Проект "Кулинарное путешествие"
проект (подготовительная группа)

Акишина Ольга Юрьевна

приобщение к традициям русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kulinariya.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15»

Проект

 «Кулинарное путешествие»

Авторы проекта:

педагоги, родители и дети группы № 4

Арзамас, 2020 г.

1. Проблематика. Большинство людей,  к сожалению, поверхностно знакомо с русской народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что ели? Ответить на эти вопросы – значит, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, в том числе к кулинарным традициям. В каждой семье пекут пироги, готовят каши, щи, варят кисели. Детям важно узнать, что все эти блюда являются исконно русскими, их рецепты передаются от бабушки к внучке. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, свою семью, помочь лучше узнать и уважать своё прошлое и создан этот проект.

2. Целевая группа: проект ориентирован на детей 6-7 лет

3. Срок реализации проекта: 2 месяца.

4. Цель проекта: приобщение дошкольников к истокам народной культуры, к кулинарным традициям предков.

5. Задачи. 

  • Содействовать формированию знаний детей о традиционных блюдах русской кухни
  • Способствовать приобщению к семейным кулинарным традициям
  • Создать  условия  для  знакомства с технологией приготовления некоторых блюд русской кухни
  • Обогащать и активировать словарный запас.
  • Повысить родительскую компетентность по теме проекта;
  • Обогатить РППС.

6. Ожидаемый результат: данный проект помогает раскрыть ребенку мир русской культуры, расширить представление об образе жизни предков, их обычаях, кулинарных традициях, способствует речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.  

Деятельность в рамках реализации проекта

I этап – предварительный:

  • определение цели и задач проекта;
  • анализ, имеющихся условий в группе, в детском саду;
  • организация взаимодействия с библиотекой (поиск необходимой литературы, совместное создание презентаций);

оформление наглядного материала для родителей (буклет «Блюда русской кухни на нашем столе», папки-передвижки «Русские сладости», «Традиционные блюда русской кухни», информация «Забытые игры»);

II этап – основной:

ОО

Мероприятия с детьми

Работа с родителями

Совершенствование РППС

Познавательное развитие

Рассматривание кухонной утвари  прошлого

Помощь в подборе предметов прошлого

Анкетирование «Блюда русской кухни в рационе нашей семьи»

Индивидуальные беседы о формате мастер-классов

Папка-передвижка «Традиционные блюда русской кухни», информация»

Предметы кухонной утвари

Рассматривание иллюстраций на темы «Обед из русской печи», «Как хлеб на столе оказался», «Была бы мукá…», «Праздничные блюда наших предков»

Иллюстрации

Презентации:

  • «Блюда русской кухни»,
  • «Что посеешь, то и пожнешь»,
  • «Нам не нужен холодильник»
  • «Русские сладости»
  • «Посуда наших предков»

Подготовка презентаций

Мастер-классы-онлайн «Семейный рецепт» (просмотр видео и презентаций от семей воспитанников)

Беседы:

  • «Хлеб – всему голова»;
  • «Щи да каша – пища наша»;
  •  «Все, что есть в печи – на стол мечи!»
  • «К зиме готовы!» (по фотографиям)

Энциклопедии, книга «Русская изба. От печки до лавочки».

Набор иллюстраций «От колоса до хлеба»

Фотоколлаж «К зиме готовы!»

«Накроем стол по-русски!» (виртуальная экскурсия в дом семьи Тимошиных)

Каша, пироги приготовленных в печи и в духовке

Русские народные костюмы, макет печки, старинная посуда

Экспериментирование-дегустация

«Печка и плита» (сравнение блюд, приготовленных в печи и в духовке (на газовой плите)

Д/игры: 

  • «Что для каши (щей, пирогов и т.д.) нужно?», 
  • «Подбери посуду»,
  • «Собери картинку»

Помощь в изготовлении д/игр

Д/игры

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры и игровые ситуации:

  • «Обед из русской печки»,
  • «Гости в доме»

Совместные сбор атрибутов для игр

самовар, вышитые скатерти, салфетки, баранки, калачи из соленого теста

Накидки, маски, сарафаны для ряжения

Игры-имитации «Правила гостеприимства»

Совместная организация досуга, выпечка угощений

Досуг «Мы за чаем не скучаем» (знакомство с обрядом чаепития)

Речевое развитие

Составление рассказов:

  • по иллюстрациям («У самовара», «Субботнее утро»),
  • из личного опыта («Как мы готовили…», «Пасхальные блюда»)

Буклет «Блюда русской кухни на нашем столе»

Подбор иллюстраций,
«Энциклопедия русской кухни»,

сборник пословиц и поговорок

  • пословицы и поговорки

Словесные дидактические игры:

  • «Съедобное-несъедобное»,
  • «Что раньше, что теперь»,
  • «Что лишнее», 
  • «Подскажи словечко»

Разучивание стихов

Физическое развитие

Подвижные, хороводные игры:

  • «Гори-гори ясно!»,
  • «Горячая картошка»,
  • «Рыбаки и рыбы»,
  • «Дядя Трифон»,
  • «Огородник и воробей»,
  • «Каравай»,  

Информация на стенде «Забытые игры»

Венки, платочки

Художественно-эстетическое развитие

Слушание народных песен.

Пение хороводных песен

«Ой, блины мои, блины!» (р.н.п.),

«Колосок», сл. В. Орлова.

«К нам гости пришли». Ан. Александров. М. Ивенсон,

«По малину в сад пойдём». Т.Волгина. А.Филиппенко..

Организация мини-музея «Русские сладости»

Папка-передвижка «Русские сладости»

аудиозаписи

  •  «Готовимся к чаепитию» (тестопластика)
  •  «Матрешка» (лепка)
  •  «Пасхальный кулич» (ручной труд),
  • «Скатерть» (аппликация)

Альбомы «Русское чаепитие»

Образцы изделий из соленого теста, скатерти

Чтение: «Каша из топора», «Лисичкин хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Лиса и журавль», «Федорино горе»,

«По щучьему веленью», «Горшочек каши», «Как петух щи варил», «Как мужик гусей делил»

Выставка худ. литературы для чтения дома

Художественная литература

III этап – заключительный:

  • Познавательный досуг «В старину едали деды» 
  • Систематизация материалов

Оценка результатов

В результате деятельности в рамках проекта дети:

  • познакомились с традиционными блюдами русской кухни;
  • узнали название и назначение предметов быта, кухонной утвари;
  • познакомились с технологией приготовления некоторых блюд русской кухни;
  • приобщились к семейным кулинарным традициям;
  • узнали традиции русского гостеприимства;
  • уважительно и бережно относятся к предметам старины, к истории народа и своей семьи.

Литература:

1. Бордюг, Н. Д. Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах / Н. Д. Бордюг – Нижний Новгород: РИО, 1993. – 80 с.

2. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. / Князева О. Л., Маханева  М.Д. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.

3. Корепова, К. Е. Нижегородский детский фольклор. Пособие для работников детских дошкольных учреждений./ К. Е Корепова. – Нижний Новгород: РИО, 1993. – 64 с.

4. Костина, Э. П. Родина моя – Россия. Сценарии «Поэтических гостиных», фольклорных праздников и развлечений в детском саду / Э. П. Костина. – Нижний Новгород – Дзержинск, 1996. – 202 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...