Картотека дидактических игр по развитию зрительного восприятия
картотека (старшая группа)
Картотека дидактических игр по развитию зрительного восприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_razvitiyu_zritelnogo_vospriyatiya.docx | 28.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по развитию зрительного восприятия
Д/и «Назови форму предмета» |
Цели: закреплять умение зрительно соотносить форму предмета с эталоном. Ход игры: дети делятся на две команды. Одна команда называет предметы прямоугольной формы, а другая - квадратной. За каждый названный предмет дети получают фишку. В конце игры выясняется, сколько фишек заработала каждая команда. Усложнение: считать можно предметы объемной формы, определенного цвета. |
Д/и «Назови величину» |
Цели: формировать у детей дифференцированное восприятие качеств величины. Ход игры: дети стоят вокруг стола. На столе разложены картинки с изображением предметов разной величины по кругу. Например: карандаш длинный и короткий. В середине круга лежит стрелка. Дети ее раскручивают и говорят слова: «Стрелка, стрелка покружись, всем картинкам покажись. Покажи нам поскорее, какая из них тебе милее. Дети берут картинку, на которую указывает стрелка, и называют величину предметов. |
Д/и «Кто больше запомнит». |
Цели: закреплять у детей умение зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развивать зрительное внимание, память. Ход игры: В игре принимают участие несколько детей. Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет. |
Д/и «Коробочки». |
Цели: развивать умение зрительно соотносить предметы по цвету, развивать цветоразличение, внимание. Ход игры: Играет 5-6 человек. На подносе лежат мелкие игрушки четырех основных цветов. Педагог показывает 4 коробочки. На дне каждой есть кружок определенного цвета (из 4х). Идя по кругу, педагог открывает одну из коробочек. Дети должны взять с подноса и положить в эту коробочку игрушку такого же цвета, какого цвета кружок в коробочке. Слова: «На донышке в коробочке огонек горит, какие брать игрушки. Он нам говорит. Смотри не перепутай, внимательно следи, что такого цвета, в коробочку клади. |
Д/и «Раз, два, три - назови» |
Цели: Закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание, ориентировку в микро пространстве. Ход игры: Дети шагают по кругу под счет раз, два, три. Потом педагог говорит: «Раз, два, три - цвет предмета назови» и показывает какой-нибудь предмет. Дети называют цвет предмета. Снова шагают по кругу и на слова «раз, два, три - форму предмета назови», называют форму показываемого предмета. Можно называть объемную форму предметов, величину двух предметов, цвет, оттенки цвета. |
Д/и «Подбери предмет по цвету» |
Цели: закреплять умение соотносить цвет - как основной признак с цветностью предметов, развивать зрительное внимание, память, ориентировку в пространстве. Ход игры: Дети стоят в кругу. В середине стоит стол. На нем лежит карта с кружками разного цвета ( в зависимости от возраста). В середине карты – стрелка. Карта круглая. Дети по очереди поворачивают стрелку, приговаривая слова «стрелка, стрелка покружись, всем кружочкам покажись. И какой тебе милее, укажи нам поскорее! Стоп!» На какой цветной кружок укажет стрелка, такого цвета предмет на картинке надо поло |
жить рядом с кружком. Карточки с контурами и силуэтами предметов лежат на другом столе. Например: стрелка остановилась на бордовом кружке. Рядом с этим кружком нужно положить силуэт или контур свеклы. Стрелку крутят все по очереди. Усложнение: можно подбирать к цветному кружку несколько силуэтов или контуров предметов данного цвета. |
Д/и «Подбери предмет по форме». |
Цель: развивать умение соотносить форму предмета с эталоном, развивать зрительное внимание. Те же самые правила, что и в игре «Подбери предмет по цвету». Та же самая стрелочка, те же самые слова, только вместо слова «цвет» говорим слово «форма». На другом столе лежат картинки с изображением предметов разной формы (объемной и плоской) а на карте нарисованы плоские и объемные формы. |
Д/и «Разложи, как я скажу» |
Цель: развивать зрительную память, дифференцировку плоских геометрических фигур, зрительное внимание, ориентировку в микро пространстве. Ход игры: Перед детьми лежат разные геометрические фигуры. Педагог убеждается, что дети знают их названия. Затем педагог предлагает детям выложить эти фигуры в определенном порядке. Порядок может быть самый разный: слева направо, сверху вниз, по образцу, по памяти, в определенной последовательности, по счету (выложить так, чтобы второй была трапеция, четвертым - ромб и т. д.). |
Д/и «Что в левой, что в правой руке». |
Цель: закреплять ориентировку по направлениям, на листе бумаги, зрительное внимание, зрит. память. Ход игры: Педагог показывает детям две картинки, одинаковые по сюжету, но разные по расположению предметов. Дети должны назвать расположение предметов на обеих картинках. Например: на картинке справа солнце находится в левом верхнем углу, а на картинке слева - оно в правом верхнем углу. Картинки можно сделать по любой теме. Чем старше дети, тем больше предметов может быть на картинках и больше отличий. |
Д/и « Зайка в гости прискакал». |
Цель: развивать зрительные память и внимание, ориентировку в микро пространстве. Ход игры: Перед детьми на столе раскладываются игрушки в определенном порядке: справа вверху, внизу, слева вверху, внизу, посередине. Приходит в гости зайка и меняет местами игрушки. Слова: «Зайка к деткам прискакал, прыгал, бегал и играл. Все предметы поменял, а потом он ускакал. Дети должен назвать, как поменял предметы зайка. Усложнение: предметы можно заменить на геом. фигуры, на цветные карточки и т. д. |
Д/и «Кто куда убежал?» |
Д/и «Раз, два, три-как ты шел - назови». |
Цель: развитие ориентировки в микро пространстве, по направлениям (право, лево, верх, низ). Ход игры: Детям показывают лабиринт. Нужно помочь зайке пройти к зайчихе. Чтобы помочь, надо провести пальчиком по лабиринту и сказать слова: « С лабиринтом я играю, по дорожке пробегаю. Пальчик мой идет, идет, но куда он приведет? Раз, два, три- как ты шел-назови». Ребенок рассказывает, как сначала пальчик шел вправо, потом вверх, потом налево и т. д. Усложнение: лабиринт перекрещивается лабиринтом другого цвета. Можно усложнить направления. |
Д/и «Муха». |
Цель: Развивать умение ориентироваться на плоскости по клеткам, активизировать слуховое внимание, зрит. внимание, различать цвета, оттенки. Ход игры: игровое поле 5 на 5 клеток. Они окрашены через одну (или оттенки или цвета, в зависимости от поставленной цели). Можно еще геом. фигуры разного цвета. Центральная клетка занята фишкой - мухой. Игровая ситуация: Сидела муха в своем домике, а потом решила пойти погулять. Ведущий говорит, на сколько клеток и в каком направлении муха продвинулась 3-4 раза. Влево, вправо, наискосок вниз |
и т. д. Между какими клетками оказалась? Какая клетка справа вверху, внизу и т. д. Усложнение: можно предложить играть не передвигая муху по индивидуальному полю, а следить глазами путь мухи по демонстрационному полю. Пособия: одно поле демонстрационное, 4- маленьких индивидуальных, 4 фишки. |
Д/и «Двенадцать месяцев». |
Цель: развивать ориентировку во времени (названиях месяцев), временах года, слуховое внимание. Ход игры: педагог раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12 и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраивают по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они превратились в 12 месяцев. Педагог задает вопросы: «Первый месяц - как тебя зовут?». «Двенадцатый месяц - как тебя зовут?» «Шестой месяц-а тебя как зовут?» и т. д. Можно сделать подсказку - на обратной стороне написать первую букву месяца. |
Д/и «Найди больше». |
Цель: развивать умение ориентироваться в расположении частей предметов, развивать зрительное внимание. Ход игры: перед детьми раскладываются предметные картинки- можно до 20 и больше. Играют двое, трое детей. Ведущий говорит: «Сейчас я сосчитаю до 10, а вы за это время должны выбрать и взять себе картинки с предметами, у которых есть ручки». Ведущий читает до 10, а дети выбирают картинки. Кто выбрал больше всех - выиграл. Теперь нужно назвать положение ручки на предмете. |
Д/и «Найди больше» |
Или у чего есть ножки? 2. У кого или у чего есть иголки? Задание: выберите картинки с предметами, у которых ручки сбоку, сверху, снизу. Ручки - мебель, инструменты, электроприборы, зонтик, сумка. Ножки: растения, мебель, животные, игрушки. Иголки: люди, животные, инструменты: |
Д/и «Что пропало?» |
Цель: развивать зрительное внимание, зрительную память, предметные представления. Ход игры: На подставке стоят предметы по любой теме: овощи, животные, посуда и т. д. Или на фланелеграфе картинки или силуэты, геометрические фигуры. Для малышей педагог показывает зайчика и говорит, что он хочет поиграть с детьми. Но сначала надо запомнить картинки или предметы. Дети запоминают, бегают, прыгают вместе с зайчиком. Педагог произносит слова: «Зайка к деткам прискакал, прыгал, бегал и играл. А когда он ускакал, что-то он с собою взял». |
Д/и «Угадай-ка». |
Цель: развивать представление о том, что один и тот же предмет выглядит по-разному в зависимости от наблюдателя. Ход игры: дети сидят парами за столами напротив друг друга. На середине каждого стола стоит предмет, имеющий ярко выраженные различия передней и задней сторон (часы, неваляшка, чайник и т. д. ) Выбирается один водящий. Он отворачивается и произносит считалку. Остальные дети в это время схематично зарисовывают стоящий перед ними предмет так, как они его видят. Затем все рисунки перемешиваются и произносятся слова: «угадай-ка, угадай, чей рисунок-отгадай». Водящий поворачивается, берет рисунок и старается найти автора. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека дидактических игр по развитию зрительного восприятия
В картотеке собраны игры на развитие следующих разделов зрительного восприятия: на ориентировку в пространстве, на восприятие сенсорных эталонов, на формирование предметных представлений и т. д....
Картотека дидактических игр по развитию зрительного восприятия
дидактический материал...
Картотека дидактических игр для развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
Для развития зрительного восприятия необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений ...
Картотека дидактических игр по развитию зрительного восприятия
Игры на зрительное восприятие...
Формирование и коррекция навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) средствами дидактических игр для развития зрительного восприятия
В основе причин отставания детей с ЗПР от сверстников (неустойчивое внимание, трудности восприятия, замедленность мыслительных операций, снижение работоспособности и пр.) лежит нес...
Картотека дидактических игр для развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
Для развития зрительного восприятия необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений по...