Статья "Психокоррекционные техники, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи
статья по логопедии
В статье рассмотрены психокоррекционные техники, которые эффективно применяются в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zamyatina_o.a.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Замятина Ольга Александровна
Учитель-логопед
Филиал МБОУ «СОШ №23» - Детский сад №22 «Лесовичок»,
г. Серов
PSYCHOLOGICAL INTERVENTION TECHNIQUES USED IN WORKING WITH CHILDREN OF PRESCHOOL AGE HAVING SPEECH DISORDERS
Zamyatina Olga Aleksandrovna
Teacher-speech therapis
Branch of MBOU "SOSH No. 23" – Kindergarten No. 22 " lesovichok»,
G. Serov
Аннотация: В статье рассмотрены психокоррекционные техники, которые эффективно применяются в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: психокоррекционные техники, психическое здоровье, коррекция речи.
Abstract: the article deals with psychocorrective techniques that are effectively used in speech therapy work with children of preschool age.
Key words: psychocorrective techniques, mental health, speech correction.
Речь – важнейшая психическая функция на основе которой формируются и развиваются психические процессы. С каждым годом количество детей имеющих нарушения речевого развития увеличивается.
Работая с детьми, имеющими нарушения речи важно развивать сенсорный и чувственный опыт, формировать эмоциональное, позитивное отношение к образовательной деятельности.
С этой целью в своей работе мы применяем следующие психокоррекционные техники: кинезиологические упражнения, биоэнергопластику, аурикулярный массаж и арт-терапевтические техники: ароматерапию, песочную терапию, акватерапию, музыкотерапию.
Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Последние исследования доказывают: движение приносит непосредственную пользу нервной системе. Мышечная активность, особенно координированные движения, стимулируют продукцию нейротропинов, природных веществ, отвечающих за рост нервных клеток и увеличивающих число нервных связей в мозге [4, с. 5].
Таким образом, упражнения кинезиотерапии помогают скорректировать, частично восстановить согласованность в работе правого и левого полушарий головного мозга, то есть, развивая моторику, мы создаём предпосылки для коррекции многих психических процессов.
Упражнения проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию, массаж.
Эти упражнения способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, для того чтобы процесс был более занимательным, мы применяем в коррекционно-развивающей деятельности метод биоэнергопластики.
Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме.
По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественную интеллектуальную деятельность детей. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребёнка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается координация движений, мелкая моторика рук и речь. Упражнения биоэнергопластики носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей [5, с. 15].
С целью заинтересованности ребёнка в таких упражнениях можно применять игровых персонажей, счёт, музыку, стихи, иллюстрации, презентации.
Систематическая работа с применением биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к занятиям, позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной моторики, облегчает постановку и введение звуков в речь, способствует более быстрому преодолению речевых нарушений, а также эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями.
В работе с детьми имеющими нарушения речи мы применяем аурикулотерапию. Аурикулотерапия – это система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Этот массаж помогает лучше работать и развиваться различным системам организма, нормализует состояние нервной системы, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.
Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Такой массаж можно применять ежедневно и на протяжении всей жизни. Но в течение дня не чаще, чем через 5 часов. Не рекомендуют выполнять его перед сном. Самый распространённый – обычный самомассаж пальцами. В среднем он длится 2 минуты.
Применение средств ароматерапии позволяет поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна. Запахи успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность и уверенность в себе.
Ароматерапия - это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека [2, с.340].
Дети больше всего любят тёплые, сладковатые запахи. В силу того, что их организм находится ещё в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на террактовые и глиняные фигурки, аромамедальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева. Мы используем контейнеры от киндер-сюрприза. Так мы выполняем упражнения дыхательной гимнастики.
Например: повышает настроение, уверенность в себе, и работоспособность запах лимона; увеличивает внимание – лаванда и жасмин; ромашка успокаивает; пихтовый и цитрусовый аромат активизирует и бодрит; ваниль успокаивает. Нужно каждые 1,5 месяца вносить изменения в ароматы, можно и каждые 2 недели.
Метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы – песочная терапия. Песочная терапия способствует совершенствованию умений и навыков практического общения, обогащению словарного запаса, развитию связной речи, побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания, развитию фантазии и образного мышления [3, с. 11].
Используя специальные игры и игровые упражнения с песком в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми в детском саду, мы формируем и расширяем словарный запас, а также работаем над звукопроизношением. Мы учим сочетать движения языка и пальцев в песке при проговаривании слогов, звукоподражаний, слов. Используя различные игрушки мы учим детей сравнивать звучание, артикуляции звуков, их сходство и различие. В процессе таких игр происходит обогащение сенсорного опыта, что имеет большое значение для развития эмоциональной сферы и речи детей с ограниченными возможностями здоровья.
Акватерапия – метод коррекции различного рода нарушений
в развитии детей. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Мы играем с цветными камушками, сначала их бросаем в воду, а потом достаём, произнося при этом определённые звуки, слоги или слова. Выкладываем дорожки из этих камней. Можно проводить самомассаж с массажными мячами и пальчиковые игры в воде. Детям нравится дуть на маленькие фигурки, которые находятся в воде. Таким образом, стимулируем детей к речевой активности.
В работе с детьми более старшего возраста задания можно усложнять, например, чтобы закрепить понятия «гласный-согласный», «твёрдый-мягкий», и их цветовые обозначения, на дно ёмкости с водой кладут камушки трёх цветов: красные, зелёные, синие. Логопед называет звук, ребёнок даёт характеристику звука и достаёт камушек-жемчужину нужного цвета.
На логопедических занятиях мы используем музыкотерапию. Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты [1, с. 118].
Во время расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие. Тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.
Для музыкотерапии подходят: классические произведения, музыка перуанских индейцев, классическая этническая музыка и др.
Все методики используются в комплексе с традиционными.
Эти методы значительно улучшают психоэмоциональный статус, избавляют детей от неправильного отношения к своему дефекту речи и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Список литературы
1.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / под редакцией Е. А. Медведевой. - М.: «Академия», 2001. - 248 с.
2. Волков В.П. Ароматы в жизни человека / В.П. Волков. - М.: Диля, 2013. - 632 c.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии / Т. М. Грабенко, Т. Д.. Зинкевич - Евстигнеева - СПб.: Речь, 2002. – 224 с.
4. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. / А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.
5. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. / А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко.- М.: Аркти, 2001.- 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми шестилетнего возраста, имеющих нарушения речи»часть1
данная презентация содержит кинезиологические упражнения, которые целесообразно использовать на занятиях логопеда...
Использование комплексной коррекционной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окр...
Физкультурно- оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения опорно - двигательного аппарата.
Одним из основных факторов оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья является двигательная активность. Двигательная активность - главный источник и побудительная сила охран...
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии.
Данная презентация позволит читателям не только просмотреть материал, но и некоторые кинезиологические упражнения проделать самим. Получить положительный опыт, а через некоторое время почувствовать се...
Методические рекомендации для педагогов по использованию музыкально-дидактических игр с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи
Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у д...
Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения.
Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения....
"Использование технологии кинезиологического тейпирования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение речи"
В данной статье речь идет о применении кинезиологических тейпов для детей с нарушениями речи с целью коррекции и устранения речевых нарушений. Данная методика доказала свою эффективность н...