Сообщение из опыта работы «Использование ТИКО в совместной деятельности с младшими дошкольниками»
статья (младшая группа)
Актуальность предложенной технологии ТИКО - моделирования значима в свете реализации ФГОС ДО, так как, является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_tiko.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
«Использование ТИКО в совместной деятельности с младшими дошкольниками»
Пантелеева Анастасия Владимировна -
воспитатель, МБОУ «СОШ №41» г.Бийск
Идея создания ТИКО принадлежит доктору физико-математических наук профессору МГУ Иджаду Хаковичу Сабитову, выдающемуся геометру.
Автор программы «ТИКО - мастера» - Ирина Викторовна Логинова, педагог МАУДОД «Дворец детского (юношеского) творчества им. Лени Голикова», Великий Новгород.(с 2002 года ТИКО производят в России).
Что такое ТИКО?
ТИКО– трансформируемый игровой конструктор для обучения, представляющий собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.
Актуальность предложенной технологии ТИКО - моделирования значима в свете реализации ФГОС ДО, так как, является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию:
познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО - конструктора;
речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО -грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис)
художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО - конструктора;
физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;
социально-коммуникативное: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды. Обогащаем среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Огромные возможности, которые предоставляют разнообразные наборы конструктора ТИКО (наборы «Малыш», «Фантазер», «Шары», «Геометрия», «Архимед», «Класс»), позволяет использовать его в различных направлениях проектирования развивающей – предметно-пространственной среды в групповом пространстве:
- театрализованная деятельность - в театральном центре можно конструировать декорации и персонажи для сказок;
- валеологический центр – для спортивных игр и соревнований можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;
- центр «Семья» - кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью;
- центр сюжетно-ролевых игр - постройка необходимых или недостающих деталей для обыгрывания сюжета выбранной игры;
- в центре «Творчества» также можно сконструировать красочные узоры и орнаменты;
- в центре конструирования строим дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.
Наиболее удобной формой знакомства с данным видом деятельности в младшем дошкольном возрасте является «совместная деятельность» воспитателя и детей:
- как элемент занимательности в досуговой деятельности детей;
- при организации коллективной деятельности детей, когда дети объединяются в мини-группы для выполнения заданий;
- при организации парной работы детей в виде совместного выполнения одного задания;
- при организации самостоятельной деятельности детей, путем обогащения развивающей предметно-пространственной среды и при условии косвенного руководства деятельностью детей.
Совместная деятельность планируется на основе календарно-тематического планирования, ее реализация прослеживается в развивающей предметно-пространственной среде, а также в составлении картотек по тематике недели и согласно возрастным возможностям детей: младший возраст – плоскостное моделирование по образцу и схемам, средний возраст – включает объемное моделирование по образцу и схемам, также конструирование по замыслу. В результате совместной деятельности моделирования по образцу, схеме решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер.
Ребенок учится, использовать наглядность, соединять детали, на основе схемы располагать их относительно друг друга; в объемном моделировании – проявляет не только уже имеющиеся навыки, но и творческие способности (придумывание новой постройки на основе имеющихся представлений об объекте).
В совместной деятельности используются формы и методы:
- практические (различные упражнения с конструктором, моделирование);
- наглядные (показ правил работы с конструктором, демонстрация готовы работ, обучение с помощью мультимедийных презентаций, работа с технологическими картами);
- словесные (беседы, разъяснение).
Совместная деятельность педагога и детей младшего дошкольного возраста с конструктором ТИКО способствуют:
- лучшему восприятию новой информации за счёт тактильных прикосновений;
- расширению кругозора ребёнка;
- расширению знаний в области окружающего мира;
- созданию психологического комфорта при обучении;
- развитию фантазии и творческих способностей.
Чтобы научиться создавать объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости. Важно сформировать у детей умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки. Очень важно подобрать темы для конструирования, которые расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности.
Дети конструируют из ТИКО-деталей различные поделки. Работа с ним открывает для ребенка новый мир технического знания, а воспитателю дает возможность разнообразить занятия, стимулировать интенсивное развитие детей. Для родителей – это возможность без скуки и с пользой проводить время с малышом за совместной игрой в конструктор.
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы, с детьми дошкольного возраста способствующий их интеллектуальному развитию.
Используемая литература:
- Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.- метод. центр образоват. робототехники. – М: Изд.-полиграф. Центр «Маска», 2013
- Логинова И.В. «ТИКО – мастера». Программа дополнительного образования. www.ticorantis.ru
- Логинова И.В. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. ООО НПО «РАНТИС», 2014
- Методические рекомендации «Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста» ГАОУ ДПО СО «Института развития образования» Нижнетагильского филиал.
- Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: "Роль театрализованной деятельности в речи дошкольников"
Сообщение из опыта работы на тему: "Роль театрализованной деятельности в речи дошкольников"...
Сообщение из опыта работы «Использование нетрадиционного физического оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с младшими дошкольниками»
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи – все это не укрепляет здоровье реб...
Сообщение из опыта работы «Использование художественной природоведческой литературы в экологическом образовании дошкольников средней группы»
В сообщении раскрываются принципы, цель и система работы с детьми по развитию интереса к миру природы через художественную литературу....
Сообщение из опыта работы «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста»
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображени...
Сообщение из опыта работы. "Использование камешек "Марлбс"в обучении дошкольников младшего возраста.
Возможности педагогических технологий в процессе развития детской инициативы в различных видах детской деятельности....
Сообщение из опыта работы "Использование фольклора во время коррекционной образовательной совместной и самостоятельной деятельности"
Сообщение из опыта работы для педагогов ДОУ...
Сообщение из опыта работы "Формирование социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности"
В данной публикации представлен опыт работы по формированию социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности....