Отчет по самообразованию «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Первякова Елена Юрьевна

«У ребёнка своё особое умение видеть, делать и чувствовать;

нет ничего глупее, чем пытаться подменить у него это умение нашим….»

Жан Жак Руссо

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 "Ягодка" Данковского муниципального района Липецкой области

Отчет по самообразованию воспитателя

Первяковой Елены Юрьевны

за 2023 -2024 учебный год

на тему:

«Проектная деятельность

с детьми старшего дошкольного возраста»

г. Данков, 2024 г.

«У ребёнка своё особое умение видеть, делать и чувствовать;

нет ничего глупее, чем пытаться подменить у него это умение нашим….»

Жан Жак Руссо

Целью моей работы по самообразованию в 2017 – 2018 году было:

- повысить свое профессиональное мастерство и компетентность по вопросу «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».

В процессе самообразования я решала следующие задачи:

-Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах, методической литературы;

-Изучить методики и технологии педагогов в Интернете;

- Применить полученные знания на практике;

-Привлечь родителей к организации воспитательно - образовательной работы с детьми.

Ожидаемые результаты:

- сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества;

-умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

- умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.

Актуальность темы:

В настоящий период реформирования дошкольного образования метод проектирования все более широко применяется для совершенствования воспитательно-образовательной практики.

Общая тенденция развития современного мира такова, что творческий, исследовательский поиск становиться неотъемлемой частью любой профессии. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важнейшей задачей современного образования.

Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

Перспективный план самообразования на 2023-2024 гг.

Содержание деятельности

Сроки реализации

1.

2.

3.

Подготовительный этап.

1. Составление плана работы по самообразованию;

2. Изучение учебно – методической литературы:

- Белая, К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.

- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014 г.

- Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.

- Кочкина Н. А. Метод проектов дошкольном образовании. Методическое пособие. Издательство: Мозаика-Синтез, 2012 г.

- Битютская Н.П. Система педагогического проектирования. Опыт работы. Проекты. Издательство: «Учитель», 2012 г.

- Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012 г.

3. Изучение методики проектирования педагогов в Интернете.

- www.

-

-

-

Основной этап.

  1. Разработка буклетов для родителей «Проектная деятельность в ДОУ».
  2. 2. Разработка консультации для родителей «Проектная деятельность в детском саду».

3. Изучение опыта работы педагогов на интернет ресурсах.

4. Проведение проектов:

  • «Мир профессий»;
  • «Маленькие патриоты большой Страны»;
  • «Семья»;
  • « Удивительный мир растений».
  1. Привлечение родителей к организации проектов в группе.

Итоговый этап.

1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

2. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе)

сентябрь

В течение года.

В течение года.

В течение года.

Сентябрь

В течение года

Сентябрь

Октябрь

В течение года.

Ноябрь -март

Ноябрь-март

Март

Май

В течении года.

У меня, как у педагога-воспитателя сформированы основы педагогического

мастерства, профессионализма и творчества: умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков; овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста (проектная деятельность)

У детей сформированы:

творческие способности, коммуникативные навыки, умение

экспериментировать, синтезировать полученные знания;

социальные навыки в процессе групповых взаимодействий;

обогатился опыт исследовательско - творческой деятельности;

повысился уровень самостоятельности, инициативности и

познавательной мотивированности.

Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен.

Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

Проектная деятельность помогла мне поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, а это весьма актуально, изменила межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и

выражать свое отношение к различным сторонам реальности, а также позволила мне повысить свой профессиональный уровень и степень вовлеченности в деятельность.

Таким образом, использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 "Ягодка" Данковского муниципального района Липецкой области

Консультация для родителей

«Проектная деятельность в детском саду»

Воспитатель высшей квалификационной категории

Первякова Елена Юрьевна

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают родители или педагоги.

В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Одним из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и выполняемый воспитанниками совместно с родителями комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

Развитие познавательных способностей.

Развитие творческого воображения.

Развитие творческого мышления.

#1056;азвитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

#1080;сследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

#1088;олево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

#1080;нформационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

#1090;ворческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»)

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Проект – это «игра всерьёз»; результаты еѐ значимы для детей и взрослых; обязательные составляющие проекта:

- сотворчество ребят и взрослых,

- развитие познавательных и творческих навыков;

- применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Работа над проектом проходит несколько этапов.

Первый этап – Выбор темы.

Задача педагога – составить план познавательной деятельности.

Последовательность работы педагога на данном этапе: педагог ставит перед собой цель, вовлекает дошкольников в решение проблемы; намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей); обсуждает план с семьями на родительском собрании;

обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта; собирает информацию, материал.

Второй этап – Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).

Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Последовательность работы педагога на данном этапе: проводит занятия, игры, наблюдения, поездки; даѐт домашние задания родителям и детям; поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.)

Третий этап – презентация проекта.

Задача воспитателя создать условия для того,

- чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе,

- испытать чувство гордости за достижения,

- осмыслить результаты своей деятельности.

В процессе своего выступления перед сверстниками, ребѐнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика ит.д.).

Взаимодействие педагога и ребѐнка в проектной деятельности изменяется по мере нарастания детской активности.

Выделяют три этапа развития проектной деятельности у ребенка:

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путѐм подражания ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей, которые уже имеют опыт проектной деятельности. Ребѐнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.

Третий этап – творческий. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность – интересная современная модель построения воспитательно- образовательной работы с детьми дошкольного возраста, которая отвечает интересам и запросам детей! Проектная д е ят е льн о с т ь в ДОО « Расскажи— и я забуду, покажи— и я запомню, дай попробовать— и я пойму» Родителям о проектной д еяте льн о ст и Ждѐм от Вас, уважае- мые родители , заинтере- сованной включенности в образовательный про- цесс и активного участия в разных формах работы, организуемых в рам- ках проектной деятель- ности . Будем познавать вместе! Участвуйте в проктах, чтобы: - узнать что-то новое; - изменить привычное. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 "Ягодка" Данковского муниципального района Липецкой области Разработчик: Первякова Елена Юрьевна - воспитатель. Высшая квалификационная категория

Слайд 2

Проектную деятельность - уникальна! В современном понимании ме- тод проектов не заменяет существующую программу воспитания и обучения , а лишь дополняет ее. Проектная д е ят е л ь н о с т ь Проектная деятельность — метод реализации ин- дивидуального подхода к обучению, использующий продуктивную, творческую, познавательную или исследовательскую деятельность воспитанников ДОУ, в ходе которой дошкольники расширяют круго- зор, словарный запас, получают новые знания и учат- ся находить им практическое при- менение. Что же такое проект для само- го ребенка? Раскрытие творческого по- тенциала; Умение работать в группе ; Умение направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной сами- ми детьми; Умение презентовать свою работу. Тематика проектов: - о животных; о растениях; о семье; о хобби (любимом заня- тии); вопросы почемучек; путешествие. Тема проекта формулируется самостоятельно, учитывая свои интересы и желания! Рекомендации по у частию родителей в проекте с ребёнком: Разговор с ребёнком поможет выяснить, что его волнует, что радует, его интересы, затруднения в понимании процессов и явлений окружающей жизни. Определение источников информации. Важно не давать детям готовых ответов. Пусть ребёнок сам определит область поиска. Реализация проекта. Вместе со своим ребёнком попробуйте найти нужную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете. Опрашивайте всех, кого можно, по интересующему вас вопросу. Подведение итогов. Это может быть участие в конкурсах разного уровня или презентация для детей в дошкольном учреждении, которое посещает ваш ребёнок. Тип проекта Содержание Во зр а с т детей Исследова- тельско- тв ор ческ и й Дети эксперименти- руют, а затем оформ- ляют результаты в виде газет, драмати- зации, детского ди- зайна. Ст ар ш а я группа Р о лев о - и г ро в ой Используются эле- менты творческих игр, когда дети вхо- дят в образ персона- жей сказки и решают по-своему поставлен- ные проблемы. Вторая мл адш а я группа Инф о р м аци - онно- практико- ори ент ир о - ванный Дети собирают ин- формацию и реализу- ют ее, ориентируясь на социальные инте- ресы (оформление и дизайн группы, вит- ражи и др.). С р едняя группа Творческий Оформление резуль- тата работы в виде детского праздника, детского дизайна, т.д. Вторая мл адш а я группа Типы проектов (по Л.В. Киселѐвой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана по самообразованию «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»

Тема: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста »Цель: Повысить собственный уровень знаний по теме: «Проектная деятельность сдетьми старшего дошкольного возраста» путм самообразов...

план самообразования в подготовительной группе: " Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

План самообразования в подготовительной группе: " Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"...

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...

Отчет по самообразованию «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»

Отчет по самообразованию «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»...

Отчет по самообразованию по теме " Формирование экономической основы гражданской идентичности через проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

Работу по формированию финансовой грамотности начала с детьми старшей группы. Дети с интересом и удовольствием принимают новые знания и понятия.  Не остаются безучастными и мои родители, для них ...

Отчет по самообразованию «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

Цель:  Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти–шести лет войти в социально-экономическую жизнь, способствоват...