План по самообразованию "Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Татьяна Александровна Ульянова

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт. Проектная деятельность помогает комплексно реализовывать ряд психолого-педагогических принципов: научности, комплексности, системности, систематичности и последовательности работы (этапности, доступности материала, наглядности, учета возрастных, индивидуальных и личностных особенностей воспитанников, мотивации, сотрудничество детей и взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ № 12

Индивидуальный план

самообразования

воспитателя

Ульяновой Татьяны Александровны

на 2020 - 2021 год

Сорочинск – 2020 г.

План самообразования

1.Ф.И.О. педагога – Ульянова Татьяна Александровна

2.Образование – высшее, 1 квалификационная категория.

3.Тема самообразования: «Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность».

4.Работа начата –01.09.2020  г.

5. Предполагается закончить – 30.05.2021 г.

6. Начиная работу по теме самообразования, я поставила перед собой

Цель:

Повышение собственного уровня знаний по теме "Проектная деятельность в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста".

Задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме.

2. Разработать перспективный план работы с детьми.

3. Создать предметно - развивающую среду в группе, использовать в работе ИКТ.

4. Разработать проекты с детьми и их родителями "Стань природе другом".

5. Выступление с докладом об опыте работы по самообразованию на пед. совете.

6. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

7. Обобщение опыта работы по теме самообразования. 8.Разработать консультации  для организации воспитательно – образовательного процесса.

9. Применить эти разработки на практике.

Исходя из поставленных задач, мною была составлена программа самообразования:

I этап (информационно – ознакомительный)

- изучение научной, методической литературы.

- анализ и обобщение теоретических данных.

II этап (практический)

- внедрение в практику полученных теоретических знаний.

III этап (обобщающий)

- обобщение опыта работы по теме самообразования.

- создание консультаций  и презентации для воспитателей.

- анализ результатов работы.

8.Актуальность темы:

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!»

Н. Луконин.

   Метод проектов в экологическом образовании дошкольников актуален, так как по ФГОС дошкольное образование является первой ступенью в системе образования. Дошкольный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности детей, однако начинать вовлекать дошкольников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в дошкольном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проекта, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности и значительной части дошкольников не удаётся в последствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт. Проектировочная деятельность помогает комплексно реализовывать ряд психолого-педагогических принципов: научности, комплексности, системности, систематичности и последовательности работы (этапности, доступности материала, наглядности, учета возрастных, индивидуальных и личностных особенностей воспитанников, мотивации, сотрудничество детей и взрослых.

     

9.В ходе изучения темы самообразования была проанализирована методическая литература:

 1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014г ФГОС

2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1973

3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию.

4. Масленникова О. А., А. А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.

Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду»

5. Михайлова Л. В. "Метод проектов в образовательной работе детского сада" Москва. "Просвещение" 2015 г ФГОС

6. Михеева Е. В. «Современные технологии обучения дошкольников»

7. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей.

8. Рыжова. Н. А. Наш дом природа.

9. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие, Москва "Школа-Пресс" 2000г.

10 .Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду»

11. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»

12. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах http: // maam/ru; http: //nsportal. ru

10.Предполагаемый результат:

- разработка консультации для воспитателей по экологическому воспитанию;

- создание развивающей экологической среды в группе, соответствующей возрасту и уровню развития детей и программным задачам;

- создание и внедрение проектов «Стань природе другом», «Огород на окне».

- владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста (проектная деятельность).

- повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков профессионализма и творчества.

- развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков, умения синтезировать полученные знания, привлечение к коллективному труду, поддержание познавательного интереса к происходящему в природе, формирование уважительного и заботливого отношения к ней.

11. Форма самообразования: индивидуальная.

12.Перспективы развития самообразования -

Я определила перспективу на будущее:

 - продолжать использовать полученные знания  для развития познавательно-исследовательских способностей детей;
  - активизировать творческую активность детей, опираясь на их познавательные  интересы.

-подготовить  консультацию для воспитателей и родителей.

13. Форма отчёта по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме.              

Этапы работы по самообразованию

Содержание работы

Форма работы

Сроки

Информационно – ознакомительный

1. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014г ФГОС

2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1973

3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию.

4. Масленникова О. А., А. А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.

Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду»

5. Михайлова Л. В. "Метод проектов в образовательной работе детского сада" Москва. "Просвещение" 2015 г ФГОС

6. Михеева Е. В. «Современные технологии обучения дошкольников»

7. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей.

8. Рыжова. Н. А. Наш дом природа.

9. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие, Москва "Школа-Пресс" 2000г.

10 .Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду»

11. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»

12. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах http: // maam/ru; http: //nsportal. ru

сентябрь - октябрь

2020 г.

Практический

1. Определение цели и задач работы над темой.

Анализ уровня профессиональной компетентности

Изучение имеющейся литературы.

ноябрь 2020 г. –

март 2021 г.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

 Определение темы проектов для  организации предметно-развивающей среды

Составление перспективного планирования работы.

Взаимодействие с дошкольниками

Чтение художественной литературы.

Дидактические игры.

Самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей  

«Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность»

Обогащение предметно-развивающей среды.

Оформление наглядной информации .

Разработка и реализация проектов «Гербарий растений нашего края», «Огород на окне», «Отходы в доходы».

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

Чтение стихов, загадок, прослушивание песен и стихов о природе.

Участие родителей в сборе экспонатов для организации познавательно-исследовательской работы. 

2.Распространение опыта среди коллег.

Консультация для воспитателей «Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность»

3.Проектирование результатов.

Обогащение предметно-развивающей среды

Оформление наглядной информации.

Сбор экспонатов для  организации презентации. 

Обобщающий

Оформление результатов работы по теме,

представление материалов

апрель 2021 г.

Создание презентации «Создание предметно-пространственной среды для проектной и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

План работы по экологической деятельности на 2020 – 2021  учебный год

Сентябрь

  1. Презентация для детей "Красная книга природы"
  2. Беседа с детьми "Уход за комнатными растениями".
  3. Участие в  экологическом движении для детей дошкольного возраста «Эколята-дошколята».

Октябрь

  1. Досуг-развлечение для детей  «Осенины».
  2. Экскурсия в Осенний парк.
  1. Акция «Чистый двор».

4.Работа над проектом "Гербарий растений нашего края".

Ноябрь

  1. Папка-передвижка для детей «Животные – рекордсмены»
  2. Работа над проектом «Отходы – в доходы».

Декабрь

  1. Просмотр фильмов об охране животных.
  2. Беседа с детьми "Охрана растений".
  3. МК «Новогодняя игрушка из мусора».

Январь 2020

         1.Консультация для родителей: "Экологическое воспитание     дошкольников".

         2.Экскурсия в «Зимний городок».

Февраль

  1. Анкетирование для родителей "Экологическое образование детей".
  2. Консультация для родителей: "Экологическое воспитание дошкольников".
  1. Развлечение для детей "Планета- наш общий дом".
  2. Работа над проектом «Огород на окне».

Март

  1. Выставка рисунков "Первоцветы" (семейные работы).
  2. Презентация для детей "Международный день воды".
  3. Беседа с детьми "Берегите воду".
  4. Презентация "Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников".

Апрель

  1. Консультация для родителей "Досуг с детьми на природе"
  2. Акция "Чистый двор".
  3. Праздник для детей и родителей "Весенний лес".

Май

  1. Изготовление плаката "Берегите лес от пожара" (воспитатель, дети)
  2. Создание альбома  "Красная книга  нашего края".

Учебно - методическая литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014г ФГОС

2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1973

3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию.

4. Масленникова О. А., А. А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.

Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду»

5. Михайлова Л. В. "Метод проектов в образовательной работе детского сада" Москва. "Просвещение" 2015 г ФГОС

6. Михеева Е. В. «Современные технологии обучения дошкольников»

7. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей.

8. Рыжова. Н. А. Наш дом природа.

9. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие, Москва "Школа-Пресс" 2000г.

10 .Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду»

11. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»

12. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах http: // maam/ru; http: //nsportal. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование экологической культуры дошкольников через проектно- исследовательскую деятельность( выступление за круглым столом в МРИО)

Метод проектов качественно влияет на повышение профессионального личностного потенциала, реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного проце...

План по самообразованию "Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность"

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Главная цель экологического воспитания – воспитание гуманной социальной активности, творческой личности.Пр...

План самообразования "Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность"

Метод проектов в экологическом образовании дошкольников актуален, так как по ФГОС дошкольное образование является первой ступенью в системе образования. Дошкольный возрас...

Статья "Формирование экологической культуры дошкольников через проектную деятельность".2021 г.

В данной статье рассмотрена проектная деятельность, которая обладает особым воспитательным потенциалом и ее использование способствует повышению результативности развития у детей экологической культур...

Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность «Юные агрономы-исследователи»

Доклад Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность   «Юные агрономы-исследователи»  ...