Консультация для педагогов «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста».
консультация
В данной публикации опубликованы советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для педагогов
«Основы воспитания финансовой грамотности
детей дошкольного возраста».
Современная социально-экономическая ситуация создаёт не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремление детей и молодежи «делать бизнес», зарабатывать, быть свободными и независимыми.
Понятно, что в условиях низкого уровня общей и экономической культуры такой бизнес может привести к моральному кризису, ломке ценностных ориентиров уже в детском возрасте.
Закономерно, что проблема воспитания финансовой грамотности стала предметом исследования применительно к детям дошкольного возраста. Раннее разумное воспитание финансовой грамотности служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста я определила, что дети непосредственны, легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками. В целом психологическая обстановка в группе хорошая. Свои взаимоотношения с детьми строила, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Проблема воспитания финансовой грамотности возникла в процессе наблюдения мною за разнообразной деятельностью детей. Я обратила внимание на то, что в самостоятельной изобразительной и трудовой деятельности дети неэкономно расходуют материал: картон, цветную бумагу, бумагу для рисования и т.д. Некоторые дети не следят за поддержанием порядка на рабочем месте, небрежно обращаются с книгами или игрушками. «Моё» и «Наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Из опыта работы можно привести много примеров разного отношения к «своему» и «общему». Когда дети приходят в сад со своей игрушкой, они в течении всего дня озабочены только тем, чтобы не потерять её, чтобы никто не сломал её и не испортил. Они не жадны и дают другим поиграть, но при этом следят за её сохранностью.
Насторожило меня, также, излишняя требовательность детей, потакание родителей детским капризам «купи», «хочу» и т.д.
Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому я познакомилась с некоторыми авторскими программами по финансовой грамотности: «Экономическое воспитание дошкольников» Е.А. Курак, «Дошкольник и экономика» А.Д. Шатовой, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А.А.Смоленцевой. Программы рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Их целью является приобщение малышей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном мире. Считаю, что тема воспитания финансовой грамотности дошкольников своевременна и актуальна. Ни для кого не секрет, что мы воспитывались в обществе, где глушился всякий интерес к деньгам, способам их зарабатывания, накопительства.
Задачи по воспитанию основ финансовой грамотности дошкольников я решаю в разных видах детской деятельности и развития:
- Изодеятельность - дети изготавливают различные изделия в соответствии с тематикой, используются иллюстрации к художественным произведениям.
- Развитие речи - дети учатся рассказывать, объяснять, выделять главное, формулировать свое мнение.
- Математическое развитие - представление о множестве, понимание терминов «больше - меньше», «быстрее - медленнее», «на сколько больше - на сколько меньше».
- Ознакомление с окружающей средой - взаимосвязь явлений в природе, живая и неживая природа.
Как известно, первые шаги в мир финансов ребёнок делает в семье. Для родителей была проведена консультация «Ребёнок и финансы». Следует отметить, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, основывая это требованиями времени, но на практике не содействуют приобщению детей к миру финансов.
Исходя из этого, я поставила перед собой цель в индивидуальных беседах заинтересовать родителей, дать понять, что проблемы могут быть решены только при активном содействии детского сада и семьи. Был составлен план работы с родителями по ознакомлению с основами финансовой грамотности. В родительский уголок ежемесячно помещаю статьи под рубрикой « Добрые дела веками живут», устраиваю выставки детских работ «Мир вокруг нас». Привлекаю родителей к созданию развивающей среды: оформили библиотеку детской книги, изготовили атрибуты для сюжетно-ролевых игр, приобрели настольно-печатные игры по познавательному развитию.
Что может стать содержанием финансового воспитания в семье? Это, прежде всего, домашнее хозяйство. В беседе с детьми я выяснила, что почти у всех детей есть определённые и постоянные обязанности. Дети ухаживают за комнатными растениями или домашними животными, кто-то убирает за собой игрушки или помогает маме в уборке квартиры.
Совместный труд в семье удовлетворяет потребность детей в общении, приучает к бережливости и экономности, а это показатели общей культуры человека, его зрелости. В разговоре с детьми я выяснила, что «бережливость» они оценивают как положительное качество.
Наблюдая за играми детей, увидела, как легко они пользуются такими понятиями, как «баксы», «доллары» и т.д. Я решила провести беседу с детьми, чтобы выяснить знания и представления детей о деньгах. Были заданы вопросы:
-Как ты думаешь, откуда деньги берутся?
-Зачем людям нужны деньги?
-Что бы ты сделал, если бы у тебя было много денег?
-Можно ли деньги выбрасывать?
Моей целью было выяснить, связывают ли дети происхождение денег с трудом. Выяснилось, что дети знают, что деньги берутся: «С работы родителей»; «в кассе получают», «взрослые работают и получают денежки».
На второй вопрос дети отвечали уверенно: «Чтобы делать покупки».
Ответы на третий вопрос меня несколько удивили: «Отдал бы бедным»; «купила бы много-много нарядов»; «построил бы красивый детский сад»; «купила бы для папы и мамы большой дом». Многие дети потратили бы свои деньги на покупку сладостей, игрушек, купили бы животных.
На четвёртый вопрос дети ответили, что деньги выбрасывать нельзя, их нужно « беречь». Ответы детей свидетельствуют о том, что многие семьи не обладают нужным достатком, испытывают нужду в самом необходимом.
Итак, наши дети имеют представление о деньгах, их значении в жизни человека, а вот из анкет и личных бесед с родителями, мне стало ясно, что опыта карманных денег у них нет. Конечно, в повседневной жизни у детей формируется естественным путём некоторый опыт общения с деньгами (покупка сладостей, мороженного и т.д.). Это закономерно, так как ребёнок неотделим от современной действительности.
Для усвоения детьми основ финансовой грамотности, я использую самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Овладение основами финансовой грамотности осуществляется и в процессе чтения художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор (сказки, пословицы, поговорки). Здесь финансовое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Решая сюжетные задачи, дети открывают для себя новую сферу социальной жизни людей - финансовую.
Процесс воспитания финансовой грамотности я реализую через различные формы его организации. Это даёт возможность проявить творчество, индивидуальность и что особенно важно, сделать процесс познания интересным и доступным для детей. Главное - говорить с ребёнком на доступном ему языке, поэтому я предпочтение отдаю таким формам как игра, вечера досуга и др. Сделать экономику для детей понятной мне помогают сюжетно-дидактические игры: «Семья», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Строители», «Дом моды», «Фермеры» и др. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
Дети знают, что многие профессии взаимосвязаны, какими профессиями богат наш край, город. Благодаря этим знаниям у детей формируется положительное отношение к труду. Они знакомы с профессиями своих родителей и родных.
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Покупки» уточняю и закрепляю представления детей о мире финансовых явлений. Дети приобретают новые финансовые знания, умения и навыки и учатся реализовывать их в разных условиях и с разными объектами. Это повышает прочность и осознанность усвоенных знаний.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания финансовых явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес детей к знаниям финансовой грамотности, учит видеть за названиями и терминами жизнь.
Продуктивная деятельность детей в воспитании финансовой грамотности рассматривается как вид трудовой деятельности. Вместе с детьми мы изобретаем игровые деньги, товарные знаки, лотерейные билеты, рекламу. Хочу сказать несколько слов о рекламе. Безусловно, проблема рекламы актуальна. Но я думаю, что нужно очень осторожно подходить к этой проблеме. У детей нужно формировать правильное отношение к рекламе, поэтому я использовала самые разнообразные приемы: наблюдения, рассказ воспитателя, беседы с детьми, чтение специальной художественной литературы, организацию продуктивной деятельности. Поэтому, несмотря на то, что адресатом рекламы являются взрослые, детей от её восприятия изолировать невозможно, и моя задача, как воспитателя, состоит в том, чтобы в доступной для детей форме рассказать, что такое реклама. Например: «Реклама – это объявление, призыв, обращение ко всем взрослым, чтобы они знали, где какие товары продаются». Знакомить детей с миром рекламы, с профессиями людей, работающих в рекламном агентстве нужно начинать с подбора и рассматривания детской игрушки, сладостей и т.д. С детьми своей группы я изготавливала рекламу различных предметов. Ее мы использовали на вечере досуга «Чудеса в осеннем лесу». В процессе лепки дети устанавливают зависимость покупательского спроса на изделия от его изготовления, определяют нужное количество материала и т.д.
Обучение детей основам финансовой грамотности предусматривает решение задач по реализации национально-регионального компонента. На занятиях дети получили знания о природных богатствах края, расширились знания о труде взрослых, об их трудолюбии и мастерстве.
Большой популярностью у детей пользуются развлечения и вечера досуга. Дети решают познавательные, практические, игровые задачи, используя, разнообразные способы и средства.
Работая по данной теме, могу с уверенностью сказать, что тема актуальна, своевременна и, несомненно, интересна. Дети занимаются с удовольствием. Этому способствовали создание развивающей среды и подбор художественной литературы. В дальнейшем планирую продолжить работу по воспитанию основ финансовой грамотности дошкольников. Для себя поставила цель: повышать уровень профессиональной подготовки по данной теме, изучать методическую литературу и продолжить работу с детьми младшего и среднего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/05/picture-145245-1538735881.jpg)
консультация для педагогов "АГРЕССИВНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Данный материал содержит теоретическое рассмотрение понятие "агрессия" (виды, причины), а также практические рекомендации по работе педагогов с агрессивными детьми....
Консультация для педагогов "Общение детей дошкольного возраста с родителями"
Развитие общения с возрастом, определение уровня развития общения, компенсация возможных недостатков общения, виды и формы общенгия....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-199304-1485008569.jpg)
Консультация для педагогов "МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ". Педагог Шкилева Елена Валерьевна
Чтобы правильно организовать образовательную деятельность необходимо заинтересовать дошкольников, мотивировать их на совместную деятельность......
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/23/picture-555548-1419360292.jpg)
консультация для педагогов "Знакомим детей дошкольного возраста с техникой оригами"
Оригами обладает большими возможностями для построения игры - ведущего вида деятельности дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/09/picture-163426-1449637119.jpg)
Консультация для педагогов "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению"
Неплохая консультация, будет полезна для обей информации...
Консультация для педагогов "Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой"
полезная статья...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/23/picture-319563-1382546344.jpg)
Консультация для педагогов "Агрессивность в дошкольном возрасте"
Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни.Агрессивное поведение ребенка раздражает взрослого человека.У таких детей часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не х...