«Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности».
Первые проявления потребности в самостоятельности обнаруживаются в утверждении малыша «Я сам!», что свидетельствует о качественном скачке в его развитии, о желании освободиться от опеки взрослого, о растущей позиции ребенка как субъекта реализации своих интересов и желаний. В этой изменяющейся позиции дошкольника, утверждающей «Я сам!», «Я хочу!», «Я умею!»,заложены зачатки будущих важных качеств: ответственности, настойчивости, уверенности в себе, активности в познании мира. Овладевая новыми умениями, убеждаясь в своих возможностях, дошкольник становится все более активным в деятельности, а самостоятельность становится личностным качеством. Поэтому очень важно не затормозить такие тенденции в поведении ребенка, всячески поддерживать и развивать их.
Известно, что первые трудовые действия малыша связаны с самообслуживанием, которое является для него процессом, заключающим в себе немало трудностей,преодоление которых вызывает радость: «Я сумел сам!», «Я научился!», «Я – молодец!». Постепенно овладевая разными трудовыми процессами, ребенок все больше начинает чувствовать свою умелость.Он отказывается от помощи взрослых и все чаще просит: «Научите меня самого!», то есть выражает потребность в проявлении самостоятельности. Однако нередко под «нажимом» взрослого, которому некогда ждать, пока малыш справится с непослушными рукавами, колготками, и гораздо легче одеть его, чем научить, терпеливо относясь к неумелым действиям, ребенок может смириться со своим положением пассивного объекта действий педагога или родителей. При этом совершается грубейшая ошибка в воспитании: дошкольник начинает чувствовать свою беспомощность, растет его неуверенность в собственных возможностях, пропадает мощный стимул «Я сам», побуждающий к активности, проявлению волевых усилий.
Опора на детское «Я сам» должна стать одной из основ воспитания самостоятельности дошкольников. Активным средством воспитания самостоятельности является включение ребенка в разнообразную продуктивную деятельность путем предложения заданий, требующих проявления самостоятельности и соответствующих его возможностям. Задания следует предлагать в такой форме, которая бы вызывала интерес к их выполнению, а полученный результат приводил к успеху, радовал ребенка.
Выделяется разное отношение родителей к стремлению дошкольника действовать самостоятельно –это две крайние позиции: разрешающая и запрещающая.
Разрешающая (подбадривающая) позиция взрослого побуждает ребенка к активным действиям. У него формируется чувство уверенности в своих возможностях, которое позже перерастает в ответственность за свои действия и поступки.
Запрещающая позиция взрослого оказывает тормозящее воздействие, развивает беспомощность.
Пример. Мать моет посуду.Дочка просит: «Я тоже хочу мыть!» Подбадривающая позиция матери выражается в удовлетворении этого желания, несмотря на ее опасения (разбить посуду, намочить платьице и т. д.).Мать одобряет желание ребенка:– Ты у меня ловкая и умная. Я верю в тебя и считаю, что ты можешь это сделать. Ты можешь мне помочь.Запрещающая позиция проявляется в категорическом отказе:– Ты еще маленькая, ничего не умеешь делать! Я не уверена в тебе, я не считаю, что ты способна это сделать самостоятельно.
Эти два примера говорят о потребности ребенка в проявлении «собственной компетенции»и о поведении родителей как стимуляторов этой компетенции: «У ребенка, встречающегося с положительным характером стимулирования компетенций, будет крепнуть чувство уверенности в своих силах, тогда как под влиянием отрицательного характера стимулирования компетенции уверенность в себе теряется или вообще не вырабатывается».
Положительный характер стимулирования «Ты можешь»
Укрепление веры ребенка в свои силы
Положительное мнение о себе
Развитие внутреннего контроля
Принятие ответственности за собственные действия
Самостоятельность
Личность, уверенная в себе
Отрицательный характер стимулирования «Ты не можешь»
Ослабление веры в свои силы
Отрицательное мнение о себе
Ориентация на внешний контроль
Боязнь ответственности (стремление переложить ее на других)
Зависимость
Личность, не уверенная в себе
Финал этого процесса проявляется во взрослые годы: «Из ребенка вырастает или самостоятельный, независимый и ответственный человек, или же личность, постоянно зависящая от окружения, ощущающая постоянную потребность в чьем-то вмешательстве».
Результаты исследований вызывают необходимость изменений в методах воспитания при переходе ребенка от раннего к дошкольному детству: вместо прямого побуждения взрослым отдельных действий малыша ведущими должны становиться методы, которые поддерживают его стремление освободиться от опеки взрослого, одобряют любую попытку проявить самостоятельность, ставят его в условия выбора содержания и средств реализации своих интересов. Вместо предложений «сделай так», «принеси», «положи» и т. д. используется положительная оценка попыток ребенка действовать самостоятельно, поддержка его решений.
Особенно необходимыми становятся приемы, предупреждающие ошибки (но незаметно для ребенка, которые могут вызвать неудовлетворение малыша собой и ведут к занижению самооценки. Чем старше становится ребенок, тем больше появляется возможностей для воспитания самостоятельности. Детское «Я сам!»наполняется новым содержанием: «Я умею сам, поэтому должен сам», «Я обязан делать сам то, что умею», «Я научусь делать сам то, что умеют другие». Опираясь на рост возможностей ребенка, целесообразно помочь ему увидеть необходимость проявления самостоятельности в заботе об окружающих, что позволяет дополнить позицию «Я сам»более существенными поступками: «Я сам для других», «Я могу объяснить другим», «Я сумею научить друга, помочь ему».
Вот примерное содержание и последовательность приемов воспитания самостоятельности у дошкольников.
Прежде всего, это одобрение попытки проявить самостоятельность, поддержка и незаметная помощь в реализации этой попытки, чтобы у ребенка создалось впечатление о самостоятельном выполнении задуманного действия; помощь в накоплении такого опыта, оказывающего влияние на развитие у дошкольника уверенности в своих возможностях; положительная оценка ребенка, проявляющего стремление к самостоятельности; создание в группе общего положительного отношения к инициативам детей, их задумкам, действиям, поступкам; воспитание у детей осознания своей ответственности за выполнение действия, поступка, положительная оценка стремления достигать намеченной цели, не отступая от возникающих трудностей.
Так самостоятельность становится личностным качеством ребенка старшего дошкольного возраста.