Программа "Умелые ручки"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 360 «Журавушка» комбинированного вида»
Программа кружковой деятельности
«Умелые ручки»
Разработана для детей от 4 -7 лет
Автор: Юнгблюд Ольга Сергеевна, воспитатель
Программа разработана в 2017 г.
Реализуется в г. Новосибирске
Пояснительная записка
Программа «Умелые ручки» направлена на создание условий для формирования творческой личности ребенка, посредством разнообразных видов декоративно-прикладного творчества. Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки» носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами различных видов рукоделия. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия рукоделием являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Новизна программы состоит в том, что в одной программе представлены как старинные, так и современные виды декоративно – прикладного творчества. Такие как аппликация, модульное оригами, мягкая игрушка, волшебная изонить, декупаж, квиллинги другие техники. Все это дает возможность воспитанникам постичь богатство и красоту современного рукоделия, опираясь на истоки народного творчества.
Цель:
Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
- Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
- Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними
- Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.
- Прививать точность и аккуратность в выполнении работ.
- Учить самостоятельному изготовлению поделок из природного и бросового материала, бумаги и картона, ткани;
- Развивать сенсорное восприятие;
- Развивать речевую активность;
- Воспитывать желание достигать поставленные цели.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.
Программа “ Умелые ручки” рассчитана от 1- до 3 лет обучения и предназначена для детей 4-7 лет. Для успешного освоения программы на занятиях численность детей в группе кружка должна составлять не более 10 человек. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, с октября по май.
В сентябре занятия проводятся на любую тему ,в целях диагностики.
Продолжительность занятий: не более 20-30 минут.
В программу включены следующие разделы:
Работа с бумагой и картоном (аппликация, оригами);
Нетрадиционное рисование;
Работа с природным и бросовым материалом;
Работа с тканью и нитками;
Работа с пластилином;
Тестопластика.
Используемые материалы:
- Пластилин;
- Цветная бумага и картон различной фактуры;
- Природный материал (шишки, ракушки, листья, камушки);
- Бросовый материал (одноразовые тарелки, ложки, стаканчики, пуговицы, трубочки, яица от киндер-сюрприза, вата);
- Различные оригинальные материалы (бисер, бусинки, глазки);
- Крупы (пшено, греча, манка, горох и др.);
- Соленое тесто;
- Клей, ножницы, скотч, кисточки, краски, клеенки.
Работа с родителями
консультации;
конкурсы;
информационные стенды;
выставки детского творчества;
анкетирование по вопросам художественного развития детей.
Перспективный план работы кружка «Умелые ручки» в средней группе.
(4-5 лет)
Задачи:
1. Познакомить с нетрадиционными способами ручного труда,
2. Активизировать интерес к рисованию ,аппликации, лепке.
3. Развивать мелкую моторику;
4. Обогащать эмоциональную сферу ребенка.
5. Расширять кругозор детей, способствовать формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений.
6. Вырабатывать художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, умение не только смотреть, но и видеть.
7. Познакомить детей с лепкой простых и объёмных фигур из пластилина.
8. Учить составлять аппликации из природного материала, из скорлупы, из материалов, учить детей технике работы с ножницами и бумагой.
9. Познакомить детей с техникой работы оригами.
10. Познакомить с оформлением работ с помощью крупы.
11. Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ.
Осень | |||
месяц | неделя | Вид деятельности | Тема |
октябрь | 1 | Познакомить детей с кружком «Умелые ручки», рассмотреть иллюстрации с работами детей, обратить внимание на материалы, из которых изготовлены поделки. | Знакомство с кружком «Умелые ручки» |
2 | Выполнение композиции из сухих листьев, развитие интереса к работе с природным материалом, фантазии и эстетического вкуса. | Поделка из природного материала. Коллективная работа «Осенний лес» | |
3 | Лепка по замыслу воспитание аккуратности, желания доводить начатое дело до конца | «Осенний лес» | |
4 | изготовление объёмных композиции из цветной бумаги и картона, воспитание аккуратности и эстетического вкуса. | Аппликация «Грибы» | |
ноябрь | 1,2 | Выполнение композиции из сухих осенних листьев, выкладывание их по карандашному контуру; воспитание бережного отношения к используемым материалам. | Индивидуальная работа «Ёжик» |
3 | изготовление поделки из разноцветных полосок; воспитание аккуратности, желания доводить начатое дело до конца. | «Мама» | |
4 | изготовление поделки из разноцветных полосок; воспитание аккуратности, желания доводить начатое дело до конца.обрывной способ | «Мама» | |
зима | |||
декабрь | 1 | Изготовление поделок в технике «Тестопластика» Цель: продолжать знакомить с техникой работы с соленым тестом. | «Ёжик» |
2 | изготовление игрушки из природного материала (шишек, сухих веточек, листьев), развитие фантазии и эстетического вкуса. | «новогодняя игрушка» | |
3 | изготовление гирлянды из цветных бумажных полосок, соединенных между собой, подбирая цветовую гамму для данной композиции. | «Новогодняя гирлянда» | |
4 | вырезание симметричных фигур, соединение их по сгибу; красочное оформление готовой поделки; развитие у детей интереса к изготовлению объёмных игрушек из цветной бумаги. | «В лесу родилась ёлочка» | |
январь | 1 | Изготовление объёмной поделки из пластилина воспитание усидчивости | Лепка «Медвежонок » |
2 | изготовлениеподелки из ватных дисков.воспитание аккуратности и эстетического вкуса. | Аппликация «Снеговик» | |
3 | составление сюжетной композиции с помощью предметов из цветной бумаги и ваты; развитие эстетического вкуса; воспитание желания помогать друг другу. | Коллективная работа «Снег да снег кругом» | |
4 | изготовлениеподелки из разноцветных бумажных полосок; развитие у детей интереса новым материалам, воспитание усидчивости. | Аппликация «Рыбка» | |
Февраль | 1 | Коллективная работа с ватными дисками | «Елочки в лесу» |
2 | Изготовление подарков для пап из спичечных коробков, обклеивая объёмные предметы цветной бумагой; воспитывать желание делать близким приятное. | «Самолёт» | |
3 | Выполнение поделки из бросового материала (коробочек от киндер-сюрприза) с использованием пластилина. | «Игрушки» | |
4 | Изготовление поделок из картона и поролона; продолжать знакомить с новыми материалами; | «Игрушки» | |
весна | |||
март | 1 | Цветок складывание разными м способами | «Цветы» |
2 | Цель: раскрыть секреты создания игрушек – поделок из бумажной «гармошки». Учить использовать полученные умения и навыки для изготовления поделок. | «Веселые матрешки» | |
3 | Изготовление поделки из яичной скорлупы; знакомство с новыми материалами, развитие интереса к оформлению сюжетной композиции. | «Поросёнок» | |
4 | Изготовление поделки из яичной скорлупы; знакомство с новыми материалами, развитие интереса к оформлению сюжетной композиции. | «Поросенок» | |
апрель | 1 | Продолжение изготовления поделки в технике изонить | «Аквариум» |
2 | Коллективная работа Цель: учить детей изготавливать объёмные композиции из бросового материала; продолжать знакомить с новыми материалами; развивать фантазию, интерес к работе в коллективе. | «Аквариум» | |
3 | Лепка колокольчика на основе конусообразной формы. Развитие мелкой моторики рук. Развитие интереса к лепке из соленого теста. | «Колокольчики» | |
4 | Изготовление новых поделок в технике оригами, поощрять творческую инициативу детей, развивать глазомер. | «Отгадай загадку» | |
май | 1 | Пластилинография ,развитие интереса к оформлению работы | «Бабочка» |
2 | Пластилинография ,развитие интереса к оформлению работы | «Бабочка» | |
3 | Изготовление поделки из бумаги в технике оригами.Воспитание аккуратности и эстетического вкуса | Оригами «Воздушный змей» | |
4 | Аппликация из салфеток развитие у детей интереса к изготовлению объёмных игрушек из бросового материала (салфеток). | «Цыпленок» |
Перспективный план работы кружка «Умелые ручки» в старшей группе
(5-6 -лет)
Задачи:
1. В лепке учить анализировать форму предмета, совершенствовать изобразительную технику- продолжать освоение рельефной лепки.
2. Познакомить с новым методом лепки пластилином- мозаика.
3. Продолжить учить лепке из целого куска путем вытягивания и моделирования частей.
4. Учить в лепке и аппликации изображать человека вы разной одежде: в зимней, костюмах снегурочки, передавать движение человека, использовать схемы.
5. В аппликации показать новые способы создания образов: симметричное вырезание из сложенной вдвое бумаги.
6. Продолжать делать аппликации, оригами, поделки из круп и природного материала, заниматься тестопластикой и изонитью.
7. Способствовать сотрудничествудетей при выполнении коллективных работ.
осень | |||
месяц | неделя | Вид деятельности | тема |
октябрь | 1 | Заготовка бросового и природного материала Диагностика способностей детей на начало года. | |
2 | Конструирование из природного материала с элементами лепки | «Божья коровка» | |
3 | выполнять аппликацию, скатывать комочки, располагать в определенных частях силуэта. Воспитывать аккуратность. | Работа с бумагой «Барашек» (салфетки) | |
4 | симметричное рисование. Побуждение к творчеству и самостоятельности. | Симметричное рисование «Бабочки» | |
ноябрь | 1 | складывать квадрат, хорошо проглаживать линии сгиба. Развивать мелкую моторику. | Оригами «Вышел песик погулять» |
2 | размельчать скорлупу, намазывать силуэт клеем, посыпать скорлупой. Воспитывать аккуратность | Работа с природным материалом (яичная скорлупа) «Гриб» | |
3 | видеть необычное в обычном, применять знакомые навыки и умения в аппликации и рисовании. Развивать фантазию, творчество. | Подставка для карандашей» | |
4 | сворачивать круг, разрезанный до середины конусом, наклеивать «ножки», оформлять лицо. Развивать творческое воображение. | Работа с бумагой «Осьминог» | |
зима | |||
декабрь | 1 | делать аппликацию методом обрывания. Развивать фантазию. | Работа с бумагой «Обрывашки» |
2 | рисование пластилином и оформление манной крупой. Обращать внимание на цвета, красиво сочетающиеся между собой. Развивать эстетический вкус. | Работа с пластилином и крупой «Елка под снегом» | |
3 | Знакомство с техникой квиллинг. Учить детей приему скручивания бумаги, развивать мелкую моторику рук. | Квиллинг «Снеговик» | |
4 | Совершенствовать умения детей работать в коллективе, распределять работу, аккуратно ее выполнять. | Коллективная работа «Гирлянда на елку» | |
январь | 1 | Украшение яичной капсулы, превращение ее в новогоднее украшение на елку. Развивать воображение | Работа с бросовым материалом «Фонарик» |
2 | работа с пластилином - размазывание фона ровным слоем, рисование образа дерева или елки зубочисткой и выкладывать рисом. Развивать творчество, фантазию. | Работа с пластилином и крупой «Рисовые фантазии» | |
3 | Рисование зимнего леса на вогнутой тарелке из картона. Развивать умение детей, проявлять фантазию при рисовании. | Нетрадиционное рисование «Зимний лес». | |
4 | пользоваться круглой стекой для создания кудряшек у овечки; закреплять умение прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом; развивать согласованность работы обеих рук; воспитывать навык аккуратной работы с пластилином; актуализировать словарь | Пластилино-графия «Кудряшки для овечки» | |
февраль | 1 | Лепка плоскостного изображения снежинки из отдельно слепленных колбасок. | Пластилино-графия «Снежинка». |
2 | Вырезание круга, овала, путем срезания углов прямоугольника, последовательное наклеивание части задуманного образа на бумагу;. учить доводить начатое дело до конца | Аппликация «Белочка». | |
3 | складывать бумагу пополам, по диагонали, хорошо проглаживать линию сгиба. Совершенствовать умение пользоваться ножницами, делать треугольные срезы. Развивать эстетический вкус. | Работа с гофрированной бумагой «Гвоздики» | |
4 | Работа с ватными дисками, учить доводить начатое дело до конца | «Елочки в лесу» | |
весна | |||
март | 1 | пользоваться трафаретом, обводить ладошки и вырезать. Совершенствовать умение пользоваться ножницами. Развивать эстетический вкус, умение составлять композицию. | Сказочная птица из ладошек |
2 | лепить мимозу приёмом скатывания маленьких жёлтых шариков, равномерно распределять вдоль стебля. | Пластилино-графия «Весна. Душистая мимоза». | |
3 | складывать гармошкой, придавая разные формы оберткам. Совершенствовать моторику рук. Развивать фантазию, творчество. | Бабочки из конфетных оберток | |
4 | Изготовление поделки в технике изонить | «Ящерица» | |
апрель | 1 | скатывать шарики из полосок от салфеток и обклеивать силуэт яблока, подбирая по цвету. Развивать творчество. | Работа с салфетками «Яблоко» |
2 | обводить ладошки и вырезать.Совершенствовать умение пользоваться ножницами. Развивать эстетический вкус, умение составлять композицию. | Ромашки и бабочки из ладошек | |
3 | нарезать мелко нитки и часто наклеивать, не оставляя белого листа. Развивать мелкую моторику рук | Аппликация из шерстяных ниток «Грибок» | |
4 | работа с нитками: обматывать колечко, закреплять. Разрезать нити, делать бомбон. Дополнять аппликацией. Развивать мелкую моторику | 2 занятия Работа с нитками «Пушистик» 1-делаем бомбон, | |
май | 1 | работа с нитками: обматывать колечко, закреплять. Разрезать нити, делать бомбон. Дополнять аппликацией. Развивать мелкую моторику | 2 занятия Работа с нитками «Пушистик» 2- оформляем аппликацией) |
2 | придерживая конец бумаги одной рукой постепенно закручивать ее по кругу, чуть-чуть перекручивая. Учить делать защипы на салфетке в форме вазы. Совершенствовать моторику рук. Развивать творчество. | Работа с бумагой «Розы» | |
3 | накручивать полоски бумаги, придавая форму листьям, с помощью прищипывания. Развивать умение составлять композицию, подбирать цвета. Воспитывать аккуратность. | Квиллипг «Ветка яблони» (коллективная работа) | |
4 | Наматывание ниток на предмет (книга), аккуратно снимать, перевязывать голову, нитки ног заплетать косичками. Развивать мелкую моторику рук. | Осьминог из ниток |
Перспективный план работы кружка «Умелые ручки» в подготовительной группе (6-7 лет)
Задачи:
1. познакомить с нетрадиционными способами ручного труда,
2. Активизировать интерес к рисованию ,аппликации, лепке.
3. Развивать мелкую моторику;
4. Обогащать эмоциональную сферу ребенка.
5. Расширять кругозор детей, способствовать формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений.
6. Вырабатывать художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, умение не только смотреть, но и видеть.
7. Продолжать делать оригами, аппликации и поделки из круп и природного материала с постепенным усложнением.
8. учить самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы.
9. развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины.
10. в аппликации способствовать самостоятельному выбору детей разных способов создания образа.
11. Учить изображать в лепке и аппликации более сложные по форме предметы, закреплять умения вырезать из бумаги части предметов и целые силуэты, умение вырезать симметричные детали из сложенной пополам бумаги и несколько предметов или частей из бумаги, сложенной гармошкой.
12. Развивать умения в аппликационном изображении сочетать несколько способов работы: вырезание, обрывание.
осень | |||
месяц | неделя | Вид деятельности | тема |
октябрь | 1 | Изготовление зонтика способом объемной аппликации. Наблюдение за погодой, соотношение ее с временем года. | «Зонтик» |
2 | складывать бумагу, ножницами придавать нужную форму, формировать из деталей объемную аппликацию. Развивать цветовое восприятие. | Астры Изготовление цветка астры | |
3 | Закрепить понятие «объемная аппликация». Изготовить объемную аппликацию на плоскости. Развитие творчества, воображения, умения работать сообща, помогая товарищу. | «На лесной полянке» | |
4 | Совершенствовать общую и мелкую моторику, техникой изготовления аппликаций из крупы. Развивать память ребенка, учить отличать съедобные грибы от ядовитых по внешнему виду. | «Гриб-боровик» | |
ноябрь | 1 | аппликация с фруктами. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук. Воспитывать интерес к бумажной пластике | Дары осени – фрукты |
2 | аккуратно накручивать полоски бумаги на зубочистку, учить составлять изображение из частей. Развивать творческое воображение. | «Рябина» | |
3 | Коллективная объемная аппликация на листе бумаги. Воспитание любви к природе, развитие умения видеть красоту окружающего мира. | «Осенний лес» | |
4 | делать поделки используя знакомые методы работы: деление на части, соединение, дополнение. Развивать творчество. | Работа с природным и бросовым материалом «Дикообраз» | |
зима | |||
декабрь | 1 | Закрепить навык складывания бумаги способом «гармошки». Научить делать матрешку. Воспитывать интерес к бумажной пластике.Познакомить с историей создания русской матрешки. | «Матрешка» |
2 | Наматывание ниток на предмет, аккуратно снимать, перевязывать голову, нитки ног заплетать косичками. Развивать мелкую моторику рук. | «Осьминог» из ниток | |
3 | склеивать из цветной бумаги объемную елку. Развивать пространственное восприятие, поддерживать интерес к бумажной пластике. | «Ёлка» | |
4 | Совершенствовать умения детей работать в коллективе, распределять работу, аккуратно ее выполнять. | Коллективная работа «Гирлянда на елку» | |
январь | 1 | Совершенствовать общую и мелкую моторику. Познакомить с новой техникой изготовления аппликаций из крупы. Развивать память ребенка. | «В зимнем лесу» |
2 | Создать объемную аппликацию «Снегурочка» используя бумагу и вату. Показать детям новый способ аппликации. Способствовать развитию у детей воображения, умения использовать в аппликации дополнительный материал. | Аппликация из бумаги и ваты «Снегурочка» | |
3 | аппликация из ватных дисков. Упражнять в выкладывании и наклеивании деталей на основе | Зайчик из ватных дисков | |
4 | Составление картины из шерстяных ниток. Обогащение аппликативной техники- освоение разных способов создания образа: контурного, силуэтного | «Пушистые картины» | |
февраль | 1 | работать с сыпучим материалом. Самостоятельно наносить клеем силуэты снеговика, снежинок, земли. Учить тонировать манную крупу разноцветными акварельными красками. | «Снеговик из манки» |
2 | работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность. | «Открытка для пап» | |
3 | Закреплять умение аккуратно и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах. | «Цыплёнок» | |
4 | Аппликация из крупы | «Зима» | |
весна | |||
март | 1 | наклеивать готовые округлые формы, составляя из них изображения знакомых предметов, совершенствуя при этом ориентировку на плоскости листа бумаги. | «Мимоза» |
2 | самостоятельно украшать сарафан, располагая узор по верхнему, нижнему краю, по середине сарафана или по всему силуэту. Развивать творческие способности, моторику рук. | «Сарафанчик расписной для матрешки озорной» | |
3 | Приклеивание ниток к изображению головы и заплетание косичек из них. Развивать мелкую и общую моторику. | Поделка из ниток на картоне «Косички у сестрички» | |
4 | создание котика из гречневой и пшенной крупы, учить детей нетрадиционным способам выполнения аппликации; учить ориентироваться на плоскости, развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, исследование свойств различных материалов | «Полосатый кот» | |
апрель | 1 | выполнять коллективную работу. Совершенствовать умения и навыки при выполнении основных элементов квиллинга, передавать характерные особенности строения и окраски подснежников. Воспитывать интерес к живой природе | «Подснежник на проталине» |
2 | Изготовление корабля из бросового материала; украшение его иллюминаторами и другими деталями, помещая среди небесных светил | «Космический корабль летит к звездам». | |
3 | выполнять контурные поделки. Развивать творческие способности ребенка: вкус, чувства цвета, пространственное мышление, мелкую моторику пальцев рук. | «Вышивка на бумаге»(3айчик) | |
4 | Уточнить и обобщить знания детей по теме домашние животные; Учить детей создавать выразительный образ барашка работая в новой технике выполнения объемной аппликации; Учить понимать и передавать пространственные отношения (справа, слева, над, под, сбоку) ; воспитывать умение самостоятельно использовать имеющиеся знания и отработанные изобразительные навыки (аккуратность при работе с ножницами и клеем).«Пудель из ватных шариков и крупы» | «Веселый барашек». | |
май | 1 | вырезание по контуру (фруктов и ягод, вазы для фруктов). Подвести детей к пониманию, что красивый натюрморт получается при сочетании разных цветов, форм. Формировать аппликативные умения детей. Развивать творчество. | Аппликация «Натюрморт». |
2 | Приклеивание нитки по контуру изображения одуванчика, изготовление цветка | «Одуванчики» аппликация из ниток | |
3 | аппликация из ткани по контуру и наклеивание на тканевую основу. | «Веселые бабочки» | |
4 | Увлечь детей созданием картины. Учить планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия). | «Пудель из ватных шариков и крупы» |
Список литературы:
1. Анистратова А. А., Гришина Н. И. Поделки из кусочков бумаги. – М: Из-во Оникс, 2010.
2.Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
3.ДавыдоваГ. Н. «Пластилинография -Детский дизайн 3». javascript:addImage('message')
4. Короткова Е. А. «Рисование, аппликация, конструирование в детском саду», Ярославль, Академия развития.
5. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», Москва, 2006.
6. Малышева А. Н. ; Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду».
7. Нагибина М. И. «Чудеса для детей из ненужных вещей». – Ярославль: Академия развития.
8.. Новикова И. В. Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.
9.Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование».
10. Петрова И. М. «Волшебные полоски».
11. Саллинен Е. В. «Занятия по изобразительной деятельности. Старшая и подготовительная группы», издательство КАРО, Санкт- Петербург, 2010.
12. Селезнева Е. В. «Цветы и игрушки из скрученной бумаги», Литера, Санкт-Петербург, 2012. 9. ped-kopilka.ru›blogs…klas…smeshariki…iz…testa.html. оделки из мятой бумаги». Садилова Л. А.
13. Соколова С. В. «Оригами для самых маленьких».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"
Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...
Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.
6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...
Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»
расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:· Вызвать интерес к зан...
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая»....
Пост-релиз открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"
В пост-релизе можно ознакомиться с формами работы , которые проводились с детьми дошкольного возраста во всех возастных группах в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. ...
Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"
Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...