Дополнительная общеразвивающая программа "Маленькие актеры"
методическая разработка
Данная программа направлена на выявление и развитие творческих способностей детей 5-7 лет средствами театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_malenkie_aktery.docx | 59.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации Управление образования Администрации города Усть-Илимска Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 40 «Сороконожка» |
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНА:
на педагогическом совете приказ № от
Протокол № от Заведующий________Степура Л.В
Дополнительная общеразвивающая программа МАЛЕНЬКИЕ АКТЕРЫ _________________________________________________________ (название программы) Направленность программы: художественно-эстетическое воспитание. Адресат программы: воспитанники 5-7 лет МБДОУ д/с № 40 Срок реализации: 2 года. Автор – разработчик: Шаманская Жанна Васильевна воспитатель МБДОУ д/с № 40 «Сороконожка»
Усть – Илимск 2019 год |
Театр – это волшебный мир, в котором ребенок
радуется, а играя, познает окружающее…
О.П. Радынова.
Пояснительная записка.
В возрасте от 5 до 7 лет талантливым можно назвать любого свободно развивающегося ребенка, ведь его творчество проявляется выразительно и самобытно, поэтому этот возраст называют возрастом «граций».
Действия детей в возрасте «граций» талантливы, гармоничны и естественны, так как интуитивно опираются на заложенные в них природой инстинкты, чувства и стремления. Эти дары природы становятся послушными и надежными инструментами человека – творца только в том случае, когда они подключаются к гармоничному развитию через работу, иначе они отмирают или сохраняются в виде слабо проявляющихся потенций.
С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. В поиске путей и способов развития творческих способностей ребенка – дошкольника мы обратились к театрализованной деятельности. Принципы театрализованного воспитания детей в нравственном и интеллектуальном взаимообогащении детей, в широком использовании потребностей детей в рефлексии, в общей атмосфере доверия в творческие силы детей.
Сегодня существуют программы по развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства: «Театр – творчество – дети» Н.Ф.Сорокиной и «Арт – фантазия» Э.Г.Чуриловой. но в первой программе основной акцент делается на действия с театральными куклами, а обучению актерским навыкам уделяется всего 1 занятие в месяц. В другой – не учтены региональные особенности. Конкретно, в разделе «Основы театральной культуры» предусмотрены экскурсии в разные вида театра и театральный музей, что практически невозможно в нашем городе.
Содержание этих программ было нами проанализировано и переработано в соответствии с рекомендациями педагогов нашего дошкольного учреждения по проектированию кружковых занятий по театрализованной деятельности.
Данная программа разработана в соответствии с основной образовательной программой ДОУ, направлена на выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Она создана на основе опыта нескольких лет работы педагогов нашего ДОУ в целях творческого развития личности, а также совершенствования художественно-эстетического и нравственного развития ребенка-дошкольника средствами театрализованной деятельности.
Отличительной особенностью нашей программы «Маленькие актеры» является то, что с целью психофизической разрядки детей педагоги в занятиях по театрализованной деятельности используют психогимнастику и направляют ее на обучение элементами техники выразительных движений, на приобретение навыков в саморасслаблении. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше поменять себя и других, дает возможность самовыражения в мимических и пантомимических этюдах.
Кроме того, основным материалом для сценического воплощения педагоги выбрали сказки, которые дают детям яркий, широкий, многозначный образ мира. Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями очень близок ребенку дошкольного возраста. Сказки всегда имеют нравственную направленность, поэтому пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.
Также особенностью данной программы является то, что кроме познавательных и воспитательных задач мы решаем речевые задачи в работе с детьми.
Детская потребность в игре совпадает с игровой природой актерского искусства. Смысл любой игры заключается в импровизации поведения в рамках правил. Поэтому основополагающими методологическими принципами данной программы являются принципы организации процессов актерской импровизации в условиях театральной образности.
Программа ориентирована на развитие творческих способностей детей 5-7 лет средствами театрализованной деятельности (драматизации) на кружковых занятиях.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:
- Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
- Закон об образовании 2013 – федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ МоиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26»Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Цели и задачи рабочей программы.
Цели программы:
- Речевое, интеллектуальное, художественно-эстетическое и социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
- Раскрытие творческой личности ребенка в целом и его артистических способностей в частности.
Задачи.
Образовательные:
Расширение знаний детей об окружающей действительности.
Совершенствование монологической и диалогической речи детей, расширение словарного запаса.
Приобщение к театральной культуре, расширение знаний о театре и театральных профессиях.
Пробуждение к импровизации с использованием доступных средств выразительности (мимики, жестов, движений, интонации).
Формирование навыков движения с помощью жестов и пантомимики. Развивать чувство ритма, координацию и свободу движений.
Развивающие:
Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления детей.
Обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
Организация поиска новых познавательных ориентиров (организация творческой деятельности, самостоятельного добывания знаний).
Воспитательные:
Развитие у детей активности и самостоятельности общения, воспитание культуры общения.
Формирование общей культуры личности ребенка, способной ориентироваться в современном обществе.
Снятие психоэмоционального напряжения у детей, коррекция поведения.
Формирование нравственно-этических отношений между детьми и детьми – взрослыми.
Создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Структура программы.
Структура программы предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков дошкольников, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Программа обобщена в 4 тематических блока.
1 блок – Основы театральной культуры (знакомство с театральными профессиями и театральными атрибутами).
2 блок – Психогимнастика и ритмопластика (психогимнастические этюды и упражнения, мимика, пантомимика, танцевальные импровизации)
3 блок – Культура и техника речи (монологическая и диалогическая речь, звуковая культура речи, речевое творчество).
4 блок – Инсценирование сказок (беседы о сказках и разыгрывание сказок и сюжетов из сказок).
Критерии отслеживания работы по программе.
Предполагаемые умения и навыки детей:
- Знает о театре, как о виде искусства, театральных профессиях, атрибутике.
- Умеет видеть и изображать особенности эмоционального состояния человека с помощью различных средств художественной выразительности (интонации, мимики, пантомимики).
- Проявляет творческую активность в выборе движений, жестов, мимики, интонации, в передаче игрового образа.
- Имеет устойчивое речевое дыхание, четкую дикцию, умеет менять темп, силу звука, интонационную выразительность речи.
- Умеет составлять диалог между сказочными героями на заданную тему и этюды по сказкам.
- Умеет создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
- Коллективность в выполнении заданий.
Механизмы отслеживания работы по программе.
- Дьяченко О.М. «Педагогическая диагностика по программе «Развитие» - старший дошкольный возраст. (Раздел «Выразительное движение»).
- Мерзлякова С. «Театр и театрализованная деятельность». (Показатели развития ребенка в театрализованной деятельности – старший дошкольный возраст).
- Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности и младших школьников. (Предполагаемые умения и навыки детей старшей и подготовительной группы).
- «Готовимся к аттестации». Санкт-Петербург. Издательство «Детство – Пресс». 2000.
Учебно-тематический план.
Программа ориентирована на развитие творческих способностей средствами драматизации у детей старшей и подготовительной группы.
Программа рассчитана на 2 учебных года, по 32 кружковых занятия в год (одно занятие в неделю во второй половине дня). Занятия проводятся в музыкальном зале.
Продолжительность одного кружкового занятия в старшей группе – 25-30 минут, в подготовительной – 30–35 минут. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26»Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»).
Первый год обучения.
№ п/п | Содержание. | Кол-во занятий в неделю |
1 блок – Основы театральной культуры. Задачи.
| 5 занятий в год. | |
1. 2. 3. 4. 5. | «Давайте познакомимся! Или – Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» (знакомство руководителя кружка с детьми). «Раз, два, три, четыре, пять! Кто артистом хочет стать?» (знакомство с театральной профессией – актер). «Мы – художники» (знакомство с театральной профессией – декоратор, изготовление декораций). «Музыка звучит, нашу душу веселит» (знакомство с профессией – композитор). «Театралы» (знакомство с устройством театра, с атрибутами театрального представления: афиша, программка, билет…). | 1 1 1 1 1 |
2 блок – Психогимнастика и ритмопластика. Задачи.
| 8 занятий в год. | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | «Школа юного актера». (создание образов героев с помощью мимики, жестов, пластики, интонации). «Все сделалось грустным» (этюды на передачу эмоционального состояния грусти мимикой, жестами, телодвижениями). «Наши эмоции» (этюды на передачу разных эмоций: радости, грусти, страха, злости мимикой и интонацией голоса). «Сегодня будем танцевать и лучший танец выбирать» (развитие пластической выразительности и музыкальности). «Язык жестов» (этюды на выразительность жестов) «Бывает, без сомнения, разное настроение» (эмоционально-экспрессивные игры на внешнее оформление эмоций). «Все мы такие разные» (этюды, соответствующие патологическим доминантам: застенчивость, агрессивность). «Путешествие в страну знакомых героев» (пантомимические упражнения-загадки). | 1 1 1 1 1 1 1 |
3 блок – Культура и техника речи. Задачи.
| 7 занятий в год | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | «Веселый язычок» (артикуляционная и дыхательная гимнастика). «Будем четко говорить, звуки все произносить» (чистоговорки, скороговорки – отработка дикции). «Сказочные герои» (описательные характеристики героев сказок). «Учимся говорить по разному» (упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности). «Будем весело играть, к словам рифмы подбирать (знакомство с рифмой, придумывание рифм к заданным словам). «По-разному можем сказать и образ героя передать» (развитие интонационного строя речи). «Сказки – загадки» (развитие творческого воображения, фантазии) | 1 1 1 1 1 1 1 |
4 блок – Инсценирование сказок. Задачи.
| 12 занятий в год | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. | «Узнай героя сказки» (определение образа героя сказки по названным признакам). «Старая сказка в стихах» (знакомство с новой интерпретацией р.н.сказки «Лиса, Заяц и Петух») «В слова будем мы играть и героев выбирать» (распределение ролей для участия в постановке спектакля). «Приглашение на премьеру» (спектакль по сказке «Лиса, Заяц и Петух» для детей младших и средних групп). «Любимые сказки и игры» (воспитание доброжелательности и коммуникативности в отношении со сверстниками). «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем» (развитие творческого воображения и фантазии). «Путешествие в страну сказок» (театрализованная игра – викторина, выступление перед родителями). «Одну простую сказку, а может и не сказку, хочу вам рассказать» (знакомство со сценарием театрализованного представления по сказкам Ш.Перро «В гостях у Феи»). «Золушка принцессой стала неспроста, туфелька хрустальная ей счастье принесла» (обыгрывание 1 картины «В гостях у Феи»). «Чтобы Людоеда победить, Коту пришлось схитрить» (обыгрывание 2 картины «В гостях у Феи»). «В сказках – чудеса, даже волк бывает добрым иногда» (обыгрывание 3 картины «В гостях у Феи»). «В гостях у Феи» (показ театрализованного представления по сказкам Ш.Перро для детей старшего возраста). | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Всего | 32 занятия в год |
Второй год обучения.
№ п/п | Содержание | Кол-во занятий |
1 блок – Основы театральной культуры. Задачи.
| 4 занятия в год | |
1. 2. 3. 4. | «Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать» (посещение театральной студии «Семь чудес», знакомство с театральной атрибутикой: сцена, зрительный зал, занавес, ширма…) «Сегодня будем мы играть, героев наших наряжать» (знакомство с театральной профессией – костюмер). «Они артисту помогают, его в кого-то превращают» (знакомство с театральной профессией – гример). «Путешествие в историю театра» (знакомство с историей театра). | 1 1 1 1 |
2 блок – Психогимнастика и ритмопластика Задачи.
| 8 занятий в год | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | «Вот она какая бабушка Яга» (этюды на выражение отрицательных эмоций). «Волшебная страна» (игры на закрепление выразительности мимики, пантомимики) «В замке Снежной Королевы» (ритмические этюды на заданную тему) «Мы сначала испугались, потом дружно рассмеялись» (этюды на выражение противоположных эмоций). «А у нас сегодня танцы» (музыкально – ритмические этюды на создание образов героев сказок через пластические возможности своего тела). «Если с другом вышел в путь» (игры на воспитание доброжелательности и коммуникативности в общении со сверстниками). «Прогулка в весеннем лесу» (ритмопластические импровизации) «Рассмеши, нам потешки покажи» (этюды по потешкам на выражение положительных эмоций). | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
3 блок – Культура и техника речи Задачи.
| 7 занятий в год | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | «Игры с бабушкой Забавушкой» (артикуляционные упражнения для языка и губ) «Запутанная история» (сочинение диалога между героями разных сказок в придуманных обстоятельствах). «Забавные слова» (придумывание и проговаривание чистоговорок) «Фантазеры» (сочинение от лица неодушевленного предмета) «Если бы я был сказочником» (рассказывание сказки от лица ее героя). «Раз словечко, два словечко – будет сказочка» (знакомство с методом «фантастических гипотез», придумывание новых сказок). «Чудеса а решете» (игры на воображение и веру в сценических вымысел). | 1 1 1 1 1 1 1 |
4 блок – Инсенирование сказок. Задачи.
| 13 занятий в год | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. | «Любимые сказки» (игра – викторина по страницам знакомых сказок). «Колобок наш удалой, Колобок – совсем другой» (знакомство со сценарием по сказке С.А. Капустиной «Колобок»). «Кого встретил Колобок» (обыгрывание отрывков из сказки). «Песенка Колобка» (инсценирование роли Колобка разными детьми). «Все на премьеру!» (спектакль по сказке «Колобок» С.А.Капустиной для детей детского сада). «Сказку дети очень ждали, сказку дети в гости звали» (знакомство со сценарием по сказкам братьев Гримм). «Бабушке Метелице перину я взобью, бабушке Метелице по дому помогу» (обыгрывание 1 картины сценария по сказкам братьев Гримм). «Зря Зайчишка похвалялся, побежденным он остался» (обыгрывание 2 картины). «Как злодейка не старалась, Белоснежка жить осталась» (обыгрывание 3 картины). «Сказка здесь уже, друзья, сказка в гости к нам пришла» (театрализованное представление по сказкам братьев Гримм). «Мы – маленькие актеры» (исценирование отрывков из знакомых сказок по желанию детей). «Фантазируем и играем» (придумывание новых сюжетов для знакомых сказок и инсценирование их). «Что за прелесть эти сказки!» (театрализованная игра – викторина) | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Всего | 32 занятия в год. |
Занятия строятся по схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная и игровая деятельность (в разных формах), где педагог и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающие успешность театрализованной деятельности.
Предложенные занятия включают в себя следующие виды деятельности детей и педагога:
- Беседы о театральных профессиях и театральных атрибутах.
- Игры, упражнения и этюды по психогимнастике,
- Пластические этюды.
- Сочинение этюдов, отражающих характер героев.
- Поиск образа героев через этюды.
- Занятия по развитию речи.
- Занятия по развитию творческого воображения: придумывание персонажей и сочинение сказок.
- Отработка наиболее интересных и удачных этюдов, сценок и сказок и создание на их основе концертной программы.
- Постановка спектакля.
В рамках каждого занятия представлен широкий спектр заданий и упражнений, которые предполагают и групповую работу, и индивидуальное выполнение заданий.
Результативность занятий создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания высокой личностной ответственности ребенка.
Для проектирования занятий по данной программе мы даем педагогам некоторые рекомендации:
- вести занятия так, чтобы большая часть времени отводилась на творческую работу и упражнения, чтобы ребенок ощущал себя не пассивным слушателем, а активным экспериментатором, пробующим свои силы в актерском мастерстве;
- активно использовать игровое начало ребенка, использовать в качестве помощников педагога игровые и сказочные персонажи;
- создавать ситуации, вызывающие эмоциональный отклик ребенка, способствовать возникновению чувства, побуждающего к творческому самовыражению;
- в заключение разными способами вызвать у детей радость.
Материально – технические условия.
- Мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран).
- Картотека презентаций (театральные профессии, виды театрального искусства, театральная атрибутика).
- Ширма.
- Разные виды театра (театр на фланелеграфе, настольный, пальчиковый, маски – шапочки, театр «Би-ба-бо»).
- Картотека скороговорок, чистоговорок.
- Настольно – печатные игры «Мир эмоций», «Сказочные герои», «Чья тень?», «Из какой сказки сюжет» и др.
- Картотека «Мимические и пантомимические этюды».
- Картотека дидактических игр.
- Сценарии театрализованных представлений.
- Музыкальный центр.
- Музыкальная фонотека.
Литература, используемая для составления программы.
1.Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников». Москва. «Просвещение». 1991.
2.Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду». Москва. Творческий центр «Сфера». 2003.
3.Бекина С.И. «Праздники и развлечения в детском саду». Москва. «Просвещение». 1990
4. «Готовимся к аттестации» (Методическое пособие для педагогов ДОУ). Санкт – Петербург. «Детство – Пресс». 2000.
5.Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет». Москва. 2002.
6. Закон об образовании 2013 – Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
7.Клюева Н.В. «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность». Ярославль. «Академия развития». 1997.
8.Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей». Ярославль. «Академия развития». 1996.
9.Луцив И. «Дети сочиняют и ставят сказки». Журнал «Дошкольное воспитание» № 10 – 2004 г.
10.Маханева М.Д. «Театрализованная деятельность дошкольников». Журнал «Дошкольное воспитание» № 11 – 1999 г.
11.Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду». Москва. Творческий центр «Сфера». 2003.
12.Медведева И.Я. «Улыбка судьбы. Роли и характеры». ООО «Линка – Пресс». 2002.
13.Мерзлякова С.Н. «Театр и театрализованная деятельность». Москва. «Линка – Пресс». 2002.
14.Новотворцева Н.В. «Развитие речи детей». Ярославль. «Академия развития». 1998.
15.Орлова Ф. М., Соковнина Е.Н. «Нам весело». Москва. «Просвещение». 1965.
16. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26»Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
17. Приказ МоиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155.
18.Синицына Е.И. «Умные сказки». Москва. «Аист». 1998.
19.Сорокина Н.Ф. «Программа «Театр – творчество – дети». Журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 9, 11 – 1996г.
20.Тихеева Е.И. «Развитие речи детей». Москва. «Просвещение». 1981.
21.Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения». Перевод с немецкого. Москва. «Генезис». 1998.
22.Чистякова М.И. «Психогимнастика». Москва. «Просвещение». 1990.
23.Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». Москва. «Владос». 2001.
24. Царенко Л.И. «От потешек к Пушкинскому балу…» Москва. «Линка – Пресс». 1999.
Литература, необходимая педагогу для освоения программы.
1.Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников». Москва. «Просвещение». 1991.
2.Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду». Москва. Творческий центр «Сфера». 2003.
3. «Готовимся к аттестации» (Методическое пособие для педагогов ДОУ). Санкт – Петербург. «Детство – Пресс». 2000.
4.Дьяченко О.М. «Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Москва. ООО «Издательство ГНОМ и К». 2001.
5.Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет». Москва. 2002.
6.Медведева И.Я. «Улыбка судьбы. Роли и характеры». ООО «Линка – Пресс». 2002.
7.Мерзлякова С.Н. «Театр и театрализованная деятельность». Москва. «Линка – Пресс». 2002.
8.Синицына Е.И. «Умные сказки». Москва. «Аист». 1998.
9.Чистякова М.И. «Психогимнастика». Москва. «Просвещение». 1990.
10.Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». Москва. «Владос». 2001.
Приложение № 1.
Картотека «Скороговорки, чистоговорки».
Педагогическая ценность скороговорок очевидна. Они улучшают работу артикуляционного аппарата и помогают преодолевать косноязычие, способствуют выработке ясной четкой дикции, тренируют фонематический слух.
Даже простейшие скороговорки, состоящие из нескольких слов, проговорить очень быстро и отчетливо достаточно трудно. Иногда несуразица получается, что, кстати, забавно.
Скороговорку следует 2-3 раза прочесть ребенку. Попросить повторить ее. Затем предложить прочесть быстрее, еще быстрее, очень-очень быстро. Попробовать посоревноваться (кто окажется победителем сегодня?).
В. В. Гербова
- Коси, коса, пока роса; роса долой, и мы домой.
- На скамейку мама села, справа — Сева, Слава — слева.
- Спал спокойно сытый сом, видел сладкий-сладкий сон.
- Са-са-са, на столе сидит оса.
Сы-сы-сы, у осы усы, усы.
Со-со-со, надо справиться с осой.
Су-су-су, прогоните все осу!
- Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне.
- Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет.
- За-за-за, капусту ест коза.
Зо-зо-зо, дай откусить разок.
Зы-зы-зы, злые глаза у козы.
Зу-зу-зу, прогоните вы козу.
- Сходил спозаранку Назар на базар,
Купил там козу и корзинку Назар.
- Вот веселая затея –
Запускать на нитке змея.
- Ша-ша-ша-ша, наша Маша хороша.
Шу-шу-шу-шу, Маше я письмо пишу.
Шо-шо-шо-шо, напишу я хорошо.
Ши-ши-ши-ши, ты мне тоже напиши.
- Вот лягушка на дорожке, у неё озябли ножки.
Значит, ей нужны тёплые сапожки.
- Саша любит сушки, а Соня — ватрушки.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Шишки на сосне, шашки на столе.
- Шла кукушка через сад — поклевала виноград,
Шла кукушка мимо рынка — наступила на корзинку.
- Жук упал и встать не может, ждёт он, кто ему поможет?
- Жа-жа-жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу-жу, молоко дадим ежу.
Жо-жо-жо-жо, мы положим творожок.
Жи-жи-жи-жи, здесь живут одни ежи.
- Я жук, я жук, я тут живу, лежу, гляжу, всю жизнь жужжу: жжж.
- Жёлуди у мышки, шишки у мартышки.
- Маленькие ножки бежали по дорожке,
Прибежали на лужок, потеряли сапожок.
- На лужайке у ромашки жук летал в цветной рубашке. Бредёт бобёр с бревном устало - Бревно бобру бока намяло.
- В букваре у Буратино брюки, булка и ботинок.
- Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.
- Дед Данила делил дыню: дольку - Диме, дольку - Дине.
- Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
- На лугу под лопухом у лягушки летний дом,
А в болоте лягушачьем у неё большая дача.
- Мёд медведь в лесу нашел, мало мёду много пчел.
- Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!»
Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!»
- Кран обходится без рук,
Вместо рук у крана крюк.
- Михаил играл в футбол, он забил в ворота гол.
- Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи!
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха.
- В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
- Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
Приложение № 2.
Картотека «Дидактические игры и упражнения»
Карточка № 1.
«Кто в домике живет?»
Цель: учить детей самостоятельно выбирать сказочного героя и передавать его отличительные признаки с помощью мимики и жестов.
Ход игры. Дети делятся на две группы, образуют два круга. Договариваются, каких сказочных героев будут изображать. Ведущий подходит к первой группе, стучит, спрашивает: «Кто в домике живет?». Дети или один ребенок, с помощью мимики и жестов стараются передать характер героя. Дети второй группы отгадывают.
Побеждает та команда, члены которой лучше изображали сказочного героя.
Карточка № 2.
«Угадай, кто идет?»
Цель: та же.
Ход игры. Дети сидят полукругом, каждый ребенок самостоятельно выбирает персонажа. Изображает своего героя с помощью мимики, жестов, пантомимики. Остальные угадывают.
Побеждает ребенок, лучше всех исполнивший роль.
Карточка № 3.
«Что перепутал художник?»
Цель: развивать внимание детей.
Ход игры. Играют два-три ребенка. Ведущий раздает картинки с изображение сказочных персонажей. Отдельные детали нарисованы не правильно.
Например: в руках у Дюймовочки медицинская сумка, а у Айболита на голове – цветок и т. д.
Побеждает ребенок, быстрее всех нашедший все не соответствия.
Карточка № 4.
«Кто здесь лишний?»
Цель: та же.
Ход игры. Игра проводится с помощью театра на фланелеграфе или иллюстраций. Ведущий выкладывает фигурки персонажей из какой-нибудь сказки (один лишний). Дети должны внимательно рассмотреть, назвать героев, название сказки, автора. Также называют лишнего героя.
Побеждает ребенок, у которого к концу игры окажется больше всех фишек.
Карточка № 5.
«Моя сказка».
Цель: развивать воображение и фантазию, пополнять словарный запас, развивать образное мышление.
Ход игры. Детям предлагается вытянуть карточку с изображением персонажа какой-нибудь знакомой сказки.
Каждый ребенок должен рассказать сказку от имени своего героя.
Карточка № 6.
«Придумай диалог»
Цель: учить детей строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характеры и придумывать ситуации, в которых они оказались.
Ход игры. Дети распределяются на пары, им предлагается придумать и сыгрыть диалог между Колобком и Репкой, Красной Шапочкой и Незнайкой, Курочкой Рябой и Котом в сапогах и т.д.
Карточка № 7.
«Сочини сказку»
Цель: развивать воображение, фантазию, образное мышление.
Ход игры. Ведущий произносит первое предложение, например: «Жил-был маленький кузнечик…», дети по очереди продолжают сказку, добавляя свое предложение.
Карточка № 8.
«Узнай героя сказки».
Цель: учить определять образ персонажа по названным признакам.
Ход игры. Детям предлагается сочетание двух признаков, характеризующих героя сказки: большая, круглая – Репка; маленькая, серая – Мышка; хитрая, рыжая – Лиса и т.д. Дети представляют и называют образ.
Карточка № 9.
«Угадай сказку».
Цель: учить узнавать и рассказывать эпизод сказки по опорным словам.
Ход игры. Ведущий называет опорные слова, дети объединяют их, мысленно представляют эпизод сказки и рассказывают его. Например: пенек, Лиса, Колобок.
Карточка № 10.
«Передай образ голосом».
Цель: формировать умения передавать характерные особенности образа персонажа при помощи речевых интонаций.
Ход игры. Дети вытягивают карточку с изображением знакомого сказочного персонажа и с помощью интонации передать образ.
Например: исполни песню козы из сказки «Волк и семеро козлят».
Карточка № 11.
«Сурдопереводчик».
Цель: совершенствовать опыт внешнего оформления эмоций, побуждать к передаче тонких оттенков настроения, демонстрируя разнообразие эмоциональной экспрессии: мимических, пантомимических, жестикуляционных.
Ход игры. Педагог предлагает рассказать сказки людям, которые ничего не слышат, зато хорошо понимают язык жестов, мимики и пантомимики. Подчеркивает, что осуществляя перевод, важно следить за выразительностью движений.
Начинать желательно с несложных сказок, так же можно использовать стихи, песни, загадки.
Карточка № 12.
«Живые картинки».
Цель: та же.
Ход игры. Педагог предлагает подготовиться к проведению показа «живых картинок», а именно, продумать сюжет, позы, жесты, выражения лица и т.д. Зрители, рассматривая «живые картинки», пытаются определить их названия.
Карточка № 13.
«Маленький народ».
Цель: стимулировать проявление индивидуально – неповторимого стиля игрового поведения, самобытность эмоционального реагирования.
Ход игры. Содержательную основу игры составляет стихотворение
Д. Хармса. Педагог читает текст, дети изображают небольшие этюды, отражающие те или иные настроения.
Тра-та-та, тра-та-та, отварились ворота,
А оттуда из ворот, вышел маленький народ.
Один дядя – вот такой, другой дядя – вот такой,
Третий дядя – вот такой, а четвертый – вот такой.
Одна тетя – вот такая, а вторая – вот такая,
Третья тетя – вот такая, а четвертая – такая.
Карточка № 14.
«Медвежата».
Цель: развитие моторных механизмов эмоциональной экспрессии, прежде всего жестикуляционной выразительности.
Ход игры. Педагог читает детям стихотворение П. Воронько и предлагает детям подвигаться.
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили.
Вот так, вот так!
Вперевалочку ходили и из речки воду пили.
Вот так, вот так!
Медвежата мед искали, дружно дерево качали.
Вот так, вот так!
А потом они плясали, выше лапы поднимали.
Вот так, вот так!
Карточка № 15.
«Зимняя пляска»
Цель: та же.
Ход игры. Педагог читает стихотворение О. Высотской, дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладошки:
Хлоп, хлоп, хлоп!
Ножки тоже мы погреем, мы попрыгаем скорее:
Прыг, прыг, прыг!
Рукавицы мы надели, не боимся мы метели:
Да, да, да!
Мы с морозом подружились, как снежинки закружились:
Так, так, так!
Карточка № 16.
«Помоги герою».
Цель: развивать комбинаторные способности детей, учить изменять знакомый сюжет сказки и передавать его в ролевом исполнении.
Ход игры. Под руководством педагога разыграть знакомый сюжет; при повторном инсценировании, дать детям установку: «Как герою не попасть в беду?»
Например. «Придумайте, как помочь Красной Шапочке быстрее, чем Волк, добраться до бабушке или преградить Волку путь и т.д.»
Карточка № 17.
«Измени сказку».
Цель: формировать комбинаторные способности детей с помощью метода «фантастических гипотез»
Ход игры. При повторном инсценировании знакомой сказки, педагог, выполняющий роль ведущего, включает в сюжет персонажа из другой сказки.
Например. Побежал Волк короткой дорогой, но тут появилась Лиса: «Ой, меня укусила оса!». Детям предлагается придумать, что произошло, если Волк задержался в лесу, помогая Лисе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Рабочая программа дополнительного образования "Юный актер"
Рабочая программа "Юный актер" разработна для детей дошкольного возраста 3-4 лет и направлена на развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности. Будет интер...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка художественно- эстетической направленности «Юный актер»
Дополнительная общеразвивающая программа кружка художественно- эстетической направленности «Юный актер»...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...
Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...