Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Лего - конструирование"
материал по конструированию, ручному труду
Приобщение детей к техническому творчеству посредством овладения Лего-конструированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Лего-конструирование" | 72.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»
ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
(ГКУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)
«Рекомендовано» «Утверждаю»
Методическим объединением Директор ЦССВ «Сколковский»
педагогов А.С.Комаров __________
Протокол №1 «08» сентября 2021г.
«08» сентября 2021г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Направленность: техническая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 8 – 18 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчики программы:
Воспитатели:
Романюк И.В.
Ионова Е.П.
г. Москва, 2021г
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Разделы/подразделы | Стр. | |
I | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 1 | |
II | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 9 | |
2.1. | Учебно тематический план (УТП) | 9 | |
2.2. | 2.2. Содержание учебно-тематического плана | 10 | |
2.3. | Календарно учебный график по дополнительной программе образования «Чудеса из песка» | 13 | |
III | МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ | 18 | |
IV | ЛИТЕРАТУРА | 26 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ | |||
Приложение 1 – Диагностика уровня знаний и умений по Лего-конструированию (по методике Т.В.Федоровой) | |||
Приложение 2 – Карта фиксирования результатов освоения программы |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка.
1.2. Актуальность, целесообразность программы:
Представленная программа актуальна тем, что раскрывает для обучающихся огромный мир техники. Лего-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
Научно-техническое творчество на сегодняшний день является предметом особого внимания. Приоритеты в современном обществе, направленные на развитие технического творчества обучающихся, способствовали созданию и апробации данной образовательной программы внеурочной деятельности «Лего-конструирование» для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Эффективным для технического развития детей является не только обучение детей сложным способам крепления деталей, но и создание условий для самовыражения личности воспитанника через представление продукта своего труда.
Лего -конструктор открывает обучающемуся новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества.
Лего – это яркий, красочный, полифункциональный конструктор, представляющий огромные возможности для экспериментально-исследовательской деятельности обучающихся. Главным отличием Лего от других строительных комплектов являются скрепляющиеся между собой детали-кирпичики, которые в ходе постройки остаются крепкими и сбалансированными.
Наборы Лего нового поколения зарекомендовали себя как образовательные продукты, удовлетворяющие самые высокие требования гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности.
Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с детьми разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений). Конструирование тесным образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности световосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, творческих задатков, развитием диалогической и монологической речи, расширением словарного запаса, навыками работы с предложенными инструкциями, формированием умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Особое внимание уделяется развитию пространственного мышления.
1.3. Направленность программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая кружковая программа «Лего-конструирование» имеет техническую направленность. Программа модифицированная, по уровню освоения детьми – общеразвивающая. По цели обучения – познавательная, развивающая техническую эстетику. Образовательная область - лего-конструирование и робототехника.
1.4. Новизна / целесообразность программы:
Новизна программы заключается в том, что позволяет обучающимся в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность Лего-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «Лего-конструирование» открывает возможности для реализации новых концепций обучающихся, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа направлена не столько на обучение сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Также развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе занятий кружковой деятельности обучающиеся становятся строителями, архитекторами и творцами, придумывающими и воплощающими в жизнь свои идеи.
1.5. Цель программы: приобщение детей к техническому творчеству посредством овладения Лего-конструированием.
1.6. Задачи Программы:
- Образовательные задачи:
- формирование у обучающихся теоретических знаний и практических навыков в области начального технического конструирования;
- формирование у обучающихся элементов наглядно- схематического мышления путем самостоятельной сборки моделей;
- обучение конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу.
- Развивающие задачи:
- развитие интереса к моделированию и конструированию, стимулирование технического творчества;
- развитие мелкой моторики рук, общего речевого развития, умственных способностей.
- Воспитательные задачи:
- совершенствование коммуникативных навыков обучающихся при работе в паре, коллективе;
- воспитывать желание и умение трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
1.7. Срок реализации программы -1год
Годовая нагрузка для каждого года обучения составляет 52 часа при нагрузке 30 минут, 1 раз в неделю. Занятия проводится с детьми – сиротами, оставшиеся без попечения родителей (ТМНР). Длительность занятий подбирается в соответствии с возрастом детей, а также их психофизическими и индивидуальными особенностями. Продолжительность учебного года с 1 сентября по 31 мая.
Участники программы: дети 8 -18 лет
1.8. Планируемые результаты реализации программы:
В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня и овладения детьми Лего-конструированием
К концу обучения будут:
Знать:
- основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);
- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
- виды конструкций: плоские, объемные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования;
- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
- конструировать образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности, реализовывать творческий замысел.
1.9. Нормативно правовое обеспечение:
Адаптированная общеобразовательная и общеразвивающая программа художественной направленности для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития от 8-18 лет воспитывающихся в ГКУ ЦССВ «Сколковский» разработана в соответствии с:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; - Федеральный закон от 11.06. 2001№"О дополнительном образовании";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрированного в министерстве юстиции РФ №35850 от 3 февраля 2015 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- ФЗ от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ. «Реабилитация инвалидов».
- ФЗ от 08.08.2001г. № 123-ФЗ. «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов»;
- Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
- Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; - Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242
«О направлении информации»; - «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- «Концепция развития дополнительного образования детей» (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в редакции Приказа Минпросвещения РФ от 30.09.2020 № 533;
- Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г.№ 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей» (в редакции приказов Департамента образования города Москвы от 7 августа 2015 г. № 1308, от 8 сентября 2015 г. № 2074, от 30 августа 2016 г. № 1035 и от 31 января 2017 г. № 30;
- Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; - Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242
«О направлении информации»; - Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями).
Формы обучения – очная форма.
Режим занятий:
Программой предусматривается одно занятие в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности – 30 мин. Общее количество часов в год – 52 ч. Форма организации деятельности – групповая.
Формы организации деятельности: коллективная деятельность, деление на группы, индивидуальные занятия в соответствии с индивидуальными учебными программами, чередование индивидуальных и групповых форм.
Формы проведения занятий: (теоретическое занятие, практическое занятие, занятие-игра, творческая встреча, мастер – класс, занятие-проект).
Формы подведения итогов реализации программы: итоговая аттестация, мастер -класс, соревнование, конкурс, творческий отчёт.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебно тематический план (УТП)
№ п/п | Названия разделов и тем занятий | Количество учебных часов | Форма промежуточного /итогового контроля | |||
ВСЕГО | теория | практика | ||||
2.1.1. Введение в предмет – 2 ч | ||||||
1. | Вводное занятие, введение в Лего-конструирование, техника безопасности, правила поведения на занятии | 2 | 1 | 1 | контрольные вопросы | |
2.1.2. История Лего-конструирования –1 ч | ||||||
1. | Знакомство с историей происхождения Лего конструктора | 1 | 1 | контрольные вопросы | ||
2.1.3. Основы конструирования-1ч | ||||||
1. | Знакомство с конструктором. Основные детали. Крепления. | 1 | 1 | практическая работа | ||
2.1.4. Строительство зданий и сооружений -13ч | ||||||
1. | Башни | 3 | 1 | 2 | контрольные вопросы | |
2. | Дома | 3 | 3 | практическая работа | ||
3. | Общественные здания | 4 | 1 | 3 | практическая работа | |
4. | Бытовые постройки | 3 | 3 | практическая работа | ||
2.1.5. Конструирование транспорта – 13ч | ||||||
1. | Пассажирский транспорт | 4 | 1 | 3 | практическая работа | |
2. | Специальный транспорт | 4 | 1 | 3 | практическая работа | |
3. | Воздушный транспорт | 3 | 3 | практическая работа | ||
4. | Водный транспорт | 2 | 2 | практическая работа | ||
2.1.6. Конструирование животных -12ч | ||||||
1. | Дикие животные | 4 | 1 | 3 | практическая работа | |
2. | Домашние животные | 4 | 1 | 3 | практическая работа | |
3. | Животные тропических стран | 2 | 1 | 1 | практическая работа | |
4. | Птицы | 2 | 2 | практическая работа | ||
2.1.7. Наша улица – 10ч | ||||||
1. | Детская площадка | 3 | 1 | 2 | практическая работа | |
2. | Парк | 3 | 1 | 2 | практическая работа | |
3. | Перекресток | 4 | 1 | 3 | практическая работа | |
ИТОГО: | 52 | 12 | 40 | практическая работа | ||
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | 1 | Мастер – класс |
2.2. Содержание учебно-тематического плана
№ п/п раздела (модуля), темы их название | Форма учебного занятия по теме, кол-во часов | Содержание |
2.2.1. Введение в предмет | ||
1. Вводное занятие, введение в Лего-конструирование, техника безопасности, правила поведения на занятии | теоретическое занятие – 1 ч. | Знакомство с особенностями Лего-конструирования. |
практическое занятие -1 ч. | Вызвать интерес к Лего-конструированию. | |
2.2.2. История Лего-конструирования | ||
1.Знакомство с историей происхождения Лего- конструктора | теоретическое занятие – 1 ч | Познакомить с историей происхождения Лего-конструктора |
2.2.3. Основы конструирования | ||
1. Знакомство с конструктором. Основные детали. Крепления. | практическое занятие – 1ч | Знакомство со способами крепления. Учить строить простейшие конструкции. |
2.2.4. Строительство зданий и сооружений | ||
1. Башни | теоретическое занятие – 1 ч | Познакомить с разными видами башен и способами их конструирования. |
практическое занятие – 2 ч | Формировать умение конструировать башню, используя разные виды крепежей. | |
2. Дома | практическое занятие – 3ч | Формировать умение подбирать детали, необходимые для конструирования домов. |
3.Общественные здания | теоретическое занятие – 1 ч | Обучение конструированию зданий по образцу. |
практическое занятие – 3ч | Совершенствовать умение осуществлять контроль качества практической деятельности. | |
4.Бытовые постройки | практическое занятие – 3ч | Учить сооружать постройки из блоков Лего-конструктора. |
2.2.5. Конструирование транспорта | ||
1.Пассажирский транспорт | теоретическое занятие – 1 ч | Развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройкой. |
практическое занятие – 3ч | Учить заранее обдумывать содержание постройки пассажирского транспорта. | |
2. Специальный транспорт | теоретическое занятие – 1 ч | Развивать быстроту мышления, мелкую моторику, фантазию. |
практическое занятие – 3ч | Закреплять полученные навыки. Умение называть тему постройки, давать общее описание. | |
3.Воздушный транспорт | практическое занятие – 3ч | Познакомить с принципом конструирования воздушного транспорта. |
4.Водный транспорт | практическое занятие – 2ч | В процессе выполнения задания поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие. |
2.2.6. Конструирование животных | ||
1.Дикие животные | теоретическое занятие – 1 ч | Знакомство с конструированием животных. |
практическое занятие – 3ч | Упражнять в умении создания постройки животных по образцу. | |
2.Домашние животные | теоретическое занятие – 1ч | Совершенствовать умение соотносить образец с постройкой. |
практическое занятие – 3ч | Закреплять умение строить животных по образцу. | |
3.Животные тропических стран | теоретическое занятие – 1 ч | Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. |
практическое занятие – 1ч | Закреплять умение изготовления несложных конструкций в соответствии с технологической последовательностью. | |
4.Птицы | практическое занятие – 2ч | Познакомить с принципом конструирования птиц. |
2.2.7. Наша улица | ||
1.Детская площадка | теоретическое занятие – 1ч | Закреплять знания видов конструкций: плоские, объемные, неподвижное и подвижное соединение деталей; |
практическое занятие – 2ч | Воспитывать желание и умение трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, | |
2.Парк | теоретическое занятие – 1ч | Знакомство с конструированием парка. |
практическое занятие – 2ч | Закреплять знание элементов наглядно- схематического мышления путем самостоятельной сборки моделей. | |
3.Перекресток | теоретическое занятие – 1ч | Совершенствование коммуникативных навыков обучающихся при работе в паре, коллективе |
практическое занятие – 3ч | Закреплять умение реализовывать творческий замысел. |
2.3. Календарно учебный график по дополнительной программе образования «Лего-конструирование»
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма и вид занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | Сентябрь | 05.09.2021 | 9.00-9.30 | теория | 30мин | Вводное занятие, введение в Лего-конструирование, техника безопасности, правила поведения на занятии | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа №1 | Контрольные вопросы |
2. | Сентябрь | 12.09.2021 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Вводное занятие, введение в Лего-конструирование, техника безопасности, правила поведения на занятии | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
3. | Сентябрь | 19.09.2021 | 9.00-9.30 | теория | 30мин | Знакомство с историей происхождения Лего- конструктора | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Контрольные вопросы |
4. | Сентябрь | 26.09.2021 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Знакомство с конструктором. Основные детали. Крепления. | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
5. | Октябрь | 03.10.2021 | 9.00-9.30 | теория | 30 мин | Башня | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Контрольные вопросы |
6. | Октябрь | 10.10.2021 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Башня: телебашня | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
7. | Октябрь | 17.10.2021 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Башня: храм | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
8. | Октябрь | 24.10.2021 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Дома: одноэтажный | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
9. | Октябрь | 31.10.2021 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Дома: двухэтажный | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
10. | Ноябрь | 07.11.2021 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Дома: многоэтажный | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
11. | Ноябрь | 14.11.2021 | 9.00-9.30 | теория | 30мин | Общественные здания | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Контрольные вопросы |
12. | Ноябрь | 21.11.2021 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Общественные здания: магазин | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
13. | Ноябрь | 28.11.2021 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Общественные здания: больница | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
14. | Декабрь | 05.12.2021 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Общественные здания: школа | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
15. | Декабрь | 12.12.2021 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Бытовые постройки: сарай | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
16. | Декабрь | 19.12.2021 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Бытовые постройки: баня | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
17. | Декабрь | 26.12.2021 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Бытовые постройки: навес | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
18. | Январь | 02.01.2022 | 9.00-9.30 | теория | 30мин | Пассажирский транспорт | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Контрольные вопросы |
19. | Январь | 09.01.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Пассажирский транспорт: трамвай | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
20. | Январь | 16.01.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Пассажирский транспорт: поезд | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
21. | Январь | 23.01.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Пассажирский транспорт: автобус | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
22. | Январь | 30.01.2022 | 9.00-9.30 | теория | 30мин | Специальный транспорт | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Контрольные вопросы |
23. | Февраль | 06.02.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Специальный транспорт: пожарная машина | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
24. | Февраль | 13.02.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Специальный транспорт: скорая помощь | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
25. | Февраль | 20.02.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Специальный транспорт: полицейская машина | ГКУ ЦССВ Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
26. | Февраль | 27.02.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Воздушный транспорт: самолет | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
27. | Март | 06.03.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Воздушный транспорт: вертолет | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
28. | Март | 13.03.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Воздушный транспорт: ракета | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
29. | Март | 20.03.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Водный транспорт: корабль | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
30. | Март | 27.03.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Водный транспорт: лодка | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
31. | Апрель | 03.04.2022 | 9.00-9.30 | теория | 30мин | Дикие животные | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Контрольные вопросы |
32. | Апрель | 10.04.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Дикие животные: медведь | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
33. | Апрель | 17.04.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Дикие животные: белка | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
34. | Апрель | 24.04.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Дикие животные: кабан | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
35. | Май | 01.05.2022 | 9.00-9.30 | теория | 30мин | Домашние животные | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Контрольные вопросы |
36. | Май | 08.05.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Домашние животные: кошка | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
37. | Май | 15.05.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Домашние животные: корова | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
38. | Май | 22.05.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Домашние животные: лошадь | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
39. | Май | 29.05.2022 | 9.00-9.30 | теория | 30мин | Животные тропиков | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Контрольные вопросы |
40. | Июнь | 05.06.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Животные тропиков: жираф | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
41. | Июнь | 12.06.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Птицы: ворона | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
42. | Июнь | 19.06.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Птицы: аист | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
43. | Июнь | 26.06.2022 | 9.00-9.30 | теория | 30мин | Детская площадка | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Контрольные вопросы |
44. | Июль | 03.07.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Детская площадка: горка | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
45. | Июль | 10.07.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Детская площадка: песочница | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
46. | Июль | 17.07.2022 | 9.00-9.30 | теория | 30мин | Парк | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Контрольные вопросы |
47. | Июль | 24.07.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Парк: скамейка | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
48. | Июль | 31.07.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Парк: клумба | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
49. | Август | 07.08.2022 | 9.00-9.30 | теория | 30мин | Перекресток | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Контрольные вопросы |
50. | Август | 14.08.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Перекресток: зебра | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
51. | Август | 21.08.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Перекресток: светофор | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
52. | Август | 28.08.2022 | 9.00-9.30 | практика | 30мин | Перекресток: дорога | ГКУ ЦССВ «Сколковский» Группа№1 | Практическая работа |
III. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При обучении Лего-конструированию широко используются следующие методы обучения:
- наглядный;
- информационно - коммуникативные технологии (ИКТ) - используются для обогащения знаний детей в виде просмотра фильмов, слайд - программ, презентаций видеоряда;
- наблюдение - используется для первичного знакомства с объектом, а также для наблюдения и сравнения или сопоставления реального с изображаемым;
3.1. Формы, методы и технологии
- формы организации деятельности на занятиях – индивидуально-групповые
- формы занятий:
3.2. Формы контроля и методы оценки
Педагогическое наблюдение за работой детей на занятиях, участие детей в оформлении выставок, публичная презентация итоговых работ.
Методы оценки:
- проведение педагогической диагностики, включающей в себя исследование технического творчества обучаемых;
- заинтересованность обучающихся в конструировании, активность в конструкторской деятельности;
- оснащенность Лего- центра позволит определить качество достигнутых результатов, эффективность и результативность работы, выявить трудности и проблемы.
3.3. Формы подведения итогов реализации программы
- Вводный контроль
- вводное тестирование;
- наблюдение педагога;
- просмотр и анализ выполненных работ;
- Промежуточный контроль (промежуточная аттестация):
- тестирование;
- контрольные вопросы;
- рисунок;
- мастер - класс
- Итоговый контроль (итоговая аттестация):
- конкурс;
- викторина
3.4. Критерии оценки
Система оценки результатов освоения обучения о данной программе включает
в себя уровень сформированных знаний, умений, навыков развития воспитанников,
включающий индивидуальные качества и личностный рост.
3.5. Материально – техническое обеспечение
Успешная реализация программы и достижения, обучающихся во многом
зависят от правильной организации рабочего пространства в кабинете. Помещение, в котором осуществляется реализация дополнительной общеразвивающей программы соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН. Учебное помещение оборудовано столами и стульями согласно возрасту детей, соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности. Помещение хорошо освещено. Методический материал хранится на специальных стеллажах.
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
- столы, стулья, доска;
- учебные пособия;
- объяснительно-иллюстративный материал;
- образцы построек из Лего-конструктора.
Информационное обеспечение: фотоаппарат, телевизор, видеокамера, проектор, компьютер.
Наглядный, демонстрационный материал:
- конструктор ЛЕГО;
- подборка видеороликов готовых работ;
- чертежи, схемы, рисунки.
Фонотека:
- сборник детских сказок;
- сборник песен из детских кинофильмов и мультфильмов;
- сборники классической и инструментальной музыки.
Различные вспомогательные материалы и игрушки:
- мелкий конструктор;
- игрушки на липучках.
Данная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.
IV. ЛИТЕРАТУРА
4.1. Основная литература:
№п/п | Источник информации | Пример библиографического описания |
1 | Книга с одним автором | Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО//Дошкольное воспитание. – 2009. №2. – С. 48-50. |
2 | Книга с одним автором | Давидчук А.Н. Развитие конструктивного твочества-М.:Гардарики, 2008. – 118 с. |
3 | Книга со многими авторами | Злаказов А.С., Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие /А.С.Злаказов, Г.А.Горшков, С.Г. Шевалдина. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. |
4 | Книга с одним автором | Комарова Л.Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора Лего): методическое пособие/Л.Г.Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001 |
5 | Книга с одним автором | Лиштван З.В. Конструирование. -М.: Владос, 2011. – 217 с. |
6 | Книга с одним автором | Лусс Т.В. Формирование конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. -104 с. |
7 | Книга с одним автором | Новикова В.П. Лего-мозаика в играх и на занятиях М., 2005. -276 с. |
8 | Книга с одним автором | Селезнева Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека). М., 2007 |
9 | Книга с одним автором | Шайдурова В.Н. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие/В.Н. Шайдурова – М.:Т.Ц. Сфера, 2008. |
10 | Книга с одним автором | Робототехника для детей и родителей. С.А.Филлипов. СПб: Наука,2010 |
Приложение №1
Диагностика уровня знаний и умений по LEGO конструированию и робототехнике
(по методике Т.В. Фёдоровой)
Критерии оценки:
1. Называет детали конструктора (плоские и объемные).
2. Способы соединения деталей (неподвижное и подвижное).
3. Строит по образцу
4. Строит по схеме
5. Строит по инструкции педагога
6. Строит по замыслу, преобразует постройку
7. Работает в команде
8. Создает программы для робототехнических средств при помощи специализированных визуальных конструкторов
9. Может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать способы конструирования модели, продемонстрировать ее технические возможности.
Оценка результатов:
2 балла - умение ярко выражено; 1 балл - ребенок допускает ошибки; 0 баллов - умение не проявляется.
Уровневые показатели диагностики:
Высокий (10-16 баллов): Ребенок конструирует постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме. Самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения), создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования. Под руководством педагога создает элементарные программы для робототехнических средств, при помощи специализированных визуальных конструкторов. Способен продемонстрировать технические возможности модели, обыграть постройку. Умеет работать в команде Средний (5-10 баллов): Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их. Конструируя по замыслу, ребенок определяет заранее тему постройки. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого. Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей. Создание элементарных компьютерных программ для робототехнических средств вызывает значительные затруднения. Проявляет стремление работать в команде. Низкий (0 – 5 баллов): Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга. Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого. Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может. Проявляется неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может. Не проявляет интереса работе в команде.
Приложение №2
Карта фиксирования результатов освоения программы
Уровень освоения детьми дополнительной общеразвивающей программы «Лего-конструирование», осуществляется посредством диагностики, которая проводится в начале и конце учебного года. Данная диагностика включает в себя:
Вопросы контроля:
- Называет все детали конструкторов
- Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
- Создает сложные постройки
- Создает постройки по образцу
- Создает постройку по схеме
- Создает постройки по инструкции педагога
- Создает постройки по творческому замыслу
- Умеет работать в паре (коллективе)
- Использует предметы-заместители
- Умеет составлять рассказ о постройке
- Умеет обыгрывать постройку
- Умеет делать выводы о результатах работы на занятиях (в том числе и в подгрупповой работе и работе в паре)
№ | Фамилия, имя ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа начально техническое моделирование (с элементами художественного конструирования) «Конструирование и моделирование»
Актуальность, педагогическая целесообразность. В настоящее время в искусство работы с бумагой, картоном и другими не сложными поделочными материалами в детском творчестве не потеряла своей актуальност...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "ТИКО-конструирование" для детей 5-6 лет
Развитие конструктивных способностей детей 5-6 лет через использование конструктора ТИКО....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа конструктивно - технической направленности по легоконструированию "Lego - конструирование"
Программа разработана для воспитанников 3-5 лет....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лего-конструирование и робототехника»
Использование LEGO-конструктора и робототехники является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Lego-конструирование»
Направленность программы: техническая.Направление: Lego-конструирование.Уровень сложности содержания программы: стартовый.Цель программы: формирование творческих способностей, через обучение основами ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ТИКО-конструирование»
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления, конструкторских способностей, активизирует мыслительно-речевую деятельность, позволяет поднять на...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа конструирования и моделирования «Самоделкин»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа конструирования и моделирования «Самоделкин». Цель программы: развитие пространственного воображения и творче...