РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
консультация
Скачать:
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Родители являются самыми лучшими путеводителями своего ребенка для совместной работы со специалистами!
С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми.
Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка.
Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важными являются и такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, а также содействие его социальной адаптации.
Для обеспечения полноценной психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ в условиях дома, родителям необходимо знать основные направления, методы и приемы взаимодействия со своим малышом.
Для ребенка с ОВЗ (вне зависимости от его диагноза) очень важно развивать свои телесные ощущения и двигательную активность.
Для этого можно воспользоваться следующими нехитрыми приемами:
— раскачивание ребенка (в гамаке, в покрывале, на качелях и т.д.) с проговариванием стихов, потешек и песенок;
— качание на гимнастическом мяче (лежа на спине, на животе, с упором на ноги, на руки, сидя);
— ходьба по различным поверхностям (по камушкам, по песку, по губкам, по каштанам, гороху, массажным коврикам и т.д.);
— лазанье, перелезание по папе, по маме, эмоционально-заразительные ласкательные игры (накрывшись простыней, с прикосновениями и т.д.);
— развитие сенсорных ощущений руки (рисование на ладошке, отпечатками ладошки, ступни; лепка из соленого теста и пластилина);
— катание на велосипеде;
— игры с мячом (бросаем вверх, от себя, катим, ловим, ударяем по мячу ногой, используем разную силу («Ударь как слон», «Ударь как мышонок»);
— пальчиковые игры;
массаж рук до локтя и ног до колена с использованием контраста (суджок и резиновый колючий мячик, зубная щетка, макияжная кисть и т.д.).
Взаимодействуя с ребенком, говорите простыми короткими фразами. Сопровождайте все бытовые ситуации показом предмета и короткой фразой + естественный жест. Например: «Это тарелка. Будем кушать» (жест – рука ко рту) или «Это мыло. Будем мыть руки» (жест – рука трет руку).
- Одним из самых простых и эффективных приемов является подключение к играм ребенка (именно: стараться поддержать его игру и включаться в нее) – повторять за ним то, что он делает, ждать его реакции, вырабатывать эмоциональный отклик и очередность в играх. Постепенно, после того, как совместное внимание к игре уже есть, необходимо включать игры с правилами.
- Можно использовать элементы «Холдинг-терапии», например, держите ребенка на коленях подолгу рассказывая истории из жизни, пропевая песенки-потешки, при этом покачивайте, похлопывайте, поглаживайте, старайтесь установить контакт «глаза в глаза». Постепенно включайте все новые истории – короткие, доступные и очень насыщенные эмоционально, старайтесь заряжать своими эмоциями ребенка (вместе сопереживать главному герою, вместе переживать страх и преодолевать его и т.д.).
- Если возможно, предложите ребенку поучаствовать в домашних занятиях – пропылесосить, наливать сок в стаканы, мыть посуду или стирать мелкие предметы одежды. Можно рекомендовать ввести в распорядок дня ребенка обязанность (например, раздать столовые приборы перед ужином для всех членов семьи).
- Обязательным условием развития речи детей является стимуляция речевой активности. Предлагайте ребенку выбор, ограниченный двумя-тремя предметами: «Ты будешь кушать йогурт или кашу? Ты наденешь красный свитер или рубашку?» и т.д. Поначалу ответом может служить взгляд в сторону заинтересовавшего предмета или в дальнейшем указательный жест. Необходимо говорить с ребенком о том, что вы сейчас видите, что будете делать вместе, что ощущаете от увиденного. Не оставляйте без внимания его чувства: «Тебе больно? Покажи, где больно. Давай поглажу, пожалею». Так же работайте и с положительными эмоциями (где были, что видели, что понравилось).
- Развивайте слуховое восприятие: слушайте бытовые шумы (ветер, дождь, скрип двери, телефон, шум транспорта, шум кипящей и журчащей воды). Можно вместе с ребенком извлекать звуки с помощью предметов – постучать деревянной или металлической палочкой (ложкой) по различным предметам и объектам, находящимся в доме. Привлекайте внимание ребенка к различным звукам.
- Соблюдайте четкость и последовательность требований. Обсудите их с членами своей семьи и старайтесь сделать так, чтобы все взрослые неукоснительно соблюдали эти требования. Разработайте собственную систему наказаний и поощрений. Старайтесь добиваться того, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца (взял игрушку – поиграл – убрал на место). Для формирования пространственно-временных представлений обязательно проговаривайте вслух свои действия и действия ребенка (сначала мы проснулись, умылись, позавтракали, поиграли, погуляли и т.д.). Для того, чтобы ребенок лучше осваивал порядок своей деятельности, создайте свое собственное визуальное расписание (с помощью картинок, обозначающих то или иное действие).
- При обучении новым знаниям (введение новых понятий) можно использовать систему трехступенчатого урока:
— чётко, медленно называем (даем потрогать, попробовать и т.д., т.е. вызываем как можно большее количество ощущений (развиваем межсенсорную интеграцию)). Например, сначала ребенку показывают лимон: «Это лимон».
— действуем с предметом (дай, спрячь, найди, положи и т.д.). Например: «Давай потрогаем лимон ручкой, щечкой, лобиком? Лимон гладкий? Понюхай лимон. Ароматный. Попробуй лимон. Кислый. Покати лимон. Катится. Положи лимон на тарелку. Дай лимон папе».
— задаём вопрос: «Что это?» (ребенок отвечает).
- Исключите постановку перед собой множества целей, а лучше разбейте их на несколько небольших задач, которые решайте постепенно: от одной переходите к следующей.
- Постоянно поддерживайте здоровый образ жизни при воспитании ребенка (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня).
- В семье необходимо создать и сохранить доброжелательную обстановку, проявлять терпение заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка. Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер - класс для родителей " Сенсорное развитие и воображение детей дошкольного возраста в домашних условиях»
Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию, воображению детей дошкольного возраста в домашних условия...
Консультация для родителей по развитию связной речи детей с ОНР в домашних условиях
В материале консультации имеются рекомендации по развиию связной речи детей с ОНР в повседневной жизни....
Рекомендации родителям по развитию и воспитанию ребенка 3-го года жизни
Обогащайте запас знаний и впечатлений ребенка, с этой целью показывайте ему картинки, новые действия, читайте небольшие рассказы, сказки, стихи. Обучайте его передавать свои впечатления, отвечать на в...
Методические рекомендации родителям для занятий с детьми 5-6 лет в домашних условиях в летний период
Лето - самое благоприятное время для совместного отдыха родителей с детьми. Это время, когда спадает эмоциональное напряжение и можно расслабиться. Но это не означает, что развитие ребёнка останавлива...
Рекомендации родителям для занятий с детьми ОВЗ физическими упражнениями в домашних условиях
Движение является главным фактором нормального физического и интеллектуального развития человека не только в период его роста, но и совершенствования в дальнейшей жизни....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"
Как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться н...
Буклет для родителей дошкольников: развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях
Буклет для родителей дошкольников: развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях «С мамой на кухне»...