и свои поделки, изготовленные на занятиях.
Связь игры и труда проявляется и в том, что дошкольники поддерживают в порядке свое игровое хозяйство.
Исследования последнего времени (В. И. Логинова, М. В. Крулехт) показали, что формирование самой трудовой деятельности в младшем дошкольном возрасте требует включения игры: вначале дети осваивают знания о том, как трудится взрослый, как он организует и выполняет трудовой процесс, затем это повторяется в игре, и, когда дети освоят содержание и организацию трудового процесса, они переходят к собственно трудовой деятельности.
Очень часто, чтобы сделать труд детей более занимательным, его организуют в форме игры. Так, убирая участок, воспитанники не просто относят мусор на носилках, а перевозят его на машинах, чинят коробки в мастерской, «лечат» ремонтируют «заболевшие» книги и т.д. Отражение в играх труда взрослых оказывает влияние на формирование у детей уважения к труду, интереса к нему. Это также одна из связей игры и труда.
Игра - основной вид деятельности детей. Игровая деятельность основная форм организации педагогического процесса т.к. это самоценная форма активности ребенка, в которой происходит развитие возрастных новообразований общения, эмоциональное развитие, развитие всех процессов. Она источник самореализации внутренних сил ребенка (Д.Б Эльконин, Выготский Л.С.). Педагогические технологии развития игровой деятельности детей, основаны на идее сопровождения взаимодействия педагога и ребенка, учитывающие результаты педагогической диагностики; позволяющие воспитателю гибко выбирать тактику взаимодействия с детьми с позиции партнера по детским играм.
4. Рекомендации по изменению предметно-развивающей среды.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды. Окружающая предметная среда – это один из факторов, влияющих на развитие детей. Ребенок постоянно находится в мире предметов. Одни отвлекают его, а другие остаются без внимания. Роль предметов особенно велика для еще не читающих детей, которым надо организовать свою деятельность. Если школьник может уже самостоятельно заниматься самообразованием, используя книги и учебники, то у дошкольника такой возможности нет. Его деятельность целиком зависит от устройства предметного пространства вокруг него, окружающих его игрушек и предметов.
Предметно- развивающая среда – это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности. Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность ребёнку испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Игры готовят детей к школе; закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку. Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей. Дошкольное образования является первой ступенью образования ребёнка, а качество образования, образовательных услуг обеспечивается многими условиями. В том числе и рациональным, целесообразным по возрасту дошкольников насыщением предметно – развивающей среды ДОУ.
Важность предметно- развивающей среды для дошкольника в том, что она способствует удовлетворению его потребностей в определённый момент его развития; позволяет ребёнку проявить любознательность, познавать окружающий мир без принуждений, стремиться к творческому отображению познанного. Размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями детей.
Важность предметно- развивающей среды для воспитателя в том, что она является эффективным вспомогательным средством при поддержке индивидуальности и целостного развития ребёнка до школы. Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности и служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей влияя на их воспитательный процесс.
Цель воспитателя: сконструировать многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Задачи:
- Сконструировать и наполнить предметно – развивающую среду соответствующим содержанием;
- Обеспечить эффективность использования предметно - развивающей среды при развитии личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества.
Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на ребенка. Для этого необходимо создать определенные условия.
Предметно – развивающая среда в детском саду должна:
- Иметь эстетично привлекательный вид;
- Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
- Снимать утомляемость;
- Положительно влиять на эмоциональное состояние;
- Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
- Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
При организации предметно - развивающей среды в детском саду необходимо соблюдаться следующие требования:
Гигиенические – безопасность и комфортность пребывания ребенка в группе и на участке ДОУ для положительного эмоционального тонуса и личностного развития ребенка.
Психолого – педагогические – гендерный подход; приоритетное направление образовательной деятельности педагогов группы; интересы склонности, способности детей; уровень развития детей и возрастные особенности; особенности реализуемой программы и педагогических технологий.
Эстетические – использование детских работ в оформлении интерьера в группах.
Ведущие характеристики предметно – развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении:
Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это создает чувство уверенности и безопасности.
Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материал, разнообразные бытовые предметы.
Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности достигается через постоянное насыщение пространства разнообразными материалами для приобретения опыта социальной жизни.
Обеспечение возможности для исследования и научения. Детское экспериментирование строится самим дошкольником по мере получения новых сведений о предмете (объекте).
Функциональность предметной среды, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполнять развивающую функцию.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон (центров), оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы должны быть доступны детям.
В качестве центров развития рекомендованы:
- Уголок для ролевых игр;
- Уголок худ. литературы;
- Зона для настольно –печатных игр;
- Зона худ. эстетического развития (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров);
- Уголок природы (эко. зона);
- Зона физ. развития;
- Уголок для экспериментальной деятельности;
- Игровой уголок (для игр со строительным материалом)
- Уголок для мальчиков;
- Уголок для девочек;
- Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной, чтения книг и др.
- Игровой центр с крупными мягкими конструкциями для легкого изменения игрового пространства.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Педагоги должны уделять большое внимание созданию предметно-развивающей среды, которая должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам. В «Концепции по дошкольному воспитанию» изложены 8 принципов построения развивающей среды в дошкольных учреждениях.
- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
- Принцип активности, самостоятельности, творчества.
- Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.
- Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
- Принцип открытости – закрытости может быть представлен в нескольких аспектах.
- Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея – цель, которой руководствуется коллектив педагогов детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей.
Чем точнее и полнее будет отражать предметно- развивающая среда психические особенности детей в каждом возрасте, тем больше представится педагогам возможностей для раскрытия резервов развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7533935","attributes":{"alt":"","class":"med...
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста....
Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста".
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Контрольная работа №1 По: МДК 02.03 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятель...
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности; является средством познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отнош...
«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста». «Организация режиссерских игр».
Данная работа посвящена режиссерским играм дошкольников. Вопросы рассматриваемые в данной работе:1. Понятие – режиссерские игры2. Стадии развития ...
Теоретические и методические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Обучение детей старшего дошкольного возраста игре баскетбол.
Обучение детей старшего дошкольного возраста игре баскетбол...
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Тема: «Сюжетно-ролевая игра «Банк» для детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Формирование у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».Задачи:Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.Расширять словарный з...