«Значение изобразительной деятельности в жизни детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Кузина Надежда Александровна

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте и влияет на развитие мелкой моторики, воображения, внимания, памяти, речи.

Возрастной период 2-3 лет является сенситивным (наиболее благоприятным) для сенсорного развития.

 Если создать условия для изобразительной деятельности, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_kuzina_n.a.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Значение изобразительной деятельности

в жизни детей раннего возраста»

подготовила: Кузина Н.А.

С приходом в детский сад  у ребенка начинается новый этап в его жизни.

Адаптация  детей к детскому саду, когда попадаешь в новую среду, к незнакомым людям, намного успешнее проходит, если воспитатель активно применяет разнообразные виды художественной деятельности: рисование, лепка. Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей и носит эмоциональный характер. Когда ребенок берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества, малыш может легче преодолеть свои страхи перед незнакомым местом, и чужими людьми.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте и влияет на развитие мелкой моторики, воображения, внимания, памяти, речи. Возрастной период 2-3 лет является сенситивным (наиболее благоприятным) для сенсорного развития. Если создать условия для изобразительной деятельности, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.

Однако без взрослых, без общения с ними и специального организованного обучения ребенок не овладеет этой деятельностью. Смысл деятельности, способы действий нужно раскрывать ребенку. Только овладевая всеми ее структурными компонентами, ребенок может стать субъектом этой деятельности, способным самостоятельно ставить цель, выбирать средства ее достижения, и получать результат.

Чтобы помочь малышу освоить изобразительную деятельность, педагогу необходимо знать закономерности развития ребенка в раннем возрасте, специфику деятельности и возможности развития детей в ее условиях.

Когда же зарождается изобразительная деятельность

и как ее нужно развитие?

Когда у ребенка возникает познавательный интерес к материалу (карандаш, мелок, глина и др.), появляется познавательная активность. Малыш, как бы задает себе вопрос: «Что это такое? Что с этим можно делать?» - и познает мир предметов, чувственным путем исследуя их. Это - истоки изобразительной деятельности.

Задачи взрослых:

  • закреплять интерес детей к действиям с материалом;
  • предоставлять им возможность упражняться в этих действиях;

  • соучаствовать в них по возможности, являясь образцом действия;
  • поощрять, одобрять действия малыша.

Не забываем, если развивать руку малыша, с помощью игрушек, погремушек, вкладышей, различных дидактических материалов то ребенок усваивает способ правильного удерживания карандаша (в трех пальцах), если не развивать, малыш долгое время может удерживать карандаш только в кулачке.

На 3-м году жизни ребенка, когда ведущий вид  - это предметная деятельность, изобразительная деятельность несет на себе отпечаток специфики данного возрастного периода, и направлена на предметный мир.

В чем это выражается?

Осваивая мир предметов и способы их использования в основной предметной деятельности, ребенок накапливает опыт (знания о предметах, способы действия с ними, впечатление от них).  И свои «каракули» малыш начинает ассоциировать с предметами, которые оставили  у ребенка более яркие впечатления. Объективного сходства с названными малышом предметами, можно увидеть в рисунке не у каждого ребенка, но такое «экспериментирование» с содержанием ассоциативного образа полезно, так как закрепляет понимание ребенком изобразительного смысла его черканий, осознание, что на листочке может быть изображено все что угодно, (дом, мяч, машина) весь мир. При этом развивается воображение, наглядно-действенное мышление ребенка.

Каковы же задачи педагога в этот период?

  • Радоваться и удивляться вместе с ребенком, сделанным им открытиям, обыгрывая его рисунок, поощрять к повторению изображений, созданию новых;
  • продолжать обогащать малыша яркими впечатлениями.
  • воспитывать у него интерес к предметам изобразительного искусства (первые из них - иллюстрации в книжках).
  • воспитывать у ребенка интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми.

Нужно помогать малышу осваивать и доступные для него способы изображения в рисовании и лепке; знакомить со свойствами материалов (краски, глины, карандаши) и элементарными правилами их использования.

Это важная задача, и решать ее надо сейчас. Пока малыш раскован и смел и пока ему интересен материал и способы действия с ним, он рисует все, что хочет и как хочет.

Чтобы малыш впоследствии не потерял интереса к рисунку, уже сейчас, в игре, можно незаметно, весело, легко познакомить его с простейшими и доступными способами изображения, научить пользоваться изобразительным материалом.

Какие способы изображения доступны малышу?

Прежде   всего, это линия (прямая и замкнутая, вертикальная и горизонтальна), ритм штрихов, цветовых пятен и форм. Ребенок может легко освоить их, если ему помочь.

Одновременно малыша надо приучать к правильным приемам работы с карандашом, с кистью и красками (гуашью):

  • держать карандаш свободно тремя пальцами выше отточенного конца;
  • держать кисть свободно тремя пальцами чуть выше железного наконечника;
  • набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

Изобразительные действия ребенка в лепке:

  • отщипывать комочки пластического материала (отдавая предпочтение глине) разной величины;
  • раскатывать комочек глины между ладошками прямыми движениями (палочки, колбаски…),  круговыми движениями (шарик, мячик…);
  • расплющивать между ладонями.

Следует приучать малыша вместе со взрослым, а потом и самостоятельно убирать материал со стола, мыть руки после лепки.

Итак, осваивая деятельность, ребенок обретает самостоятельность в ней.

Когда малыш становится более независимым от взрослого и  обособляется от взрослого, то впервые начинает осознать себя как личность, у которого  оформляется позиция «Я сам».

Таким образом, в специфических условиях изобразительной деятельности происходит развитие личности ребенка.

Чтобы ребенок успешно осваивал изобразительную деятельность и полноценно развивался в ней, необходимо, чтобы и в семье родители создали соответствующие условия. Крайне важны, внимание со стороны близких людей к действиям малыша в  художественном творчестве (рисование, лепка)   и разумная помощь ему. В общении с родителями педагог может и должен достаточно просто и убедительно объяснить, в чем суть и смысл этой деятельности в раннем возрасте (влияние на развитие мелкой моторики, воображения, внимания, памяти, речи). И тогда совместные усилия педагогов и родителей сделают и адаптацию, и пребывание в детском саду более комфортным, а развитие малыша плодотворным. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение театрализованной деятельности в жизни детей дошкольного возраста

Значение театрализованной деятельности в жизни детей дошкольного возраста Мир детства , внутренний мир ребёнка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь...

Значение изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.

ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.     Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она ...

Значение изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.Ребёнок всё воспринимает по-своему, и процесс рисунка...

Значение изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.

Рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка. Самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности (формирование уверенности в себе и своих способностях)....

Значение изобразительной деятельности в развитии детей раннего возраста

В статье рассматривается процесс изобразительного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья, как один из видов коррекционного воздействия на развитие и формирование личности ребенка....

"Значение театрализованных игр в жизни детей раннего возраста"

В данной статье рассказывается, как театрализованная деятельность расширяет игровой опыт детей раннего возраста, чем помогает в жизни, как формирует у детей интерес к театрализованным играм....