"Познавательно - исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста"
статья (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
.План по самообразованию воспитателя доу на тему:
«Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность темы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
План работы на год
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
Работа с детьми
Сентябрь Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.
Опыты с песком и глиной.
Ноябрь Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Опыты с водой.
Январь Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом.
Март Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с магнитом.
Апрель Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».
Работа с семьёй .
Сентябрь Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».
Октябрь Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Газета для любознательных родителей.
Январь Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров» День открытых дверей.
Май Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. Фотовыставка «Юные исследователи».
Самореализация Сентябрь-май Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет.
Ноябрь Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»..
Февраль Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». Выступление на семинаре-практикуме.
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования .
)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
НОД направлена на развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста....
мастер класс: Экспериментирование как форма проведения познавательно - исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, магнитом, водой....
Познавательно – исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...
Презентация по самообразованию "Познавательно - исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста"
В презентации представлен план работы по самообразованию по теме "Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста"...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста на тему «Мишутка в гости к нам пришёл!»
Социально-коммуникативное развитие: развивать общение и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками в ходе игровой и познавательной деятельности.Познавательное развитие: формировать пре...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Статья содержит некоторые теоретические аспекы и практические рекомендации по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста....
Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность темыРебёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок...