Статья "Значение художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников"
статья на тему

Коноплёва Лидия Ивановна

Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Значение художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»

«Пусть течёт всё свободно, без применения насилия» Я.А.Коменский.
По утверждениям Я.А.Коменского, природа развивается по определённым законам, а человек – это часть природы, следовательно, в своём развитии человек подчиняется общим закономерностям природы.

Природа – это удивительный мир, воспитательное воздействие которого на духовное развитие дошкольника, трудно переоценить. Одна из основных задач образования, формирование духовно – нравственной личности. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Необходимо, с дошкольного возраста закладывать представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Поэтому, очень важно, научить ребёнка беречь природу, чтобы он с самого раннего возраста понял, насколько ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни. Здоровые дети – это благополучие и устойчивое развитие нашей страны в будущем. 

В Работе по экологическому развитию и воспитанию детей необходимы разнообразные методы и приёмы.

Наиболее интересные из них:

  • Широкое применение ИКТ;
  • Проектная деятельность;
  • Экологические экскурсии, викторины и конкурсы, игры, выставки;
  • Неделя доброты;
  • Конкурс чтецов;
  • Совместные мероприятия детей и родителей;
  • Просмотр авторский презентаций: «Мира не узнаешь, не зная края своего», «Животный и растительный мир нашего края»;
  • Чтение экологических сказок;
  • Широкое использование художественной литературы о природе, о животных.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы, нависла над человечеством.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что только экологическая культура людей нашей планеты, может вывести её из катастрофического состояния. В соответствии с ФГОС процессы воспитания и обучения не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельные формы и обладают соответствующим содержанием. 
Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. 

Вы, наверное, обратили внимание на то, что наши поэты, писатели очень интересно, живо, нежно описывают и муху, и комара, и паучка. И это правильно! Если с ранних лет малыша окружают добро и ласка, то у него возникает желание беречь и любоваться всем живым. А в дальнейшем, произойдёт перенос такого поведения на взаимоотношения с людьми, которые будут окружать ребёнка.  Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки. 

Необходимо использовать литературу, рекомендованную программой детского сада: произведения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Фета, Н.А. Некрасова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М.М.Пришвина, В.В.Бианки, и другие. После чтения произведений необходимо побеседовать с детьми, побуждать чтобы они с радостью лепили, рисовали, делали коллажи по прочитанному сюжету; сочиняли сказки, стихи, рассказы, создавали свои книги. Хорошо, когда в глазах детей появится сочувствие, сопереживание, радость, восторг и очень важно донести до детей смысл произведения.

Хорошая книга - лучший друг. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребёнку. Наша задача приобщать детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями.
Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребёнка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребёнка. Она знакомит его с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство, готовит ребёнка к реальной жизни. Чтение было и остаётся основным средством приобщения ребёнка к культуре, поэтому для нас важно развивать в нём любовь и интересы к чтению.
Знакомство ребёнка с миром природы начинается задолго до того, как он начнёт говорить и начнёт ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию.

В дошкольном возрасте у ребёнка бурно развивается воображение, которое, ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое приятное, полезное и доступное удовольствие для ребёнка - это когда ему читают вслух интересные книги. Ещё великий А.С.Пушкин говорил: «Чтение - вот лучшее учение». А начало этому закладывается в семье. Впечатления детских лет - самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни человека.
Желательно приучать детей интересоваться энциклопедией, самостоятельно рассматривать фотографии и рисунки, а также побуждать задавать вопросы.

Интересно и удобно работать по тематическому планированию. Каждую неделю — новая тема. Дети рисуют, лепят, читают, обсуждают, заучивают, исследуют и всё по заявленной теме. В группе можно завести «Дневники читателей» - простые альбомы, в которых дети зарисовывают понравившиеся сюжеты из прочитанных произведений. Этим они выражают свое отношение, понимание смысла художественного произведения, формируя эстетическое отношение к окружающей действительности. В конце года дети сами смогут подсчитать количество «прочитанных» произведений по рисункам в дневнике.  Но, сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней. 
Поэтому прививать любовь к родной природе необходимо используя комплексный подход: чтение, анализ, применение на практике, выполнение заданий с родителями в качестве закрепления материала.
Приобщая ребёнка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды.

Общение ребёнка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать могут не только родители, но и старшие дети, бабушки и дедушки.

Совместное чтение - это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы.
При этом взрослые должны умело подбирать литературу для чтения. Много интересного о поведении птиц в книгах Г.Скребицкого, Е.Чарушина, Н.Сладкова. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В.Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н.Розанова «Муравей Красная Точка», «Подземный путешественник». Познакомившись с книгой Ф. Льва «Для чего деревьям листья?», дети узнают о строении листа и его назначении. Научит ориентироваться в многообразии мира растений книга А.Огнева «На лесной поляне». Уже в дошкольном детстве ребёнок чутко реагирует на поэтическое слово. Художественное слово усиливает впечатление от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и усиливает мыслительную деятельность.

Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине.
Неправильные поступки детей в природе часто связаны с отсутствием достаточного количества знаний у детей. Чем же семья можем помочь детям? 
Хорошо бы создать дома библиотечку книг о природе. Для рассматривания можно использовать книги, иллюстрации которых доступны и понятны детям, а также картины разных художников, посвящённые природе.

Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающей его природе, единства с нею, осознание необходимости оберегать её. В детстве эти умения формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков взаимодействия с природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»

Консультация для родителей по подбору художественной литературы для грамотного экологического воспитания....

Значение художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников

Природа – это удивительный мир, воспитательное воздействие которого на духовное развитие дошкольника, трудно переоценить....

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников

Только при работе в тандеме с родителями можно воспитать гуманного человека, способного к состраданию и соучастию. Экологические сказки и рассказы помогут в осуществлении это важной задачи....

Статья «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»

Статья «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ

Давайте посмотрим с точки зрения отношения  ребенка к природным объектам, что получается, если      ребенок может разгонять птиц и ему  это доставляет удовольствие.В...

Консультация " Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье."

Рассказать родителям какую роль играет художественная литература в экологическом воспитании детей....