Проект Масленница
проект

Титенко Марина Александровна

Ознакомление с русскими традициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_proekt_maslennitsa.docx19.47 КБ
Файл 2_maslenichnaya_nedelya.docx23.33 КБ
Файл 3_poslovitsy_i_pogovorki_o_blinah.docx14.85 КБ

Предварительный просмотр:

                              Тема: «Широкая масленица»
Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный. 
Участники проекта: воспитатели, дети, родители. 
Сроки реализации проекта: с 20-24 февраля. Возраст детей: 5-6 лет. 
Актуальность проекта: 
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми. 
Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям. 
Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада. 
Цель: 
Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица) .
Задачи:
Обучающие
• Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
• Познакомить с различными жанрами устного народного творчества. 
Развивающие
• Развивать коммуникативные способности; 
• Развивать память, мышление, внимание; 
• Развивать интерес к русским народным традициям; 
• Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры. 
Воспитательные 
• Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;
• Воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;
• Формировать любовь к Родине, ее традициям. 
Формы реализации проекта:
• Беседы по теме;
• Совместная творческая деятельность;
• Создание творческих работ детей и родителей;
• Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;
• Чтение стихотворений, художественных произведений;
• Тематическое занятие. 
Этапы реализации проекта 
Подготовительный:
• Разработка содержания проекта, составление плана работы; 
• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие) ; 
• Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
• Заучивание закличек, частушек;
• Изготовление папки передвижки «С масленицей». 


Основной:
• Проведение тематического занятия;
• Художественно-творческая деятельность. 
• Разучивание масленичных частушек, русских народных песен, закличек;
• Чтение художественных произведений по теме. 
• Прослушивание музыкальных композиций. 
Заключительный:
• Оформление выставки продуктов детской деятельности « Широкая масленица»;

Взаимодействие с родителями: 

• Чтение с детьми художественных произведений по теме « Веселая масленица».
Тематическое планирование

20  февраля понедельник «Встреча»
1 половина дня Прогулка. 2 половина дня Прогулка
Тематическое занятие «Здравствуй Масленица»
Разучивание масленичных частушек. Хоровод: «Сею-вею снежок».
Игра забава « Золотые ворота». Чтение стихотворенияД. Кузнецова «Блины»

21 февраля вторник «Заигрыш».

1половина дня прогулка. 2 половина дня прогулка.

Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись) 
Народная игра – забава «Калачи»
Изготовление «Масленичного солнышка ( вырезывание из цветного картона)» 
Народная игра – забава «Перенеси блин на голове»
Хороводная игра «Будь внимательным» 
Катание на санках:  имитация с использованием обручей. Загадки о весне и зиме
Слушание и разучивание песни «Здравствуй милая весна»
Народная игра - забава «Испеки блин».

 
22 февраля среда  «Лакомка»
1 половина дня Прогулка 2 половина дня Прогулка
Беседа «Значение и символика блинов»
Лепка из солёного теста «Разрумянные блины» 
Народная игра – забава «Блинная эстафета (перенеси блин на голове, кто быстрее вырежет блин из картона)».
Разучивание русской народной песни «Веснянка»
 Народная игра - забава «Как у дяди Якова»

 23 февраля четверг «Разгуляй».
1 половина дня Прогулка 2 половина дня Прогулка
Чтение масленичных закличек, загадок
Хороводная игра «Звонарь».
Слушание песни «Как на Масленой недели»
Рисование «Масленица» 
Народная игра - забава «Ручеёк»

 25 февраля «Тёщины вечера» «Золовкины посиделки».

1 половина дня Прогулка 2 половина дня Прогулка
Беседа: «Что мы узнали о Масленице»
Исполнение русских народных песен Народная игра - забава «Горелки»
Игры в «снежки» Чтение рассказа Т. Нуждиной «Блины»
Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица»
Танец - забава «Кабы не было зимы».

Развлечение: « Как на Кубани мы масленицу встречаем. Казачья ярмарка».

Организованная образовательная деятельность
(различные виды деятельности) 
Коммуникативная. 
Беседы «Значение и символика блинов», «Что мы узнали о масленице? »
Восприятие художественной литературы и фольклора. 
Прочтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины», масленичных закличек.
Познавательно – исследовательская. 
Занятие по приобщению к социокультурным ценностям «Госпожа Масленица»; отгадывание загадок о весне и зиме; просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица».
Изобразительная. 
Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись, «Масленица», лепка из солёного теста «Разрумянные блины».
Конструктивная. 
Изготовление куколки из соломы. Плетение из полосок бумаги «Плетень».
Музыкальная. 
Слушание русских народных песен «Как на Масленой недели», «Здравствуй милая весна» разучивание и исполнение русской народной песни «Масленка», масленичных частушек; исполнение русских народных песен. 
Музыкально – игровое творчество: хороводные игры « Сею-вею снежок», «Царевич-королевич», Как у дяди Якова.
Игровая. 
Народные игры – забавы. « Плетень», «Чеберялка», «Калачи».
Ожидаемый результат:
Дети
• Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
• Имеют представление о народных праздниках, играх; 
• Владеют знаниями масленичной 
кухни;
• Интересуется изобразительной детской деятельностью;
• С интересом участвует в народных играх;
• Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;
• Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;
• Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач. 
Педагоги накопление материала; 
• Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями. 
Родители 
• Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.



Предварительный просмотр:

                       «Масленичная неделя»

        Зима недаром злится –

                                                                                                      Прошла ее пора,

                                                                                                      Весна в окно стучится

                                                                                                      И гонит со двора.

                                                   

                                                                                                                           Ф.И.Тютчев

   Конец зимы. Уже не первый год в нашем детском саду в это время отмечается старинный русский праздник – Масленица. Для знакомства с  праздником детям предлагались различные спектакли на тему Масленицы, разыгрывались уличные гуляния во дворе детского сада. Но в старшем возрасте дети начали проявлять потребность в знаниях, их стал интересовать мир сверстников, мир взрослых, мир природы. Они стали более инициативными и самостоятельными. Дети с удовольствием слушали сказки, обыгрывали русские традиции, водили  хороводы. Ребята научились самостоятельно определять добро и зло в предложенных им сказках, былинах, оценивать поступки героев. Дети легко запоминали сказки, стихи, охотно рифмовали слова. С большим увлечением они создавали свои творческие работы.

Старшие дошкольники  стремились к активному проявлению своих знаний, навыков, возможностей. Вот так и возникла идея создания проекта «Масленичная неделя».

   Данный проект наиболее полно позволяет решить следующие задачи:

 

   1. Познакомить  детей с историей народного праздника Масленица;

   2. Воспитать нравственно-патриотические чувства, приобщить детей к культуре своего народа, сформировать общечеловеческие ценности;

   3. Сформировать эстетические чувства и переживания.

 

Работу планировали, основываясь на ФГОС к общеобразовательной программе. В проекте  учла следующие принципы:

  • Развивающего обучения:
  • Единство воспитательных, образовательных и обучающих целей и задач;
  • Принцип интеграции образовательных областей;
  • Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей.

 

                      Таблица 1

Совместная  деятельность по комплексной реализации темы                                     «Масленичная неделя» со старшими дошкольниками

                                                            Продолжительность – неделя.

Образователь-

ные области

Организованная деятель-

ность с детьми

Совместная

деятельность взрослых и детей

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родите-

лями

Познание,

Коммуникацмя,

Социализация

Рассказ воспитателя о празднике Масленица

Цель: познакомить с историей народного праздника Масленица; воспитывать нравственно-патриотические чувства

Театрализация, обыгрывание русских традиций, обрядов.

Заучивание закличек, пословиц, поговорок, песен, считалок.

 

Чтение и драматизация сказок «Солнце и блины», «Соломенная Масленица».

Рассказ воспитателя о поклонении славян солнцу;

Разучивание хороводов «Масленица да ты красавица». «Ой, бежит ручьем вода».

Наблюдение на прогулке за играми других детей, за природой

Использование аппликации, поделок, творческих работ в оформлении интерьера группы, в хороводах и играх

Использование детьми

 русских костюмов, сарафанов, венков в театрализации, в хороводных играх;

игры с

народными игруш-

ками: матрешками, погремушками, игрушками-забавами, волчками;

пение песен, частушек с использованием русских

музыкальных     инструментов:

трещоток, свистулек, гармошек, дудок, балалаек;

рассматривание и чтение книг с пословицами, поговорками, закличками, дразнилками, потешками, загадками, стихами;

использование в спортивных играх, в подвижных играх

мячей, скакалок, обручей;

изготовление поделок, творческих работ  с использованием

цветной бумаги, пластилина, красок, карандашей, клея, кистей, цветных лоскутков, пуговиц;соломы

Помощь в предоставлении материалов для рукоделия, в приготовлении костюмов.

Привлечение родителей к приготовлению традиционных блюд на Масленичной неделе.

Художественное  творчество,

Познание

Коммуникация,

Чтение

Рисование декоративное

«Роспись тарелочки хохломским узором»

Цель: продолжать знакомить с русским народным промыслом – хохломской росписью; дать представление о создании деревянной посуды на Руси; уточнить технику и элементы росписи

Художественное творчество,

Чтение ,

Коммуникация,

Лепка из соленого теста « Разрумянные блины»

Цель: учить детей создавать образы блина пластическими средствами; продолжать освоение техники  лепки; показать варианты изображения солнечных лучей; развивать чувство ритма и композиции

Труд, безопасность,

Художественное творчество

Чтение художественной литературы

Ручной труд «Куколка» (из  соломы)  Цель: приобщать детей к русскому народному творчеству; рассказать об изготовлении кукол на Руси из подручного материала соломы, тряпок, ниток, дерева; учить делать куколку из соломы опираясь на схему, учить

перевязывать пучок соломы другой ниткой и завязывать узелок.

           Художественное творчество,

           Коммуникация,

           Безопасность,

Аппликация декоративная

«Солнышко, улыбнись»

Цель: вызвать у детей интерес к созданию  образов солнца в технике аппликации; учить вырезать солнышко из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали;

Накладывать формы друг на друга, составляя многоцветные образы; показать варианты лучиков и способы их изготовления; развивать чувство цвета, формы и композиции.

          Познание,

          Художественное творчество,

          Безопасность,

           Музыка

Конструирование «Плетение коврика Плетень из полосок  »

Цель: приобщение детей к русскому народному творчеству, создать у детей настроение, какое было у русского народа, когда они занимались рукоделием; учить переплетать полоски бумаги, создавая разноцветные коврики; самостоятельно по линейке сделать разметку и нарезать полоски.

 

    Заканчивается Масленичная неделя праздником-развлечением, который проходит в свободной импровизированной форме.

 

Цель развлечения:

1.  Приобщение детей к традиции празднования на Руси Масленицы.  

2. Доставить детям радость и удовольствие от участия в ярком и веселом масленичном гулянии.  

3. Воспитание нравственно-патриотических чувств: любви к Родине, уважения к родителям, бережного отношения к природе, интереса к русской культуре, к русской речи.

4. Воспитание художественного вкуса, эстетических чувств

   Помещение украшается творческими детскими работами: рисунками, поделками, аппликациям

Развлечение « Как на Кубани мы масленицу встречаем. Казачья ярмарка».

I. Вступительная часть

   

   а) дети закличками зазывают Солнце и Весну

   б) Весна загадывает детям загадки о весенних признаках, о солнце, о  сельскохозяйственных инструментах; спрашивает детей, знают ли они пословицы о труде;

   в) дети исполняют песню о весне;

II. Основная часть

   

   а) дети водят хороводы;

   б) проводятся игры-соревнования

   в) Исполняют песни, частушки.

   г) появляется чучело Масленицы, дети прощаются с ним до следующего года

III. Заключительная часть

     

     а) Весна загадывает детям загадки о блинах, о значении каждого дня на масленичной неделе.

     б) приглашает всех полакомиться блинами.

   Любовь к Родине, патриотизм прививать нужно с раннего детства. Для того чтобы сформировать патриотические чувства необходимо ощутить духовную жизнь своего народа. А что лучше, чем фольклор сможет рассказать о прошлом древней Руси, ее людях, обычаях и традициях?

Через фольклорные формы: сказки, песенки, хороводы, пословицы и поговорки   мы можем приобщать детей к народной культуре, быту и праздникам нашего

народа, воспитывать и уважение к своей семье, любовь к Родине, раскрыть перед детьми поэтические картины русской природы, музыкальность и напевность старинной русской речи, меткость и выразительность образов, которые вызвали у детей интерес к русскому языку, его корням

         

   

 

                           

Рассказ воспитателя о празднике Масленица

   Издавна на Руси отмечался любимый в народе праздник – Масленица.

Великое множество масленичных обычаев и обрядов исполнялось по всей России. Но основой праздника всегда оставалось противостояние двух сил – Зимы и Весны, заканчивающееся сожжением чучела Масленицы. Оно было олицетворением Зимы, холода и тьмы. И как бы Зима не сопротивлялась, на смену ей приходила долгожданная светлая Весна.

   Поэтому Масленицу встречали всеобщим ликованием и радостью, как самый веселый и разгульный предвесенний праздник. Русский народ устраивал катание на лошадях, с ледяных гор, постройки снежных крепостей, водил хороводы, проводил игры-забавы, широко пировал. А главным угощением на пиршестве были блины. Традиционный блин являлся символом красного солнышка, и вместе с тем, –

поминальной трапезой по отжившей Зиме, и поминовением  усопших родственников, и чествованием молодоженов.

   А это время труженики-земледельцы начинали готовиться к весенним полевым работам. Весело празднуя Масленицу, они как бы содействовали успешному севу, теплой весне, плодородию земли.

   Масленица продолжалась неделю. Каждый день, начиная с понедельника, имел свое название, которое обусловливало выполнение каких-либо действий, правил поведения, совершавшихся в атмосфере радости, доброты, содружества, укрепления семейных укладов. Так понедельник называли – «встреча». С утра строили снежные горы, забирались на них, пели масленичные песни и кричали: «Душа ль ты наша Масленица, приезжай к нам в гости на широкий двор, на горах кататься, в блинах поваляться, умом повеселиться, речью насладиться!» Вторник звался «заигрышным». В этот день начинали собираться масленичные игрища и потехи. Среда звалась «лакомкою» - в этот день лакомились масленичными яствами, а детвора обходила дворы и за исполнение песен получала от хозяев блины. Четверг слыл – «разгуляй» или «широкий». Люди катались на расписных санях, кружились на гигантских каруселях, плясали и пели частушки, в балаганах и театрах показывали представления. Пятница и суббота считались «гостевыми днями», родственники ходили друг к другу в гости. В последний день чучело Масленицы окружали почетом, а затем клали на костер и сжигали. Еще последний день – это Прощеное Воскресенье. Все просят прощение друг у друга, кланяются в ноги. А в ответ слышат: «Бог простит».

 Уходит сварливая зима до следующего года. Весна вступает в свои права.



Предварительный просмотр:

    Пословицы и поговорки о блинах, Масленице, труде

Прольет Велес маслица на дороги – зиме пора убирать ноги.

Блин не клин, брюхо не расколет.

Не все коту масленица.

Хочет, чтобы сорок лет была Масленица.

Масленица идет, блин да мед несет.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

На горах покататься, в блинах поваляться.

Масленица объедуха, деньгам приберуха.

Сделал дело – гуляй смело.

Делу время – потехе час.

Мастера по работе видно.

Труд человека кормит, а лень портит.

Почет и труд рядом живут.

С песней и дело спорится.

             

            Народные приметы.

В Сретенье (15 февраля) зима с летом встретились.

На Сретенье зима весну встречает, заморозить красную хочет,  сама – лиходейка – со своего хотения потеет.

На Сретенье снег идет – весна будет мокрая.

Каков день на Масленицу красный-ясный да теплый, в тот день недели сей и пшеницу.

Если на Масленице в субботу снег – уродится горох и греча; если снег тихий – год будет легкий; если снег комками – год будет тяжелый.

Оттепель с заморозками в прощеный день – к урожаю грибов.

           

              Заклички.

Солнышко-колоколнышко,         Месяц, ты месяц,

Ты пораньше взойди,         Золотые твои рожки!

Нас пораньше разбуди.        Выглянь в окошко,

А зачем всходить?        Подуй на опару!

А зачем будить?

Нам в поле бежать,                                            

Нам весну встречать.                                      Солнышко, покажись,

                                                                           Красное, снарядись,

                                                                           Выйди поскорее,

                                                                           Будь к нам подобрее!

                                                                           Сядь на пенек,

                                                                           Посвети весь денек

Масленица, прощай!                                         Весна, весна красная,

А на тот год приезжай!                                     Приди, весна, с радостью,

Масленица, воротись!                                       С великой милостью:

В новый год покажись!                                     Со льном высоким,

Прощай, Масленица!                                         С корнем глубоким,

Прощай, красная!                                               С дождями сильными,

                                                                              С хлебами обильными.

                             Считалки.

Ой ты, зоренька – заря,                           Уж как Зоренька - заря

Заря вечерняя,                                          Русы косыньки плела.

А кто зореньку найдет,                            Кто те косы сосчитает,

Тот и вон пойдет!                                     С нами вместе играть станет.

Шалуны – балуны,                                    Воробышек, молоденький,

Выбегайте во дворы.                                Куды пойдешь, за собой поведешь,

Становитесь-ка играть,                            Твоя жена – боярыня,

Воеводу выбирать.                                    Не шьет, не прядет, ничего не делает,

Воевода из народа,                                    Чир-вир-все, чир-вир-ви

Выходи из хоровода!                                 Кого хочешь, того бери.

А ты, добрый молодец,

Становись в самый конец!

           

   Народные игры.

   

  Игры – состязания:  «Перетягивание каната», «Забрось снежок в корзину»,

«Парные прыжки» - (На снегу цветной водой сделаны круги. Участники каждой команды, двигаясь парами, плотно прижавшись друг к другу, лицом в одном направлении, должны перепрыгивать из круга в круг, добираясь до флажка, и вернуться обратно, двигаясь уже спиной вперед также парами).

«Быстрые и меткие» - (Играющие распределяются на две группы. В течение 5минут скатывают снежный ком. Выигрывает группа, чей ком самый большой. Затем комья ставятся один на другой. А играющие по очереди с расстояния 6 – 8 шагов бросают снежки в верхний ком, стараясь его сбить. Побеждает тот, кому удалось это сделать).

     Игры – забавы: «Кухня» - (Играющие выбирают себе название одной из кухонных вещей, например тарелка, нож, вилка и т.д.  Водящий начинает спрашивать, указывая или на окружающих или на себя. Например:

  - Это что у вас на носу?

Играющий должен отвечать названием той вещи, которую он выбрал:

 - Тарелка. И т.д.

«Первый слог» - (Играющие образуют круг и перекидывают друг другу мяч или платок, завязанный в узелок. Бросающий мяч или платок говорит первый

слог какого-нибудь слова, а ловящий должен закончить его. Если участник повторяет уже ранее сказанное слово, он платит фант).

Игра «Звонарь». Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий. Он идет по кругу и приговаривает:

                            Дили-дон, дили-дон,

                            Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая те же слова.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – тот становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Масленница

Участники проекта:дети подготовительной группы, воспитатель, родители.Тип проекта:Образовательный, краткосрочный. Направление: «Социально-личностное развитие»Цель проекта: Приобщение детей к исто...

Проект Масленница

Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями этого праздника можно опираясь на программу  "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам р...

Проект " Масленница пришла"

Познаватеельно-творческий проект " Масленница пришла"...

Проект Масленница

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №122 комбинированного вида»       КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ  Для детей среднего воз...

Проект Масленница

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №122 комбинированного вида»       КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ  Для детей среднего воз...

Информационная карта проекта " Масленница к нам пришла.""

Проект  " Масленница к нам пришла" Старшая группа...

Проект "Масленница "

Для младшей- разновозрастной группы.Знакомим с историей праздника...