Сообщение на круглом столе "Формирование культуры питания у дошкольников через проектную деятельность"
консультация
«Культурное воспитание начинается очень
рано, когда ребенку очень далеко до
грамотности, когда он только научился
хорошо видеть, слышать и кое-что
говорить».
А. С. Макаренко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kultury_pitaniya.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование культуры питания
у дошкольников через проектную деятельность»
Подготовила: воспитатель Чуркина Ольга Анатольевна ноябрь 2020
«Культурное воспитание начинается очень
рано, когда ребенку очень далеко до
грамотности, когда он только научился
хорошо видеть, слышать и кое-что
говорить».
А. С. Макаренко
Актуальность
Здоровье человека во многом определяется качеством его питания в детском возрасте, когда формируется пищевой стереотип, вкусовые пристрастия и привычки закладываются типологические особенности взрослого человека. Как показывает практика, в домашних условиях питание детей зачастую не рационально (неумеренно, однообразно, нарушен режим питания).
Главной задачей воспитания мы считаем сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни надо начинать в детстве.
Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка есть горячий завтрак – кашу, привычка есть в сухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания. Модель пищевого поведения также формируется в дошкольном возрасте. В их формировании важнейшую роль играет семья, где родители порой не уделяют достаточного внимания правильному и здоровому питанию ребенка. Яркая реклама продуктов, не имеющих никакой пользы, привлекает ребенка, что приводит к проблемам не только со здоровьем физическим, но и еще более опасным - психическим проблемам. В результате у детей развиваются не приносящие здоровья привычки в питании.
Наблюдая за поведением детей, а также по результатам бесед с родителями, мы сделали вывод о том, что проблеме формирования культуры питания в практике семейного воспитания уделяется явно недостаточное внимание, в связи с чем у дошкольников (у некоторых - даже в старшем возрасте) часто отсутствуют базовые навыки культуры питания, и особенно - их этикетные основы. Многие дети не умеют правильно и красиво сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами. Недостаточно сформированы навыки сервировки стола, соблюдения правил этикета в процессе приёма пищи. Вероятно, такому положению дел есть свои логические объяснения. Сегодня культура питания, непосредственно связанная с упрощением бытового уклада в семье, диктует свои нормы этикетного поведения. Возможно, навсегда ушли в прошлое традиции длительных совместных трапез с использованием скатертей и столовых приборов с ножом и вилкой. И всё же этикетные основы культуры питания остаются актуальными всегда, даже в эпоху фастфуда, микроволновых печей и одноразовой посуды. Исходя из этого, работа с родителями: беседы, анкетирование (Приложение№ 1,2) должна предшествовать непосредственной работе.
Исходя из целей и задач работы ДОУ, поставили для себя следующую цель: формирование у детей целостного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания, как составной части здорового образа. Для реализации поставленной цели нами была выбрана программа «Разговор о правильном питании», разработанная, специалистами института воспитательной физиологии. Эта программа помогла познакомить детей с основами рационального питания, как составной части образа жизни, в доступной для детей форме обучить детей навыкам и принципам правильного питания.
Противоречие: имеющаяся система образовательной деятельности не формирует у детей понимания о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, о правила столового этикета.
Гипотеза: если использовать проектный метод в формировании культуры питания у детей, то сложившаяся система даст возможность детям:
- ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
- оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
- применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания.
Задачи:
1. Обогащать и расширять знания детей о рациональном питании и его роли для здоровья человека.
2. Воспитывать культуру поведения.
3. Знакомить с правилами этикета, принятые в современном обществе.
4. Воспитывать самостоятельность при соблюдении правила гигиены.
5. Формировать умения детей отражать знания, впечатления в продуктивных видах деятельности.
6. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу, коммуникативные навыки.
7. С помощью разнообразных методов и приёмов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах правильного питания.
Принципы:
- научная обоснованность и практическая целесообразность;
- возрастная адекватность;
- необходимость и достаточность информации;
- практическая целесообразность;
- динамическое развитие и системность;
- культурологическая сообразность – в содержании отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России;
- вовлеченность семьи и реализацию программы.
Сформировать культуру питания мы решили реализовать через три основных направления:
1. Формирование представлений о роли и значении правильного питания для работы всего организма.
2. Воспитание культуры поведения и правил этикета за столом.
3. Соблюдение гигиенических требований.
Ожидаемый результат:
- Осваивают действия, связанные с чисткой овощей, снятием кожуры с фруктов, замешиванием теста, способствуют формированию и развитию координации, мелкой моторики рук, силы рук, плечевого пояса и др.
- Дети учатся сравнивать и различать продукты, пробуя и описывая их свойства.
- Дети узнают и получают элементарные навыки приготовления пищи.
- Формируются социальные навыки и представления о культуре питания
В основе правильного питания лежат 5 принципов. Наша работа заключается в том, чтобы ребенок освоил эти принципы.
Итак, правильное питание должно быть регулярным, разнообразным, адекватным, безопасным и приносить удовольствие.
Регулярность – то есть режим питания.
Уже в дошкольном возрасте можно научить ребенка самостоятельно определять по часам время основных приемов пищи. Питание по часам важно в любом возрасте, но ее значение особенно велико для детей 3-7 лет, так как происходит активный рост и созревание организма. У ребенка должно быть сформирование представление о том, что ежедневная еда – это обязательно завтра, обед, полдник и ужин.
Разнообразие – задача педагогов и родителей сформировать разнообразный вкусовой кругозор, чтобы ему нравились разные продукты и блюда. Надо помочь понять, что вкусная, не всегда полезная еда.
Адекватность – это восполнение энерго затрат организма. У детей необходимо сформировать представление о том, какое количество пищи достаточно, недостаточно и избыточно.
Безопасность – безопасность питания обеспечивают 3 условия – это соблюдение правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами.
Ребенку необходимо знать, если есть сомнения в свежести продуктов, то есть его нельзя. Такое же отношение необходимо сформировать и к незнакомым продуктам, так как новые незнакомые для нашей культуры продукты питания могут содержать опасные для здоровья аллергены. А знакомство с незнакомыми продуктами должно только в присутствии взрослого.
Удовольствие – прием пищи должен проходить в теплой, уютной атмосфере, за красиво сервированным столом.
Во время приема пищи необходимо обратить внимание на то, как пища вкусно приготовлена, насколько она разнообразна, обсудить достоинства блюд. Научить детей описывать блюдо по запаху, вкусу и внешнему виду.
Условия:
1.Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком.
2.Создание условий для свободного выбора деятельности участников в совместной деятельности, для поддержки индивидуальности и инициативы детей, развитие умений детей работать в группе сверстников.
3. Оказание не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной).
4. Создание условий для овладения средствами деятельности; организации видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей.
5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный деятельность, в т.ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Система работы с детьми предполагает различные формы формирования представлений о правильном питании. Основными формами работы являются занятия, игры, досуги, развлечения.
Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Особенностью проектной деятельности в ДОУ является то, что ребенок в силу ограниченного кругозора еще не может самостоятельно найти противоречие в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Этот метод актуален и очень эффективен, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги ДОУ и на добровольной основе вовлекаются родители. Метод проектов интересен и полезен, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным, естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Развитие социальной компетентности дошкольников через проектную деятельность"
Тема сообщения актуальна в наше время. Раскрываются понятия социальная компетентность и социализация. Какую роль играет детский сад в процессе социализации. Как с помощью технологии проектной деятельн...
Отчет по приоритетному направлению "Формирование экологических представлений и экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность"
Отчет по приоритетному направлению "Формирование экологических представлений и экологической культуры у дошкольников через пректную деятельность"...
План работы по самообразованию Тема: «Формирование экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность»
Тема: «Формирование экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность»...
План по самообразованию "Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность"
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Главная цель экологического воспитания – воспитание гуманной социальной активности, творческой личности.Пр...
План самообразования "Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность"
Метод проектов в экологическом образовании дошкольников актуален, так как по ФГОС дошкольное образование является первой ступенью в системе образования. Дошкольный возрас...
План по самообразованию "Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность"
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной...
Статья "Формирование экологической культуры дошкольников через проектную деятельность".2021 г.
В данной статье рассмотрена проектная деятельность, которая обладает особым воспитательным потенциалом и ее использование способствует повышению результативности развития у детей экологической культур...