Опыт работы с детьми -логопатами по теме: "Развитие словесного творчества"
учебно-методический материал
В предоставленном опыте работы речь идет об основных этапах развития словесного творчества у детей с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_logopeda_po_teme_slovesnoe_tvorchestvo.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы учителя-логопеда
«Развитие словесного творчества у детей с нарушениями речи».
Кшнякина З.М.
Среди разных творческих проявлений у детей дошкольного возраста, словесное творчество занимает особое место. Оно у детей выражается в различных формах:
- в воспроизведении прочитанного взрослым,
- в сочинении рассказов, сказок, загадок;
- в рассказывании из личного опыта;
- в словотворчестве (создании новых слов - новообразований).
Для ребёнка - это самый сложный вид творческой деятельности, требующий взаимодействия ряда психических функций и являющийся одним из способов социокультурного развития личности.
К пяти годам дети в норме прочно усваивают те обороты речи, которые используют взрослые. Они овладевают разнообразием грамматических форм родного языка, и свободно ориентируются в том, какую из них нужно применить в создании нового образа или ситуации.
Несколько иначе творческие способности развиваются у детей с нарушениями речи. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество. Детям оказываются недоступными творческие задания по воспроизведению рассказа педагога, рассказывание о событиях из личного опыта, по картинке и т.д. Поэтому на логопедических занятиях систематически включаю специальные задания и упражнения, направленные на развитие словесного творчества ребенка. Задания подбираю с учётом исправляемого звука у ребенка.
Вся логопедическая работа по данному направлению делится на три этапа и проводится в игровой форме.
Первый этап: Словообразование и словоизменение.
Цель: развитие словарного запаса у детей.
Упражнения проводятся по набору предметных картинок:
- Назови слово, которое обозначает один предмет (много); (лодка-лодки)
- Придумать «слова-родственники»: яблоко - яблочко, яблочный, яблоневый;
- Как называется большой и маленький предмет? (Стул-стульчик);
- Назови предмет другим словом. Например: стол-мебель;
- Назови, какой предмет? (яблоко - круглое, сладкое, сочное, полезное);
- Назови, (из чего — какой?) (деревянный - из дерева и наоборот из дерева — деревянный);
- Закончи фразу: строитель-это тот, кто …, учитель — это тот, кто..;
8. Объясни: почему так говорят? четырехэтажный, светловолосый, длинноногий и т.д. и наоборот..
9. Назови слова, которым подходит слово ОН (ОНА, ОНО, ОНИ);
10. Назови посуду, одежду, фрукты и т.д.
11. Что такое «посуда», «мебель» и т.д.
Второй этап — развитие грамматического строя речи.
На этом этапе у детей развивается навык согласования разных частей речи.
1. Назови слова, которым подходит слово МОЙ (МОЯ, МОЁ, МОИ);
2. Скажи правильно: читать, книга – читает книгу, читал книгу.
3. О чем можно сказать «красный», «красная», «красное» и.д.?
4. Назови предметы (яблоко, груша, лимон) с числами 1,2,5.
5. Вставь слово в предложение;
6. Составить предложение по данной предметной картинке, слову;
7. Восстановление деформированного предложения. Д.и. «Предложение рассыпалось»;
8. «Исправь предложение» («Голубь поймал мальчика») и т.д.
Третий этап — это развитие связной монологической речи.
Особенно трудно даются детям с нарушениями речи самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Этот вид работы требует от ребенка самостоятельно продумать содержание, затем логически выстроить и рассказать. Следует отметить, что приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны.
Работу на этом этапе провожу, примерно, по следующему плану:
1. Ответь на вопрос по картинке.
2. Расскажи, что ты видишь на картинке.
3. Нарисуй картинку к тексту, расскажи.
4. Придумай название к картинке.
5. Придумай загадку про животного (овоща, фрукта и.д.).
6. Послушай, запомни, перескажи.
7. Продолжи рассказ.
8. Придумай начало (середину, конец) к картинке.
6. По данным картинкам (словам) составь рассказ.
Хочется отметить, что такая система работы по обучению словесному творчеству на логопедических занятиях активизирует творческие способности детей: учит планировать речевую деятельность, отбирать речевые формы, адекватные теме, позволяет осознать полнее свои возможности и пополнить свой багаж чем-то новым.
Итак, словесное творчество обогащает и развивает мысль, делает ее более логичной и образной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»
Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевнытема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»...
Система работы по автоматизации звуков в процессе коррекционной работы с детьми-логопатами, имеющими стёртую дизартрию.
Статья посвящена одной из актуальных проблем современной логопедии -преодолению недостатков устной речи при дизартриях у детей дошкольного возраста. Проблема обусловлена как значительной распрос...
Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»
Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.В.Сухомлинский....
Обобщенный опыт работы с детьми дошкольного возраста по теме "Развитие у дошкольников пространственных ориентиров"
Обобщенный опыт работы с детьми дошкольного возраста по теме "Развитие у дошкольников пространственных ориентиров"...
Перспективный план работы с детьми. по самообразованию Тема: «Развитие познавательной активности детей через экспериментальную деятельность»
перспективное планирование....
Опыт работы Спиркиной Светланы Александровны на тему «Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование»
laquo;Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование»...
Опыт работы с детьми 2-младшей группы на тему: "Развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами кинезиологических упражнений"
Опыт работы с детьми 2-младшей группы на тему: "Развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами кинезиологических упражнений"....