Сообщение из опыта работы «Экономическая игра, как продукт современных условий жизни дошкольников"
материал (подготовительная группа)

В данной статье освещены теоретические и практические вопросы использования игры в качестве средства экономического воспитания в условиях современной дошкольной образовательной организации. В современных условиях отмечается существенный рост интереса общества к процессу экономического воспитания подрастающего поколения. Новые экономические условия способствуют становлению современных детей как полноправных участников социально-экономических процессов, что приводит к необходимости организации экономического воспитания детей уже в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty_ekonom_igra_sergeeva.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 29 «Росинка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Сообщение

из опыта работы

 «Экономическая игра, как продукт современных условий жизни дошкольников»

Подготовила и провела:

Сергеева Светлана Анатольевна,

воспитатель

высшей квалификационной категории;

Согласовано: ст. воспитатель

_______________ Н.В. Цыцулина

Дата проведения:

« 23 »   ноября              2020г.


2020-2021 учебный год

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Сергеева Светлана Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории. Работаю вподготовительной к школе группе. Я хочу предоставить вашему вниманию сообщение из опыта работы «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста».                                                                                                                                      В данной статье освещены теоретические и практические вопросы использования игры в качестве средства экономического воспитания в условиях современной дошкольной образовательной организации. В современных условиях отмечается существенный рост интереса общества к процессу экономического воспитания подрастающего поколения. Новые экономические условия способствуют становлению современных детей как полноправных участников социально-экономических процессов, что приводит к необходимости организации экономического воспитания детей уже в дошкольном возрасте. В процессе экономического воспитания дошкольников в дошкольных образовательных организациях повышается экономическая грамотность детей, вырабатывается современный стиль мышления, который отвечает требованиям времени, представляет собой базу для дальнейшей образовательно-воспитательной работы.                              Экономическое воспитание представляет собой важнейший компонент, входящий в современную педагогическую систему дошкольной образовательной организации. Дошкольный возраст благоприятен для формирования экономической грамотности детей. Для обеспечения успешности познания дошкольниками социально-экономических категорий важным представляется использование игры, которая является доступной и интересной для ребёнка деятельностью. Сюжетно-ролевая игра представляет собой наиболее характерный вид игровой деятельности детей в дошкольном возрасте; в процессе игровой деятельности происходит моделирование детьми деятельности взрослых, отношений между ними с опорой на игровой сюжет, в связи с чем сюжетно-ролевая игра предоставляет возможность обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, а также является эффективным средством экономического воспитания старших дошкольников.  В систему руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников входит: ознакомление детей с окружающим миром с использованием активной деятельности, обогащение игрового опыта детей, организация развивающей предметно-пространственной среды. Основными педагогическими условиями, оказывающими на успешность использования сюжетно-ролевой игры в качестве средства экономического воспитания детей дошкольного возраста, являются:                                                                                      – реализация комплексного подхода к обогащению игровой практики дошкольников экономически целесообразным содержанием совместно с организацией нравственно-трудового воспитания;                                                                                – организация развивающей предметно-пространственной среды;                                                                       – целенаправленное взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями дошкольников.                                                                                                                В нашей практике мы пользуемся сборником «Играем вместе» Л. Стахович, Е. Семенкова, Л. Рыжановская. Он содержит описание игровых занятий, направленных на формирование азов финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.                                                                                                 Например, игровое занятие-соревнование «Мои домашние обязанности». Его цель: формировать у дошкольников представление о том, что трудиться - значит что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, домашних питомцев и пр.; любой труд – это хорошо.                                          В игровом занятии – обсуждении «Вот так заработали!» целью является вводить в активный словарь дошкольников слово заработать, формировать умение строить версии, видеть проблемные ситуации, развивать у детей смекалку, обогащать их жизненный опыт.                                                                        Игра – спектакль «Что создается трудом. Как продукт труда превращается в товар» преследует цель формировать у детей представление о том, что в результате труда создаются  продукты труда, которые могут быть использованы как для собственных нужд, так и для продажи другим людям.                                                                                                     Ролевая игра  «Нарисуем деньги для нашей группы». Ее цель – формировать у детей представление о том, где и как изготавливаются деньги.                                  Очень интересное игровое занятие – обсуждение «Как потопаешь, так и полопаешь» формирует представление о прямой взаимосвязи между трудом и вознаграждением за него, понимание того, что в жизни следует в первую очередь полагаться на собственные способности и трудолюбие.                                    Игра «Где что купить?» В ней формируется представление о том, где следует покупать нужные товары, развивается навык разумных трат, жизни по средствам.                                                                                                                                 В игре «Дорого – дешево, выгодно – невыгодно» формируются навыки осуществления покупок, выбора и принятия финансовых решений.                                 В ходе данных игр воспитывается разумное поведение в различных жизненных ситуациях, которые непосредственно связаны с деньгами, у дошкольников формируется представление о бюджете, необходимости соотносить доходы и расходы, учат планированию, самостоятельному решению проблемных экономических ситуаций, даются представления о комплексе качеств (бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие).                                                                                                                          Так же в работе по формированию финансовой грамотности у дошкольников применяется лэпбук «Юные экономисты». Здесь есть история возникновения денег с рисунками; книги с элементами экономики; раскраски по теме; деловая игра «Семейный бюджет»; дидактическая игра «Что можно и нельзя купить»; игра «Профессии»; образцы денежных знаков разных стран. Все это в комплексе дает детям базовые знания в области финансов, умения правильно обращаться с ними, высказывать своем мнение.                        Важным представляется организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников. Для этого используются разнообразные формы работы: информационная помощь (оформление стендов и памяток, консультаций «Особенности экономического воспитания дошкольников», «Экономические игры для дошкольников» и др.), проведение родительских собраний, организация индивидуальных экскурсий родителей и детей (в банк, супермаркет, в аптеку, в ателье и т. д.), привлечение родителей расширению и обогащению развивающей предметной-пространственной среды в группе (родителями оказывается помощь в изготовлении атрибутики для сюжетно-ролевой игры).  Итак, в ходе организации занятий, бесед, игр экономического содержания в старшем дошкольном возрасте дошкольники получают необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.), у них формируется экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.), воспитываются экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Экономические игры для детей старшего дошкольного возраста"

Познакомить детей с экономической деятельностью....

Сообщение из опыта работы на тему "Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников"

В сообщении рассказывается о том, как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:«Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»...

Доклад из опыта работы «Экономическая игра, как продукт современных условий жизни дошкольников»

В данной статье освещены теоретические и практические вопросы использования игры в качестве средства экономического воспитания в условиях современной дошкольной образовательной организации. В современ...

Сообщение из опыта работы "Организация предметно-пространственной среды как условие успешного формирования математических представлений у старших дошкольников"

Сообщение отражает идеи оформления пространства группы детского сада развивающими панно по формированию математических представлений и сенсорных эталонов....