«Единство воспитателей и семьи в духовно нравственном воспитании»
консультация

Павлова Галина Анатольевна

Дошкольное детство-это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нём, представления о семейном укладе и родной земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Единство воспитателей и семьи в духовно нравственном воспитании»

«Без памяти нет традиций,

без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры,

без культуры нет духовности,

без духовности нет личности,

без личности нет народа!»

Дошкольное детство-это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нём, представления о семейном укладе и родной земле.

        Именно в этот период ребята приобщаются к миру общественных ценностей, закладывается основа системы духовно – нравственного воспитания.  Формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом, углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, по – новому увидеть красоту окружающего мира

        В то же время, именно в этом возрасте у детей появляются негативные качества, которые требуют корректировки, и в этом возрасте   можно еще «нащупать спасительные точки опоры». Поэтому духовно – нравственное воспитание ребенка надо начинать в детском саду, когда еще можно из маленького человека сформировать гармоничную личность.

Именно поэтому духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

        Задача родителей заключается в том, чтобы создавать такие условия, в которых формируются и закрепляются стремления ребенка к возвышенному, святому и доброму.  Привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Для решения этой задачи, как нельзя лучше подходит знакомство детей народной культурой, историей, природой родного края.

        Изучение истории, природы, культуры русского народа в целом и родного  края в частности вносит определённый вклад в развитие самостоятельного мышления, памяти, воображения ребёнка. Культура, быт, искусство являются могучим источником умственного развития ребёнка, средством гуманного, нравственного и эстетического воспитания ребёнка.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были и остаются отрывочны и поверхностны.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа - весь комплекс духовных ценностей. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

Список литературы

  1. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.2.
  2. Зязева Л.К. Мир детства в традиционной культуре.-Москва, 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи по духовно – нравственному воспитанию.

Современное  общество  переживает один из непростых  периодов своего развития.  Сегодня материальные ценности в молодых семьях часто доминируют над духовными, поэтому  у детей...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка

Роль семьи в духовно-нравственном развитии ребенка....

Взаимодействие педагогов и семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка

Конспект занятия для детей старшей группы по формированию представлений о семье, как о людях. которые живут вместе.Знакомство детей с генеалогическим древом семьи....

Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы «Моя семья» (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию).

Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы«Моя семья»  (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию).     ...

Проект «Единство ДОУ и семьи в духовно – нравственном воспитании».

Цель: целью нашей работы по духовно-нравственном воспитании является гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности патриотических...