статья «Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста посредством эйдетики»
статья (младшая группа)

Полунина Елена Викторовна

Обучение связной речи - одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логичность и выразительность. Старший дошкольник учится излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно-следственные отношения между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения. Как отмечается в психологической литературе, в дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста посредством эйдетики»

Развитие речи в дошкольном возрасте оказывает многообразное воздействие на детей. Прежде  всего,  оно играет большую роль в их умственном развитии.

Обучение связной речи - одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логичность и выразительность. Старший дошкольник учится излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно-следственные отношения между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения. Как отмечается в психологической литературе, в дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью.

В процессе перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании эффективных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. Сегодня осуществляется переход от информационной парадигмы, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний. Таким образом, основной целью дошкольного образования является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Речевое развитие ребенка – одно из основных условий становления личности в дошкольные годы.

Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы не многословны, много повторов, длительных пауз, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен.

В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано наглядно образное мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Использование приемов мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным.  

Используемая литература.

  1. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. - М.: Педагогика, 2009. – 476 с.

2. Ворошнина, Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. - Пермь, 2011. – 122 с.

3. Гальперин, П.Я. Формирование умственных действий. - М.: Педагогика, 2011. – 336 с.

4. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. – с. 25-34.

5. Гризик, Т.И. Особенности обучения детей 4-6 лет описанию и повествованию: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 2010. - 23 с.

6.Дьяченко, О.М. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. - М., 2016. – 113 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня речевого развития.

В данной статье представлена методика обучения  дошкольников с ОНР третьего уровня речевого развития связной монологической речи....

Консультация для родителей: «Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста».

Под связной повествовательной речью принято понимать такие развёрнутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку чётко и последовательно излагат...

Консультация для родителей: «Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста».

В консультации родителям рекомендуется ряд заданий и упражнений по развитию связной речи дошкольников....

Роль сюжетной картины в развитии связной монологической речи у детей дошкольного возраста

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формирован...

План по самообразованию учителя-логопеда "Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе обучения пересказу"

Тема самообразования посвящена решению одной из проблем в развитии речи детей - формированию связной монологической речи в процессе обучения их пересказу....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Мнемотехника в переводе с греческого - искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов , обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.Идея: на каждое с...