Методическая разработка "Музей волшебных стеклышек"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Представляю материал по знакомству с микроскопом, его строением и историей создания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_volshebnyh_steklyshek.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемдеятельности по физическому развитию детейКалининского района Санкт - Петербурга

Конспект непрерывно  образовательной деятельности

в группе дошкольного возраста с 6 – 7 лет

 на тему: «Музей волшебных стеклышек»

Конспект составила и провела:

                                                                                 Лисова А.И.,

                                                                                                                воспитатель первой категории

Санкт – Петербург

2019

Цель: Развивать познавательно – исследовательский интерес.

Задачи:

Обучающие:

-познакомить с элементами профессиональной деятельности в различных областях, используя экспериментирование и практическую деятельности с микроскопом;

- формировать представления детей о приборах, рабочих инструментах на основе знакомства с микроскопом,  истории его создания и преобразования;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

-продолжать содержательно и эмоционально рассказывать детям, об интересных фактах и событиях, обогащать словарь детей за счет существительных: микроскоп, тубус, штатив, предметный столик и т.д.

Развивающие:

- развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира;

 - активизировать познавательную деятельность, вызывая интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира;

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира, умения аккуратно работать с микроскопом и материалами;

-  воспитывать умение договариваться, учитывая мнения и чувства других детей.

- формировать конструктивные навыки: умение строить из мозаики горизонтальные сплошные линии;

вертикальной плоскости;

- формировать умение различать предлоги и наречия: на, от, около, рядом, внизу, междуельные:

- формировать навык бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование:

– микроскоп, предметные стекла;

– мультимедийная установка, ноутбук;

- лупы, бинокли, очки.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас на экскурсию по нашему музею. Я ваш экскурсовод и зовут меня Алена Игоревна. Вместе с нами присоединяются  к экскурсии наши гости. Давайте с ними поздороваемся.

- Ребята, как вы думаете, что такое «музей»? (ответы детей). Да, в музее собраны памятные вещи, произведения искусств, необычные вещи. Какие музеи вы знаете? (ответы детей)

- Сегодня я хочу пригласить вас в необычный музей, в музей волшебных стеклышек. Прошу вас, проходите.

Экспонаты расположены на столе. Дети встают полукругом вокруг экспонатов.

Воспитатель

- Какие предметы вам знакомы? (ответы детей)

- Как вы думаете, для чего они нужны? (ответы детей) Правильно, люди всегда хотели рассмотреть некоторые вещи поближе, из чего они состоят. А что объединяет все эти предметы, что у них общего? (ответы детей)

- Да, этот материал – стекло. Но люди не сразу научились его изготавливать. Много – много лет назад они заменяли стекло……. Как вы думаете, чем? (ответы детей) Камнем. Да-да, камнем – отшлифованным горным хрусталем, изумрудом, кварцем и другими прозрачными камнями.

Воспитатель обращает внимание на иллюстрациикамней, горный хрусталь на выставке.

- И только потом люди научились делать прозрачное стекло, а из него круглые стеклышки – линзы. Стеклышко не удобно было держать в руках, люди сделали ручку для более удобного держания и получалась лупа, С помощью лупы ученые смогли увидеть то, чего не могли разглядеть раньше. Например: глазки насекомых. Воспитатель выставляет на фланелеграфе иллюстрацию глаз мухи.

Но людям хотелось узнать больше и они создали очки, подзорные трубы, бинокли и микроскопы.

А хотите узнать, как появился первый микроскоп? (ответы детей)

Воспитатель делает паузу, затем рассказывает историю появления микроскопа.

Жил был в Голландии мастер по изготовлению очков. У него был сын и звали его Захария. Он был очень любознательным мальчиком и много времени проводил в мастерской отца. Однажды, когда папы не было дома, он пробрался в мастерскую и начал играть с инструментами. Он вставил в трубку два стеклышка от очков. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. А, когда мальчик навел трубку на стеклянную пыль, то увидел не пыль, а стеклянные зернышки, а на полу не песчинки, а большие камни! Вдруг, в этот момент пришел папа. Захария рассказал о своей волшебной трубке и папа былтоже очень удивлен. Отец сделал другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Это и был первый микроскоп. Получается, что микроскоп случайно изобрел маленький мальчикЗахария.

Воспитатель обращает внимание на портрет Захарии.

- В нашем музее на столе представлен современный микроскоп. Давайте подойдем поближе и рассмотрим его. Как вы думаете, из каких частей он состоит? (ответы детей)

- Объектив - самая важная часть микроскопа! (воспитатель показывает)В нем находится важная деталь – линза– увеличительное стекло. Сее помощьюмы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят.

Окуляр –это часть микроскопа, которая находится к нашим глазам ближе всего. Окуляр закрыт стеклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли.

Посмотрите, эта часть микроскопа называется –тубус. Тубус –это пустая трубка, которая соединяет объектив и окуляр, чтобы было удобно рассматривать предметы.

Еще есть - предметный столик –это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть.

А эта часть микроскопа называется –штатив, к нему прикрепляют все части микроскопа.

Но на этом развитие микроскопов не остановилось. Сейчас существуют даже электронные микроскопы, которые подключаются к компьютеру.

Физ. Минутка.

Мультимедиа с героем Крошем.

Воспитатель

- Ребята, а как вы думаете, что можно рассматривать в микроскоп? (ответы детей)

- Хотите в них посмотреть? (ответы детей) Садитесь, пожалуйста за столы. На столах стоят микроскопы по количеству детей. За столом №1 находится один исследуемый образец (волос), за столом №2 – капля воды. Дети рассматривают в микроскопы предлагаемый образцы. Карточки с изображениями  исследуемых материалов лежат на столе.

Ребята, найдите на столе карточку с тем изображением, которое вы увидели в микроскоп.

Дети берут карточку с похожим изображением. Далее садятся на стульчики.

Воспитатель на экране показывает правильный ответ с микроскопа № 1.

- Как вы думаете, что это? На что похоже? (ответы детей) Какие интересные предположения

 На самом деле это волос.Здоровый волос под микроскопом похож на толстый канат или на ствол дерева. А вот еще одно изображение волоса. На что здесь он похож? (ответы детей)

На этом изображении мы видим ломкий волос, который указывает на слабое здоровье человека и частые болезни.

Стол № 2

Ребята, поднимите карточки с тем изображением, которое вы увидели в микроскоп.

Воспитатель на экране показывает правильный ответ с микроскопа № 2.

Это капля воды из лужи. А все эти точки, кружочки, овалы – это частички грязи, растений, разные живые существа.

На втором слайде изображена чистая очищенная вода. Как можно очистить воду? (ответы детей)

Какая вода полезная? (ответы детей)

Гимнастика для глаз.

Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)

Нужно глубоко вздохнуть. (глубокий вдох,глаза закрыты)

Глаза по кругу побегут. (глаза открыты,движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

Много-много раз моргнут (частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо. (легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки все! (глаза распахнуты, на лице широкая улыбка)

Воспитатель:

В нашем музее есть еще один экспонат – электронный микроскоп. Он подключается к компьютеру и изображение можно увидеть сразу на экране! А еще на нем можно делать фото и видео записи того, что увидели.

Как вы думаете, зачем это нужно? Изображение появляется на экране и его могут увидетьсразу много людей. Хотите попробовать?

Давайте рассмотрим ваши пальчики поближе?

Дети поочереди подходят к электронному микроскопу и рассматривают пальцы. Воспитатель обращает внимание на разный узор на пальцах.

Рефлексия.

Ребята, мы сегодня с вами познакомились с микроскопом. Скажите, пожалуйста, это полезный инструмент? (ответы детей)

А это рабочий инструмент? (ответы детей)

Кто с ним работает? (ответы детей)

С микроскопами работают врачи, например делают анализ крови. А еще – биологи, химики, лаборанты.

Ребята, на этом наша экскурсия заканчивается.

Что вам понравилось в нашем музее?(ответы детей)

Что вам показалось  наиболее  интересным?(ответы детей)

Что не понравилась?(ответы детей)

О чем бы вы еще хотели узнать?(ответы детей)

      Ребята, надеюсь, когда вы вернетесь в группу расскажите вашим друзьям о том, что вы сегодня узнали. А на память о нашей встрече я дарю вам маленькие книжечки о чудесах микроскопа.

Воспитатель дает детям маленькие буклеты с изображением структуры здорового и ломкого волоса, капельками грязной и очищенной воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Волшебные часы".

Пособие для совершенствования навыка образования и использования в речи относительных прилагательных детьми 5-6 лет. При помощи этой игры у детей формируется навык образования относительных прилагател...

Учебно-методическое пособие "Волшебный телевизор"

Цель: развивать фонематический анализ,фонематический синтезИнструкция по применению:Перед детьми макет телевизора,с прорезью - экраном, за экраном - карман (для демонстрации картинок-отгадок) и карман...

Учебно-методическое пособие «Волшебная страна стихов»

Знакомство с литературными произведениями  и разучивание стихотворений являются одними  из  важных  средств  коррекции  личности  детей  с  проблемами...

Методическая разработка " Волшебный мир рисования"

Знакомство детей  младшего возраста с нетрадиционными техниками рисования....

Методическая разработка "Волшебный песок"

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность....

Многофункциональное методическое пособие "Волшебный калейдоскоп"

Игру принято называть основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности...