статья "Игры-викторины для дошкольников"
статья
Прежде чем создавать для детей викторины, необходио разобраться в их квалификации, особенностях проведения. Данная статья раскрывает эту тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2020_igry-_viktoriny_dlya_doshkolnikov.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Борнякова Мария Владимировна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад №1
Выборгского района Санкт- Петербурга
«Игры- викторины для дошкольников»
«Что наша жизнь? Игра!»
М.И.Чайковский.
Человек будущего- какой он? Давайте поразмышляем. Безусловно, это свободный, самостоятельный, инициативный человек. Человек, способный принять самостоятельное решение, в том числе и в ситуации выбора. А когда человек овладевает теми качествами, которые помогут ему стать именно таким? Конечно, характер и темперамент сопровождают нас с самого рождения. Но умения развить и воспользоваться своими врожденными данными, направить свои ресурсы в конструктивное русло- это результат длительного, трудоемкого и интересного процесса- воспитательно- образовательного.
Социальный заказ государства системе образования сформулирован в основных нормативно-правовых документах: Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Это воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Игра способствует развитию активности и инициативы. Овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников как основных социально-нормативных возрастных характеристик детей на этапе завершения дошкольного образования.
Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.
Назначение игры для дошкольника — возможность раскрыть свой потенциал, а для взрослого — помощь в направлении вектора развития малыша. Это определяет функционал игровой деятельности, подразделённый на несколько видов:
- развлекательная функция (стимулирует интерес ребёнка, дарит ему удовольствие от процесса и результата игры);
- социокультурная (помогает постигать нормы и правила поведения в обществе);
- диагностическая (позволяет взрослому определить отклонения в развитии и поведении ребёнка, например, замкнутость малыша);
- коррекционная (ставит целью внесение положительных изменений в личность ребёнка);
- терапевтическая (помогает в развлекательной форме преодолевать те или иные трудности, с которыми малыш сталкивается в различных видах деятельности, например, с помощью театрализованных постановок терапевтических сказок дети преодолевают страхи, становятся более общительными);
- коммуникативная (формирует способность ребёнка получать и передавать информацию в процессе общения, совместной деятельности со сверстниками, развивает речь);
- познавательно-воспитательная (помогает закрепить блоки информации, получаемые малышом в процессе разных видов деятельности, формирует любознательность);
- функция самореализации (игра позволяет ребёнку определить спектр своих интересов, так как малыш не будет играть, если ему скучно, малоинтересно).
Из многообразия игр я выделю дидактические или обучающие игры. Они направлены на объяснение, отработку или закрепление учебного материала. К этим играм относится викторина. Как одна из форм досуговой деятельности, она дает возможность для проявления познавательной активности во всех областях знаний.
Виктори́на – это форма организации работы с детьми, основанная на взаимодействии педагога и воспитанников, в процессе которой дети развлекаются, соревнуясь в правильном выполнении предложных разработчиками поисковых заданий различного содержания, соблюдая определенные правила и представляя ответы в заданной форме. По итогам викторины с учетом предложенных критериев определяется победитель.
В ходе взаимодействия в рамках викторины, дошкольники имеют возможность реализовать освоенные личные результаты и достижения, а также опыт их презентации в форме речевого высказывания. Педагоги являются активными участниками и организаторами речевого общения между детьми. Особо следует обратить внимание на то, что традиционно викторина представляется такой формой, в которой происходит процесс угадывания правильных ответов на вопросы. Наша задача в организации данной деятельности заключается в том, что дошкольники не просто односложно отвечают на вопросы и задания, демонстрируя тем самым свои знания, но и обсуждают, договариваются, размышляют, рассуждают, объясняют свои решения.
По содержанию викторины могут быть тематическими (все задания по одной теме) и смешанными (задания имеют разную тематику); по тематике заданий (областям знаний): музыкальная, литературная и др. Если рассматривать деятельность по количеству участвующих в ней детей, то она будет индивидуальная или командная; по составу участников (детская, семейная, внутригрупповая, межгрупповая, разновозрастная).
Как любой организованный процесс, викторина имеет несколько этапов:
- ознакомление детей с темой викторины;
- подготовка детей к выполнению заданий викторины;
- ознакомление с заданиями;
- ход викторины, в ходе викторины: выслушивание заданий, обсуждение способов его решения, выслушивание ответов, внесение исправлений и дополнений в соответствии с правилами викторины;
- заслушивание итогов, участие в процедуре награждения.
Как проводятся викторины для детей?
Обычно различные тематические викторины проводится с большой группой детей. Перед взрослым ведущим стоит сложная задача – придумать вопросы, соответствующие возрасту и уровню психического и интеллектуального развития личности на данном этапе. Составить занимательную викторину можно обо всём, что должно быть известно детям в данный период их развития. Какие задания можно включать в викторину? Решение кроссвордов, отгадывание загадок, тест, двигательные упражнения, музицирование…
При этом существует несколько правил подготовки интеллектуальных заданий. Необходимо, чтобы вопросы:
- четко формулировались;
- объединялись общей тематикой;
- имели определенную цель;
- были понятными детям.
Если ребенок затрудняется ответить на какой-либо вопрос, взрослый может дать ему наводящую подсказку.
Слово «викторина» мы подсознательно ассоциируем со словом «победа», поэтому логическое завершение викторины- определение победителей. Вне зависимости от того, кто победил, педагогу нужно проследить, чтобы каждый участник получил какую-нибудь награду.
Итак, викторина- это игра! А любая игра- это развлечение. Использование подобных развлечений в образовательном процессе помогают в игровой развлекательной форме упорядочить знания, пробудить интерес к познавательной деятельности и расширить кругозор.
Во время работы над выступлением я использовала и адаптировала материалы, выложенные в свободном доступе в интернете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"
Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...
Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна
В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.
В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...