Отчет по самообразованию «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа)
«У ребёнка своё особое умение видеть, делать и чувствовать;
нет ничего глупее, чем пытаться подменить у него это умение нашим….»
Жан Жак Руссо
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 "Ягодка" Данковского муниципального района Липецкой области
Отчет по самообразованию воспитателя
Первяковой Елены Юрьевны
за 2023 -2024 учебный год
на тему:
«Проектная деятельность
с детьми старшего дошкольного возраста»
г. Данков, 2024 г.
«У ребёнка своё особое умение видеть, делать и чувствовать;
нет ничего глупее, чем пытаться подменить у него это умение нашим….»
Жан Жак Руссо
Целью моей работы по самообразованию в 2017 – 2018 году было:
- повысить свое профессиональное мастерство и компетентность по вопросу «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
-Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах, методической литературы;
-Изучить методики и технологии педагогов в Интернете;
- Применить полученные знания на практике;
-Привлечь родителей к организации воспитательно - образовательной работы с детьми.
Ожидаемые результаты:
- сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества;
-умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
Актуальность темы:
В настоящий период реформирования дошкольного образования метод проектирования все более широко применяется для совершенствования воспитательно-образовательной практики.
Общая тенденция развития современного мира такова, что творческий, исследовательский поиск становиться неотъемлемой частью любой профессии. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важнейшей задачей современного образования.
Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
Перспективный план самообразования на 2023-2024 гг.
№ | Содержание деятельности | Сроки реализации |
1. 2. 3. | Подготовительный этап. 1. Составление плана работы по самообразованию; 2. Изучение учебно – методической литературы: - Белая, К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2. - Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014 г. - Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г. - Кочкина Н. А. Метод проектов дошкольном образовании. Методическое пособие. Издательство: Мозаика-Синтез, 2012 г. - Битютская Н.П. Система педагогического проектирования. Опыт работы. Проекты. Издательство: «Учитель», 2012 г. - Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012 г. 3. Изучение методики проектирования педагогов в Интернете.
- www. - - Основной этап.
3. Изучение опыта работы педагогов на интернет ресурсах. 4. Проведение проектов:
Итоговый этап. 1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе. 2. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе) | сентябрь В течение года. В течение года. В течение года. Сентябрь В течение года Сентябрь Октябрь В течение года. Ноябрь -март Ноябрь-март Март Май В течении года. |
У меня, как у педагога-воспитателя сформированы основы педагогического
мастерства, профессионализма и творчества: умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков; овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста (проектная деятельность)
У детей сформированы:
творческие способности, коммуникативные навыки, умение
экспериментировать, синтезировать полученные знания;
социальные навыки в процессе групповых взаимодействий;
обогатился опыт исследовательско - творческой деятельности;
повысился уровень самостоятельности, инициативности и
познавательной мотивированности.
Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен.
Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.
Проектная деятельность помогла мне поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, а это весьма актуально, изменила межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и
выражать свое отношение к различным сторонам реальности, а также позволила мне повысить свой профессиональный уровень и степень вовлеченности в деятельность.
Таким образом, использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 "Ягодка" Данковского муниципального района Липецкой области
Консультация для родителей
«Проектная деятельность в детском саду»
Воспитатель высшей квалификационной категории
Первякова Елена Юрьевна
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают родители или педагоги.
В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Одним из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и выполняемый воспитанниками совместно с родителями комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
Развитие познавательных способностей.
Развитие творческого воображения.
Развитие творческого мышления.
#1056;азвитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
#1080;сследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
#1088;олево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
#1080;нформационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
#1090;ворческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»)
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
Проект – это «игра всерьёз»; результаты еѐ значимы для детей и взрослых; обязательные составляющие проекта:
- сотворчество ребят и взрослых,
- развитие познавательных и творческих навыков;
- применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Работа над проектом проходит несколько этапов.
Первый этап – Выбор темы.
Задача педагога – составить план познавательной деятельности.
Последовательность работы педагога на данном этапе: педагог ставит перед собой цель, вовлекает дошкольников в решение проблемы; намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей); обсуждает план с семьями на родительском собрании;
обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта; собирает информацию, материал.
Второй этап – Реализация проекта.
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).
Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Последовательность работы педагога на данном этапе: проводит занятия, игры, наблюдения, поездки; даѐт домашние задания родителям и детям; поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.)
Третий этап – презентация проекта.
Задача воспитателя создать условия для того,
- чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе,
- испытать чувство гордости за достижения,
- осмыслить результаты своей деятельности.
В процессе своего выступления перед сверстниками, ребѐнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика ит.д.).
Взаимодействие педагога и ребѐнка в проектной деятельности изменяется по мере нарастания детской активности.
Выделяют три этапа развития проектной деятельности у ребенка:
Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путѐм подражания ему.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей, которые уже имеют опыт проектной деятельности. Ребѐнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.
Третий этап – творческий. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проектную деятельность - уникальна! В современном понимании ме- тод проектов не заменяет существующую программу воспитания и обучения , а лишь дополняет ее. Проектная д е ят е л ь н о с т ь Проектная деятельность — метод реализации ин- дивидуального подхода к обучению, использующий продуктивную, творческую, познавательную или исследовательскую деятельность воспитанников ДОУ, в ходе которой дошкольники расширяют круго- зор, словарный запас, получают новые знания и учат- ся находить им практическое при- менение. Что же такое проект для само- го ребенка? Раскрытие творческого по- тенциала; Умение работать в группе ; Умение направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной сами- ми детьми; Умение презентовать свою работу. Тематика проектов: - о животных; о растениях; о семье; о хобби (любимом заня- тии); вопросы почемучек; путешествие. Тема проекта формулируется самостоятельно, учитывая свои интересы и желания! Рекомендации по у частию родителей в проекте с ребёнком: Разговор с ребёнком поможет выяснить, что его волнует, что радует, его интересы, затруднения в понимании процессов и явлений окружающей жизни. Определение источников информации. Важно не давать детям готовых ответов. Пусть ребёнок сам определит область поиска. Реализация проекта. Вместе со своим ребёнком попробуйте найти нужную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете. Опрашивайте всех, кого можно, по интересующему вас вопросу. Подведение итогов. Это может быть участие в конкурсах разного уровня или презентация для детей в дошкольном учреждении, которое посещает ваш ребёнок. Тип проекта Содержание Во зр а с т детей Исследова- тельско- тв ор ческ и й Дети эксперименти- руют, а затем оформ- ляют результаты в виде газет, драмати- зации, детского ди- зайна. Ст ар ш а я группа Р о лев о - и г ро в ой Используются эле- менты творческих игр, когда дети вхо- дят в образ персона- жей сказки и решают по-своему поставлен- ные проблемы. Вторая мл адш а я группа Инф о р м аци - онно- практико- ори ент ир о - ванный Дети собирают ин- формацию и реализу- ют ее, ориентируясь на социальные инте- ресы (оформление и дизайн группы, вит- ражи и др.). С р едняя группа Творческий Оформление резуль- тата работы в виде детского праздника, детского дизайна, т.д. Вторая мл адш а я группа Типы проектов (по Л.В. Киселѐвой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка плана по самообразованию «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
Тема: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста »Цель: Повысить собственный уровень знаний по теме: «Проектная деятельность сдетьми старшего дошкольного возраста» путм самообразов...
план самообразования в подготовительной группе: " Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
План самообразования в подготовительной группе: " Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"...
Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»
Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...
Отчет по самообразованию Тема «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы»
Выполнение плана самообразования...
Отчет по самообразованию «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»
Отчет по самообразованию «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»...
Отчет по самообразованию по теме " Формирование экономической основы гражданской идентичности через проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
Работу по формированию финансовой грамотности начала с детьми старшей группы. Дети с интересом и удовольствием принимают новые знания и понятия. Не остаются безучастными и мои родители, для них ...
Отчет по самообразованию «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти–шести лет войти в социально-экономическую жизнь, способствоват...