Опыт работы с детьми -логопатами по теме: "Развитие словесного творчества"
учебно-методический материал

Кшнякина Зинаида Максимовна

В  предоставленном опыте работы  речь идет об основных этапах  развития словесного творчества у детей с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_logopeda_po_teme_slovesnoe_tvorchestvo.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы учителя-логопеда

 «Развитие словесного творчества у детей с нарушениями речи».

Кшнякина З.М.

    Среди разных творческих проявлений у детей дошкольного возраста, словесное творчество занимает особое место. Оно у детей выражается в различных формах:

  • в воспроизведении прочитанного взрослым,
  • в сочинении рассказов, сказок,  загадок;
  • в рассказывании из личного опыта;
  •  в словотворчестве (создании новых слов - новообразований).

 Для ребёнка - это самый сложный  вид творческой деятельности, требующий взаимодействия ряда психических функций и являющийся одним из способов социокультурного развития личности.

  К пяти годам дети в норме прочно усваивают те обороты речи, которые используют взрослые. Они овладевают разнообразием грамматических форм родного языка, и  свободно ориентируются в том, какую из них нужно применить в создании нового образа или ситуации.

    Несколько иначе творческие способности развиваются у детей с нарушениями речи. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество. Детям оказываются недоступными  творческие задания по  воспроизведению рассказа педагога, рассказывание о событиях из личного опыта,  по картинке и т.д. Поэтому на логопедических занятиях  систематически включаю специальные задания и упражнения, направленные на развитие словесного творчества ребенка. Задания подбираю с учётом  исправляемого звука у ребенка.

 Вся логопедическая работа по данному направлению делится на три этапа и проводится в игровой форме.

Первый этап: Словообразование и словоизменение.

Цель: развитие словарного запаса у детей.

Упражнения проводятся по набору предметных картинок:

  1. Назови слово, которое обозначает один предмет (много); (лодка-лодки)
  2. Придумать «слова-родственники»: яблоко - яблочко, яблочный, яблоневый;
  3. Как называется большой и маленький предмет? (Стул-стульчик);
  4. Назови предмет другим словом. Например: стол-мебель;
  5. Назови, какой предмет? (яблоко - круглое, сладкое, сочное, полезное);
  6. Назови,  (из чего — какой?)  (деревянный - из дерева и наоборот из дерева — деревянный);
  7. Закончи фразу: строитель-это тот, кто …, учитель — это тот, кто..;

    8. Объясни: почему так говорят? четырехэтажный, светловолосый,            длинноногий и т.д. и наоборот..

9. Назови слова, которым подходит слово ОН (ОНА, ОНО, ОНИ);

10. Назови посуду, одежду, фрукты и т.д.

11. Что такое «посуда», «мебель» и т.д.

Второй этап — развитие грамматического строя речи.

На этом этапе у детей развивается навык согласования разных частей речи.

1. Назови слова, которым подходит слово МОЙ (МОЯ, МОЁ, МОИ);

2. Скажи правильно: читать, книга – читает книгу, читал книгу.

3. О чем можно сказать «красный», «красная», «красное» и.д.?

4. Назови предметы (яблоко, груша, лимон) с числами 1,2,5.

5. Вставь слово в предложение;

6. Составить предложение по данной предметной картинке, слову;

7. Восстановление деформированного предложения. Д.и. «Предложение рассыпалось»;

 8. «Исправь предложение» («Голубь поймал мальчика») и т.д.

Третий этап — это развитие связной монологической речи.

  Особенно трудно даются  детям с нарушениями речи самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Этот вид работы требует от ребенка  самостоятельно продумать содержание, затем логически выстроить и рассказать.  Следует отметить, что приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. 

Работу на этом этапе провожу, примерно, по следующему плану:

1. Ответь на вопрос по картинке.

2. Расскажи, что ты видишь на картинке.

3. Нарисуй картинку к тексту, расскажи.

4. Придумай название к картинке.

5. Придумай загадку про животного (овоща, фрукта и.д.).

6. Послушай, запомни, перескажи.

7.  Продолжи рассказ.

8. Придумай начало (середину, конец) к картинке.

6. По данным картинкам (словам) составь рассказ.

  Хочется отметить, что такая система работы по обучению словесному творчеству на логопедических занятиях активизирует творческие способности детей: учит планировать речевую деятельность, отбирать речевые формы, адекватные теме,  позволяет осознать полнее свои возможности и пополнить свой багаж чем-то новым. 

  Итак, словесное творчество обогащает и развивает мысль, делает ее более логичной и образной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевнытема: « Развитие творческих способностей детей  средствами театрального искусства»...

Система работы по автоматизации звуков в процессе коррекционной работы с детьми-логопатами, имеющими стёртую дизартрию.

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной логопедии -преодолению недостатков устной речи  при дизартриях у детей дошкольного возраста. Проблема обусловлена как значительной распрос...

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.В.Сухомлинский....

Обобщенный опыт работы с детьми дошкольного возраста по теме "Развитие у дошкольников пространственных ориентиров"

Обобщенный опыт работы с детьми дошкольного возраста по теме "Развитие у дошкольников пространственных ориентиров"...

Опыт работы с детьми 2-младшей группы на тему: "Развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами кинезиологических упражнений"

Опыт работы с детьми 2-младшей группы на тему: "Развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами кинезиологических упражнений"....