Программа по дополнительному образованию "Танцевальная капель"
рабочая программа (старшая группа)
Программа по дополнительному образованию "Танцевальная капель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_tantsevalnaya_kapel.docx | 258.69 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Лосненской СШ
_________/И.В. Халютина/
Приказ от «__»______2020г №
Программа дополнительного образования
"Танцевальная капель"
для детей старшего дошкольного возраста
на 2019 – 2020 учебный год
срок реализации 1 год
Музыкальный руководитель
Кузнецова Инна Викторовна
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет танцевальная деятельность.
В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.
Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, организованы занятия в хореографическом кружке «Танцевальная капель», так как разного характера танцы, двигательные танцевальные упражнения и комплексы помогают ребенку понять содержание музыки, освоить ее непростой язык.
Кружковые занятия танцами развивают у дошкольников чувство ритма, музыкальный слух, культуру движения, гибкость, пластику, укрепляют дыхательную, мышечную и сердечно-сосудистую систему детского организма, тем самым способствуя здоровому образу жизни дошкольников, идет развитие детского танцевального творчества.
По запросу родителей и желанию детей в ДОУ было решено ввести дополнительные занятия по танцевальной деятельности.
Музыкально-ритмические упражнения для детей простые, танцевальные движения доступные для исполнения. Допускается использование некоторых новых танцевальных движений при соблюдении принципов:
- соответствия возрастным особенностям детей
- от простого к сложному
- доступности для исполнения.
Более сложные движения и их комбинации включаются в качестве индивидуальной работы.
Такие движения могут быть взяты из:
- образцов народных танцевальных движений,
- движений бальных танцев,
- современных эстрадных танцев,
- спортивных движений и элементов аэробики.
Музыкальный и методический материал для кружковой работы с детьми тщательно прорабатывается и периодически повторяется, чтобы дети смогли уверенно использовать его.
В качестве музыкального материала используются лучшие образцы русской народной музыки, музыка народов мира, а также мировой классической и современной музыки.
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства.
Задачи:1.Создание условий для развития творческой активности дошкольников, для совместной деятельности детей и взрослых (организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
2. Развитие чувства ритма и пластичности, ловкости, гибкости, физической выносливости.
3. Развитие и совершенствование танцевальных, артистических и исполнительских навыков и умений детей дошкольного возраста.
4.Привитие способности понимать музыку, выражать эмоции и чувства через танец.
5.Ознакомить детей с различными видами танцев.
6.Приобщение детей к танцевальной культуре, обогащение их танцевального опыта: знаний детей о танце, его истории, танцевальных профессиях, костюмах, атрибутах..
Настоящая программа описывает курс подготовки по танцевальной деятельности детей дошкольного возраста 6-7 лет (подготовительная группа), разработана на основе обязательного минимума содержания по танцевальной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Продолжительность занятия - 30 минут. В неделю проводится одно занятие во вторую половину дня. Срок реализации 1 год.
Предполагаемый результат программы:
- Наличие у детей чувства ритма, физической выносливости, ловкости и гибкости.
- Развито умение выражать свои чувства и эмоции с помощью танцевальных движений.
- Расширен кругозор о танцевальной культуре.
В качестве методического материала можно использовать:
- аудиозаписи музыкально-ритмических комплексов различной тематики
- музыкально-дидактические игры
- костюмы и атрибуты для танцев.
Необходимо помнить о физической, психической, эмоциональной нагрузках, не переутомлять детей большим количеством материала. Занятие кружка должно приносить детям радость, удовлетворение от преодоления трудностей, раскрывать их творческий потенциал.
Учебно-тематическое планирование
месяц | тема занятий | Цель |
октябрь | «Танец «Птицы мои птицы»» муз. О.Елисеенковой | Учить двигаться ритмично на высоких носочках, свободно ориентироваться в пространстве, согласовывать действия с музыкой. |
ноябрь | «Танец джентельменов» муз. Г.Подельского «Летка-енька» | Легко и ритмично выполнять движения. Точно с музыкой менять движения. Передавать в движения характер музыки. |
декабрь | Танец «Восточных красавиц», Танец «Снеговики» | Приобщать к народным танцам, развивать интерес к культуре других народов. Согласовывать действия в парах. Точно менять движения со сменой музыки. |
январь | Танец «Звезды детского сада» песня группы «Великан» («Просто мы м аленькие звезды»)
| Учить легко и непринужденно двигаться в соответствии с музыкой. Отмечать в движении переход от одной части к другой. Запоминать последовательность движений.
|
февраль | Танец «Тико-тико»
| Учить выполнять движения с соответствии с характером музыки с бубном, маракасами , металлофоном . Расширять объем танцевальных движений. |
Март - апрель | Танец «Нежность» | Учить свободно двигаться в пространстве, развивать творческую активность. |
Апрель - май | «Вальс» | Приобщать к музыке классического танца, осваивать своеобразие танцевальных комбинаций, развивать гибкость и пластичность. |
* - Репертуар заполняется в течение учебного года по мере составления сценариев к праздникам, за 1-1,5 месяцев до очередного праздника (может быть изменён).
Календарный план работы
Разделы | Строевые упражнения | Игроритмика | Хореографические упражнения | Танцевальные шаги | Танец | |
1 занятие | ||||||
ОКТЯБРЬ | Ходьба на носках и с высоким подниманием бедра. Ходьба бодрая. Строевой шаг на месте. | Хлопки на каждый счёт, через счёт. | Позиция ног и рук: первая и вторая. Поклон для мальчиков и реверанс для девочек. Танцевальная разминка. | Мягкий, высокий, высокий на носках. Познакомить с приставным шагом.
| Познакомить детей с музыкой к танцу «Танец «Птицы мои птицы»» муз. О.Елисеенковой определить характер музыки. Просмотр видео клипа | |
2 занятие | ||||||
Построение в колонну по сигналу. Ходьба на носках и с высоким подниманием бедра. Строевой шаг на месте. | Хлопки на каждый счёт, через счёт, только на первый счёт. | Позиция ног и рук: первая и вторая. Поклон для мальчиков и реверанс для девочек. Танцевальная разминка. | Мягкий, высокий, высокий на носках, с приставным шагом. Шаг с подскоком. | «Танец «Птицы мои птицы»» | ||
3 занятие | ||||||
Построение в колонну по сигналу. Ходьба на носках и с высоким подниманием бедра. Повороты с переступанием. Повороты направо, налево, по распоряжению. | Ходьба на каждый счёт, через счёт, только на первый счёт. | Позиция ног и рук: первая и вторая. Поклон для мальчиков и реверанс для девочек. Танцевальная разминка. | Мягкий, высокий, высокий на носках, с приставным шагом. Познакомить со скрестным шагом в сторону и галопом вперёд и в сторону. | Танец «Птицы мои птицы» Танец «Птицы мои птицы»» | ||
4 занятие | ||||||
Построение в колонну по сигналу. Ходьба на носках и с высоким подниманием бедра. Повороты с переступанием. Повороты направо, налево, по указанию. | Ходьба на каждый счёт, через счёт, только на первый счёт. | Позиция ног и рук: первая и вторая. Поклон для мальчиков и реверанс для девочек. Танцевальная разминка. | Мягкий, высокий, высокий на носках, с приставным шагом, со скрестным шагом в сторону и галопом вперёд и в сторону. | Танец «Птицы мои птицы»» | ||
Разделы | Строевые упражнения | Игроритмика | Хореографические упражнения | Танцевальные шаги | Танец |
1 занятие | |||||
НОЯБРЬ | Построение в колонну по сигналу. Ходьба на полупальцах. Повороты с переступанием. Перестроение из колонны в несколько кругов. | Сочетание ходьбы на каждый счёт с хлопками и через счёт. Выполнение ходьбы, бега в различном темпе. | Позиция ног и рук: первая и вторая, третья. Поклон для мальчиков и реверанс для девочек. Танцевальная разминка. | С приставным шагом, со скрестным шагом в сторону и галопом вперёд и в сторону. Пружинящий и топающий шаг. | Познакомить детей с музыкой к танцу «Танец джентельменов» определить характер музыки. |
2 занятие | |||||
Построение в колонну по сигналу. Ходьба на полупальцах. Повороты с переступанием. Перестроение из колонны в несколько кругов. | Сочетание ходьбы на каждый счёт с хлопками и через счёт. Выполнение ходьбы, бега в различном темпе. | Позиция ног и рук: первая, вторая, третья. Позиция рук на поясе, перед грудью. Поклон для мальчиков и реверанс для девочек. Танцевальная разминка. | С приставным шагом, со скрестным шагом в сторону и галопом вперёд и в сторону. Пружинящий и топающий шаг. | «Танец джентельменов» | |
3 занятие | |||||
Построение в колонну по сигналу. Ходьба на полупальцах, с «каблучка». Повороты с переступанием. Перестроение из колонны в несколько кругов. | Выполнение ходьбы, бега в различном темпе. На первый счет - хлопок, на второй, третий, четвертый счет – пауза. | Позиция ног и рук: первая, вторая, третья. Позиция рук на поясе, перед грудью. Поклон для мальчиков и реверанс для девочек. Танцевальная разминка. | С приставным шагом, со скрестным шагом в сторону и галопом вперёд и в сторону. Шаг полька. Шаг с подскоком. | «Танец джентельменов» | |
4 занятие | |||||
Построение в колонну по сигналу. Ходьба на полупальцах, с «каблучка». Повороты с переступанием. Перестроение из колонны в несколько кругов. | Выполнение ходьбы, бега в различном темпе. На первый счет - хлопок, на второй, третий, четвертый счет – пауза. | Позиция ног и рук: первая, вторая, третья. Позиция рук на поясе, перед грудью. Поклон для мальчиков и реверанс для девочек. Танцевальная разминка. | С приставным шагом, со скрестным шагом в сторону и галопом вперёд и в сторону. Шаг полька. Шаг с подскоком. | «Танец джентельменов» |
Разделы | Строевые упражнения | Игроритмика | Хореографические упражнения | Танцевальные шаги | Танец | |
1 занятие | ||||||
ДЕКАБРЬ | Построение в колонну по сигналу. Ходьба на полупальцах, с «каблучка». Повороты с переступанием. Перестроение из колонны в несколько кругов. | На первый счет - хлопок, на второй, третий, четвертый счет – пауза.
| Позиция ног и рук: первая, вторая, третья. Позиция рук на поясе, перед грудью. Поклон для мальчиков и реверанс для девочек. Танцевальная разминка. | С приставным шагом, со скрестным шагом в сторону и галопом вперёд и в сторону. Шаг полька. | Познакомить детей с музыкой к танцу «Восточные красавицы» определить характер музыки. Познакомить детей с музыкой к танцу «Снеговики»» определить характер музыки. | |
2 занятие | ||||||
Построение в колонну по сигналу. Ходьба на полупальцах, с «каблучка». Перестроение из колонны в несколько кругов. | На первый счет - притоп, на второй, третий, четвертый счет – пауза. | Позиция ног и рук: первая, вторая, третья. Полуприседы. Русский поклон. Танцевальная разминка. | Шаг полька. Дробный шаг. Каблучный шаг. | «Восточные красавицы» «Снеговики»» | ||
3 занятие | ||||||
Построение в колонну по сигналу. Ходьба на полупальцах, с «каблучка». Ходьба вперёд назад (спиной). Перестроение из колонны в несколько кругов. | На первый счет - притоп, на второй, третий, четвертый счет – пауза, на пятый счет – притоп, на шестой, седьмой, восьмой счет – пауза. | Полуприседы. Выставление ноги на носок в сторону. Повороты направо (налево), переступая на носках. Русский поклон. Танцевальная разминка по кругу. | Приставной шаг, скрестный шаг в сторону. Дробный шаг. Мягкий высокий шаг на носках. Поворот на 360° на шагах. | «Восточные красавицы» «Снеговики» | ||
4 занятие | ||||||
Построение в колонну по сигналу. Ходьба на полупальцах, с «каблучка». Ходьба вперёд назад (спиной). Перестроение из колонны в несколько кругов. | На первый счет - притоп, на второй, третий, четвертый счет – пауза, на пятый счет – притоп, на шестой, седьмой, восьмой счет – пауза. | Полуприсяды. Выставление ноги на носок в сторону. Повороты направо (налево), переступая на носках. Русский поклон. Танцевальная разминка по кругу. | Приставной шаг, скрестный шаг в сторону. Дробный шаг. Мягкий высокий шаг на носках. Поворот на 360° на шагах. | «Восточные красавицы» «Снеговики» | ||
Разделы | Строевые упражнения | Игроритмика | Хореографические упражнения | Танцевальные шаги | Танец | |
1 занятие | ||||||
ЯНВАРЬ | Ходьба на полупальцах, с «каблучка». Ходьба вперёд назад (спиной). Перестроение из колонны в несколько кругов и обратно. | Выполнение ходьбы, бега в различном темпе. Простейшие движения руками в различном темпе.
| Позиция ног: первая и вторая, третья, четвёртая. Позиция рук: первая и вторая, третья, подготовительная. Танцевальная разминка по кругу. | Приставной шаг, скрестный шаг в сторону. Дробный шаг. Каблучный шаг. Нога в сторону на пятку с наклоном в сторону. | Танец «Звезды деткого сада» Познакомить с музыкой к танцу | |
2 занятие | ||||||
Ходьба на полупальцах, с «каблучка». Ходьба вперёд назад (спиной). Перестроение из колонны в несколько кругов и обратно. | Выполнение ходьбы, бега в различном темпе. Увеличение круга – усиление звука, уменьшение круга – ослабление силы звука. | Позиция ног: первая и вторая, третья, четвёртая. Позиция рук: первая и вторая, третья, подготовительная. Танцевальная разминка по кругу. | Приставной шаг, скрестный шаг в сторону. Дробный шаг. Каблучный шаг. Нога в сторону на пятку с наклоном в сторону. | Танец с платками | ||
3 занятие | ||||||
Ходьба на полупальцах, с «каблучка». Ходьба вперёд назад (спиной). Перестроение из колонны в несколько кругов и обратно. Размыкание по ориентирам. | Выполнение различных простых движений руками в различном темпе. На четыре счета – поднять руки вверх. на четыре счета – опустить. | Руки в подготовительной позиции: 1-4 – в первую позицию. 5-8 – в третью позицию. 1-4 – во вторую позицию. 5-8 – в подготовительную Танцевальная разминка по кругу. | Приставной шаг, скрестный шаг в сторону. Дробный шаг. Каблучный шаг. Нога в сторону на пятку с наклоном в сторону. | Танец «Звезды деткого сада» | ||
Разделы | Строевые упражнения | Игроритмика | Хореографические упражнения | Танцевальные шаги | Танец |
| ||||
1 занятие |
| |||||||||
ФЕВРАЛЬ | Ходьба на полупальцах, с «каблучка». Ходьба вперёд назад (спиной). Перестроение из колонны в несколько кругов и обратно. Размыкание по ориентирам. | Простейшие движения руками в различном темпе. 1-4 – шаг вперед, руки в сцеплении вверх. 5-8 - шаг вперед, руки в сцеплении вниз. | Руки в подготовительной позиции: 1-4 – в первую позицию. 5-8 – в третью позицию. 1-4 – во вторую позицию. 5-8 – в подготовительную
| Приставной шаг, скрестный шаг в сторону. Дробный шаг. Кик-движение. Русский попеременный шаг. | Танец «Салажата», познакомить с музыкой. Определение характера , выбор солистов |
| ||||
2 занятие |
| |||||||||
Ходьба на полупальцах, с «каблучка». Ходьба вперёд назад (спиной). Перестроение из колонны в несколько кругов и обратно. Размыкание по ориентирам. | Выполнение различных простых движений руками. На четыре счета – поднять руки вверх. на четыре счета – опустить. | Руки в подготовительной позиции: 1-4 – в первую позицию. 5-8 – в третью позицию. 1-4 – во вторую позицию. 5-8 – в подготовительную
| Дробный шаг. Кик-движение. Русский попеременный шаг. Шаг с подскоком. Тройной притоп. | Танец «Салажата» |
| |||||
3 занятие |
| |||||||||
Ходьба на полупальцах, с «каблучка». Ходьба вперёд назад (спиной). Перестроение из колонны в несколько кругов и обратно. Размыкание по ориентирам. | Выполнение простых движений руками в различном темпе.
| Руки в подготовительной позиции: 1-4 – в первую позицию. 5-8 – в третью позицию. 1-4 – во вторую позицию. 5-8 – в подготовительную Танцевальная разминка по кругу. | Приставной и скрестный шаг в сторону, три притопа. Дробный шаг. Русский попеременный шаг. Шаг с подскоком. Тройной притоп. | Танец «Салажата» |
| |||||
4 занятие |
| |||||||||
Ходьба на полупальцах, с «каблучка». Ходьба вперёд назад (спиной). Перестроение из колонны в несколько кругов и обратно. Размыкание по ориентирам. | Выполнение различных простых движений руками в различном темпе. На четыре счета – поднять руки вверх, на четыре счета – опустить. | Познакомить с пятой и шестой позицией ног. | Приставной и скрестный шаг в сторону, три притопа. Дробный шаг. Русский попеременный шаг. Шаг с подскоком. Тройной притоп. | Выступление на празднике, посвящённом Дню защитников Отечества с танцем «Салажата» |
| |||||
Разделы | Строевые упражнения | Игроритмика | Хореографические упражнения | Танцевальные шаги | Танец | |||||
1 занятие | ||||||||||
МАРТ | Ходьба на каждый счёт и через счёт. Ходьба на полупальцах, с «каблучка». Ходьба вперёд назад (спиной). Размыкание по ориентирам. Построение в рассыпную. | Выполнение простейших движений руками в различном темпе: И.п. – упор присев 1-4 – встать, руки вверх 5-8 упор присев. | Пятая и шестая позиции ног. Танцевальная разминка по кругу. | Русский попеременный шаг. Шаг с подскоком. Русский шаг-припадание (вправо и влево). | Танец «Нежность» |
| ||||
2 занятие | ||||||||||
Ходьба на каждый счёт и через счёт. Ходьба на полупальцах, с «каблучка». Ходьба вперёд назад (спиной). Размыкание по ориентирам. Построение в рассыпную. | Выполнение простейших движений руками в различном темпе: И.п. – упор присев 1-4 – встать, руки вверх 5-8 упор присев. | Пятая и шестая позиции ног. Танцевальная разминка по кругу.
| Русский попеременный шаг. Шаг с подскоком. Русский шаг-припадание (вправо и влево). | Танец «Нежность» выступление на празднике посвящённый Международному женскому дню |
| |||||
3 занятие | ||||||||||
Ходьба на каждый счёт и через счёт. Ходьба на полупальцах, с «каблучка». Ходьба вперёд назад (спиной). Размыкание по ориентирам. Построение в рассыпную. | Выполнение различных простых движений руками в различном темпе. На четыре счета – поднять руки вверх, на четыре счета – опустить. | Пятая и шестая позиции ног. И.п. 1-2 – полуприсед 3-4 встать 5-8 – повторить 1-4 Танцевальная разминка по кругу. | Русский попеременный шаг. Шаг с подскоком. Русский шаг-припадание. «Ковырялочка». | Танец «Нежность» |
| |||||
4 занятие | ||||||||||
Ходьба на полупальцах, с «каблучка». Ходьба вперёд назад (спиной). Размыкание по ориентирам. | Повторить занятие 5-6 (март).
| Повторить занятие 5-6 (март).
| Русский попеременный шаг. Шаг с подскоком. Русский шаг-припадание. «Ковырялочка» | Танец «Нежность» |
| |||||
Разделы | Строевые упражнения | Игроритмика | Хореографические упражнения | Танцевальные шаги | Танец | |
1 занятие | ||||||
АПРЕЛЬ | Ходьба. Перестроение в круг. Построение в шеренгу, сцепление за руки. Построение врассыпную. | Движения руками: И.п. – правая рука вверх 1-4 – правая рука плавно вниз 5-8 – левая рука плавно вверх | Пятая и шестая позиции ног. Выставление ноги на носок вперёд, вбок и назад. Танцевальная разминка по кругу.
| Русский попеременный шаг. Шаг с подскоком. Русский шаг-припадание. «Ковырялочка», «Гармошка». | Познакомить с музыкой к танцу «Вальс» определить характер музыки. | |
2 занятие | ||||||
Ходьба. Перестроение в круг. Построение в шеренгу, сцепление за руки. Построение врассыпную. | Движения руками: 1-4 – 1 шеренга руки плавно вперед. 5-8 – 2 шеренга –тоже 1-4 – 1 шеренга руки плавно вниз 5-8 – 2 шеренга –тоже. | Пятая и шестая позиции ног. Выставление ноги на носок вперёд, вбок и назад. Танцевальная разминка по кругу.
| Шаг с подскоком. Русский шаг-припадание. Приставные шаги с поворотом вокруг себя. «Ковырялочка», «Гармошка». | Танец «Вальс» | ||
3 занятие | ||||||
Ходьба. Перестроение в круг. Построение в шеренгу, сцепление за руки. Построение врассыпную. | Движения руками: И.п. – правая рука вверх 1-4 – правая рука плавно вниз 5-8 – левая рука плавно вверх. | Пятая и шестая позиции ног. Выставление ноги на носок вперёд, вбок и назад. Танцевальная разминка по кругу.
| Шаг с подскоком. Русский шаг-припадание. Приставные шаги с поворотом вокруг себя. «Ковырялочка», «Гармошка». | Танец «Вальс» | ||
4 занятие | ||||||
Повторить 3 (апрель).
| Повторить занятие 3 (апрель).
| Повторить занятие3(апрель).
| Повторить занятие 3 (апрель).
| Танец «Вальс» | ||
Разделы | Строевые упражнения | Игроритмика | Хореографические упражнения | Танцевальные шаги | Танец | |||
1 занятие | ||||||||
МАЙ | Ходьба. Перестроение в круг. Построение в шеренгу, сцепление за руки. Построение врассыпную. | Выполнение простейших движений руками. | Пятая и шестая позиции ног. Выставление ноги на носок вперёд, вбок и назад. Танцевальная разминка по кругу.
| Шаг с подскоком. Русский шаг-припадание. Приставные шаги с поворотом вокруг себя. «Ковырялочка», «Гармошка». | Танец «Вальс» Повторение ранее изученных танцев | |||
2 занятие | ||||||||
Ходьба. Перестроение в круг. Построение в шеренгу, сцепление за руки. Построение врассыпную. Построение в две шеренги напротив друг друга. | Выполнение простейших движений руками. | Пятая и шестая позиции ног. Выставление ноги на носок вперёд, вбок и назад. Танцевальная разминка по кругу.
| Комбинация из ранее выученных шагов. | Повторение ранее изученных танцев | ||||
3 занятие | ||||||||
Ходьба. Перестроение в круг. Построение в шеренгу, сцепление за руки. Построение врассыпную. Построение в две шеренги напротив друг друга. | Выполнение простейших движений руками. | Пятая и шестая позиции ног. Выставление ноги на носок вперёд, вбок и назад. Танцевальная разминка по кругу.
| Комбинация из ранее выученных шагов. | Организация концерта для родителей | ||||
4 занятие | ||||||||
Подготовка к Выпускному вечеру. Выступление на Выпускном вечере | ||||||||
Словарь танцевальных движений
«Бег парами по кругу» - сохранять дистанцию, держать круг, интервалы. Движение исполнять точно под музыку.
«Бег по кругу» - держать круг, интервалы, осанку (голова поднята). Исполнять точно под музыку. Шаг на 1/8 такта.
«Бегунец» - элемент танца, разучивается на счёт6 «раз и, два и». И.п.: ноги в основной позиции – пятки вместе, носки врозь. Оттолкнуться левой ногой и сделать небольшой прыжок вперёд правой ногой (счёт «раз»), левой ногой (счёт «и»), правой ногой (счёт «два»). После этого начинать те же движения с левой ноги (прыжок, перебежка и т.д.).
«Белорусский шаг полька». Музыкальный размер 2/4. Начинается с затакта, подскок и три шага или три притопа. Исполняется на 1-й такт музыки.
«Боковой галоп». С правой/левой/ ноги шаг в сторону, левая/правая/ догоняет её и подбивает, движение исполняется легко, задорно. Два галопа на 1 такт. Музыкальный размер 2/4.
«Врассыпную маршем». Держать ориентир, не сталкиваться. Ходить под музыку. Шаг на ¼ такта.
«Врассыпную шагом». Держать ориентир, ходить не сталкиваться, точно под музыку, точно под музыку.
«Выбрасывание ног». Исполняется перескоком с одной ноги на другую поочерёдно. Выносится нога вперёд на 45 градусов, колени прямые, носок предельно натянут, исполняется в быстром темпе на каждую ¼ такта.
«Выставление ноги вперёд на носок». Движение исполняется с правой и левой ноги. Нога выставляется, носок предельно вытянут, пятка повёрнута вперёд. Колено прямое, голова повёрнута к выставленной ноге. Характер музыки умеренный.
«Выставление ноги вперёд на пятку». Движение исполняется с правой и левой ноги поочерёдно. При исполнении придерживаться точно направления вперёд. Нога выставляется на пятку, сильно согнута в подъёме так, чтобы носок смотрел вверх и немного в сторону, корпус прямой, голова приподнята. Характер музыки спокойный. При музыкальном размере 2/4 на «раз» каждого такта нога выносится вперёд, на «два» - нога подтягивается в исходное положение.
«Галоп вперёд» - выпад на правую/левую/ ногу вперёд, левая нога /правая/ подтягивается и с небольшим подскоком продвигается вперёд. Шаг на ¼ такта. Размер 2/4. Характер энергичный.
«Гармошка». Пятки вместе, носки врозь, носки вместе, пятки врозь с продвижением в правую и левую стороны.
«Дробный шаг». Выполняется ритмично на всей ступне, на каждую 1/8 такта. Ступни параллельно, колени согнуты слегка. Движение может выполняться на месте и в разных направлениях.
«Ковырялочка вперёд». Один из видов «ковырялочки». Музыкальный размер 2/4. На 1-ый такт правая (левая) нога выносится вперёд на носок, на счёт «раз», «два» поставить ногу на каблук, на счёт «раз» - 2-ой такт. Поставить ногу в исходное положение, на счёт «два» - пауза и движение можно выполнять с другой ноги и тремя притопами. Характер зависит от музыки.
«Кружиться парами» - танцующие, взявшись за руки, смотрят на друг, друга. При исполнении движений должны образовывать круг. Шаг ¼ такта.
«Кружиться по одному». Делать маленький кружок вокруг себя, сохранять осанку, слушать музыку. Кружение в одну сторону должно занимать не более 4 такта музыкального сопровождения.
«Марш парами по кругу» - сохранять парность, держать круг, интервалы. Ходить точно под музыку.
«Марш по кругу» - держать круг, интервалы, осанку /поднять/. Чётко ходить под музыку. Шаг на ¼ такта.
«Марш с высоким подниманием ног». Марш с высоким подниманием колена, носок оттянут вниз, корпус прямой. Характер чёткий, энергичный. Шаг на ¼ такта.
«Марш» - чёткий шаг под музыку. Шаг на ¼ такта. Согласовывать движения рук и ног, держать осанку.
«Мелкий бег по кругу» - держать ориентир, не сталкиваясь друг с другом. Исполнять точно под музыку.
«Мелкий бег» - движение исполняется на 1/8 такта, легко на носочках, шаг мелкий.
«Переменный шаг». Музыкальный размер 2/4. Исполняется на 1-ый такт музыки, два шага с правой ноги, два шага с левой ноги и т.д.
«Полуприседание с вынесением ноги на пятку». На «раз» приседать, на «два» поднять с полуприседанием и вынести правую/левую ногу на пятку в сторону.
«Поскоки». Музыкальный размер 2/4. Исполняется энергично, задорно на каждую ¼ такта. На «раз» - шаг на правую ногу, на «два» - поскок на этой ноге, поднять колено левой ноги, носок оттянуть вниз. Движение исполняется с одной и другой ноги в разных направлениях.
«Приглашение». Мальчики: руки опущены вниз, корпус прямой – шаг в сторону по линии танца/ против хода часовой стрелки/ с левой ноги, правую ногу приставить к левой с небольшим наклоном головы. Девочки: держа руки на юбочке или отводя в сторону, кисти рук повёрнуты вниз. Шаг с правой ноги, левую ногу подтягивают и ставят сзади правой на носок, колено левой ноги согнуто и отведено влево. При этом исполняется небольшое приседание. Корпус прямой.
«Приставной шаг с пружинкой». На «раз» – шаг в сторону, на «два» - приставить ногу: носок к носку, пятка к пятке – и исполнить небольшую пружинку/приседание. Движение исполняется в одну и в другую стороны.
«Приставной шаг». Начинать разучивать движение по прямой линии. На «раз» - шаг в сторону, на «два» - приставить ногу, носок к носку, пятка к пятке. Корпус прямой, голова приподнята. Движения исполняется в одну и в другую стороны. Характер зависит от музыки.
«Притопы одной ногой» - размер 2/4. Притоп на сильную долю каждого такта.
«Притопы поочерёдные» - музыкальный размер 2/4 – 2 притопа в такт. Притоп исполняется на каждую четверть.
«Притопы топающие» - исполнять на каждую восьмую на полной стопе, высоко ногу не поднимать.
«Притопы». Музыкальный размер 2/4. Притоп поочерёдно на каждую ¼ такта. Или 1-ый такт – два притопа, 2-ой такт – пауза.
«Пружинка» - лёгкое приседание в соответствии со спокойным характером музыки. Движение исполняется на сильную дол. Такта. Размер 2/4.
«Прыжки» - легко подпрыгивать на двух ногах в соответствии с характером музыки. Сохранять осанку. Ритмично исполнять прыжки на двух ногах. На каждую ¼ такта.
«Скользящие хлопки». Руки вытянуты вперёд, чуть согнуты в локтях, скользящим движениями хлопать сверху вниз по ладошкам на каждую ¼ такта.
«Танцевальный шаг». Движения исполняются во всех направлениях. Шаг с носка. Исполняется на каждую четверть музыкального размера 2/4. На «раз» - шаг с правой ноги, на «два» - шаг с левой ноги и т. д.»
«Тройные притопы». Занимают 2 такта. На «раз» 1-ого такта – притопы правой ногой, на «два» - притоп левой ногой. На «раз» 1-ого такта - притоп правой ногой. На «два» - пауза. Тройные притопы могут выполнять на 1-й такт /восьмыми/ и 1/8 такта.
«Тройные хлопки» занимают 2 такта. Музыкальный размер 2/4. На «раз» первого такта – хлопок, на «два» - хлопок, на «раз» второго такта – хлопок, на «два» - пауза.
«Упражнение для рук» - уметь поднимать руки вверх, вправо, влево, вниз, сторону с предметами и без предметов.
«Упражнение с платочками» - Движения во всех направлениях плавные, лёгкие.
«Упражнение с погремушками, игрушками» - уметь правильно держать погремушку и выполнять движения в соответствии с ритмом и динамикой музыки.
«Упражнения с флажками» - Движения более чёткие. Уметь правильно держать флажок. Флажок поднять вверх, впереди себя рука согнута, локоть внизу.
«Фонарики» - кисти рук должны быть перед собой, локти опущены вниз, пальцы собраны,/как бы держа яблоко/, легко вращать кистями, без напряжения.
«Хлопки» - хлопки поочерёдные в соответствии с ритмической пульсацией, хлопок приходится на каждую четверть. Размер 2/4 – 2 хлопка в такте поочерёдные на каждую ½ такта. Или на один такт – пауза.
«Хлопок с притопом». Исполняется на сильную долю такта. Музыкальный размер 2/4. На «раз» - исполнять хлопок и притоп одной ногой, на «два» - пауза и т.д.
«Ходьба парами по кругу» - сохранять парность, держать круг, интервалы, ходить точно под музыку. Шаг – ¼ такта.
«Ходьба по кругу» - держать круг, интервалы, осанку (голову поднять). Выполнять точно под музыку. Шаг ¼ такта.
«Шаг вальса (гимнастический)». И.п.: стойка на носках. Выполняется на счёт «Раз, два, три». Их «и» - маленький скользящий. На «раз» - шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню, слегка сгибая колено (мягко пружиня); на «два, три» - два небольших шага вперед левой, затем правой ногой на носках /ноги прямые/.
«Шаг вальса» (танцевальный). И.п.: стойка на носках. Исполняется, как и предыдущий шаг, но на беге стремительно.
«Шаг и поскок с правой, затем с левой ноги». Нога высоко поднимается. Музыкальный размер 2/4. Движение исполняются энергично, весело, задорно, на 2/4 такта.
«Шаг польки». Исполняется с затакта. На «раз» - поскок на левой ноге, правую ногу выносим вперед, с этой ноги исполняем переменный шаг. Затем движение исполнить с другой ноги. Размер 2/4. Движение на 1-й такт музыки.
«Шаг с припаданием». Ис.п.: ноги в основной стойке. Выполняется на счет: « и раз,и два». На «и» - правую ногу приподнять в сторону, вправо; на «раз» - сделать небольшой шаг с носка на всю ступню, слегка сгибая колено. Одновременно левую, согнуть в колене, ногу приподнять; на «и» - выпрямляя ноги, встать на носок левой ноги / сзади правой/, правую отвести в сторону; на «два» - «и» - повторить движения.
«Шаг с притопом». На «раз» - шаг с правой ноги, на «два» - притоп левой ногой, не перенося на нее тяжесть тела, затем шаг с левой ноги, и притоп правой и т. д. Обратить внимание: с какой ноги притоп, с той ноги следующий шаг. Движение исполняется на 1 такт. Музыкальный размер 2/4.
Используемая литература:
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000
- Ерохина О.В. Школа Танцев для детей/ Серия «Мир вашего ребёнка». – Ростов н/Дону: Феникс, 2003.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. СПб.: «Детство-пресс»
Результаты освоения программы.
Цель диагностики: выявление уровня освоения программы ребенком.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. При определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие программные задачи:
- Чувство музыкального ритма.
способность воспринимать и передавать разные ритмические рисунки, основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами. Темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке.
- Эмоциональная отзывчивость.
выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции.
- Танцевальное творчество.
Способность правильно и «музыкально» исполнять танцевальные движения, комбинации, умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па».
Комплексная оценка:
1 - 1,7 низкий уровень. (Требуется корректирующая работа педагога)
1,8 – 2, 5 средний уровень .
2,6 – 3 высокий уровень.
Тестовые задания
Чувство музыкального ритма. | |
Начало года | Конец года |
3 балла – самостоятельно выполняет ритмический рисунок под музыку. 2 балла – выполняет ритмический рисунок под музыку с небольшими неточностями. 1 балл – выполняет ритмический рисунок под музыку с помощью педагога. 0 баллов – не может выполнить ритмический рисунок под музыку. |
3 балла – самостоятельно выделяет сильные и слабые доли в музыке, может безошибочно начать движение на указанную долю музыкального такта. 2 балла – выделяет сильные и слабые доли в музыке с небольшими неточностями. 1 балл – выделяет сильные и слабые доли в музыке с помощью педагога.
|
3 балла – самостоятельно выделяет сильные доли в музыке. 2 балла – выделяет сильные доли в музыке с небольшими неточностями. 1 балл – выделяет сильные доли в музыке с помощью педагога.
|
3 балла – самостоятельно выполняет ритмический рисунок под музыку. 2 балла – выполняет ритмический рисунок под музыку с небольшими неточностями. 1 балл – выполняет ритмический рисунок под музыку с помощью педагога. 0 баллов – не может выполнить ритмический рисунок под музыку. |
3.Выделить фразы и части музыкального материала. 3 балла – самостоятельно выделяет фразы и части музыки. 2 балла - выделяет фразы и части музыки с небольшими неточностями. 1 балл – выделяет фразы и части музыки с помощью педагога.
|
3 балла – самостоятельно различает музыкальные размеры – 2/4, 4/4, 3/4. 2 балла – различает музыкальные размеры – 2/4, 4/4, 3/4 с небольшими неточностями. 1 балл – различает музыкальные размеры – 2/4, 4/4, ¾ при помощи педагога. 0 баллов – не различает музыкальные размеры. |
Эмоциональная отзывчивость. | |
Начало года. | Конец года. |
3 балла – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, характер музыки. 2 балла – не очень выразительно передает заданные образы, характер музыки. 1 балл - передает заданные образы, характер музыки. При помощи педагога. 0 баллов – не может передать заданный образ, характер музыки. |
3 балла – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, характер музыки. 2 балла – не очень выразительно передает заданные образы, характер музыки. 1 балл - передает заданные образы, характер музыки. При помощи педагога. 0 баллов – не может передать заданный образ, характер музыки. |
3 балла – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, характер музыки. 2 балла – не очень выразительно передает заданные образы, характер музыки. 1 балл - передает заданные образы, характер музыки. При помощи педагога. 0 баллов – не может передать заданный образ, характер музыки. | 2.Упражнение «О чем рассказывает музыка». 3 балла – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, передает характер музыки при помощи движений и эмоций. 2 балла – не очень выразительно передает заданные образы, передает характер музыки при помощи движений и эмоций. 1 балл - передает заданные образы, характер музыки при помощи педагога. 0 баллов – не может передать заданный образ, характер музыки. |
Танцевальное творчество. | |
Начало года. | Конец года. |
3 балла – правильно и «музыкально» исполняет танцевальную комбинацию. 2 балла – «музыкально» исполняет танцевальную комбинацию, допуская небольшие неточности. 1 балл – исполняет, танцевальную комбинацию при помощи педагога
| 1.Исполнить танцевальную композицию. 3 балла – правильно и «музыкально» исполняет танцевальную композицию. 2 балла – «музыкально» исполняет танцевальную композицию, допуская небольшие неточности. 1 балл – исполняет, танцевальную композицию при помощи педагога 0 баллов – не может выполнить танцевальную композицию. |
3 балла – правильно выбирает движения. 2 балла – выбирает движения, допуская небольшие неточности. 1 балл – выбирает движения при помощи педагога. 0 баллов – не может выбрать движения. | 2.Импровизация под музыку. 3 балла – легко и свободно импровизирует под музыку. 2 балла – не уверенно импровизирует под музыку. 1 балл – с трудом импровизирует под музыку. 0 баллов – не может импровизировать. |
Методическое обеспечение программы.
С первых минут занятий очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого следует тщательно продумать методические приемы, которые помогут решить поставленные задачи.
Прежде, чем заставить ребенка танцевать, нужно научить его красиво и осознанно двигаться под музыку, научить связывать музыку с движением. Для этого в занятия нужно включать простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения. Движения показывает педагог. Надо следить, что бы дети не повторяли сразу за педагогом, а внимательно следили за его исполнением. Обучение движению начинается с его названия, показа, объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. Все новые движения необходимо изучать в «чистом» виде. Если движение трудное и достичь его правильного исполнения сразу нельзя, то изучают сначала элементы, подготовительные упражнения. Систематическое повторение одного упражнения значительное число раз позволит добиться лучшей техники исполнения. Но нужно помнить, что нельзя долго задерживать внимание детей на одном упражнении, занятие не должно быть моторным. Нужно разнообразить задания, что бы они всегда оставались занимательными для воспитанников. Для обучения танцам детей дошкольного возраста необходимо использовать игру. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества», – писал Сухомлинский. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха, а о необходимости пронизать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом.
Игра должна быть средством достижения намеченной педагогической цели, требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда. Тогда игра будет способом обучения воспитанника умению трудиться, и при этом даже рутинная, скучная для детей работа покажется интересной.
Кроме танцевальных элементов на занятиях кружка дети знакомятся с различными упражнениями связанные с отчетом ритма, что дает ребенку возможность безошибочно начать движение на указанную долю музыкального такта и развивает чувство музыкального ритма. Одним из самых слабых мест в исполнительской практике является невыразительность лица, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание детей на активность мышц лица.
И поэтому для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии следует включать в занятия музыкальные этюды и игры. Целесообразно включать в занятие импровизацию. В качестве музыкального оформления лучше выбирать доступные для восприятия детей произведения. Они должны быть разнообразными и качественными. Музыка подбирается к каждой части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер.
На протяжении всех занятий, особенно на их начальном этапах, очень важно следить за формированием правильной осанки детей. С этой целью рекомендуются задания на укрепление мышц спины.
Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией в дошкольном учреждении возможно только при использовании педагогических принципов:
- принцип доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому участнику кружка.)
- принцип постепенного повышения требований (выполнение ребенком все более трудных, новых заданий, постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок.)
- принцип систематичности (непрерывность, регулярность занятий.)
- игровой принцип (занятие стоится на игре.)
- принцип сознательности, активности (сознательное, заинтересованое отношение ребенка к своим действиям.)
- принцип повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков.)
- принцип наглядности (практический показ движений.)
Ведущими методами обучения детей танцам являются:
• наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ);
• объяснение методики исполнения движения;
Таким образом, основные методы, применяемые при обучении:
• качественный показ;
• словесное (образное) объяснение;
• повторение.
Итогом занятий является танец. Танец, поставленный на основе выученных движений, помогает развить танцевальность. Преодолевая технические трудности, дети приобретают свободу сценического поведения, проявляют свою индивидуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет
Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"
Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....
Программ вокального кружка "Звенящая капель" в ДОУ ,для детей 5-7 лет(2ой год обучения)
Программа включает подразделы: · развитие музыкального слуха и голоса;· песенное творчество;·...
Программа вокального кружка "Солнечная капель"
Программа вокального кружка "Солнечная капель"...
Праздник для детей по программе социокультурные истоки "Весеняя капель"
Праздник будет интересен как детям , так и родителям....
Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"
Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД блоков Дьенеша....
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...