Расскажи стихи руками
картотека
Предварительный просмотр:
Расскажи стихи руками
Исполнитель: Дубовицкая О.М.
В эту игру можно играть бесконечно — ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» (почему только руками? — всем телом!), великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию доверительных отношений с воспитателем — «человеку, который придумывает такие интересные игры и играет вместе со мной, можно доверять!».
Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом воспитатель еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами. Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения — это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.
Внимание! Воспитателям в эту игру играть обязательно вместе с детьми!
Ниже приводятся стихи, которые могут быть использованы для этой цели. Возможно, вы найдете другие, еще более интересные. Ну а для начала (слева слова стихотворения, справа — примерные действия).
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
В данной разработке использованы игры с пальчиками, сопровождающиеся православными стихами для детей, что направлено на приобщение к православной культуре и нравственному воспитанию.
Дети повторяют за взрослым стихи, сопровождая речь движениями.
Ангел-хранитель тебя охраняет, |
Сжимать и разжимать кулачки (1 строка). Дети похлопывают по внутренней стороне левой ладони кончиками пальцев правой руки (2, 3, 4 строки).
Бог Отец, Христос Спаситель, |
Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.
Зажигают свечки |
Дети сгибают пальцы рук и соединяют их ногтями. Затем они резко распрямляют пальцы и соприкасаются уже подушечками. Потом снова ногтями, опять подушечками.
“Христос воскрес! |
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных. Одновременно с произнесением последней строки стиха кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
Церковь – место для молитвы, |
Создать угол – “крышу” пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом (1, 2 строки). Дети обхватывают левой кистью правую, а правой – левую кисть руки. Затем сильно сжимают их.
Улитка дом имеет свой, Его всегда берет с собой. |
Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь вперед, “улитка” шевелит “усиками” (1, 2, 3 строки). Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
Жук испугался - в норке темно, |
Дети сцепляют пальцы обеих рук и давят подушечками пальцев на тыльные стороны ладоней (1, 2 строки). Дети сгибают пальцы и ставят их ногтями на стол. Затем они по очереди приподнимают руки над столом. Опускают их и слегка надавливают на стол (3, 4 строки).
Каким бы ни был крепким щит, |
Дети стучат ребром правой ладони по внутренней стороне левой ладони, затем меняют руки (1, 2 строки). Дети сжимают пальцы рук в кулаки. Затем крепко прижимают их друг к другу, как будто два кулачка “борются” (3, 4 строки).
Чудесный мир был создан Богом. |
Дети обхватывают правой рукой четыре пальца левой руки и сжимают (1, 2 строки). Повторить, меняя руки. Затем указательными и средними пальцами правой и левой руки “ходят” по столу.
Я сложил крестом ладошки, |
Складывать крестообразно ладони рук (1, 2 строки). Сжимать кисти рук в кулачки и разжимать (3, 4 строки).
С колокольни звон, звон – |
Потряхивание расслабленными кистями рук (1, 2 строки). Попеременное постукивание кулачком одной руки по кулачкам другой (3, 4 строки). “Сплести” пальцы обеих рук между собой, чередовать поднятие и опускание пальцев.
Юный друг, не бойся вьюг, |
Пальцы обеих рук (кроме больших) – в положении плетеной корзинки. Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения (1, 2 строки). Дети сцепляют пальцы в “замок”: правый и левый кулачки чуть-чуть раскрывают и “вкладывают” друг в друга. Пальцы сжимают. Затем тянут руки в разные стороны.
Эхо слышно далеко: |
Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздухе. По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.
ЗАЙКА
Заинька-зайка,
(Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.)
Маленький зайка,
(Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.)
Длинные ушки,
(Дети приставляют ладошки к голове — «ушки».)
Быстрые ножки.
(Побежали.)
Заинька-зайка,
Маленький зайка,
(Движения повторяются.)
Деток боишься,
Зайка-трусишка.
(Дети обхватывают себя руками, изображая страх, «дрожат».)
МИШКА
Мишка, мишка косолапый,
Мишка по лесу идет,
(Приподнять плечи, руки округлить, носки ног повернуть внутрь, идти переваливаясь.)
Мишка хочет сладких ягод,
(Погладить себя по животу, облизнуться.)
Да никак их не найдет.
(Оглянуться по сторонам, пожать плечами.)
Вдруг увидел много ягод
И тихонько зарычал.
(Показать указательным пальцем, на лице — восторг, двумя руками «собирать» ягоды в рот.)
Подошли к мишутке детки,
(Помаршировать.)
Мишка громко зарыдал.
(Кулачками потереть глаза, изобразить плач.)
(Возможен более оптимистичный конец, тогда последняя строчка будет звучать так: «Мишка ягодки им дал».)
Далее приводятся просто тексты стихотворений, движения придумывайте вместе с детьми!
СТОЛЯРЫ
Мы пилим, пилим доску, с утра у нас дела.
Стальные зубы остры — легко идет пила.
Вжик-вжик, вжик-вжик.
Бежит, бежит послушно рубанок вдоль доски,
И беленькие стружки свернулись в завитки.
Шух-шух, шух-шух.
А ну-ка веселее ударим молотком,
Покрепче, поровнее мы гвоздики забьем.
Тук-тук, тук-тук.
КОЗЛИК
Козлик по полю гулял, на гармонике играл:
Чики-брыки, чики-брык, на гармонике играл.
Вышел из лесу медведь, стал на козлика реветь:
Чики-брыки, чики-брык, стал на козлика реветь.
Козлик наш не убежал, веселее заиграл:
Чики-брыки, чики-брык, веселее заиграл.
Как пустился мишка в пляс, так и пляшет он сейчас:
Чики-брыки, чики-брык, так и пляшет он сейчас!
ЗАРЯДКА
Скачет лягушонок, ква-ква-ква,
Плавает утенок, кря-кря-кря.
Все вокруг стараются, спортом занимаются!
Быстрая синица, тюр-лю-лю,
В воздухе резвится, тюр-лю-лю.
Все вокруг стараются, спортом занимаются!
Прыгает козленок, ме-ме-ме,
А за ним ягненок, бе-бе-бе.
Все вокруг стараются, спортом занимаются!
Вот мы на зарядке, раз-два-три,
Утром на площадке, раз-два-три.
Видите, стараемся, спортом занимаемся!
ПЯТЬ МАЛЫШЕЙ
Один малыш качается в саду,
Два малыша купаются в пруду.
Три малыша ползут к дверям в квартире,
А в эту дверь стучат еще четыре.
С пятью другими тоже все в порядке:
Им весело, они играют в прятки.
Где притаились — ясно и ежу,
Но я глаза зажмурил и вожу:
«Раз, два, три… Два, три, четыре, пять…
Ну, берегитесь, я иду искать!»
Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком
Под окружающей средой ребенка в данном случае подразумевается помещение группы (игровая, спальная, умывальная и др. комнаты), помещения детского сада (медицинский кабинет, кухня, музыкальный зал, спортивный зал и прочее), взрослые, работающие в саду (медсестра, повар, кастелянша, преподаватели и др.), и дети, посещающие другие группы.
Начинать надо, естественно, с группы. Показав детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы, можно и поиграть.
НАЙДИ ИГРУШКУ
Ведущий (сначала воспитатель, потом — дети) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, после чего предлагает остальным найти ее. Сначала ее найти не так сложно, например:
«Игрушка лежит на подоконнике в приемной (раздевалке)». Затем — сложнее: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати».
После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т.д.).
Можно загадывать местоположение игрушки иначе: через функцию помещения («Моет посуду»), через ее действия («Лежит тихо, закрыв глаза») и т.д.
Освоив группу, можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и его работниками. Начинать лучше с экскурсий по саду (целесообразней организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет, в кабинет заведующей и т.д.), знакомиться с людьми, работающими там.
ЧЬИ ВЕЩИ?
Цель: закрепить имена работников детского сада.
Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник — медсестра, половник — повар, стиральный порошок — прачка, гармошка — музыкальный работник
и т.д.). Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди и все они забыли какую-нибудь свою вещь. И просит ребят помочь разобраться — сам он не помнит, где чье.
Дети должны не просто назвать профессию, но и назвать имя хозяина этой вещи. Например: «Этот градусник оставила Вера Александровна, наша медсестра».
Когда все вещи будут опознаны, можно их раздать детям (или вещь берет тот, кто правильно назвал ее хозяина), которые должны сыграть роль: медсестра измерит детям температуру, прачка постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной кашей и т.д.
КАК ПРОЙТИ?
Цель: помочь детям ориентироваться в детском саду, правильно находить то или иное помещение.
Как и в предыдущей игре, вариантов может быть множество — это зависит от количества специальных помещений (например, кабинет логопеда, хореографический зал, изостудия, физиокабинет, кабинет психолога и т.д.) и, конечно, от вашей фантазии.
Ниже приводится примерная схема такой игры.
Воспитатель говорит, что у зайчика Степашки заболели ушки. Что ему надо делать? — Пойти к врачу. Но Степашка не знает, где находится медицинский кабинет, надо ему помочь. Сначала дети должны описать путь до кабинета: выйти из группы, спуститься на первый этаж, свернуть налево, пройти по коридору, первая дверь налево — медицинский кабинет (возможно, дети не сразу усвоят понятия «налево — направо», хотя, безусловно, этому надо учить; тогда можно ориентироваться на какие-то предметные признаки: после нарисованного волка свернуть, на двери медкабинета нарисован красный крест и пр.) и обратно. После этого двум-трем детям предлагается «проводить» Степашку к врачу (естественно, медработники предупреждены о предстоящем визите «делегации»). Вылеченный Степашка (как доказательство — забинтованные уши) благодарит детей за помощь и передает от врача пожелание не болеть и витаминки для всех детей.
Примерно так же можно «постирать» платьице для куклы Кати, взять интересную книжку у методиста и т.д.
Знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы
Как уже говорилось, трехлетние малыши — самые маленькие в саду, для них все ново и незнакомо. Особенно много незнакомых детей (дети из группы уже «свои»), их ребенок встречает в детском саду, на прогулке. С уважением и немного с завистью смотрит он на самых больших — они скоро пойдут в школу, многое умеют. Более того, исследования психологов показывают, что обучение игре, ее развитие происходит у младших дошкольников не через взрослого, а через старших дошкольников. А в книге «Детский сад в Японии» рассказывается об опыте использования детей старшей группы как помощников воспитателя при работе с младшими детьми.
Шестилетки не только помогут воспитателю одеть малышей на прогулку, подготовить раздаточный материал к занятию, но и научат младших разным играм, позаботятся о них на прогулке.
Все начинается с того, что в один прекрасный день в гости к малышам приходят старшие ребята, знакомятся с ними, обучают их новой увлекательной игре. И большие, и маленькие играют вместе. Уходя, старшие приглашают своих новых знакомых к себе в гости.
Через некоторое время малыши наносят «ответный визит», и теперь уже они обучают старших своей любимой игре. Так завязываются дружеские отношения: шестилетки помогают малышам в разных жизненных ситуациях, проводят совместные игры, прогулки, экскурсии на природу. Дети приходят друг к другу на праздники с поздравлениями (старшие могут подарить малышам сувениры, сделанные своими руками, а малыши своим большим во всех отношениях друзьям — спеть песенку), приглашают на выставку своих работ.
Такая дружба продолжается целый год, а в конце его подросшие малыши придут проводить теперь уже семилеток в школу и пожелать им успехов в учебе.
Первый учебный год заканчивается для малышей Посвящением, они теперь — полноправные члены большой детской страны Детский Сад! Ниже приводится примерный сценарий этого праздника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Расскажи стихи руками"
Речедвигательная гимнастика...
Расскажи стихи руками
Расскажи стихи руками...
Эффективность использования инновационных технологий по методике "Расскажи стихи руками".
Дети очень любят повторять движения за воспитателем, на чём и основывается как раз принцип «Расскажи стихи руками». Предлагаемые стихотворные тексты заучиваются, затем чётко проговариваются детьми сов...
Расскажи стих руками
Расскажи стих руками...
Досуг с родителями - "Расскажи стихи руками" младшая группа.
вот сам конспект...
"Расскажи стихи руками"
консултьтация для воспитателей по использованию пальчиковых игр....
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ
Развитие речи...