Рекомендации для воспитателей ДОО по использованию интерактивного песка с детьми дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Ломакина Антонина Александровна

Песочная терапия — самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей ДОО по использованию интерактивного песка для детей младшего дошкольного возраста

Песочная терапия — самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми.

Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка.

Они позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека.

Песок как бы заземляет негативную энергию. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим — успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей.

Наиболее интересной для ребенка игра с песком становится, если она оснащена инновационными технологиями. Именно таким изобретением является интерактивная песочница.

Интерактивная песочница — это уникальное оборудование, позволяющее перенести песочную терапию на новый уровень, раскрыть внутренние резервы и природные способности дошкольников. Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности, благодаря чему обычный песок превращается в волшебную вселенную.

Интерактивная песочница является маленькой моделью окружающего мира, в которой ребенок может «проиграть» и отпустить всё, что его беспокоит.

Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком.

Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям, ровно держать ладони).

Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины.

Параллельно с этим важно помогать, детям делать, самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки.

Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики ходят гулять по песку, играют на песке, как на пианино, и т. д.

После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию.

Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании.

Все песочные картины хорошосопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.

Параллельно можно описать на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием.

Затем можно приступить к постановке сказок на песке: Колобок, Теремок, Курочка Ряба и др. Мы рассказываем сказку и рукой ребенка передвигаем фигурки в разных направлениях. Постепенно малыш учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно.

Кроме того, с помощью игр на песке можно изучать грамоту, счет. Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человек, а выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач.

В интерактивной песочнице есть режимные моменты. В данном режиме детям предлагается, изменяя рельеф, погрузиться в красочный мир творчества. Каждая манипуляция (изменение высоты рельефа) с песком приводит к изменению его цвета.

Режим «Карта высот»

В данном режиме песок окрашивается в зависимости от высоты, в виде топологии. Цвета окрашивания песка: от синего в самом низу, до красного на вершинах. Дети наглядно изучают высоты рельефа. В зависимости от манипуляций с песком (изменение высоты рельефа), меняется его цвет. В режиме топологии возможно углубленное изучение континентов, имитация их с учетом особенностей рельефа — горы, низины, водные объекты.

Режим «Вулкан»

Режим строительства, которые дополнен возможностью создания интерактивного объекта — вулкана. Для того чтобы создать вулкан, необходимо сделать отвесную гору из песка с округлой вершинной, выше уровня бортов песочницы. Не допускается наличие посторонних объектов над горой-вулканом. Вулкан может извергать лаву, которая ведет себя, как настоящая, а также может выпускать дым. Дети могут промоделировать поведение вулкана, и наблюдать, как он поведет себя в тот или иной момент. В данном режиме можно изучать: ‒ Вулканы и их строение, и образование; ‒ Поведение вулканов — действующие вулканы и «спящие», причины извержения вулканов; ‒ Что такое лава. Ее свойства; ‒ Воздействие вулканов на окружающую природу и человека;

Режим «Водопад»

Режим строительства, который дополнен возможностью создания интерактивного объекта — водопада. Для того чтобы создать водопад, необходимо вытянуть руку (1 метр над песочницей) и растопырить пальцы. В этом режиме на рельефе может присутствовать только один водопад. Водопад появляется в том месте, где находится проекция руки. Ведет себя, как реальная вода: стекает по склонам и скапливается в низинах. В данном режиме можно изучать: ‒ Водопады, самые известные водопады в России и в мире; ‒Плотины и их виды: естественные и искусственные; ‒ Строительство плотин людьми: польза и негативное воздействие; ‒ Естественные плотины. Возведение плотин животными; Негативное воздействие и польза; ‒ Горные водоемы: реки, озера, водохранилища;

Режим «Формы цвета»

На песочницу проецируются фигуры различного размера: ‒ Квадрат. ‒ Треугольник. ‒ Круг. ‒ Звезда. Задача ребенка — найти фигуру того размера, которую попросил педагог, и изменить ее цвет. Цвет фигур изменяется в зависимости изменения высоты рельефа песка в том месте, где находится та или иная фигура — то есть требуется выкопать песок по контуру данной фигуры, либо наоборот построить выше общего уровня песка по контуру фигуры.

Режим «Раскраска»

Возведите из песка любимых персонажей из мультфильмов Н-р рыбок, бабочек, черепашек и т. д. Изменяйте ландшафт, чтобы построить красочные фигуры. Кроме обучающей программы интерактивная песочница оснащена играми: «Танчики», «Битва кощеев и драконов», «Шарики» Игра «Танчики» Защищайте базу основного большого танка от нападения врага. Бейте по технике и живой силе противника (бить можно по песку, где находится противник, а можно взмахом руки над противником). Изменяйте ландшафт, чтобы затруднить движение противнику, т.е стройте преграды.

Игра «Драконы и кощеи»

Игра рассчитана на 2-х детей драконы против кощеев, бейте по драконам, если вы за кощеев или наоборот (бить можно по песку, где находится противник, а можно взмахом руки над противником).

Игра «Шары»

Лопайте шары нужного цвета, чтобы набрать наибольшее количество очков, необходимый цвет показывает рамка на границах (лопать шарики можно хлопком по песку, а можно взмахом руки).

Песочная терапия в интерактивной песочнице:

 

  • Способствует развитию речи
  • Улучшает координацию движения
  • Развивает сенсорное восприятие
  • Стабилизирует психологическое состояние
  • Снимает напряжение
  • Улучшает внимание и память

Принципы организации занятия

1.Совместная деятельность должна проходить в доброжелательной творческой атмосфере. Ребенку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жестких правил и рамок, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь, критики.

2.Структуру совместной работы необходимо адаптировать под интересы самого ребенка.

3.Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей.

4.Необходимо:

  • Поддерживать ребенка в поиске ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения;
  • Ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с Вами;
  • Ценить природную мудрость ребенка и его уникальность, но не учите его «быть таким как все».

5.Желательно, чтобы дети работали стоя — так у них больше свободы движений.

6.Нобходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько правил:

  • Категорически нельзя бросаться песком;
  • Перед началом и по окончании занятий с песком, необходимо мыть руки;
  • Если песок рассыпался на стол или на пол собрать или подмести его.

Комфортная среда для ребёнка

Интерактивная песочница создаёт уютную атмосферу для занятий, с помощью направленного светового потока и приглушённого света.

Инструкция к играм в сказочной или стихотворной форме.

Так дети лучше усваивают правила. К тому же они, таким образом, развивают свою фантазию и творческий подход. А интерактивная песочница с помощью цветовой стимуляции надолго удерживает внимание даже маленьких детей.

Упражнения подходящие возрастным и индивидуальным особенностям детей

Важно выбирать оптимальную сложность упражнений, чтобы детям было немного трудно их выполнять. Так вы развиваете моторное планирование, что способствуют гармоничному развитию. Для этого в интерактивной песочнице есть градация по уровням сложности.

У ребёнка в процессе игры осуществляется взаимный переход «воображаемого» в «реальное» и наоборот. Это помогает ему осознать какой поступок он совершил: правильный или ошибочный.

В интерактивной песочнице разработаны специальные режимы для проживания ситуаций в игровой форме и для оценки своих действий.

«Оживление» абстрактных символов, когда ребёнок взаимодействует с цифрами или геометрическими фигурами, он лучше усваивает знания. А режимы интерактивной песочницы визуализируют на новом уровне абстрактные понятия.

Структура занятия

Вводная часть

  1. Ритуал приветствия
    2. Правила работы с песком

Основная часть

  1. Упражнения для осязания
    4. Упражнения с песком

Заключительная часть

  1. Рефлексия
    6. Ритуал прощания

Цель приветствия — включить каждого ребёнка в работу и создать нужную атмосферу для занятия. Для этого используйте упражнения на концентрацию внимания, игры на сплочение коллектива.
Талисман

Выберите одну игрушку и пусть она станет символам вашей группы и поможет вам познакомиться ближе. Тот кто держит игрушку рассказывает о себе, а после того как все познакомились вместе выбирают место, где будет жить талисман.

Стихотворные разминки

Начинаем наши игры!
Подвигайтесь-ка вперед!
До чего же вы, ребята,
Удивительный народ!

или

Раз вдохнули, два вдохнули,
Хлопнули в ладошки,
А теперь садимся рядом,
Как в земле картошки!

  1. Правила занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Перед использованием песочницы важно познакомить детей с правилами занятия. Используйте игровой подход при объяснениями правил. Например, сделайте песок одним из героев на уроке, сочините про него сказку.

Песок в домике

Объясните детям, что песок нельзя разбрасывать за пределы песочницы и в других детей. Например, скажите детям, что у него есть свой домик и он не хочет, чтобы его мама переживала за него.
Работа в песочнице

Песок легко пересыпается, поэтому его приятно гладить, пересыпать в руках, рисовать на нём узоры, делать ямки и возводить горы. Также для липкости можно немного добавить воду.

Гигиена

Перед игрой следует помыть руки с мылом и закатать рукава, чтобы ничего не мешалось в игре. Скажите детям, что песок не хочет быть грязным и хочет быть красивым
Свет

Предупредите детей, что нельзя смотреть вверх на проектор. Скажите, что тогда волшебство пропадёт и останется только обычная песочница.

Границы ребёнка

Чтобы не было конфликтов, обозначьте определённое место каждому ребёнку возле песочницы. Это может быть стульчик или подушечка.

  1. Упражнения на осязание в интерактивной песочнице

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнения на осязание — это любые упражнения, которые помогают развить мелкую моторику.

Ладошки рук

Нужно сделать отпечатки рук на песке при этом рассказать про свои ощущения: «Чувствую прохладу от песка, он сухой и приятный на ощупь». Потом перевернуть ладонь и снова проговорить свои ощущения: «Мне кажется, что песок стал теплее»

Раскопать руки

Нужно зарыть в песок свои руки и попытаться освободить их при помощи пальцев и сдувания песчинок с рук. Чтобы усложнить задачу, делайте это упражнение с влажным песком.

Сапёр

Используйте режим «Сапёр» в интерактивной песочнице и попросите детей находить мины. Важно чтобы, они не знали какая мина и где спрятана.

  1. Упражнения с песком

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнения в песочнице направленны на решение основной образовательной цели занятия. Они подразделяются на:

Обучающие игры

Обучают ребёнка базовым знаниям, чтобы ему легче было начать читать, писать, считать.

Познавательные игры

Помогают детям узнать разные стороны мира, изучить историю города или страны, понять простые физические законы.

Проективные игры

Открывают творческий полёт фантазий у ребёнка, помогают ему проживать накопившиеся эмоции и раскрывают потенциальные возможности у детей.

  1. Рефлексия

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия помогает детям выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт и сравнить свои успехи с другими. Лучше всего проводить рефлексию в игровой форме.

Весёлые рисунки

Попросите детей нарисовать в песочнице, как им понравилось занятие. Это могут быть забавные рожицы или какое-то животное. Пусть ребёнок объяснит, что означает его рисунок.

Подарок

Спросите детей, понравилось ли их ладоням играть в песке. И после этого попросите их выбрать подарок для своих ладоней из разных предметов. Это могут быть перья, ракушка или камешек.

Круг

Попросите детей сесть в круг и передавать какой-нибудь предмет, например, камешек, мячик, кубик. Тот у кого предмет отвечает на вопросы учителя: «Что удивило? Что запомнилось?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Возможности использования интерактивной доски с детьми дошкольного возраста» (выступление на пед.совете)

Консультация для воспитателей «Возможности использования интерактивной доски с детьми дошкольного возраста»...

Мастер-класс для воспитателей по использованию в работе с детьми дошкольного возраста техники рисования песком

Мастер-класс для воспитателей по использованию в работе с детьми дошкольного возраста техники рисования песком...

Использование интерактивного оборудования с детьми дошкольного возраста

Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра. ...

«Использование интерактивного оборудования с детьми дошкольного возраста»

Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей....

Консультация для родителей «Возможности использования интерактивной доски с детьми дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Возможности использования интерактивной доски с детьми дошкольного возраста»...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Использование в работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционной техники айрис-фолдинг»

Айрис-фолдинг – удивительная художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги и клея необычайно яркие и веселые композиции с эффектом объемного изображения. Достигается этот необыч...