Проект "Богородская игрушка"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Приобщение к народной культуре является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача, особенно, актуальная сегодня.
Народная игрушка, как и игра вообще, является традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_bogorodskaya_igrushka.doc | 449.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 1739 дошкольное отделение
(корпус 1547) г. Москвы
Паспорт проекта по теме:
«Богородская игрушка»
Зеленоград 2014-2015
Пояснительная записка
«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать»
Песталоцци
Толчком к началу исследовательского проекта по теме «Богородская игрушка» послужила подготовка к выставке «Деревянная народная игрушка» на неделе «Игры и игрушки».
Актуальность.
Приобщение к народной культуре является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача, особенно, актуальная сегодня.
Народная игрушка, как и игра вообще, является традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.
Проблема.
По результатам анкетирования родителей на тему «Любимые игрушки детей» выяснилось, что большинство детей предпочитает электронные, транспортные и музыкальные игрушки; интерактивных животных, кукол и других. Поэтому мы решили познакомить детей с народной игрушкой, а именно, с Богородской деревянной игрушкой.
Тема проекта была инициирована детьми. Самый большой и живой интерес у них (на выставке игрушек) вызвала очень известная игрушка «Куры на кругу», движущиеся с помощью шарика под кругом. Стоило только раскачать и куры принимались торопливо клевать зернышки в строгой последовательности, по очереди.
Выслушав разные вопросы детей, мы направили познавательно-исследовательскую деятельность на поиск ответов на вопросы: «Что же это за игрушки?», «Где их мастерят, из чего делают?», «Кто и что нам поможет узнать об этих игрушках?» и другие.
Мы решили узнать, почему игрушка называется Богородской? или «Что такое Богордская игрушка?
Гипотеза исследования:
Дети выдвигали различные предположения. После чтения стихотворения «Богородская игрушка»
В Богородске-городке
Все гуляют налегке,
На широких улицах
Никогда не хмурятся.
Там из липовой доски
Есть лекарство от тоски:
Потому что стар и млад
Всем игрушки мастерят.
Даже старые старушки
Делают себе игрушки.
Дети узнали, что игрушки делают из липовой доски, а липа это дерево, значит они деревянные.
Дети предположили, что игрушки делают на заводе специальные машины. А двигаются они потому, что их кто-то заводит.
Название проекта –
«Деревянная народная игрушка «Богородская».
- Руководитель проекта –
старший воспитатель Малютина М.Н.
- Участники проекта –
дети старшей группы (12);
педагоги: Новикова Л.Н.,
Кондратьева Э.В.;
родители:….
- Тип проекта (позновательно-творческий).
- Срок проведения (долгосрочный - с сентября 2014 по май 2015 г.г.).
- Цель проекта.
Поддерживать и развивать социальную активность дошкольников. Приобщать детей к традициям нашего народа через знакомство с Богородской народной игрушкой. Развивать у детей способность получать информацию, систематизировать материал и делать выводы.
Интеграция областей. Социалльно-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая.
7. Задачи проекта.
Познавательно-развивающие. Расширять кругозор детей, социально-познавательное пространство. Познакомить с искусством Богородских резчиков, механическими свойствами игрушек, их остроумными приспособлениями: колеса, спиральные проволочки, планки, разводы, баланс – деревянный шарик; обогащать знания детей о народных игрушках; развивать умение отличать Богородские игрушки.
Воспитательные. Формировать нравственно-патриотические качества личности ребёнка в процессе его знакомства с народной игрушкой; совершенствовать навыки взаимодействия со сверстниками, умения действовать сообща, договариваться друг с другом; формировать активную родительскую позицию через привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.
Развивать у детей художественный вкус.
8. Практическое применение
Оказать практическую помощь воспитателям детского сада в организации и проведении мероприятий, направленных на расширение кругозора детей, развитие интереса к истории своей страны. Пополнить новыми экспонатами мини-музей группы. Посещение детьми других групп экспозиции мини-музея, посвященного Богородской игрушке.
Организация работы над проектом
Формы организации детей | |||
Индивидуальная работа | Работа в парах или группах | Коллективная работа | Объединение нескольких групп |
Участники проекта
- Альбина Ризаева
- Илья Клименко
- Маша Гайдай
- Олег Югов
- Даша Губина
- Поля Назарова
- Даня Амиров
- Илья Багров
- Саша Богданчикова
- Настя Полищук
- Лиля Перелыгина
- Артем Холов
Вид проекта |
Длительный проект в течение года |
9. Этапы работы над проектом
Мероприятия | Сроки |
Подготовительный этап. 1.Опредиление темы, целей и задач проекта 2.Постановка проблемы перед родителями и детьми. 3.Выбор группы заинтересованных родителей и детей. | Сентябрь |
I этап 1.Разработка плана общей и индивидуальной работы для родителей, детей и педагогов. 2.Ознакомление родителей и детей с их индивидуальной частью работы в эксперименте. | Сентябрь-Октябрь |
II этап 1.Работа над проектом: поиск материала; экскурсия (родителей и детей) в школьный музей; рассматривание фотографий и видеоматериалов; проведение бесед, рассматривание альбомов-раскрасок, журналов, иллюстраций из книг, посещение библиотеки, работа по аппликации, лепка, рисование, инсценировка. III этап 1.Обобщение материала. 2.Оформление проекта. 3.Подготовка презентации. 4.Выступление детей на дошкольной конференции. | Ноябрь- Февраль |
Март-май |
10. Краткое описание проекта
Подготовительный этап работы над проектом начали с выбора темы: деревянная народная игрушка «Богородская». На родительском собрании обсудили участие родителей и детей в каждом этапе работы. В ходе общей беседы участников проекта (их 12 человек) объединили в мини-группы по интересам и по количеству видов работы.
I-й этап – начали со сбора, анализа и систематизации информации. Возникли проблемные вопросы: «Что такое Богородская игрушка?», «Кто и как делают их?», «Почему они двигаются?», Кто нам поможет?» и др.
Обратились к родителям, которые предложили посетить с детьми выставки: в Историческом музее Москвы (где находится игрушка «Крестьянин и курочка»),
в музее народного искусства (композиция «Как мыши кота хоронили») и магазины «Сувениры» в Зеленограде. Так (в группе) появилась первая Богородская игрушка «Куры» (Лиля П. с мамой приобрели ее в магазине «Сувениры»).
Внимательно рассмотрев забавную игрушку, дети поняли, что она деревянная. Непонятно лишь, из какого дерева?
Чтение стихотворения «Богородская игрушка» позволило ответить на этот вопрос: игрушки делают из липовой доски.
Беседа «Деревья для Богородской игрушки» дополнила знания детей, что игрушки делают из мягких пород деревьев (ольха и осина).
II-й этап реализации проекта начали с поиска информации об истории возникновения Богородской игрушки в разных источниках. И работа закипела. Мы изучали детские энциклопедии, рассматривали журналы, книжки-картинки, альбомы, интернет, посетили выставку «Деревянная Богородская игрушка» в школьном музее, где дети познакомились с самой знаменитой игрушкой «Кузнецы » и др.
Просмотр мультимедийной презентации «Как делают Богородскую игрушку?» подготовленной родителями Маши Г. вызвало много вопросов и обсуждения у детей.
На этом этапе проекта были проведены : беседа «Кто вырезал первую Богородскую игрушку? (дети узнали о двух интересных преданиях из сообщения, подготовленного родителями Альбины Р.), работа с родителями по составлению рассказов «Моя любимая деревянная игрушка» (на примере Богородской); слушание интересного рассказа Насти П. «Секрет мастеров села Богородское»;
знакомство с главным героем Богородской игрушки – медведем, с гербом села Богородское (изображение главной игрушки кузнецы);
рассматривание настоящих экспонатов в школьном музее «Заветный ключ»; ряд занятий по художественно - эстетическому воспитанию: лепка «Белка с молотком»,
«Кузнецы» рисование и аппликация,
ручному труду (обследование и выяснения принципа движения игрушки); работа по подготовке стола «Творческая мастерская» для детей с трафаретами, символика Богородских игрушек; создание картотеки с разными видами русской народной деревянной игрушки.
Заключительный третий этап работы над проектом: обобщение собранного материала о Богородской игрушке; создание мини-музея выставки в книжном уголке, оформление альбома (рисунки, аппликации, фотографии) «Самая любимая, интересная, необычная, забавная игрушка».
Выступления детей перед другими дошкольниками и педагогами на дошкольной конференции).
Данная работа способствовала развитию у детей знаний о разнообразии народной деревянной игрушки; воспитанию любви к традициям нашего города; побуждению к поисково-исследовательской деятельности, к рассуждению; формированию у детей интереса желания самим сделать игрушку по типу Богородской.
11. Техническое оснащения
Наглядные средства обучения, обеспечивающие наибольшую продуктивность: компьютер, принтер, фотоаппарат, слайды, интернет.
12. Литература
1.«Богородская игрушка». А.Тимофеевский
2. «Ремесла на Руси» изд. «РСФСР»
3. Энциклопедия для детей.
4. Организация проектной деятельности в ДОУ К.Ю. Белая, Н.В. Теселкина, М.Р. Мурзина и др.
5. Планирование работы по образовательной области «Познание».
6. Приложение (фото: лепка, рисунки, аппликации детей, консультация для родителей, презентация).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг в подготовительной группе « Раз игрушка, два игрушка»
Совместный досуг с тифлопедагогом....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"
Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...
Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...
Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.
Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...
Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки
В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....
Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".
Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...
Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.
Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...