Проект «Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставляю в лесу».
проект (подготовительная группа)
Цель: расширение представлений у детей подготовительной к школе группы о лесах родного края в целом и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, создание условия для повышения активности участия родителей в жизни группы, детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 43.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41 комбинированного вида
Проект
«Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставляю в лесу».
Автор проекта воспитатель:
Серякова Ольга Сергеевна.
г.о.г. Шахунья
2019 год
- Информационная карта.
Наименование проекта | Проект «Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставляю в лесу». |
Автор и участники проекта | Автор проекта: Серякова Ольга Сергеевна – воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детский сад №41 комбинированного вида. Участники проекта: воспитатель, воспитанники подготовительной группы, родители. |
Обоснование актуальности и педагогической значимости проекта | Дошкольный возраст – это период становления основ будущей личности. Именно в это время необходимо начинать экологическое образование ребенка. И начинать его нужно со знакомства с объектами природы ближайшего окружения. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Наша богатая лесами страна издавна славится обилием грибов. Грибы - это удивительное творение природы. Во второй половине лета многие люди собираются в лес, на тихую охоту. Так образно назвали сбор грибов. Это увлекательное занятие обнаружить среди листвы и травы крепкий боровик, подосиновик, хрупкую сыроежку или замечательный рыжик. Грибы являются вкусным питательным продуктом. Они хороши и в грибнице, и с картошкой с луком. Из сушёных грибов делают икру или пекут вкусные пирожки. Сбор грибов – увлекательное и полезное занятие. Но вместе со съедобными грибами в лесу растут и другие грибы, которые грибнику лучше обходить стороной и в корзинку не класть. Они вызывают отравление организма, от которого человек умирает. Точных методов, как отличить хорошие и плохие грибы, нет. Надо брать лишь хорошо знакомые грибы. Но не так-то просто найти хороший гриб. Для этого нужно изучить его «повадки», уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. |
Цели и задачи проекта | Цель: расширение представлений у детей о лесах родного края в целом и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, создание условия для повышения активности участия родителей в жизни группы, детского сада. Задачи: Для детей: Обучающая: формировать у детей знания о грибах и их видах, о ценности грибов для человека и животных, птиц; расширять знания о лесах родного края, учить разбираться в грибах. Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, память; развивать зрительное и слуховое внимание; развивать логическое мышление (составление загадок, придумывание сказок о грибах); развивать творческие способности детей; вовлекать родителей и детей в совместную деятельность. Воспитательная: воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к природе, показать ценность природы и её даров для каждого человека. Для родителей: Знакомить детей с грибами в условиях дома (по компьютеру, по телевидению, по книгам). Совершить семейный поход в лес за грибами. |
Краткая аннотация содержания проекта |
|
Сроки выполнения проекта |
С 12 по 23 августа 2019 г. |
Материально – техническая база и предполагаемая стоимость проекта | Компьютер, принтер, музыкальный центр, мультимедийный проектор, фотоаппарат, USB – флешкарта, методический инструментарий, наглядно – методические пособия.
|
- Актуальность и важность данной проблемы.
Август… Осень на носу.
И грибы пошли в лесу.
А потом пошли за ними
Мы с корзинами большими.
Е. Ярышевская
Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Дошкольный возраст – это период становления основ будущей личности. Именно в это время необходимо начинать экологическое образование ребенка. И начинать его нужно со знакомства с объектами природы ближайшего окружения.
Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая еѐ с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребѐнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть еѐ красоту и понимать ценность для человека. Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах, сколько ярких цветов расцветает в садах. Так же не счесть даров, которые дарит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы. Не каждый современный родитель ходит со своими детьми в лес. А ведь невозможно познакомиться с природой достаточно близко, не побывав в лесу в разные времена года. А те дети, которые вместе с родителями ходили в лес за грибами, в группе постоянно задавали вопросы о внешнем виде грибов, их названиях, строении, постоянно делали зарисовки, рассуждали о грибах. Жизнь, здоровье и безопасность дошкольников полностью зависит от окружающих и взрослых. Природа дарит нам много восхитительного, но вместе с тем и опасного. Мало кто задумывается, что за пределами дома или детского сада маленькие исследователи могут встретить ядовитые грибы и растения, которые малыши предпочитают пробовать «на вкус». От отсутствий знаний об ядовитых и несъедобных грибах может приключиться беда. Отсюда и появилась необходимость создания проекта «Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставляю в лесу» возникла необходимость дать детям более глубокие и широкие знания о грибах, чтобы дать простейшие знания об подстерегающих опасностях при встрече с грибами и мерах предосторожности, ведь ФГОС ДО ставит перед педагогом задачи по формированию основ безопасности, в том числе безопасное поведение в природе. Было решено целенаправленно заниматься этой темой, поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать этот проект.
Грибы «обитают» в садах, полях и лесах. На земном шаре известно свыше 100 тысяч видов грибов. Одни из них наносят вред природе и человеку (возбудители болезней, паразиты и т. п.), другие приносят немалую пользу (почвенные, играющие важную роль в создании плодоносного слоя, плесневые, необходимые для производства лекарственных препаратов, и т. п.). О существовании ядовитых грибов люди узнали несколько тысячелетий тому назад и зачастую использовали содержащиеся в них смертоносные вещества в корыстных целях. Печальная популярность грибных токсинов объяснялась прежде всего тем, что в медицине того времени не было необходимого противоядия, и грибы являлись надежным оружием, неизменно приводящим к летальному исходу.
Шагая по ступенькам к финалу проектной деятельности, мы с ребятами узнаем много нового и интересного о родной природе, познакомимся с различными видами грибов, особенностями их произрастания и полезными свойствами, как для человека, так и для животных, птиц; познакомимся с правилами безопасного поведения в природе и при сборе грибов.
Проблема:
Дети редко бывают в лесу и лесопосадках, и практически не имеют возможности видеть и наблюдать грибы в их естественной среде.
Они не имеют достаточных знаний о грибах, произрастающих в наших лесах средней полосы, их роли в природе, не задумываются о том, как их надо собирать, чтобы не навредить грибнице. Представления детей о грибах стереотипны и неверны с экологической точки зрения, и сводятся к тому, что они бывают съедобными – хорошими, и ядовитыми, вредными. Как детям побороть стереотипы и получить верные представления о грибах? Как познакомить детей с грибами? Как взять себе за правило собирать только те грибы, которые хорошо известны, чтобы быть избавленным от отравлений, которые могут быть довольно серьезными.
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.
Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
По продолжительности: краткосрочный.
Срок реализации проекта: с 12 по 23 августа 2019 г.
Участники проекта: воспитатель группы, дети и родители.
Цель проекта: расширение представлений у детей о лесах родного края в целом и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, создание условия для повышения активности участия родителей в жизни группы, детского сада.
Задачи:
Для детей:
Обучающая: формировать у детей знания о грибах и их видах, о ценности грибов для человека и животных, птиц; расширять знания о лесах родного края, учить разбираться в грибах.
Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, память; развивать зрительное и слуховое внимание; развивать логическое мышление (составление загадок, придумывание сказок о грибах); развивать творческие способности детей; вовлекать родителей и детей в совместную деятельность.
Воспитательная: воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к природе, показать ценность природы и её даров для каждого человека.
Для родителей:
Знакомить детей с грибами в условиях дома (по компьютеру, по телевидению, по книгам).
Совершить семейный поход в лес за грибами.
- Сбор и анализ информации по избранной теме.
Работу, предшествующую созданию проекта, можно разделить на несколько этапов:
- уточнение представлений детей о грибах и их видах, о ценности грибов для человека и животных, птиц; знаний о лесах родного края, о правилах безопасного поведения в природе и при сборе грибов; т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики);
- анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы с родителями);
- изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей;
- анализ предметно - развивающей среды.
- Реализация плана действий проекта.
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
- опрос родителей и детей по теме;
- определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта;
- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями;
- подбор материала и оборудования для бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических);
- создание развивающей среды, внесение игр по теме – дидактических, настольных, печатных, театрализованных, сюжетно-ролевых;
- сотрудничество с родителями (оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка фотографий, литературы).
2 –й этап. Основной:
Совместная деятельность детей и воспитателя.
Сотрудничество с родителями:
индивидуальные консультации;
оформление папок – передвижек;
участие родителей в проектной деятельности.
3-й этап. Заключительный:
- Выставка книг «Грибная поляна».
- Выставка детского творчества «Все грибочки хороши!»
- Фотовыставка «Мы – грибники».
- Консультация для родителей «Съедобные и ядовитые грибы».
Форма работы с детьми
Познавательное развитие | Д/и «Найди пару» Д/и «Найди похожий гриб» Д/и «Собери в лукошко съедобные грибы» Д/и «Какой по счёту?» Д/и «Найди столько же» Д/и «Подбери шляпку к ножке» Д/и «Четвертый лишний» |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевая игра «В лесу». Цель: развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым; уточнить особенности поведения в лесу и правил сбора в лес; учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу. Настольно-печатная игра-лото «Грибы». Цель: расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь. Словесные игры «Продолжи рассказ», «Съедобные, несъедобные». Цель: расширять у детей знания об окружающем мире, учить различать съедобные и несъедобные грибы, развивать речь, память. Игры – драматизации: «Под грибом» (по сказке В. Сутеева) «Гриб – боровик» (инсценирование с использованием театра из бросового материала) Беседа по ОБЖ «Съедобные и несъедобные грибы» |
Художественно-эстетическое развитие | Конструирование из природного материала «Братцы – грибочки» Аппликация «Грибное лукошко» Рисование «Лесная полянка», «Мухоморы», «Опята» Лепка «Грибная полянка», «Пенок с опятами» |
Физическое развитие | П/и «У медведя во бору» Физкультминутка «Мы идём в осенний лес» Пальчиковая гимнастика «Мы грибочки собираем» |
Речевое развитие | Чтение и пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» П. Потёмкин «Мухоморы» Н. Сладков «Мухомор» Н. Павлова «Две сказки о грибах» А. Лопатина «Знакомство с грибами» Н. Сладков «Хоровод грибов» Сказка «Куда спрятались грибы» Беседы: «Кому полезны грибы», «Правила поведения в лесу», «Какие бывают грибы». Чтение пословиц и поговорок о грибах, отгадывание загадок. Словесные игры: «Опиши словами гриб», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным» |
Мероприятия по работе с родителями:
1. Стендовая информация для родителей, консультация «Грибы»;
2. Изготовление папки – передвижки на тему «Съедобные и ядовитые грибы», «Съедобные грибы и их ложные двойники»;
3. Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;
4. Привлечение родителей к созданию фотогазеты «Мы грибники!»
- Ожидаемые результаты проекта.
Планируемые результаты работы с детьми.
У детей появится интерес к изучению окружающего мира, будет формироваться ценностное, ответственное отношение к сохранению родной природы, представление о том, что каждый человек, в том числе и ребёнок, может сделать для сохранения природы.
Дети познакомятся с внешним видом и строением грибов, с разнообразием грибов нашего края. Научаться устанавливать причинно – следственные связи между внешним видом и местом произрастания, закрепят представление о необходимости сохранения грибов на земле.
Дети научаться составлять описательный рассказ, познакомятся с произведениями, в которых встречается образ гриба. Ребята познакомятся с подвижными, пальчиковыми играми, скороговорками, загадками, стихами, получат возможность в драматизации сказки «Под грибом».
У детей пополнится и активизируется речевой запас на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками о грибах.
Дети будут применять сформированные навыки связной речи в различных ситуациях общения.
Дети познакомятся с правилами безопасного поведения в природе и при сборе грибов.
Дети научатся изображать грибы (рисование, лепка, аппликация).
Научаться составлять схемы оказания первой помощи при отравлении.
Дети будут отражать знания, накопленные в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
Планируемые результаты работы с родителями.
По ФГОС, родители должны стать полноправными участниками образовательного процесса своих детей. Кроме того, не секрет, что на современном этапе необходимо поднять уровень экологического образования не только у детей, но и у родителей. Родители часто не задумываются о том, какой пример, они подают детям, отдыхая на природе или просто гуляя с ребенком по лесу. Вот почему я привлекла родителей к реализации этого проекта. С родителями заранее проводились беседы, где подробно рассказывала о предстоящем проекте, его цели, задачах и содержании, а также о возможной помощи при реализации проекта. Поиск сведений о выбранном их ребенком грибе, помощь ребенку в подготовке презентации выбранного гриба, и любая другая помощь - все это очень важно не только для целей экологического образования, но и для развития коммуникативных навыков детей, и для позитивного общения детей и родителей.
Удастся установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для успешного психического развития детей, создать атмосферу общности интересов.
Повысится педагогическая компетентность родителей в вопросах экологического воспитания и развития ребёнка.
У родителей сформируется активная позиция в вопросах развития и воспитания ребёнка, а также их личного участия в жизни ДОУ.
Планируемый результат работы с педагогами.
Повысится профессиональная компетентность педагогов в разработке и реализации детско–взрослых проектов.
Проект способствует интеграции усилий всех участников воспитательно – образовательного процесса.
Установятся доверительные отношения педагогов с родителями.
Список используемой литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. «Зелёный дом», Москва, Просвещение, 1997 – 254с
3. Энциклопедический словарь юного биолога, Москва, Педагогика, 1986 – 352с
4. «Грибы, растения и люди» – Москва, Агропромиздат, 1986 - с. 208
5. Васильков и ядовитые грибы средней полосы европейской части России (определитель, 2-е изд., г. Санкт-Петербург, изд. «Наука» 1995 г., - 189 стр.)
6. Интернет – ресурсы: http://vospitateljam.ru/; http://planetadetstva.net/; http://dou-sad.ru/; http://www.moi-detsad.ru/; http://dohcolonoc.ru/; https://nsportal.ru/; https://www.maam.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования педагога. «Воспитание навыков безопасного поведения ребенка дома и с незнакомыми людьми».
План самообразования педагога 2018-19уч.год.Самообразование по теме:«Воспитание навыков безопасного поведения ребенка дома и с незнакомыми людьми»....
Формирование навыков безопасного поведения детей дома и с незнакомыми людьми
В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности ...
ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА ДОМА И С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. Важно не просто оберегать ребенка от опасностей, а готовить его к встре...
Проект и приложение к моему самому успешному проекту "Знакомое незнакомое Торосово"
Приложение 1Муниципальное общеобразовательное учреждение«Торосовская основная общеобразовательная школа»...
«Воспитание навыков безопасного поведения ребенка дома и с незнакомыми людьми»
План работ по самообразованию...
«Воспитание навыков безопасного поведения ребенка дома и с незнакомыми людьми»
План работ по самообразованию...