Картотека дидактических игр на развитие зрительного восприятия
картотека (подготовительная группа)

Курина Надежда Геннадьевна

 Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

по развитию зрительного восприятия

 Д/и «Назови форму предмета»

Цели: закреплять умение зрительно соотносить форму предмета с эталоном.

Ход игры: дети делятся на две команды. Одна команда называет предметы прямоугольной формы, а другая-квадратной. За каждый названный предмет дети получают фишку. В конце игры выясняется, сколько фишек заработала каждая команда.

Усложнение: считать можно предметы объемной формы, определенного цвета.

Д/и «Назови величину»

Цели: формировать у детей дифференцированное восприятие качеств величины.

Ход игры: дети стоят вокруг стола. На столе разложены картинки с изображением предметов разной величины по кругу. Например: карандаш длинный и  короткий.

В середине круга лежит стрелка. Дети ее раскручивают и говорят слова: «Стрелка, стрелка покружись,всем картинкам покажись. Покажи нам поскорее, какая из них тебе милее. Дети берут картинку, на которую указывает стрелка и называют величину предметов.

Д/и «Кто больше запомнит».

Цели: закреплять у детей умение зрительно узнавать в

окружающем пространстве  цвет, форму, величину пре-

дметов, развивать зрительное внимание, память.

Ход игры: В игре принимают участие несколько детей.

Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет.

Д/и «Коробочки».

Цели: развивать умение зрительно соотносить предме-

ты по цвету, развивать цветоразличение, внимание.

Ход игры: Играет 5-6 человек. На подносе лежат мел-

кие игрушки четырех основных цветов. Педагог пока-

зывает  4 коробочки. На дне каждой есть кружок опре-

деленного цвета (из 4х). Идя по кругу, педагог откры-

вает одну из коробочек. Дети должны взять с подноса

и положить в эту коробочку игрушку такого же цвета, какого цвета кружок в коробочке. Слова: «На донышке в коробочке огонек горит, какие брать игрушки. Он нам говорит. Смотри не перепутай, внимательно следи, что такого цвета, в коробочку клади.

Д/и «Раз, два, три- назови»

Цели: Закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание, ориентировку в микропространстве.

Ход игры: Дети шагают по кругу под счет раз, два, три.

Потом педагог говорит: «Раз, два, три- цвет предмета назови» и показывает какой-нибудь предмет. Дети называют цвет предмета. Снова шагают по кругу и на слова «раз, два, три-форму предмета назови», называют форму показываемого предмета. Можно называть объемную форму предметов, величину двух предметов, цвет, оттенки цвета.

Д/и «Разложи как я скажу»

Цель: развивать зрительную память, дифференцировку плоских геометрических фигур, зрительное внимание, ориентировку в микропространстве.

Ход игры: Перед детьми лежат разные геометрические фигуры. Педагог убеждается, что дети знают их назва-

ния. Затем педагог предлагает детям выложить эти фигуры в определенном порядке. Порядок может быть самый разный: слева направо, сверху вниз, по образцу, по памяти, в определенной последовательности , по счету( выложить так, чтобы второй была трапеция, четвертым- ромб и т. д.).

Д/и «Что в левой, что в правой руке».

Цель: закреплять ориентировку по направдениям, на листе бумаги, зрительное внимание, зрит. память.

Ход игры: Педагог показывает детям две картинки, одинаковые по сюжету, но разные по расположению предметов. Дети должны назвать расположение предметов на обеих картинках. Например: на картинке справа солнце находится в левом верхнем углу, а на картинке слева- оно в правом верхнем углу. Картинки можно сделать по любой теме. Чем старше дети, тем больше предметов может быть на картинках и больше отличий.

Д/и «Кто куда убежал?»

Цель: развивать ориентировку на листе бумаги, зритель

ное внимание, зрит. память.

Ход игры: Дети играют парами. Перед каждым ребенком лежит лист бумаги и 7 разных геометрических фигур. Все фигуры лежат в центре листа. По сигналу играющие  раскладывают фигуры по всему листу, в центре, в правом верхнем углу, в нижнем левом и т. д. Затем сравнивают расположение фигур на своих листах и рассказывают об этом. Например: У меня квадрат находится в верхнем правом углу, а у тебя? Прямоугольник у меня наверху между квадратом и треугольником, а у тебя?   И т. д. Дети поочередно задают  друг другу вопросы.

Усложнение: один ребенок закрывает глаза, а в это время другой меняет положение фигур на листе. Открыв глаза, ребенок рассказывает об изменениях.

Д/и «Раз, два, три-как ты шел- назови».

Цель: развитие ориентировки в микропространстве, по направлениям (право, лево, верх, низ).

Ход игры: Детям показывают лабиринт. Нужно помочь зайке пройти к зайчихе. Чтобы помочь, надо провести пальчиком по лабиринту и сказать слова: « С лабиринтом я играю, по дорожке пробегаю. Пальчик мой идет, идет, но куда он приведет? Раз, два, три- как ты шел-назови». Ребенок рассказывает, как сначала пальчик шел вправо, потом вверх, потом налево и т. д.

Усложнение: лабиринт перекрещивается лабиринтом другого цвета. Можно усложнить направления.        

Д/и «Найди больше».

Цель: развивать умение ориентироваться в расположении частей предметов, развивать зрительное внимание.

Ход игры: перед детьми раскладываются предметные картинки- можно до 20 и больше. Играют двое, трое детей. Ведущий говорит: «Сейчас я сосчитаю до 10, а вы за это время должны выбрать и взять себе картинки с предметами, у которых есть ручки». Ведущий читает до 10, а дети выбирают картинки. Кто выбрал больше всех-выиграл. Теперь нужно назвать положение ручки на предмете. Например: у чашки ручка сбоку. У зонтика внизу и т. д Вопросы к картинка: 1. У кого или у чего есть ножки? 2. У кого или у чего есть иголки? Задание: выберите картинки с предметами, у которых ручки сбоку, сверху,снизу. Ручки- мебель, инструменты, электроприборы, зонтик, сумка. Ножки: растения, мебель, животные, игрушки. Иголки: люди, животные, инструменты.  

Д/и «Муха».

Цель: Развивать умение  ориентироваться на плоскости по клеткам, активизировать слуховое внимание, зрительное

внимание, различать цвета, оттенки.

Ход игры: игровое поле 5 на 5 клеток. Они окрашены через одну (или оттенки или цвета, в зависимости от поставленной цели). Можно еще геом. фигуры разного цвета. Центральная клетка занята фишкой- мухой. Игровая ситуация: Сидела муха в своем домике, а потом решила пойти погулять. Ведущий говорит, на сколько клеток и в каком направлении муха продвинулась 3-4 раза. Влево, вправо, наискосок вниз  

и т. д. Между какими клетками  оказалась? Какая клетка справа вверху, внизу и т. д. Усложнение: можно предложить играть не передвигая муху по индивидуальному полю, а следить глазами путь мухи по демонстрационному полю. Пособия: одно поле демонстрационное, 4- маленьких индивидуальных, 4 фишки.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека дидактических игр по развитию зрительного восприятия

В картотеке собраны игры на развитие следующих разделов зрительного восприятия: на ориентировку в пространстве, на восприятие сенсорных эталонов, на формирование предметных представлений и т. д....

Картотека дидактических игр для развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.

Для развития зрительного восприятия необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений ...

Картотека дидактических игр по развитию зрительного восприятия

Картотека дидактических игр по развитию зрительного восприятия...

Формирование и коррекция навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) средствами дидактических игр для развития зрительного восприятия

   В основе причин отставания детей с ЗПР от сверстников (неустойчивое внимание, трудности восприятия, замедленность мыслительных операций, снижение работоспособности и пр.) лежит нес...

Картотека дидактических игр для развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

Для развития зрительного восприятия необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений по...