Новые педагогические технологии в образовании дошкольников
консультация

Каширина Светлана Сергеевна

Использование проблемно-поисковых технологий и технологии проектирования в образовательном процессе ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новые педагогические технологии в образовании дошкольников

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практическою действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.

Основная задача — сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями. Это значит: уметь точно формулировать проблему; быстро, эффективно собирать и оценивать информацию; выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия; самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему; придумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений.

Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность — основу познавательной  активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности;

творческое воображение как направление и интеллектуального и личностного развития; коммуникативность  — способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии — как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения, речи, чувств, состояний, способностей).

Для этого используются проблемно-поисковые технологии (проблемное обучение, поисковая и исследовательская деятельность) и технология проектирования.

Основной особенностью экспериментирования является то, что ребенок познает

объект в ходе практической деятельности. Действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функции, создавая  условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

В процессе экспериментирования дети учатся:

— видеть и выделять проблему;

— принимать и ставить цель;

—анализировать объект или явление;

— выделять существенные признаки и связи;

— сопоставлять различные факты;

— выдвигать гипотезы, предположения;

— отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

— осуществлять эксперимент;

—делать выводы;

— фиксировать действия и результаты графически.

Воспитателями делается все больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Во время исследования ребенку предоставляется возможность самому найти ответы на вопросы: «Как?» и «Почему?».

Важно, чтобы в исследовательских опытах существовала система. Она позволит яснее увидеть достижения и точнее наметить новые ориентиры.

Прямой результат исследовательского поведения — новая информация об объектах, на которые было направлено исследование.

Побочный результат исследовательского поведения — новая информация о других объектах и других свойствах изучавшегося объекта, которые не являлись предметом исследования, т.е. это информация о том, что первоначально изучать не предполагалось  или о чем вообще ничего не было известно. Поскольку исследовательское поведение развертывается в условиях неопределенности, всегда имеется вероятность в процессе исследования увидеть что-то ранее неизвестное. Причем оно может оказаться более ценным, чем то, что искали первоначально. Тогда последующее исследование изменит свое направление и переключится на новые объекты, информацию.

Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; наблюдать за рыбками в аквариуме; изучать поведение синицы за окном; проводить опыты с разными предметами; разбирать игрушки, изучая их устройство. Наша задача — помочь ему в этой деятельности, сделать ее полезной и безопасной. Помощь эта требуется первое время на всех этапах: при выборе предмета исследования, поиске методов его изучения, сборе и обобщении материала, доведении полученного продукта до логического завершения — представления и защиты результатов.

Примеры: «То, что не видно глазу, или почему нужно мыть руки», «Выращивание растений из плодов и корнеплодов», «Пейте, дети молоко – будете здоровы!», «Тайна белого снега», «Использование натуральных средств для окрашивания материалов» и др.

Технология проектирования ориентирована на уникальные отношения «ребенок — взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности, на равноправном общении, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать; на преодоление трудностей вместе со взрослыми и сверстниками; поиск ответов на сложные вопросы; приобретение способности сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление,  радость успеха, гордость в случае успешного решения задачи, одобрение взрослых — создают у ребенка уверенность в своих силах и  побуждают к активному поиску нового.

Технология проектирования позволяет развивать внутреннюю  активность ребенка, способность ставить цели, добывать знания,  используя разные способы, получать результаты.

В проектной деятельно дошкольники приобретают способность выделять проблемы как при поддержке взрослых, так и самостоятельно; у них развиваются логика, понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов, что явление или  предмет необходимо исследовать с разных сторон. Дети начинают осознавать значение совместных усилий при работе в группе или коллективе, понимать свои возможности; развиваются подлинная активность и самостоятельность.

Проект — способ организации совместной деятельности, согласование взглядов, идей, приемов, средств для достижения общей цели. В ходе совместной с детьми работы над проектом педагоги и родители содействуют восхождению к культуре, дети овладевают образцами поведения в природе и обществе, позитивным и ответственным отношением к себе и окружающим, природе. У детей и взрослых пробуждается интерес к познанию себя; они получают возможность реализовать право на саморазвитие. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности.

Использование учебного исследования в практике ДОУ позволяет получить два результата:

первый — макет, проект, отчет, созданный ребенком; второй (педагогический ценный) — опыт самостоятельной творческой исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Творческие проекты разнообразны, поскольку разнообразны виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые дошкольниками.

Содержание проектировочной детской либо детско-взрослой деятельности продиктовано характером проблем, с которыми субъекты образовательного процесса дошкольного учреждения сталкиваются ежедневно. Можно выделить четыре группы проблем, условно обозначив их таким образом: «Ребенок и его семья», «Ребенок и рукотворный мир», «Ребенок — общество и его культурные ценности», «Ребенок и природа». Эти уровни социальных связей дошкольника с окружающим миром стали определяющими в установлении содержательного компонента проектировочной деятельности.

В проектировании ребенок может выступать как заказчик (в большей степени — в младшем и среднем дошкольном возрасте), непосредственно субъект проектировочной деятельности и как эксперт по отношению к ней.

В дошкольные годы характер участия ребенка в проектировании меняется. В младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослого; в среднем — эпизодически участвует и в последующем осваивает роль партнера; в старшем переходит к сотрудничеству.

Проектирование — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой путем самообразования).

Реализация технологий проектирования в дошкольном образовательном учреждении начинается с определения актуальной для дошкольников проблемы и разработки проекта. Педагог готовит предварительный план решения. Дети по ходу реализации проекта или в процессе планирования вносят свои предложения. Индивидуально, в парах, подгруппе или коллективно при участии взрослого они определяют продукт своей деятельности.

Технология дает возможность реализовать функции воспитателя как организатора детской продуктивной деятельности: авторитетного источника информации, консультанта, эксперта. Он — основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Педагог — партнер ребенка и помощник в его культурном саморазвитии.

Технология ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:

— совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом;

— совместная деятельность детей;

— детей с родителями.

Результаты проектирования следующие:

— полученный продукт;

— культурное развитие ребенка;

— развитие взаимоотношений ребенка с воспитывающими взрослыми;

- участие родителей в совместном с воспитателями введении ребенка в мир культуры.

 Как показывают результаты современных исследований, в  процессе проектирования дошкольники не только подражают взрослым, но и передают опыт сверстникам.

Таким образом, проектирование  может стать средством социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов  образования (детей и взрослых), а в более узком смысле — средством развития проектировочных способностей.

Примеры проектов: «Детям о Великой Отечественной войне», «Знакомство с историей России через ознакомление с именами великих людей», «Ребенок и космос» и т.д.

ПЕНЬКОВА Г.Н., заведующий;

ПАРКАСОВА Е.В., заместитель заведующего по ВМР МДОУ д/с № 4 «Ромашка» общеразвивающего вида, г. Королёв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии в образовании дошкольников

В данной презентации рассматриваются методы активизации детей. Технология дает возможности реализовать функции воспитателя как оганизатора детской продуктивной деятельности:  источника информации...

Итоговая проектная работа по вариативному модулю: «Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста на тему: Новейшие педагогические технологии в обучении дошкольников» Составила: воспитатель Гомерова Татьяна Валерьевна

Мир детства светлый и огромный, со своими законами познания мира, языком общения. И роль рисования внём огромна. Каждая минута, час, день приносят деням много нового, интересного, радостного. Рисовать...

ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Переход к новому качественному образованию невозможен без внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий.Слово «технология» имеет греческое происхождение и состо...

Консультация для педагогов"Эффективное внедрение новых педагогических технологий развития связной речи, как условия развития речевых способностей дошкольников"

      Применение современных образовательных технологий в работе с дошкольниками повышает мотивацию детей к образовательной деятельности, что предотвращает утомление де...

Педконсультация на тему: «Новые педагогические технологии в работе с дошкольниками»

В статье раскрываются понятия образовательная и педагогическая технология. Раскрываются некоторые инновационные педагогические технологии....

Открытое занятие "Развитие речи через внедрение в педагогическую практику новых педагогических технологий" - "Игрушки в гостях у ребят"

Музыкальное занятие в средней группе включает в себя использование новых педагогических технологий "Кубик Блума", "Аквариум". Игрушки показаны в песне И. Брамса "Петрушка", в пьесе "Новая кукла" П.И....