Проект «Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставляю в лесу».
проект (подготовительная группа)

Серякова Ольга Сергеевна

Цель: расширение представлений у детей подготовительной к школе группы о лесах родного края в целом и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, создание условия для повышения активности участия родителей в жизни группы, детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект43.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41 комбинированного вида

 Проект

 

«Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставляю в лесу».

Автор проекта воспитатель:

Серякова Ольга Сергеевна.

г.о.г. Шахунья

2019 год

  1. Информационная карта.

Наименование проекта

Проект  «Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставляю в лесу».

Автор и

участники

проекта

Автор проекта: Серякова Ольга Сергеевна – воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детский сад №41 комбинированного вида.

Участники проекта: воспитатель, воспитанники подготовительной группы, родители.

        

Обоснование актуальности и педагогической значимости проекта

Дошкольный возраст – это период становления основ будущей личности. Именно в это время необходимо начинать экологическое образование ребенка. И начинать его нужно со знакомства с объектами природы ближайшего окружения. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.

Наша богатая лесами страна издавна славится обилием грибов. Грибы - это удивительное творение природы. Во второй половине лета многие люди собираются в лес, на тихую охоту. Так образно назвали сбор грибов. Это увлекательное занятие обнаружить среди листвы и травы крепкий боровик, подосиновик, хрупкую сыроежку или замечательный рыжик. Грибы являются вкусным питательным продуктом. Они хороши и в грибнице, и с картошкой с луком. Из сушёных грибов делают икру или пекут вкусные пирожки.

Сбор грибов – увлекательное и полезное занятие. Но вместе со съедобными грибами в лесу растут и другие грибы, которые грибнику лучше обходить стороной и в корзинку не класть. Они вызывают отравление организма, от которого человек умирает. Точных методов, как отличить хорошие и плохие грибы, нет. Надо брать лишь хорошо знакомые грибы. Но не так-то просто найти хороший гриб. Для этого нужно изучить его «повадки», уметь отличать съедобные грибы от ядовитых.

Цели и задачи проекта

Цель: расширение представлений у детей о лесах родного края в целом и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, создание условия для повышения активности участия родителей в жизни группы, детского сада.

Задачи:

   Для детей:

 Обучающая: формировать у детей знания о грибах и их видах, о ценности грибов для человека и животных, птиц; расширять знания о лесах родного края, учить разбираться в грибах.

Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, память; развивать зрительное и слуховое внимание; развивать логическое мышление (составление загадок, придумывание сказок о грибах); развивать творческие способности детей; вовлекать родителей и детей в совместную деятельность.

Воспитательная: воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к природе, показать ценность природы и её даров для каждого человека. 

Для родителей:

Знакомить детей с грибами в условиях дома (по компьютеру, по телевидению, по книгам).

Совершить семейный поход в лес за грибами.

Краткая аннотация содержания проекта

  1. Проект содержит описание работы по формированию у детей  навыков осознанного безопасного поведения в природе с помощью  специально организованной деятельности. Проведение образовательной деятельности с дошкольниками  предусматривает  развитие познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они познакомились с внешним видом и строением грибов, с разнообразием грибов нашего края; осознали важность умения различать грибы, распознавания съедобных и несъедобных грибов, чтобы у них выработались положительные, устойчивые привычки безопасного поведения в природе и при сборе грибов. В проекте предусмотрено создание специальной предметно-развивающей среды, способствующей формированию безопасного поведения  и взаимодействие с родителями (законными представителями).  Предусматривается использование ИКТ-технологий, например, мультимедийных презентаций, представляющих собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду.

Сроки выполнения проекта

     

С 12 по 23 августа 2019 г.                                                               

Материально – техническая база и предполагаемая стоимость проекта

Компьютер, принтер, музыкальный центр, мультимедийный проектор, фотоаппарат, USB – флешкарта, методический инструментарий, наглядно – методические пособия.

 

  1. Актуальность и важность данной проблемы.

Август… Осень на носу.
И грибы пошли в лесу.
А потом пошли за ними
Мы с корзинами большими.

Е. Ярышевская

      Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Дошкольный возраст – это период становления основ будущей личности. Именно в это время необходимо начинать экологическое образование ребенка. И начинать его нужно со знакомства с объектами природы ближайшего окружения.

    Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая еѐ с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребѐнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть еѐ красоту и понимать ценность для человека. Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах, сколько ярких цветов расцветает в садах. Так же не счесть даров, которые дарит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы. Не каждый современный родитель ходит со своими детьми в лес. А ведь невозможно познакомиться с природой достаточно близко, не побывав в лесу в разные времена года. А те дети, которые вместе с родителями ходили в лес за грибами, в группе постоянно задавали вопросы о внешнем виде грибов, их названиях, строении, постоянно делали зарисовки, рассуждали о грибах. Жизнь,  здоровье  и  безопасность  дошкольников  полностью  зависит  от окружающих  и  взрослых. Природа  дарит  нам  много восхитительного,  но  вместе  с  тем  и  опасного.   Мало  кто  задумывается,  что  за пределами дома или детского сада маленькие исследователи могут встретить ядовитые грибы и растения, которые малыши предпочитают пробовать «на вкус».  От  отсутствий  знаний    об  ядовитых  и  несъедобных    грибах  может приключиться  беда.  Отсюда  и  появилась  необходимость  создания  проекта «Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставляю в лесу» возникла необходимость дать детям более глубокие и широкие знания о грибах,  чтобы  дать  простейшие  знания  об  подстерегающих опасностях при встрече с грибами  и мерах предосторожности, ведь ФГОС ДО ставит перед педагогом задачи по формированию основ безопасности, в том числе  безопасное  поведение  в  природе.  Было решено целенаправленно заниматься этой темой, поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать этот проект.

   Грибы «обитают» в садах, полях и лесах. На земном шаре известно свыше 100 тысяч видов грибов. Одни из них наносят вред природе и человеку (возбудители болезней, паразиты и т. п.), другие приносят немалую пользу (почвенные, играющие важную роль в создании плодоносного слоя, плесневые, необходимые для производства лекарственных препаратов, и т. п.). О существовании ядовитых грибов люди узнали несколько тысячелетий тому назад и зачастую использовали содержащиеся в них смертоносные вещества в корыстных целях. Печальная популярность грибных токсинов объяснялась прежде всего тем, что в медицине того времени не было необходимого противоядия, и грибы являлись надежным оружием, неизменно приводящим к летальному исходу.

   Шагая по ступенькам к финалу проектной деятельности, мы с ребятами узнаем много нового и интересного о родной природе, познакомимся с различными видами грибов, особенностями их произрастания и полезными свойствами, как для человека, так и для животных, птиц; познакомимся с правилами безопасного поведения в природе и при сборе грибов.

 

Проблема:

Дети редко бывают в лесу и лесопосадках, и практически не имеют возможности видеть и наблюдать грибы в их естественной среде.

Они не имеют достаточных знаний о грибах, произрастающих в наших лесах средней полосы, их роли в природе, не задумываются о том, как их надо собирать, чтобы не навредить грибнице. Представления детей о грибах стереотипны и неверны с экологической точки зрения, и сводятся к тому, что они бывают съедобными – хорошими, и ядовитыми, вредными. Как детям побороть стереотипы и получить верные представления о грибах? Как познакомить детей с грибами?  Как взять себе за правило собирать только те грибы, которые хорошо известны, чтобы быть избавленным от отравлений, которые могут быть довольно серьезными. 

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

По продолжительности: краткосрочный.

Срок реализации проекта: с 12 по 23 августа 2019 г.

Участники проекта: воспитатель группы, дети и родители.

Цель проекта: расширение представлений у детей о лесах родного края в целом и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, создание условия для повышения активности участия родителей в жизни группы, детского сада.

Задачи:

Для детей:

 Обучающая: формировать у детей знания о грибах и их видах, о ценности грибов для человека и животных, птиц; расширять знания о лесах родного края, учить разбираться в грибах.

Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, память; развивать зрительное и слуховое внимание; развивать логическое мышление (составление загадок, придумывание сказок о грибах); развивать творческие способности детей; вовлекать родителей и детей в совместную деятельность.

Воспитательная: воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к природе, показать ценность природы и её даров для каждого человека. 

Для родителей:

Знакомить детей с грибами в условиях дома (по компьютеру, по телевидению, по книгам).

Совершить семейный поход в лес за грибами.

  1. Сбор и анализ информации по избранной теме.

Работу, предшествующую созданию проекта, можно разделить на несколько этапов:

  • уточнение представлений детей о грибах и их видах, о ценности грибов для человека и животных, птиц; знаний о лесах родного края, о правилах безопасного поведения в природе и при сборе грибов; т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики);
  • анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы с родителями);
  • изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей;
  • анализ предметно - развивающей среды.

 

  1. Реализация плана действий проекта.

Этапы реализации проекта

Подготовительный:

  • опрос родителей и детей по теме;
  • определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта;
  • обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
  • прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями;
  • подбор материала и оборудования для бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических);
  • создание развивающей среды, внесение игр по теме – дидактических, настольных, печатных, театрализованных, сюжетно-ролевых;
  • сотрудничество с родителями (оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка фотографий, литературы).

2 –й этап. Основной:

Совместная деятельность детей и воспитателя.

Сотрудничество с родителями:

индивидуальные консультации;

оформление папок – передвижек;

участие родителей в проектной деятельности.

3-й этап. Заключительный:

  • Выставка книг «Грибная поляна».
  • Выставка детского творчества «Все грибочки хороши!»
  • Фотовыставка «Мы – грибники».
  • Консультация для родителей «Съедобные и ядовитые грибы».

Форма работы с детьми

Познавательное развитие

Д/и «Найди пару»

Д/и «Найди похожий гриб»

Д/и «Собери в лукошко съедобные грибы»

Д/и «Какой по счёту?»

Д/и «Найди столько же»

Д/и «Подбери шляпку к ножке»

Д/и «Четвертый лишний»

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра «В лесу».

Цель: развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым; уточнить особенности поведения в лесу и правил сбора в лес; учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу.

Настольно-печатная игра-лото «Грибы».

Цель: расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

Словесные игры «Продолжи  рассказ»«Съедобные, несъедобные».

Цель: расширять у детей знания об окружающем мире, учить различать съедобные и несъедобные грибы, развивать речь, память.

Игры – драматизации: «Под грибом» (по сказке В. Сутеева)

«Гриб – боровик» (инсценирование с использованием театра из бросового материала)

Беседа по ОБЖ «Съедобные и несъедобные грибы»

Художественно-эстетическое развитие

Конструирование из природного материала «Братцы – грибочки»

Аппликация «Грибное лукошко» 

Рисование «Лесная полянка», «Мухоморы»«Опята»

Лепка «Грибная полянка», «Пенок с опятами»

Физическое развитие

П/и «У медведя во бору»

Физкультминутка «Мы идём в осенний лес»

Пальчиковая гимнастика «Мы грибочки собираем»

       Речевое развитие

Чтение и пересказ рассказа В. Катаева «Грибы»

П. Потёмкин «Мухоморы»

Н. Сладков «Мухомор»

Н. Павлова «Две сказки о грибах»

А. Лопатина «Знакомство с грибами»

Н. Сладков «Хоровод грибов»

Сказка «Куда спрятались грибы»

Беседы«Кому полезны грибы»,

«Правила поведения в лесу»,

«Какие бывают грибы».

Чтение пословиц и поговорок о грибах, отгадывание загадок. Словесные игры«Опиши словами гриб»,

«Осень в лесу»,

«Вспомни – назови»,

«Один – много»,

«Будь внимательным»

Мероприятия по работе с родителями:

1. Стендовая информация для родителей, консультация «Грибы»;

2. Изготовление папки – передвижки на тему «Съедобные и ядовитые грибы», «Съедобные грибы и их ложные двойники»;

3. Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;

4. Привлечение родителей к созданию фотогазеты «Мы грибники

  1. Ожидаемые результаты проекта.

         

Планируемые результаты работы с детьми.

У детей появится интерес к изучению окружающего мира, будет формироваться ценностное, ответственное отношение к сохранению родной природы, представление о том, что каждый человек, в том числе и ребёнок, может сделать для сохранения природы.

Дети познакомятся с внешним видом и строением грибов, с разнообразием грибов нашего края. Научаться устанавливать причинно – следственные связи между внешним видом и местом произрастания, закрепят представление о необходимости сохранения грибов на земле.

Дети научаться составлять описательный рассказ, познакомятся с произведениями, в которых встречается образ гриба. Ребята познакомятся с подвижными, пальчиковыми играми, скороговорками, загадками, стихами, получат возможность в драматизации сказки «Под грибом».

У детей пополнится  и активизируется речевой запас на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а    также в      процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками о грибах.

Дети будут применять сформированные навыки связной речи в различных ситуациях общения.

Дети познакомятся с правилами безопасного поведения в природе и при сборе грибов.

Дети научатся изображать грибы (рисование, лепка, аппликация).

Научаться составлять схемы оказания первой помощи при отравлении.

Дети будут отражать знания, накопленные в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).

Планируемые результаты работы с родителями.

По ФГОС, родители должны стать полноправными участниками образовательного процесса своих детей. Кроме того, не секрет, что на современном этапе необходимо поднять уровень экологического образования не только у детей, но и у родителей. Родители часто не задумываются о том, какой пример, они подают детям, отдыхая на природе или просто гуляя с ребенком по лесу. Вот почему я привлекла родителей к реализации этого проекта. С родителями заранее проводились беседы, где подробно рассказывала о предстоящем проекте, его цели, задачах и содержании, а также о возможной помощи при реализации проекта. Поиск сведений о выбранном их ребенком грибе, помощь ребенку в подготовке презентации выбранного гриба, и любая другая помощь - все это очень важно не только для целей экологического образования, но и для развития коммуникативных навыков детей, и для позитивного общения детей и родителей.

Удастся установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для успешного психического развития детей, создать атмосферу общности интересов.

Повысится педагогическая компетентность родителей в вопросах экологического воспитания и развития ребёнка.

У родителей сформируется активная позиция в вопросах развития и воспитания ребёнка, а также их личного участия в жизни ДОУ.

            Планируемый результат работы с педагогами.

Повысится профессиональная компетентность педагогов в разработке и реализации детско–взрослых проектов.

Проект способствует интеграции усилий всех участников воспитательно – образовательного процесса.

Установятся доверительные отношения педагогов с родителями.

Список используемой литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. «Зелёный дом», Москва, Просвещение, 1997 – 254с

3. Энциклопедический словарь юного биолога, Москва, Педагогика, 1986 – 352с

4. «Грибы, растения и люди» – Москва, Агропромиздат, 1986 - с. 208

5. Васильков и ядовитые грибы средней полосы европейской части России (определитель, 2-е изд., г. Санкт-Петербург, изд. «Наука» 1995 г., - 189 стр.)

6. Интернет – ресурсы: http://vospitateljam.ru/; http://planetadetstva.net/; http://dou-sad.ru/; http://www.moi-detsad.ru/; http://dohcolonoc.ru/; https://nsportal.ru/; https://www.maam.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования педагога. «Воспитание навыков безопасного поведения ребенка дома и с незнакомыми людьми».

План самообразования педагога 2018-19уч.год.Самообразование по теме:«Воспитание навыков безопасного поведения ребенка дома и с незнакомыми людьми»....

Формирование навыков безопасного поведения детей дома и с незнакомыми людьми

В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности ...

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА ДОМА И С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. Важно не просто оберегать ребенка от опасностей, а готовить его к встре...

Проект и приложение к моему самому успешному проекту "Знакомое незнакомое Торосово"

Приложение 1Муниципальное общеобразовательное учреждение«Торосовская основная общеобразовательная школа»...