Кружок "Юный эколог"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема
современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образованиелюдей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения,включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так какв этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающейдействительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду.
Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является дидактическая игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_srednyaya_solnyshko.docx | 48.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малышок»
Экологический кружок
«Юный эколог»
Средняя группа «Солнышко»
Воспитатели: Попова А.Ф.
Гулиева Н.А.
П.Берёзово
2020г
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема
современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образованиелюдей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения,включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так какв этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающейдействительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду.
Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является дидактическая игра.
Экологические игры- это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Знания о природе, полученные детьми в процессе различных игр, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.
Цель кружка:
Формирование экологической культуры дошкольников посредством игровой деятельности.
Задачи:
1.Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края, малой Родины.
2.Формировать представления о традициях, праздниках коренных жителей малой Родины.
3. Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.
3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
4. Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.
5. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
1. Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки, экологические тропы;
- наблюдения;
- показа сказок, театрализованных представлений (детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (подвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций , музыкальных игр.)
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров, праздников;
4. Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей (создание атрибутов, гербариев растений, коллекций для сюжетно- ролевых игр)
- постановка сказок, отрывков литературных произведений.
5.Основные направления кружка «Юный эколог»:
1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка лука, цветов.).
3.Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Критерии результативности обучения:
-представления о сезонных изменениях;
- представления о диких животных нашего края;
- знания о деревьях и кустарниках:
- знания об овощах и фруктах, ягодах;
- умения называть предметы окружения, их назначения свойства;
- бережное отношение к природе;
- знания о правилах поведения в природе;
- знание экологических игр;
Расписание работы:
Количество занятий- 1 раз в неделю
Возраст детей - 4-5 лет
Количество детей -21
Место проведения- группа, территория детского сада
Участники кружка- дети, воспитатели, родители, инструктор по физической культуре, муз работник.
Тема занятий | Программное содержание | Формы работы |
Сентябрь | ||
1.Берёзовский район – наша малая Родина. (папка: «Берёзово») | Развивать интерес к изучению родного края, воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней. | 1.Пальчиковая игра: «Наш поселок» 2.Физминутка: «Здравствуй, мир» 3. Д/игра: «Старичок-Лесовичок» 4.П/игра народов Севера: «Смелые ребята» |
2. «Вот она какая, осень золотая! » (Обухова Л.А. стр.6) | Уточнять и расширять представление детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | 1.Пальчиковая игра: «Осенние листья» 2.Физминутка: «Плыли тучи дождевые» 3. Д/ игра: «Найди такой же листочек». 4.Продуктивная деятельность (лепка овощей, фруктов для сюж.- рол. игры «Магазин») |
3. «Овощи и фрукты» (Обухова Л.А стр5. Соломенникова О.А. стр.28) | Закреплять представление детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. | 1.Пальчиковая игра: «У Лариски –две редиски» 2. Физминутка: «Удивляемся природе» 3.Д/ Игра: «Угадай на вкус», «Овощи и фрукты» 4. Сюж. -рол. игра: Магазин «Овощи и фрукты» |
Октябрь | ||
1. «Грибное царство нашего края». (Петрова Т.И ., Ст.р 17) | Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. | 1.Пальчиковая игра: «Грибы» 2. Физминутка: «Гриша шел» 3. Д/ игра: «Найди лишний гриб». 4. П /игра: «Летает, плавает, бегает» |
1.«Что растет в нашем лесу? » (Обухова Л.А., стр. 29) | Накапливать впечатления о деревьях: учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах | 1.Пальчиковая игра: «Осенние листья» 2.Физминутка: «На поляне дуб зеленый» 3.Д/и: «Кто быстрее найдет листочек» 4.Свойства дерева. |
3.Прохождение экологической тропы (Соломенникова О.А. Стр. 33) | Расширять представления об осенних изменениях в природе | Экскурсия по территории детского сада. |
4.Праздник «Осени» | Закрепить знания о времени года «Осень». | Проведение праздника. |
Ноябрь | ||
1.«Зелёная аптека» (Обухова Л.А., стр.54) | Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой, подорожником. Воспитывать бережное отношение к растениям. | 1.Пальчиковая игра: «Цветок», «Цветы» 2. Физминутка: «На поляне дуб зеленый» 3.Д/и: «Что где растет» 4. П/игра:«Солнце» |
2. «В гостях у птиц». (Обухова Л.А. ,стр.23) | Продолжить знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, синичка, грач, голубь). | 1.Пальчиковая игра: «Кормушка» 2.Физминутка: «О чем поют воробушки» 3.Д/и: «Улетают-не улетают» 4.Муз игра: «Птица и птенчики» |
3.Мой родной поселок «Березово» | Познакомить детей с достопримечательностями поселка. | 1.Пальчиковая игра: «Моя Родина» 2.Физминутка: «Здравствуй, мир» 3. П / игры народов Севера. 4. Продуктивная деятельность (макет «Зимний лес» вырезание животных). |
4. Инсценировка «Репка» | Развивать речь через театрализованную (художественную) деятельность | Показ сказки детям 2 мл группы, родителям. |
Декабрь | ||
1.«Зимушка-зима» (Соломенникова О.А., стр. 41) | Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. | 1.Пальчиковая игра: «Зима» 2.Физминутка: «На дворе у нас мороз» 3. Игры народов Севера: «Льдинки, ветер и мороз» 4.Сюж – рол. игра: «Путешествие в зимний лес» |
2.«Домашние животные – друзья человека» (Обухова Л.А., стр.14) | Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). | 1.Пальчиковая игра: «Домашние животные» 2.Физминутка: «Котята» 3. Д/и: «Найди детеныша зверя» 4. П. игра: «Кого не стало». |
3. «Воздух» (Обухова Л.А., Стр. 36) | Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. (Уточнить представления о свойствах снега и познакомить с его защитными свойствами) | 1.Пальчиковая игра: «Зима» 2.Физминутка: «Ветер» 3. Словесная игра: «В воде, в воздухе, на земле» 4.Свойства воздуха. |
4.«Путешествие по временам года». | Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года | 1.Пальчиковая игра: «Туман» 2.Физминутка: «Мы летим над облаками» 3. Д/ игра: «Какое время года?» 4.Д /игра: «Хорошо-плохо» |
5. «Водичка-водичка» (Обухова стр. 40) | Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой; вода прозрачная, но может менять окраску, имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества). Расширять знания детей о значении воды внашей жизни. | 1.Пальчиковая игра: «На водопой» 2. Физминутка: «Как приятно в речке плавать» 3.Д\ игра: «Воздух, земля, вода» Д/ игра: «Хорошо-плохо» 4. П/игра: «Летает, плавает, бегает» |
Январь | ||
1.«Рыбки плавают, молчат, ни о чем не говорят…» (Обухова Л.А., стр.12) | Познакомить с аквариумными рыбками. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками. | 1.Пальчикова игра: «Жил да был один налим» 2.Физминутка: « Море волнуется» 3. Д/игра: «Птицы, звери, рыбы» 4. Игры народов Севера: «Рыбаки и рыбки» |
Праздник: «Игры Народов Севера» | Знакомство с бытом северных народов детей через игры | Проведение праздника. |
3. «Крылатые соседи» (Обухова Л.А., стр.23) | Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим» | 1.Пальчиковая игра: «Птички» 2.Д/ игра: «Опиши птичку» 3. Подвижная игра: «Снегири» |
Февраль | ||
1.«Кто живет в лесах нашего края?» (Обухова стр. 9) | Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Воспитывать любовь и заботу к животным. | 1.Пальчиковая игра :«На водопой» 2.Физминутка: «Звериная зарядка» 3.Д /игра «Угадай по описанию». 4. Д /игра: «Животные наших лесов» 5.Продуктивная деятельность (лепка цветов для сюж.- рол. игры «Цветочный магазин») |
2. «Комнатные растения» (Обухова стр. 25, Соломенникова стр. 57) | Закрепить названия знакомых растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. | 1.Пальчиковая гимнастика: «Посадим цветы» 2. Физминутка: «Подрастает зернышко» 3.Сюж. ролевая игра: «Цветочный магазин» |
4. «Водоемы нашего края» (Обухова стр. 46) | Сформировать у детей представление о реке Сосьва; Дать представление о водоёмах (пруд, болото, озеро, река, море). | 1.Пальчиковая игра: « К речке» 2.Физминутка: «Как приятно в речке плавать» 3. Д/ игра: « Укрась платье куклы хан узором» 4.Игры народов Севера: «Ручейки и озера» |
Сказка «Кукушка» | Расширить кругозор детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов Севера | Показ сказки детям средней группы, родителям. |
Март | ||
1.«Весна, идет!» (Петрова Е.И. стр.43) | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. | 1.Пальчиковая игра: «Весна, весна красная» 2. Физминутка: «Солнце» 3.Д/игра: « Скорая помощь» 4.Д/ и: «Весной на деревьях растут листья, а зимой..» |
2. «Домашние любимцы» (Соломенникова О.А. стр. 43) | Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. | 1.Пальчиковая игра: «Кролики» 2.Физминутка: «Щенок» 3.Д/игра: «Кто чем питается», «Найди детеныша» 4.Игры народов Севера: «Каюр и собаки» |
3. «Посадка лука» (Обухова Л.А. стр.21) | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта | 1.Пальчиковая игра: «Посадим цветы» 2. Физминутка: «На лугу растут цветы» 3.Д\игра: «Что было бы, если из леса исчезли..» 4. Продуктивная деятельность: Посадка лука. |
4.«Мир растений». | Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по строению, запаху, окраске. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства. | 1.Пальчикова игра: «Ветер и листья» 2. Физминутка: «Мы с друзьями» 3.Д/ игры: «Собери букет»,«Узнай растение» 4. Песок и его свойства |
5.Экологическая тропа весной (Соломенникова О.А. стр. 66) | Расширять представления о сезонных изменениях в природе. | Экскурсия по территории детского сада. |
Апрель | ||
1.«Весенние явления в живой и неживой природе» (Обухова стр.27) | Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | 1.Пальчиковая игра: «Ветер и листья» 2.Физминутка: «Кап-кап» 3.Д/игры: «Чудесный мешочек» 4.П/ Игра:« Солнышко и дождик» |
2.«Земля - мой дом» | Дать представление о суше и водном пространстве,разнообразие рельефа земной поверхности, видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. | 1.Пальчиковая игра: «Здравствуй» 2. Физминутка: «Кап-кап» 3.Д/ Игра: «Кто живёт на суше, а кто в воде». 4.П /Игра: « Море – Суша Земля» 5.Свойства воды |
3.Праздник Птиц. | Продолжать закреплять знания о природе, развивать познавательный интерес к жизни пернатых друзей | Проведение праздника. |
4.Насекомые (Соломенникова стр 59, Обухова) | Расширять представления о насекомых. Закреплять знания о строении насекомых | 1.Пальчиковая игра: «Жук» 2.Физминутка: «Кузнечики» 3.П\игра: «На полянку пошли насекомых нашли» (Соломенникова стр.63) |
Май | ||
1.Экологическая тропа весной ( Соломенникова Стр. 66) | Расширять представления о сезонных изменениях в природе. Формировать бережное отношение к природе. | Беседа по теме. |
2.«Растения на территории детского сада». | Закрепить умение ухаживать за растениями; воспитывать отношение к растениям как к живым существам. | 1.Пальчиковая игра: «Радуга» 2.Физминутка: « Детский сад» 3.Д\игра: «Угадай растение» 4. Игры народов Севера: «Успей поймать» |
Праздник: «В гостях у Лесовичка» | Закрепить знания детей о природе нашего края. | Проведение праздника. |
Список литературы:
1. Москаленко, Н. И. Крылова «Опытно — экспериментальная деятельность» Николаева В.ВС. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. - М.: Просвещение – 1999. 3. Николаева С. Н.«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 4. 4.Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998 5. Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников, Москва 2005 6. Рыжова Н.А. «Маленький исследователь в детском саду» 7. Соломенникова О.А, «Ознакомление с природой в детском саду» средняя группа, Москва 2015.
8. Интернет ресурс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ на тему: «Посвящение в юные экологи» (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ...
Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"
На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства педагогов. Формой прове...
Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"
Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...
Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...
Статья в сборнике материалов по экологическому образованию в ДОО РБ: "От экологии природы к экологии души: путь в длиною в 20 лет", посвященный Году экологии и особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан. Уфа 2017.
Статья в сборнике методических материалов по экологическому образованию в ДОО РБ....
Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...