Коррекционная работа по развитию речи для детей от 1 до 2-х лет На летний период
методическая разработка (младшая группа)

Гравель Ильзира Адисовна

Данный материал будет полезен воспитателям, родителям. Материал направлен на развитие познавательного интереса детей, развитие любознательности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная работа по развитию речи для детей от 1 до 2-х лет

На летний период

Подготовила воспитатель: ГР.№7 Гравель И.А

Г. Урай 2019 г.

Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

Июнь

Дыхательные упражнения.

Артикуляционная

Логоритмика

Пальчиковая гимнастика

Речевое развитие

Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

гимнастика.

Цель: развитие

кинестетических ощущений,

Цель: преодоление речевого нарушения у детей путём

развития, воспитания и

Цель: развитие мелкой моторики, тактильной

чувствительности пальцев рук.

Цель:развивать понимание речи взрослого; упражнять в произношении звукосочетаний и облегченных слов;

усиление активности губ,

коррекции двигательной сферы

языка и развитие их

через музыкально-

подвижности.

логоритмическую деятельность.

1

1.«Мячик»

1.«Часики»

«А мы скажем вместе с

мамой»

1.«Этот пальчик»

1.«Позови»

2

2.«Труба»

2. «Окошко»

«Вышла курочка гулять»

2.«Посчитаем»

2. «Кошка в гости к нам пришла»

3

3. «Гуси»

Повтор упр. 1,2.

«Машина би-би»

3.«Сидит        белка        на

тележке»

3. «Зайчик-побегайчик»

4

4.«Ветерок»

3. «Варенье»

«Где        же        ручки,        наши

ручки»

4.«Пальчик-мальчик»

4. «Кукла Ляля и я»

5

5. «Расти большой»

4. «Лошадка»

«Едем на лошадке»

5.«Собираем горох»

5. «Купаем куклу»

Июль

1

6. «Кипение каши»

Повтор упр. 3,4.

«Зайка»

6.«Игровой самомассаж шестигранными

карандашами»

6. «Кто как кричит»

2

7. «Паровозик»

5. «Чистим зубки»

«Котенок»

7.«Мозаика»

7. «Прятки»

3

1. «Мячик»

6. «Маляр»

«Мы ногами топ-топ»

8.«Сортировщик»

8. «Кто-то в гости к нам

пришел»

4

2. «Труба»

Повтор упр. 5,6.

«Топ»

9. «Ёжик»

9. «Курочка и цыплята»

Август

1

3. «Гуси»

7. «Слоник»

«Разотрем ручки»

10. «Поскорее подрастай»

7. «Прятки» вариант 2.

2

4. «Ветерок»

8. «Улыбка»

«С колокольчиком гуляю»

11. «Коготки — царапки»

8. «Кто-то в гости к нам

пришел» вариант 2.

3

5. «Расти большой»

Повтор упр. 7,8.

«Танец с платком»

12. «Зайка, зайка,

попляши!»

7. «Прятки» Вариант 3.

4

6. «Кипение каши»

9.«Орешки»

«Тук-ток»

13. «Идет коза рогатая»

10. «Покатаемся на лошадке»

5

7. «Паровозик»

10.«Заборчик»

«Щенок»

14. «Изюм»

6. «Кто как кричит» вариант 2.

Упражнения дыхательной гимнастики для детей до 2-х лет

Упражнение №1 Мячик

Положение стоя, держим мяч двумя руками у груди. Мяч выбрасывается вперед, одновременно выдыхая и произнося звук «у-х-х-х». Выполнить 5 раз.

Упражнение №2 Труба

Ладони сворачиваются в трубочку и ставятся одна за другой, чтобы получилась труба и эта труба направляется вверх, при этом нужно медленно выдыхать воздух в трубу со звуком «ф-ф-ф-ф». Выполнить 5 раз.

Упражнение №3 Гуси

В процессе неспешной ходьбы, на вдохе руки поднимаем через стороны к уровню плеч, словно крылья, выдыхая со звуком «г-у-у-у» опускаем руки. Выполнять 1-2 минуты.

Упражнение №4 Ветерок

Делаем глубокий вдох, за ним следует глубокий выдох – дуем на ветерок. Выполнить 5 раз.

Упражнение №5 Расти большой

В положении стоя, вдох — руки через стороны поднимаем вверх и пяточки отрываем от пола. Выдох — опускаем через стороны со звуком «у-х-х-х», одновременно опускаемся на пятки. Выполнить 5 раз.

Упражнение №6 Кипение каши

Садимся на стульчик, одна рука кладется на грудь, вторая на животик. Воздух набираем в легкие и одновременно втягиваем живот, при выдохе животик выпячиваем вперед и произносим «ф-ф-ф-ф». Выполнить 3 раза.

Упражнение №7 Паровозик

Небыстро ходим, двигая при этом руками изображая паровозик и приговариваем «чух-чух-чух-чух». Выполнять 30 секунд.

Артикуляционная гимнастика.

Цель: развитие кинестетических ощущений, усиление активности губ, языка и развитие их подвижности.

  1. «Часики»

Тик – так, тик – так – Ходят часики – вот так! Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к

уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

  1. «Окошко»

Рот приоткрою я немножко, Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят.

Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"

  1. «Варенье»

Нашей Маше очень смело, На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять, Чтобы капельку слизать.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в

форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот

  1. «Лошадка»

Я лошадка – серый бок (цок, цок), Я копытцем постучу (цок, цок), Если хочешь, прокачу (цок, цок).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот

широко открывать (как лошадка цокает копытами).

«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

5. «Чистим зубки»

Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

6. «Маляр»

Язык – как кисточка моя, И ею нёбо крашу я.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.

7. «Слоник»

Подражаю я слону — губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

8. «Улыбка»

Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

Наши губки улыбнулись, Прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй «ииии» скажи Свой заборчик покажи!

Растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.

9. «Орешки»

Словно белки мы без спешки, Ловко щёлкаем орешки.

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики —

"орешки".

10.«Заборчик»

Широка Нева – река, И улыбка широка.

Зубки все мои видны – От краёв и до десны.

Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны

передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Развитие мелкой моторики рук.

  1. «Этот пальчик»

Загибать поочередно пальчики малыша, начиная с мизинца:

Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел.

  1. «Посчитаем»

Перебирать по очереди пальчики на обеих руках малыша, разминая и растирая их от кончиков к ладони под проговаривание считалки:

Раз, два, три, четыре,

Кто у нас живет в квартире? Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой сверчок, щенок и я –

Вот и вся моя семья!

Раз, два, три, четыре, пять, Всех начну считать опять.

  1. «Сидит белка на тележке»

На первые две строчки ритмично сгибать пальцы обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки – поочередно сгибать пальчики, начиная с большого:

Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому.

  1. «Пальчик-мальчик»

Выставить большой палец ребенка на руке. Поочередно соединять его с остальными пальцами.

  • Пальчик-мальчик, где ты был?
  • С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел.

  1. «Собираем горох»

На ковре рассыпьте горох (фасоль), начните собирать его в ведерко, привлекая стуком горошин о дно ведра малыша, или попросите ребенка помочь собрать вам горох. Внимательно наблюдайте, что будет делать малыш. Довольно

быстро он соберет вам весь горох. Похвалите малыша за старательность.

  1. «Игровой самомассаж шестигранными карандашами»

Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква! Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!

(Прокатывание карандаша между двумя ладонями в вертикальном положении карандаша)

Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква! Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!

(Прокатывание карандаша между двумя ладонями в горизонтальном положении карандаша) Повторить 2-3 раза.

Пальчики свои встряхни И немного отдохни!

  1. «Мозаика»

Посадите ребенка перед собой или за детский стол, положите перед ним мозаику. Покажите малышу, как можно извлекать и вставлять «гвоздики» в ячейки. При этом проговаривайте, какого цвета вы взяли гвоздик. Предоставьте ребенку свободу творчества. После того как узор будет готов, обязательно похвалите кроху, покажите работу папе, бабушке. Аккуратно вместе с ребенком сложите мозаику в коробку до следующего раза.

  1. «Сортировщик»

смешайте в широкой миске фасоль разного цвета. Попросите малыша помочь вам рассортировать фасолинки по цветам в разные коробки.

Старайтесь, чтобы основную работу выполнил малыш, хвалите его за усердие и усидчивость.

  1. «Ёжик» Игровой самомассаж ладоней шариком - Су-Джок Наш волшебный мудрый ёжик

(Прокатываем по левой руке) Не нашёл в лесу дорожек. (прокатываем по правой руке) Ежик колет нам ладошки, Поиграем с ним немножко.

(Катаем между ладоней вертикально)

Если будем с ним играть Ручки будем развивать.

(Катаем между ладоней горизонтально) Ловкими станут пальчики,

Умными — девочки, мальчики. (Катаем между ладоней по кругу, правая рука вверху)

  1. «Поскорее подрастай»

Погладьте ладошку малыша. Начиная с третьей строчки пестушки, большим и указательным пальцем своей руки точечно нажимайте на середину фаланги каждого пальчика малыша, от кончика к основанию и между пальчиками. Все пальчики массируйте по очереди 1-2 раза.

Моя маленькая крошка Подрастает понемножку:

Подрастает сильной ­ сильной, Как дубочек крепкой - крепкой, Словно лебедь белой ­ белой, Зайки серого резвее,

Птички певчей веселее!

  1. «Коготки — царапки»

Прочитайте ребенку стишок:

У белого котенка Мягкие лапки.

Но на каждой лапке Коготки­ — царапки!

Научите его изображать котенка. Произнося первые две строчки стихотворения, поглаживайте одной рукой другую.

Попросите малыша показать, какие мягкие лапки у белого котенка, поглаживая одну ручку другой. На третьей и

четвертой строчке пальчики то сжимаются в кулачок, то разжимаются, т. е. котенок «выпускает» коготки­ — царапки.

  1. «Зайка, зайка, попляши!» Прочитайте ребенку стишок: Зайка­зайка, попляши,

Твои лапки хороши!

Стал наш заинька плясать, Малых деток забавлять!

Научите ребенка делать зайца из двух поднятых вверх пальчиков: — Вот зайка - длинные ушки!. Покажите, сгибая два пальчика, как шевелятся у зайчика ушки: — Когда зайка пляшет, у него вот так шевелятся ушки! Покажите, как зайчик пляшет ­ топает лапками («Зайчик может топать лапками!»): два пальчика «топают» по столу. И еще раз

прочтите стихотворение, иллюстрируя его движениями пальцев, а малыш пусть своими пальчиками «помогает» Вам.

  1. «Идет коза рогатая»

Прочитайте ребенку потешку, изображая козу. Для этого выпрямите указательный палец и мизинец, получится «коза­

  • рогатая».

Идет коза рогатая, Идет коза бодатая:

Ножками ­ топ­топ! Глазками ­ хлоп­хлоп! Кто кашки не ест,

Того забодает, забодает!

Чтобы усложнить игру, покажите, как коза идет (два пальца идут по дорожке и топают); коза хлопает глазками (четыре пальчика сгибаются и хлопают по ладошке, как реснички); коза бодается (выпрямленными указательным пальцем и мизинцем). Читая вновь стишок, побуждайте его совершать пальчиками нужные движения.

  1. «Изюм»

Высыпать изюм из чашки на поднос перед малышом. Попросить его собрать изюм в чашку. В случае затруднения показать, как можно брать двумя пальчиками изюминку и бросать ее в чашку.

Развитие речи детей от 1 года до 2-х лет

На первом этапе (примерно до 1,5 лет) быстрее развивается «пассивная» речь (есть понимание значения слов, но еще не развито словопроизношение).

Достаточно два-три раза показать малышу предмет и назвать его, как он уже запоминает новое слово. По просьбе взрослого указывает на то, что назвать еще затрудняется, или употребляет облегченный вариант слова, помогая себе жестами и мимикой. Так, «те» может означать, в зависимости от ситуации, «что?» или «тетя», «гага» - «гусь», «я-я»-

«яблоко», «ка» - «машина», «дейка» - «дверь» и т.п. Вследствие ограниченного словаря ребенка одно слово может заменять несколько или даже целое предложение.

Задачи воспитателя:

  • удовлетворять потребность ребенка в общении;
  • совершенствовать понимание речи взрослого;
  • развивать умение подражать слогам и легким по произношению словам.

На втором этапе (от 1,5 до 2 лет) начинает формироваться самостоятельная речь. Слово становится основным

средством общения малыша с окружающим (вместо жестов и мимики). Ребенок как эхо повторяет за взрослыми слова, легкие произносит полностью, для труднопроизносимых использует собственные варианты (чебурашка - «бабашка»,

стул - «тул» и т.п.).

Существенным достижением этого возраста является то, что ребенок может делать элементарные обобщения, обозначать одним словом предметы с похожими признаками (игрушки, посуда).

Задачи воспитателя:

  • расширять знакомство детей с окружающим миром и на этой основе обогащать их словарный запас;
  • формировать умение произносить не только отдельные слова, но и простые фразы, отвечать на несложные вопросы;
  • способствовать появлению в речи первых слов-обобщений.

Развитие речи детей раннего возраста наиболее эффективно происходит в процессе специально организованных игр.

Основные задачи игр:

  • поддерживать и активизировать подражательные действия детей (речевые и двигательные);
  • способствовать взаимодействию со взрослым,        проявлению        элементарной инициативы и самостоятельности;
  • развивать потребность в речевом общении.

Игры проводятся по подгруппам в соответствии с возрастом детей (от 1 года до 1 года 6 месяцев и от 1 года 6 месяцев до 2 лет).

Игры для детей

от 1 года до 1 года 6 месяцев 1.«Позови»

Задачи. Совершенствовать понимание речи; побуждать к обращению и активным ответным действиям (произношению звукосочетаний и облегченных слов, манипулированию с игрушками).

Материал. Игрушки (собака, заяц и др.).

Содержание игры

Воспитатель ставит игрушки на стол, дает возможность детям полюбоваться ими; интересуется, понравились ли игрушки.

Предлагает поиграть с ними, например: «Саша, позови собачку, скажи: «Иди, иди ко мне». Педагог манит игрушку рукой, зовет, побуждая ребенка подражать жесту и словам. Когда собачка «подходит», гладит ее, «кормит»,

спрашивает: «Что делает собачка?» (Ест, прыгает)

Затем обращается к другому ребенку и предлагает позвать зайца (куклу и т.д.).

Если кто-то из малышей не подражает действиям взрослого, следует вместе с ним позвать игрушку, поманить ее рукой. Одновременно подвинуть зайца (куклу и т.д.) к ребенку и сказать: «Иди, зайка, к Мише. На, Миша, возьми зайку. Скажи: «Дай зайку, дай, дай!» (Жест рукой)

Такие же действия повторяются с другими игрушками. Главное - вызвать у детей желание звать, показывать, приносить, гладить, кормить и т.д.

Примечание. Если ребенок ничего не говорит, но показывает игрушку и выполняет нужные действия, значит, он понимает вашу речь.

Вариант игры.

Педагог поочередно прячет игрушки, спрашивает у детей, кто «убежал». Предлагает найти, позвать, принести и т.д. Игра повторяется несколько раз.

  1. «Кошка в гости к нам пришла»

Задачи. Вызывать положительную эмоциональную реакцию детей на появление игрушки; учить по просьбе взрослого показывать уши, хвост, лапки. Побуждать к активным действиям (показать, погладить игрушку) и произношению облегченных слов: «киса», «котя», «кс-кс» и др.

Материал. Игрушка - пушистая кошка, блюдце.

Содержание игры

Воспитатель достает игрушку (из-за спины, из коробки) и говорит: «Посмотрите, кто к нам пришел? Кошка, киса». Предлагает детям повторить: «Скажи, Таня, кто это? Саша, назови, кто это?» Побуждает называть игрушку разными словами: кошка, киса, котя и т.п. Вместе с детьми рассматривает игрушку: «Какая красивая кошка, мягкая, пушистая!» Предлагает ее потрогать, погладить.

Затем берет кошку и «играет» с ней: лапками дотрагивается то до одного, то до другого ребенка: «Кошка лапками играет, у нее лапки-царапки. (Показывает.) Это лапки, лапки-царапки! Что это? Лапки. (Обращается к ребенку) Покажи и назови, что это?»

Гладит ушки, называет: «Это уши, ушки. Что это? Уши, ушки». (Дети показывают ушки, называют.)

Играет ее хвостиком, говорит: «Какой хвостик красивый у кошки! Где хвостик? (Дотрагивается по очереди до

детей, щекочет их хвостиком.) Вот хвостик! (Действия повторяются несколько раз.) Красивая кошка к нам пришла. (Подносит игрушку к своему уху.) Кошка хочет молока, надо ее покормить. Давайте нальем молоко в блюдце. (Игровая ситуация вместе с ребенком) Кисонька-мурысенька, попей молочка!» (Кошка «пьет» молоко.)

Воспитатель читает потешку:

Котя, котенька, коток (произносит выразительно), Котя - серенький хвосток (поглаживает игрушку), Приди, Котя, в гости к нам,

Молочка тебе я дам.

Я тебе, коту, своих деток покажу.

Вариант игры.

Можно в конце игры предложить покатать кошку в машине. Дети с удовольствием это делают. Воспитатель незаметно опрокидывает грузовик и говорит:

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине, Кот кататься не привык, Опрокинул грузовик.

(А. Барто)

Игра повторяется. Игрушку опять сажают в машину. Когда машина переворачивается, дети произносят слова:

«бух», «пал». Игра доставляет им много радости.

Примечания:

  • можно рассказать другую потешку, например «Кисонька-мурысенька»;
  • вместо кошки взять мишку, зайца и т.п., а в завершение прочитать стихотворение или потешку об этой игрушке.

  1. «Зайчик-побегайчик»

Задачи. Расширять знания детей об окружающем; вызывать активную эмоциональную, двигательную и речевую

реакцию на происходящее; побуждать к произношению звукоподражательных и облегченных слов, например: «зая»,

«бо-бо», «ой-ой» (больно) и др.; вызвать желание пожалеть зайчика.

Содержание игры

Игрушечный заяц спрятан в мешочке или коробке. Воспитатель сообщает, что к детям кто-то прибежал из леса: маленький, с длинными ушками, любит морковку. Спрашивает: «Кто это?» Показывает из мешочка уши зайца: «Кто здесь, кто? У кого длинные уши? Зайчик, зайка к нам в гости пришел. Поздоровайтесь с ним. Зайчик, иди к детям». Обращается к малышам: «Позовите зайчика, скажите: «Иди, иди». (Жест рукой.) Дети по очереди зовут зайчика.

Воспитатель говорит: «Вот какой зайчик, зайка, зая». (Выделяет голосом.)

Педагог показывает заячьи уши, спрашивает: «Что это у зайчика? Уши, ушки. Какие уши? Большие». Предлагает потрогать их, назвать. (Дети могут использовать облегченные слова или жесты.)

Воспитатель шевелит заячьим хвостом, спрашивает: «Это что у зайчика? Хвостик. Какой хвостик у зайчика? Маленький. (Подчеркивает это слово интонацией и жестом, дети повторяют.) Хороший зайчик пришел к нам, давайте поиграем с ним в прятки. (Незаметно передает игрушку другому взрослому, а сам идет с детьми искать.) Куда убежал зайчик, зайчик - побегайчик? Давайте поищем его. (Обходят комнату и находят зайца.) Вот зайчик.

(Обращается к кому-либо из детей.) Саша, позови зайчика. Скажи: «Заяц, зайка т.д. (Игра повторяется два-три раза, при этом зайца прячут в разные места.)

После того, как игрушка несколько раз найдена, дети садятся на стулья. Воспитатель говорит: «Вот наш зайка -

побегайка. Теперь он не будет прятаться от нас».

Читает        стихотворение        (выделенные слова произносит несколько раз).

Скачет зайка по лужайке - Скок, скок, скок.

Наколол зайчишка лапку На сучок.

Больно зайке! Ой! Ой! Ой! Прискакал едва домой.

Предлагает пожалеть зайца, погладить лапку, посадить на стул или на ковер.

Примечание. Подобную игру можно проводить и с детьми старше 1 года 6 месяцев. При этом задачи и содержание усложняются.

Например, можно поставить детей в условия выбора: сначала найти и принести большого зайца, потом маленького и т.д. В конце игры предложить попрыгать «как зайчики», спрятаться и т.п.

А в заключение прочитать потешку: Ох ты, заюшка!

Попрыгаюшка!

В саже тонкое ушко,

В мучке белое брюшко. Чавылек - чивылек,

Где ты бегал весь денек?

Игры-занятия с куклой

  1. «Кукла Ляля и я»

Задачи. Формировать у детей знания о себе и ближайшем окружении (знакомство с именами), развивать понимание речи взрослого; упражнять в произношении звукосочетаний и облегченных слов; развивать внимание, память.

Содержание игры

Воспитатель ставит перед детьми куклу и радостно спрашивает: «Кто к нам пришел? Это кукла Ляля в гости к нам пришла!» Предлагает детям поздороваться с куклой: «Здравствуй, Ляля». Подходит к каждому ребенку, побуждает к

произношению слов и звукосочетаний: «Кукла («ку-ка») Ляля».

Затем педагог спрашивает малыша: «А тебя как зовут?» и сам отвечает: «Это Саша! Саша, дай руку Ляле. (Можно взять ребенка за руку) Где руки у Саши? Покажи, Саша, свои руки. (Поглаживает руки ребенка, просит похлопать,

сказать «хлоп-хлоп») Молодец, Саша!» Обращается к кукле: «Ляля, покажи, где Саша? Вот Саша!» (Показывает на ребенка рукой куклы.)

Затем воспитатель подходит к другому ребенку, и игровые действия повторяются.

После этого проводится игра в прятки. Педагог закрывает куклу салфеткой, спрашивает: «Где Ляля? Куда она

спряталась? (Дети ищут.) Вот Ляля! (Несколько индивидуальных обращений к детям.) Скажи: «Где Ляля? Вот Ляля!» Аналогично проводится игра в прятки с детьми: воспитатель накрывает салфеткой ребенка, спрашивает: «Где

Саша? (Где Вова? И т.д.)». Затем открывает и говорит: «Кто это? Саша (Вова и т.д.)».

Примечание.

Если кто-то из малышей сам подходит к педагогу, показывает на свою голову, берет салфетку и что-то произносит

  • значит, проявляет инициативу, хочет поиграть. Такие действия надо обязательно поддержать и похвалить ребенка.

  1. «Купаем куклу»

Задачи. Закрепить представления детей о предметах одежды; упражнять в повторении облегченных слов (мыло, вода, купать и др.); поддерживать инициативные действия детей, обращение к взрослому (жестами и речью); создавать радостное настроение.

Материал. Кукла и предметы для купания (ванночка или таз с водой, мыло, полотенце).

Содержание игры

Воспитатель. Посмотрите, что случилось с нашей Лялей? (Берет куклу в руки.) Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала? Черные ладошки, на локтях - дорожки. (Куклу заранее можно немножко испачкать) Что же делать, как ей помочь? (Индивидуальное обращение.) Какие руки у Ляли? Что надо сделать? Помыть. (Подносит куклу к уху.)

Наша Ляля хочет купаться. Давайте поможем ей. Что сначала надо сделать? Снять одежду. Что сначала будем

снимать? (Показывает рукой на платье.) Платье. (Индивидуальное обращение.) Помоги Ляле снять платье. (Ребенок помогает. Затем дети снимают другие предметы одежды - трусы, носки - и называют их.) Всю одежду сняли. (Педагог предлагает кому-то из детей аккуратно положить одежду куклы на стул, хвалит.) Сейчас будем купать Лялю. (Все предметы должны, быть заранее приготовлены.) В чем будем купать Лялю? В ванночке. Где ванночка?

(Индивидуальное обращение.) Покажи. Где мыло? Мыло какое? Мыло душистое. (Дети трогают, нюхают мыло) Ах,

какое душистое мыло! (Воспитатель сажает куклу в ванночку, моет ей лицо, руки, ноги. Называет действия,

которые производит, просит детей повторить. Кукла «радуется, шлепает» рукой по воде.) Ой, как радуется наша Ляля, как ей нравится купаться!

Воспитатель предлагает детям облить Лялю водой из лейки. Малыши могут только поддерживать лейку, но и этого достаточно, чтобы вызвать у них радость от совместных действий. Педагог поливает и говорит:

Теплую водичку

Льем на нашу птичку. Ой, с гуся вода,

С Аленушки худоба.

(Е. Благинина)

«Вот и вымыли Лялю! Чем ее вытереть? Полотенцем. Где полотенце? Саша, принеси полотенце! Вот оно какое

мягкое и пушистое. (Прикасается полотенцем к щеке, рукам ребенка.) Давайте вытрем Лялю. Какая наша Ляля стала? Чистая! Хорошая! Теперь можно поиграть с ней».

Примечание. Игру «Купаем куклу» следует проводить в присутствии 5-6 детей, чтобы они имели возможность активно действовать. В следующий раз воспитатель приглашает других детей.

Такие игры интересны и для малышей старше полутора лет. Варианты могут быть разными, например: кукла

«играет» в воде с мячом, рыбкой или любой другой игрушкой. Дети находят эти игрушки, называют их, приносят, дают кукле, говорят: «На, Ляля, мяч (утку - «утю»)», «разговаривают» с куклой и т.д.

  1. «Кто как кричит»

Задачи. Закреплять умения находить и выбирать знакомую игрушку; повторять, подражая взрослому, звукосочетания и слова; называть слова по собственной инициативе.

Материал. Игрушки (собака, кошка, курица, петух и др.).

Содержание игры

Обыгрывается неожиданное появление каждой игрушки (можно доставать их из мешочка или яркой коробки). Воспитатель показывает игрушку, производит действия с ней. Например, берет пушистую собаку, «ведет» ее,

прикасается поочередно к каждому ребенку и говорит: «Ой, какая собачка! Хорошая собачка! Саша, что делает собачка? (Собака «бежит» к Саше.) Как собачка лает? Ав, ав! (Обращается поочередно к детям.) Повтори».

Такие же действия производятся с другими игрушками. Звукосочетания (мяуканье, кудахтанье и т.д.) произносятся

тихо и громко, с разной интонацией.

Затем педагог предлагает каждому ребенку принести любую игрушку, назвать ее, спрашивает, как она

«разговаривает» (лает, рычит и т.д.), повторяет за малышом произнесенные им звуки, поправляет, если он допустил ошибку. Можно поставить ребенка в условия выбора: «Какую игрушку ты хочешь взять?» Или сразу предложить принести, например кошку. Спросить: «Кого ты принес? Кошку, кису принес. Как кошка мяукает? Правильно, кошка мяукает; «мяу, мяу».

Педагог задает аналогичные вопросы, если ребенок приносит другую игрушку.

Вариант 2.

Игру можно усложнить: спрятать игрушку в комнате и предложить ребенку позвать, например: «Мяу-мяу, где кошка; Мяу-мяу, иди сюда!» и т.д.

Игры для детей

от 1 года 6 месяцев до 2 лет

Можно проводить те же игры, что и с детьми до полутора лет. Но при сохранения сюжета меняются задачи,

содержание способы взаимодействия взрослого и ребенка (дети становятся более активными и самостоятельными).

  1. «Прятки»

Задачи. Учить ориентироваться в пространстве, узнавать, где находятся игрушки, приносить их и называть

общеупотребительными словами вместо звукоподражательных и облегченных; стимулировать активность; развивать внимание и память.

Словарь. Обобщающее слово «игрушки» (пассивный словарь); названия игрушек: мяч, утка, мишка, зайчик (зайка) и др.; названия действий: катится, лежит, кричит и т.п.

Материал. Игрушки (мяч, утка, мишка, заяц и др.) находятся в разных местах комнаты.

Содержание игры

Воспитатель (держит в руках куклу). К нам в гости пришла кукла Катя. Она хочет посмотреть наши игрушки. (Обобщающее слово выделяется голосом.) Катя, какую игрушку тебе принести? (Говорит за куклу) Зайца, зайку. (Обращается к детям.) Давайте позовем зайца: «Зайчик - побегайчик, где ты? Иди к нам, иди, иди!» (Слова произносятся вместе с детьми.)

Педагог и дети ищут игрушку, подходят сначала к игровому уголку, затем - к шкафу, где лежит заяц. Воспитатель. Где же наш зайчик (зайка)? (Радостно.) Вот он! Кто это? Назовите. Зайчик! (Несколько

индивидуальных повторений) Где зайчик сидит? В шкафу. Покажи, Саша. (Ребенок может, показать пальцем или сказать «там», «здесь». Его действия поощряются.) Кого мы нашли? (Ответы детей) Кому дать зайчика? Миша, скажи: «Катя, на зайку». Давайте посадим зайчика рядом с Катей. Что делает зайчик? Сидит».

Заяц может «поиграть» с детьми: «попрыгать», «побегать», «поздороваться» и т.п.

Кукла «дает новое задание» - просит принести мяч. Малыши ищут, находят, называют. Воспитатель обращается индивидуально к нескольким детям: «Что ты нашел? Где лежал мяч? Отнеси мяч Кате. Скажи: «Катя, возьми мяч, на мяч» и т.д.

Аналогичные действия повторяются с другими игрушками.

В конце игры воспитатель говорит: «Вот сколько игрушек мы нашли для Кати: зайца, мяч, мишку, утку. Это наши игрушки (выделяет слово голосом)».

Предлагает детям поиграть вместе с Катей игрушками.

Варианты игры.

  1. Найти игрушку и назвать ее цвет, форму (мяч), отдельные части (уши, лапы) и т.д.
  2. Один ребенок прячет игрушку, а воспитатель с остальными детьми ищут ее. Если в подгруппе не более 5-6 детей, можно предложить каждому спрятать игрушку.

  1. «Кто-то в гости к нам пришел»

Задачи. Упражнять детей в назывании игрушек и их частей. Подводить к пониманию употребления слова-понятия

«игрушки». Расширять пассивный словарь. Побуждать к эмоциональному отклику и инициативной речи.

Материал. Набор (4-5 штук) знакомых детям игрушек: заяц, мишка, кошка и др. (в коробке).

Содержание игры

Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает и вносит в группу игрушечного зайца. Обращается к детям:

«Посмотрите, кто к нам в гости пришел! Хороший зайчик? Поздоровайтесь с ним. Откуда ты прибежал, заяц?

(Отвечает за зайца.) Из леса».

Берет игрушку в руки, читает стихотворение и сопровождает слова действиями. Жил-был зайчик,

Длинные ушки.        (Гладит заячьи уши.)

Отморозил зайчик

Носик на опушке.        (Гладит носик)

Отморозил хвостик (Гладит хвостик.)

И поехал греться

К ребятишкам в гости.

Здесь тепло и славно,

И дают морковку на обед.

(В. Хорал)

Воспитатель. Давайте угостим зайца морковкой. (Достает заранее приготовленную морковь.) Таня, возьми

морковку, дай зайцу! Скажи: «На, заяц, ешь!» Все скажем: «Ешь, заяц, ешь». Посмотрите, он нам «спасибо» говорит, кивает головой.

Можно предложить детям пожалеть зайца, погладить (показать и назвать) его уши, нос, хвост - это активизирует игровые действия и словарь детей.

Воспитатель. Зайка что-то хочет сказать. (Изображает (разговор» с зайцем.) Он нашел красивую коробку и не знает, как ее открыть.

Давайте поможем ему и посмотрим, что там лежит. (Открывает коробку с помощью детей.) Что здесь? Игрушки. (Выделяет слово голосом.) Много игрушек! Какие игрушки? (Педагог обращается индивидуально к каждому

ребенку.) Назови. Возьми. Покажи всем детям. Какую игрушку взял Саша? Мишку. Мишка какой - большой или маленький? (Помогает показать руками.) Давайте погладим мишку по голове, пожалеем его. (Показывает уши, лапы) Что это? (Индивидуальное обращение к каждому ребенку.) Назови. Покажи. (Хлопает лапами игрушки.) Что

делает мишка? Хлопает лапами, радуется, что в гости к нам пришел. Давайте его позовем: «Иди, иди, мишка, к нам!»

(Побуждает детей к повторению слов «иди, иди»)

Таким же образом рассматриваются другие игрушки. В конце игры воспитатель еще раз спрашивает: «Что принес заяц? Игрушки. Красивые игрушки». (Выделяет голосом.) Предлагает поиграть с ними.

Вариант 2.

Найти в комнате такие же игрушки, как в коробке. Принести, назвать, какую принес. Воспитатель делает обобщение: «Вот мишка и вот мишка. Это мишки. Вот заяц и вот заяц. Это зайцы. (Дети повторяют.) Много игрушек у нас!»

  1. «Курочка и цыплята»

Задачи. Обогащать словарь детей (курица, цыплята, цыпленок, клюет); содействовать употреблению простых фраз; побуждать к диалогу, создавать радостное настроение.

Материал. Заводная курица, цыплята (из картона).

Содержание игры

Около двери движется и «клюет» заводная игрушка - курица.

Воспитатель. Кто к нам в гости пришел? Курица, курочка - рябушка. Поздоровайтесь с курочкой. Здравствуй,

курочка - рябушка! Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Кого зовет курочка? (Обобщает ответы.) Курица-мама зовет своих деток- цыплят. Где же детки-цыплята? Давайте спросим у курочки. (Индивидуальные обращения.) Таня, спроси, где цыплята?

Давайте позовем цыплят: «цып-цып-цып!» (Поддерживает и поощряет речевую активность детей. Достает коробку с цыплятами.) Кто это пищит: «пи-пи-пи»? Цыплята. (Поддерживает эмоциональную реакцию детей.

Предлагает взять цыплят, рассмотреть) Какие цыплята? Маленькие, хорошие. Курочка зовет цыплят: «Ко-ко-ко! Ребятки - желтые цыплятки, идите ко мне!»

Педагог предлагает детям разместит цыплят рядом с курочкой. Спрашивает каждого ребенка, что он сделал, кого отнес курочке. Обращает внимание детей на реакцию курицы: «Курочка-мама рада, что нашла своих деток-цыплят, и благодарит вас». Располагает курицу и цыплят рядок спрашивает: «Курица какая? Большая. Цыплята какие?

Маленькие. Как зовет курица своих деток? Как пищат цыплята?» (Ответы детей.)

Заводит курицу. «Что делает курочка? Клюет зернышки, зовет своих деток-цыплят». Ко-ко-ко-ко!

Не ходите далеко, Лапками гребите, Зернышки ищите!

Воспитатель предлагает детям показать, как курочка клюет зернышки (постучать пальцами по столу) и сказать:

«клю-клю-клю».

  1. «Покатаемся на лошадке»

Задачи. Познакомить детей с новой игрушкой и способами действий с ней; продолжать учить сравнивать игрушки по личине; обогащать словарь; побуждать звукоподражанию, употреблению простых фраз и участию в диалоге.

Материал. Большая лошадка-качалка, маленькая игрушечная лошадка, зайчик.

Содержание игры

Обыгрывается появление большой лошадки: взрослый «вводит» ее в группу, цокает языком: «цок-цок-цок!»

Воспитатель. Кто к нам в гости пришел? Лошадка! (Дает детям возможность рассмотреть игрушку, погладить ее.) Какая лошадка пришла к нам? (Если потребуется, задает дополнительные вопросы: красивая? Большая?

Маленькая?) Большая красивая лошадка. (Предлагает детям повторить.) А как кричит большая лошадка? Иго-го!

(Произносит низким голосом. Просит нескольких детей повторить, затем качает лошадку.) А еще у нас есть маленькая лошадка. Давайте найдем ее. (Дети, знакомые с этой игрушкой, по просьбе взрослого приносят ее.

Маленькую лошадку желательно поставить рядом с большой.) Какая это лошадка (показывает рукой на качалку) - большая или маленькая? (Несколько индивидуальных ответов.) А это какая лошадка (показывает на другую) - большая или маленькая? (Ответы детей.) Большая лошадка кричит: «иго-го-го!» (произносит низким голосом);

маленькая лошадка кричит: «иго-го-го!» (произносит высоким голосом). (Дети повторяют) Сегодня к нам в гости пришли большая и маленькая лошадки. Что делает большая лошадка? (Качает ее.) Качается. Что делает маленькая лошадка? Стоит. Давайте покатаем на большой лошадке зайца. Спросите зайчика: «Хочешь покататься на лошадке?» Саша, посади зайчика на лошадку. Что делает зайчик? Сидит на лошадке. Едет на лошадке. (Педагог стимулирует индивидуальные ответы. Затем читает стихотворение.)

Едет зайка на лошадке,

По дорожке ровной, гладкой.

Катя (Саша, Таня), хочешь покататься на лошадке? Скажи: «Хочу покататься на лошадке». Скажи: «Но, поехали!

Но!»

В конце игры можно прочитать стихотворение. Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.

(А. Барто)

Игра повторяется несколько раз.

Г. Груба Развиваем речь с раннего возраста

По программе «Кроха», ж. «Ребёнок в детском саду», № 2-3 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принцип проведения коррекционной работа по развитию речи у детей с РДА.

Этапы работы по развитию речи с аутичными детьми ( опыт работы )....

Консультация для родителей «Логопедическая ритмика — как фактор коррекционной работы по развитию речи детей дошкольного возраста»

Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста, а также для педагогов, интересующихся вопросами педагогики. В нем раскрываются особенности логопедической ритмики, ее значимость ...

Семинар для родителей: « Обучение родителей методам развития мелкой моторики у детей, как компонента коррекционной работы по развитию речи».

В моей публикации вы узнаете немного нового о мелкой моторике, для чего она нужна и какая от неё польза. А ваш ребёнок с  удовольствием будет играть в предложенные инры, и при этом получать больш...

Внедрение нейроигр в систему коррекционной работы по развитию речи у детей с ТНР.

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Такое направление как нейрокоррекция в игровой...

Использование нейроигр в системе коррекционной работы по развитию речи у детей с ТНР

Использование нейроигр в системе коррекционной работы по развитию речи у детей с ТНР...