Использование кейс-технологий в ДОУ
методическая разработка (старшая группа)
ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_keys_tehnologii.docx | 26.67 КБ |
keys_-metod_prezentatsiya.pptx | 946.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я воспитатель 1 кат. Нигъматзянова Гулия Рафаилевна хочу приставить вашему вниманию мастер –класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
(1 СЛАЙД)
ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании.
Кейс-метод относится к современным технологиям проблемного обучения.
Сегодня мы познакомимся с Кейс методом, который поможет вам самостоятельно проектировать образовательный процесс. С его помощью вы сможете моделировать ситуации в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции, интересы и выберет содержание образовательной деятельности.
В чем же заключается его суть и как его использовать в работе с детьми? Как с помощью кейсов решать образовательные ситуации? В течении нашего мастера-класса мы попробуем ответить на эти вопросы
(2 СЛАЙД)
Кейс технология – от латинского casus- запутанный, необычный случай; от англ. case – чемоданчик, портфель.
Эта технология зародилась в Гардвордской школе бизнеса в начале 20 века и постепенно распространилась на другие сферы д-ти человека во многих странах, в т. ч. и в России.
Этот метод используется в работе со студентами и школьниками. Однако, если разумно подойти к выбору или разработке кейсов, то можно применить его и в работе с дошкольниками.
Кейс метод – метод анализа практической ситуации, реальной и смоделированной. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической д-ти через актуализацию полученных знаний.
(3 СЛАЙД)
-Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы как ее решить и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи как индивидуально, так и коллективно, разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации, вырабатывается навык простейшего общения.
(4 СЛАЙД)
Кейс, как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени.
- Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной д-ти: может стать частью занятия или какой-либо деятельности.
а) в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме;
настроить на совместную работу;
в) плавно перейти к самостоятельной д-ти.
Ситуация, которую предлагает воспитатель может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут.
Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику можно уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться.
(5 СЛАЙД)
Сегодня мы подробно познакомимся с некоторыми видами кейсов, рассмотрим их структуру и вместе поучимся составлять кейсы для использования в образовательном процессе.
кейс- прогнозирование;
кейс-инцидент;
проблемно-ролевой кейс;
эвристический кейс;
неоднозначная ситуация;
кейс-дискуссия, кейс-диспут;
деловой штурм;
кейс с добавлением внешней проблемы.
Существуют разные способы, как использовать кейс-технологии, но все они связаны с проблемным обучением.
(6 СЛАЙД)
Так из чего же состоит кейс? И как составить кейс?
Подготовка любой кейс-ситуации – процесс творческий, но требует соблюдения определенного алгоритма.
1 шаг – определить цель кейса, компетенции, умения или способности, которые педагог хочет выявить или сформировать у детей.
2 шаг- описать кейс, сюжет содержит проблемный фактор, завязку. Это не обязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему, острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира.
3 шаг – подвести к кульминации кейс-ситуации, это еще не вопрос, но дети должны почувствовать проблему. Этот этап является отправной точкой для поиска решений.
4 шаг – момент проблемного включения: вопрос или задание, которое воспитатель предлагает детям.
А ТЕПЕРЬ УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ МЫ С ВАМИ РАЗБЕРЕМ НА ПРИМЕРЕ НЕСКОЛЬКО КЕЙСОВ.
Я ХОЧУ ПРИГЛАСИТЬ 6 ЧЕЛОВЕК.
( 7 СЛАЙД)
1. Кейс- прогнозирование:
• Направлен на: умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию;
умение строить логические и обоснованные прогнозы;
- умение видеть и анализировать варианты возможных последствий в условиях неопределенности;
развитие критического мышления; умение включаться в коллективное решение сложных задач.
• Кому адресован:
дети среднего и старшего дошкольного возраста
(8 СЛАЙД)
• Ситуация
Одна девочка любила бабочек. Она любовалась ими в книгах, на картинах. С нетерпением ждала весны, чтобы как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках все самое –самое интересное и очень любила их рисовать. Однажды зимой она размечталась:» Как было бы здорово, если бы было вечное лето, и все бабочки мира оказались тут, у нас в саду!»
• Момент проблемного включения детей
Представьте себе, что желание девочки сбылось. Будет ли это здорово?
• Комментарий
Педагог по ходу рассказа использует восторженный тон, чтобы мнения детей разделились. Пофантазировав с детьми о том, как это здорово и красиво, воспитатель побуждает всерьез задуматься о последствиях и опасности такой ситуации.
(9 СЛАЙД)
2. Кейс- неоднозначная ситуация
• Направлен на
проявление способности не только сопереживать печальному образу, но и видеть ситуацию с разных сторон;
способность анализировать, строить гипотезы, предполагать.
• Кому адресован:
дети старшего дошкольного возраста
(ВИДЕО ВИННИ ПУХ)
• Ситуация
Воспитатель демонстрирует детям мультипликационный фильм «Винни Пух и день забот».Особое внимание уделяет фрагменту, где Ослик Иа находится в печали, жалуется Винни Пуху на то, что он бедный и несчастный, что никто не пришел его поздравить с с днем рождения, на отсутствие именинного пирога.
• Момент проблемного включения детей
Кто виноват в том, что Ослик Иа такой грустный?
• Комментарий
Цель воспитателя – побудить детей видеть не только поверхностный, но и глубинный характер проблемы. В данном случае важно не только посочувствовать печальному образу Ослика Иа, но и разобраться в причине того, почему так вышло и как это можно было избежать.
(10 СЛАЙД)
3. Кейс- проблемная ситуация
• Направлен на
умение воспитанников видеть возможный парадокс окружающих явлений;
способность формулировать проблему;
умение анализировать, строить гипотезы, предполагать;
способность коллективно решать сложные задачи;
• Кому адресован:
дети подготовительной группы
( 11 СЛАЙД)
• Ситуация
Воспитатель показывает детям видеоролик, фотоизображение или (реальное действие) птиц нахохлившихся на морозе
• Момент проблемного включения детей
Почему, распушивши перья на морозе, птица согревается? Она же так все тепло выпустит! Может быть наоборот нужно перья прижать, чтобы теплее было?
• Комментарий
Основная задача воспитателя не сформировать стериотип «нахохлилась, чтобы согреться». Важно заострить внимание детей на парадоксе явлений, чтобы их личный опыт пошел «вразрез с действительностью».
Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету. Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики.
(12 СЛАЙД)
4. Кейс- диспут
• Направлен на:
умение воспитанников аргументировано отстаивать свое мнение;
способность вести конструктивный диалог;
умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.
• Кому адресован:
дети старшей и подготовительной групп
МУЗЫКА
• Ситуация
Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д. Тухманов). После этого воспитатель предлагает подумать, действительно тучка была виновата?
Кто готов ее обвинить? А может быть кто-то встанет на ее защиту?
• Момент проблемного включения детей
Педагог предлагает детям игру – «Прокурор и адвокат». («Хорошо – плохо» Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь.
Например; «Я обвиняю дождь за то, что он холодный, мокрый, не дает гулять, простужает…» «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы…»
• Комментарий
Основная задача воспитателя – сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в том числе и фантастические.
(13 СЛАЙД)
Таким образом, кейсы, которые предлагает воспитатель, должны не просто дать детям информацию, а погрузить в атмосферу происходящего, стимулировать к общению.
(14 СЛАЙД) ПУСТОЙ ЧЕМОДАН
Перед вами пустой чемодан. Передайте друг-другу чемоданчик и скажите один из признаков хорошего кейса.
(15 СЛАЙД)
ШЕСТЬ ПРИЗНАКОВ ХОРОШЕГО КЕЙСА,
1. Соответствует поставленной цели.
2. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
3. Является актуальным и интересным детям.
4. Развивает когнитивные навыки, воображение, креативное мышление.
5. Провоцирует дискуссию.
6. Имеет несколько решений.
Спасибо Вам коллеги за участие в мастер-классе и примите небольшие презенты кейсики))
(16 СЛАЙД)
Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе позволяют:
- Повысить мотивации обучения у дошкольников;
- Развить интеллектуальные навыки дошкольников, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.
(17 СЛАЙД)
Надеюсь мастер класс был вам полезен! Спасибо всем за внимание!
Уважаемые коллеги поздравляю вас с началом нового учебного года. Пусть он станет годом удивительных открытий, достижений, мудрости и развития. Достигайте новых профессиональных вершин вместе с воспитанниками и коллегами. Пусть вам сопутствует удача и вдохновение!
1. Кейс- прогнозирование:
• Направлен на: умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию;
умение строить логические и обоснованные прогнозы;
- умение видеть и анализировать варианты возможных последствий в условиях неопределенности;
развитие критического мышления; умение включаться в коллективное решение сложных задач.
• Кому адресован: дети среднего и старшего дошкольного возраста
Одна девочка любила бабочек. Она любовалась ими в книгах, на картинах. С нетерпением ждала весны, чтобы как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках все самое –самое интересное и очень любила их рисовать. Однажды зимой она размечталась:» Как было бы здорово, если бы было вечное лето, и все бабочки мира оказались тут, у нас в саду!»
Представьте себе, что желание девочки сбылось. Будет ли это здорово?
Педагог по ходу рассказа использует восторженный тон, чтобы мнения детей разделились. Пофантазировав с детьми о том, как это здорово и красиво, воспитатель побуждает всерьез задуматься о последствиях и опасности такой ситуации.
(9 СЛАЙД)
2. Кейс- неоднозначная ситуация
• Направлен на проявление способности не только сопереживать печальному образу, но и видеть ситуацию с разных сторон;
способность анализировать, строить гипотезы, предполагать.
• Кому адресован: дети старшего дошкольного возраста
(ВИДЕО ВИННИ ПУХ)
Особое внимание уделяет фрагменту, где Ослик Иа находится в печали, жалуется Винни Пуху на то, что он бедный и несчастный, что никто не пришел его поздравить с с днем рождения, на отсутствие именинного пирога.
Кто виноват в том, что Ослик Иа такой грустный?
Не только посочувствовать печальному образу Ослика Иа, но и разобраться в причине того, почему так вышло и как это можно было избежать.
(10 СЛАЙД)
3. Кейс- проблемная ситуация
• Направлен на умение воспитанников видеть возможный парадокс окружающих явлений;
способность формулировать проблему;умение анализировать, строить гипотезы, предполагать; способность коллективно решать сложные задачи;
• Кому адресован:дети подготовительной группы
( 11 СЛАЙД)
Воспитатель показывает детям видеоролик, фотоизображение или (реальное действие) птиц нахохлившихся на морозе
Почему, распушивши перья на морозе, птица согревается? Она же так все тепло выпустит! Может быть наоборот нужно перья прижать, чтобы теплее было?
Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету. Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики.
(12 СЛАЙД)
4. Кейс- диспут
• Направлен на: умение воспитанников аргументировано отстаивать свое мнение; способность вести конструктивный диалог;
умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.
• Кому адресован: дети старшей и подготовительной групп
МУЗЫКА
Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д. Тухманов). После этого воспитатель предлагает подумать, действительно тучка была виновата?
Кто готов ее обвинить? А может быть кто-то встанет на ее защиту?
Педагог предлагает детям игру – «Прокурор и адвокат». («Хорошо – плохо» Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь.
Например; «Я обвиняю дождь за то, что он холодный, мокрый, не дает гулять, простужает…» «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы…»
(13 СЛАЙД)
Таким образом, кейсы, которые предлагает воспитатель, должны не просто дать детям информацию, а погрузить в атмосферу происходящего, стимулировать к общению.
(14 СЛАЙД) ПУСТОЙ ЧЕМОДАН
Перед вами пустой чемодан. Передайте друг-другу чемоданчик и скажите один из признаков хорошего кейса.
(15 СЛАЙД)
ШЕСТЬ ПРИЗНАКОВ ХОРОШЕГО КЕЙСА,
1. Соответствует поставленной цели.
2. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
3. Является актуальным и интересным детям.
4. Развивает когнитивные навыки, воображение, креативное мышление.
5. Провоцирует дискуссию.
6. Имеет несколько решений.
Спасибо Вам коллеги за участие в мастер-классе и примите небольшие презенты кейсики))
(16 СЛАЙД)
Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе позволяют:
- Повысить мотивации обучения у дошкольников;
- Развить интеллектуальные навыки дошкольников, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.
(17 СЛАЙД)
Надеюсь мастер класс был вам полезен! Спасибо всем за внимание!
Уважаемые коллеги поздравляю вас с началом нового учебного года. Пусть он станет годом удивительных открытий, достижений, мудрости и развития. Достигайте новых профессиональных вершин вместе с воспитанниками и коллегами. Пусть вам сопутствует удача и вдохновение!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое кейс-метод Кейс-метод ( case method , case-study ) – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической Кейс-метод позволяет оценить готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний
Любая моделируемая или реальная ситуация должна иметь несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей В чем заключается кейс-метод Важно
Когда использовать кейс
Методы кейс-технологии
Как составить кейс
Пример 1. Кейс-прогнозирование Направлен на: умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию; умение строить логические и обоснованные прогнозы; умение видеть и анализировать варианты возможных последствий в условиях неопределенности; развитие критического мышления, умения включаться в коллективное решение сложных задач Кому адресован Дети среднего и старшего дошкольного возраста Ситуация Одна девочка очень любила бабочек. Она любовалась ими в книгах, на картинах. С нетерпением ждала весны, чтобы как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках все самое-самое интересное и очень любила их рисовать. Однажды зимой она размечталась: «Как было бы здорово, если бы было вечное лето, и все-все бабочки мира оказались тут, у нас в саду!» Момент проблемного включения детей Представьте себе, что желание девочки сбылось. Будет ли это здорово?
Пример 2. Кейс-неоднозначная ситуация Направлен на: проявление способности не только сопереживать печальному образу, но и видеть ситуацию с разных сторон; способность анализировать, строить гипотезы, предполагать Кому адресован Дети старшего дошкольного возраста Ситуация Воспитатель демонстрирует детям мультипликационный фильм «Винни Пух и день забот» (авторы сценария Б. Заходер , Ф. Хитрук ). Особое внимание уделяет фрагменту, где Ослик Иа находится в печали, жалуется Винни Пуху на то, что он бедный и несчастный, что никто не пришел его поздравить с днем рождения, на отсутствие именинного пирога и клюквы в сахаре… Момент проблемного включения детей Кто виноват в том, что Ослик Иа такой грустный?
Пример 3. Кейс-проблемная ситуация Направлен на: умение воспитанников видеть возможный парадокс окружающих явлений; способность формулировать проблему; умение анализировать, строить гипотезы, предполагать; способность коллективно решать сложные задачи Кому адресован Дети подготовительной к школе группы Ситуация Воспитатель показывает детям видеоролик, фотоизображение (или реальное действие) птиц, нахохлившихся на морозе Момент проблемного включения детей Почему, распушивши перья на морозе, птица согревается? Она же так все тепло выпустит! Может, нужно, наоборот, – перья прижать, чтобы теплее было?
Пример 4. Кейс-диспут Направлен на: умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение; способность вести конструктивный диалог; умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон Кому адресован Дети старшей и подготовительной к школе группы Ситуация Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д. Тухманов ). После этого воспитатель предлагает подумать, действительно ли тучка была виновата? Кто готов ее обвинить? А, может быть, кто-то встанет на ее защиту? Момент проблемного включения детей Педагог предлагает детям игру «Прокурор и адвокат». Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь.
Роль кейса в образовательном процессе
Шесть признаков хорошего кейса
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование кейс-технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей по использованию кейс- технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка конспекта ОД с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация" (старший дошкольный возраст)
Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Помощь идет»с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация"(старший дошкольный возр...
Методическая разработка конспекта НОД на тему "Семья" (с использованием кейс-технологии)
Методическая разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности по ОО "Социально-коммуникативное развитие" на тему "Семья" будет интересна воспитателям и педагогам ...
Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Хорошее» (старший дошкольный возраст) с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация
Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Хорошее»с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация(старший дошкольный возраст)...
Реализация ОО «Речевое развитие» на тему: «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (с использованием кейс – технологи Кейс-иллюстрация) (старший дошкольный возраст)
Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»Тема «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (старший дошкольный возраст)...
Современные образовательные технологии. Использование Кейс-технологии в работе дошкольного педагога
Современные образовательные технологии...
«Помощь идет» (с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация) (старший дошкольный возраст)
laquo;Речевое развитие»на тему: «Помощь идет»(старший дошкольный возраст)Цель: Особенности развития связной монологической речи у старших дошкольниковЗадачи:Развивать ум...