Проект "Богатыри земли русской"
проект (подготовительная группа)

Нор Елена Николаевна

Данный проект позволяет в легкой, игровой  форме дать детям начальные знания об истории нашей Родины, русских богатырях. Известна истина: «Что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

 « БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

                                                           

                   

Срок реализации проекта: 2 недели.

Участники проекта:

 Дети 6-7 лет, родители, воспитатели, библиотекарь, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Тип проекта: творческий, информационно - исследовательский, краткосрочный

Вид проекта: детско-родительский.

Актуальность проекта:

Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали формироваться еще в древности. Стержнем всего российского воспитания являлся патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. На Руси в X –XIII веке воспитывали в личность веру в победу, в непобедимость богатырей русских, которым смерть в бою не писана. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы очевидна.

 Наблюдая за детьми своей группы отметила, что дети не интересуются историческим прошлым своего народа, не знают истории нашей Родины.

 Данный проект позволяет в легкой, игровой  форме дать детям начальные знания об истории нашей Родины, русских богатырях. Известна истина: «Что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда».

Гипотеза:

С чего начинается любовь к Родине? С дома, с семьи, а далее круг ширится – дети учатся любить и защищать друг друга, становятся солдатами,  любят и защищают свою Родину в беде. Воспитывая патриотов своей Родины, очень интересно создать образы сильных и мужественных защитников Родины на примере русских богатырей, воспетых в произведениях литературы и искусства. Хорошим материалом для этого служат сказки и былины. Герои этих произведений: Иван крестьянский сын, Никита Кожемяка, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и др. несли верную службу, защищая Родину. Если создать атмосферу заинтересованности в былинном эпосе, если вызвать положительное эмоциональное отношение к нему, то мы сможем пробудить чувство сопричастности к истории своего народа, прочувствовать наиболее глубокое  чувство гражданственности и патриотизма.

Цель проекта:

Создание условий для формирования духовности, чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с былинами и легендами русского народа.

Задачи проекта:

Дети:

- Познакомить с историей нашей Родины посредствам произведений литературы и искусства о русских богатырях.

- Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках земли русской.

-  Развивать интерес к языку былин, преданий о богатырях

- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за богатырскую силу родной страны, любви к предкам, к своей Родине.

Родители:

- создать в семье благоприятные условия для развития познавательного интереса ребенка с учетом опыта, приобретенного в детском саду;

- способствовать развитию совместного познавательного интереса родителей и детей;

- вызвать желание семьи участвовать в образовательном процессе ДОУ.

Этапы

Время

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Подготовительный

февраль

-Подобрать иллюстрации, картинки с изображением богатырей, богатырских доспехов.

-Подобрать былины, сказки, стихи, загадки, пословицы о богатырях.

-Внести в книжный уголок книги о богатырях.

-Подбор аудио-видео материала, подвижных игр

-Познакомить родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы

- Провести работу по подбору необходимой литературы и иллюстрационного материала, дать рекомендации родителям для чтения дома

Основной

Выучить с детьми стихи о богатырях, о русских воинах, пословицы.

-Беседы на тему: «Былинные богатыри - славные защитники родной земли»

-Рассматривание иллюстрации, картины о богатырях художников: Васнецова, Васильева, Рериха.

- -Просмотр мультфильмов о русских богатырях

-Рисование «Богатыри Земли Русской», раскраски по теме;

-Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (щит, меч, шлем, кольчуга)

-Дидактические игры: «Русские богатыри», «Что нужно богатырю в бою», «Да и нет», «Собери богатыря в поход».

-Дидактические игры из «Сказкотеки»

-Распорядок дня богатыря., - Словесный портрет былинного богатыря и современного мальчика, юноши и мужа.

-Посещение городской библиотеки мероприятие на тему «Знакомство с произведениями о русских богатырях»

-Разучивание физминутки и пальчиковой гимнастики про богатырей;

- Разучивание старинного обряда «Поклонение дубу» (физминутка)

- Подвижные игры:

«Бой богатырей», «Взятие крепости», «Князь и Воевода».

Эстафета «Захват крепости», «Бравый наездник», «Полет на ядре», «Меткий стрелок». «Богатырская застава».

- Показ презентации про богатырей «Смелые сыны Отечества»

-Познакомить родителей с работой в рамках образовательного проекта.

-Консультация для родителей о патриотическом воспитании в семье.

-Памятка для родителей «Список книг о богатырях, рекомендуемых для прочтения детям»

Продукт проектной деятельности

февраль

Развлечение совместно с родителями

«Богатыри земли русской»

Изготовление атрибутов для развлечения

Ожидаемые результаты:

  • В рамках реализации проекта дети имеют представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках земли русской 
  • Познакомились с историческим прошлым нашей Родины посредствам произведений литературы и искусства о русских богатырях.
  • Расширили знания детей о народных подвижных , музыкальных, хороводных играх и научились в них играть;
  • Обогатили и расширили словарный запас детей;
  • Способствовали развитию у детей интереса к продуктивной, творческой деятельности, русскому фольклору, народным традициям и обычаям;
  • Продолжили сотрудничество и взаимодействие педагогов ДОУ и родителей в процессе реализации проекта, в дальнейшем развитии личности ребенка.

Продукты проектной деятельности:

  1. Презентация «Богатыри Земли Русской».
  2. Картотека русских народных игр.
  3. Фотоальбом «Богатыри Земли Русской»
  4. Конспект НОД «Богатыри Земли Русской»
  5. Творческие работы детей: рисунки, поделки.
  6. Видеотека виртуальных экскурсий в историческое пршлое России.

Методы и приемы:

  • Организация развивающей среды;
  • Совместные игры воспитателя с детьми;
  • Чтение, просмотр, прослушивание и совместное обсуждение с детьми произведений художественной литературы, презентаций, виртуальных экскурсий, музыкальных произведений;
  • Продуктивная творческая деятельность;
  • Беседы и рассказывание;
  • Рассматривание фотографий и иллюстраций.

Формы работы с родителями:

  • Создание в семье благоприятных условий для развития познавательного интереса ребенка с учетом опыта, приобретенного в детском саду;
  • Способствование  развитию совместного познавательного интереса родителей и детей;

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап.

Цель:

- формулировка проблемы, цели и темы проекта;

- сбор информации;

- анализ литературы;

- создание перспективного плана работы проекта «Богатыри Земли Русской»;

- определение продукта проекта;

- опрос родителей.

  1. Практический этап.

Цель:

- реализация проекта, формирование у детей специфических знаний, умений, навыков.

  1. Обобщающий этап.

Цель:

- подведение итогов;

-организация презентации проекта.

- развлечение «Богатыри земли русской»

Риски и пути преодоления рисков.

Риски:

       Отсутствие интереса у детей темой проекта. Малая активность детей и родителей в участии в совместных мероприятиях в ходе реализации проекта. Недостаточное количество наглядно- демонстрационного материала.

Пути преодоления рисков:

      Заинтересованность детей через НОД, беседы, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные, музыкальные игры, мастер-классы.

     Создать дидактические, наглядно-демонстрационный материал силами педагогов и родителей, используя ресурсы интеренета.

Только в тандеме «родители + педагоги + дети» мы сможем получить положительный результат бережного отношения детей к наследию русского народа.

      Для ознакомления с историческим прошлым России (богатырями) разработали тематический план совместной деятельности.

Основной формой знакомства стали чтение художественной литературы,

беседы, наблюдение, рассматривание, слушание, игра.

     Дошкольники и родители с большим интересом окунулись в мир творчества и открытий. Каждый день в нашей группе дети размышляли о славных подвигах богатырей, об особенностях их характера. Рассматривая иллюстрации, картины о богатырях художников Васнецова, Васильева, Рериха и играя в  подвижные игры «Бой богатырей», «Взятие крепости», «Князь и Воевода», эстафеты «Захват крепости», «Бравый наездник», «Полет на ядре», «Меткий стрелок». «Богатырская застава» у дошкольников формировалось  представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках земли русской. 

     Поддерживать познавательный интерес детей к данной теме помогли  дидактические игры, такие как: «Русские богатыри», «Что нужно богатырю в бою», «Да и нет», «Собери богатыря в поход»; дидактические игры из «Сказкотеки»: «Распорядок дня богатыря», «Словесный портрет былинного богатыря и современного мальчика, юноши и мужа»; посещение городской библиотеки; мероприятие на тему «Знакомство с произведениями о русских богатырях»; разучивание физминутки и пальчиковой гимнастики про богатырей; разучивание старинного обряда «Поклонение дубу» (физминутка и другие.

      В ходе проекта дети придумывать о богатырях истории и сказки, рассказывали  друг другу и т.д

      Познакомившись с былинами,  дети отразили полученные знания в своих творческих работах:

- Обрывная аппликация «Доспехи богатыря»;

- Рисование «Богатыри земли русской»;

- Сюжетная лепка (по мотивам былин)

Итоговым мероприятием было развлечение «Богатыри земли русской». Дети играли в музыкальные и подвижные игры, пели, отвечали  на вопросы несложной викторины.

Результаты проектной деятельности:

  • активное участие в проекте семей группы;
  • участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей;
  • дети  познакомились с историей нашей Родины посредствам произведений литературы и искусства о русских богатырях;
  • сформировалось представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках земли русской через презентации и виртуальные экскурсии, чтение былин, беседы;
  • полученные знания дети воплотили и закрепили в творческой деятельности;
  • разработан дидактический комплекс по результатам проекта (наглядно-дидактический материал; картотека народных подвижных и хороводных игр; сценарий НОД, развлечение; папка-передвижка для родителей; коллекция мультимедиа презентаций и видеофильмов);
  • будет обобщен опыт работы по реализации проекта и его распространению на педагогическом совете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Защитники земли русской – русский полководец М.И. Кутузов»

Сценарий познавательного занятия в подготовительной группе детского сада...

В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                         Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель:  Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...

Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»

Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...