Сообщение из опыта работы "Нравственно-патриотическое воспитание в современных условиях ДОУ"
консультация

Тарасова Елена Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

  МБДОУ детский сад «Теремок» с. Становое

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

в современных условиях ДОУ»

                                                                            выполнил:

воспитатель Е.В.Тарасова

с. Становое

2023

 Настоящая  действительность  сама  диктует необходимость активизации нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. В современной России остро стоит проблема, которую иногда называют «поиском национальной идеи». Общество, лишенное социальных ориентиров, с расшатанной системой ценностей остро нуждается в «векторе», который определяет смысл существования не только отдельно взятой жизни, но и целого народа. Проблематика нравственно-патриотического воспитания детей и молодежи отражена во многих приоритетных нормативно-правовых документах, что доказывает непререкаемую актуальность рассматриваемой темы. Президент РФ В. В. Путин в своих Посланиях к Федеральному собранию определяет стратегические ориентиры воспитания детей как формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом. Эти направления закреплены в соответствующих нормативных документах. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС ДО отмечается потребность в активизации усилий по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Этот возрастной период сенситивен за счет повышенной любознательности детей, отзывчивости и их восприимчивости, дети с удовольствием поддерживают инициативы педагога, искренне сочувствуют и сопереживают.

   Федеральная рабочая программа воспитания, которая с сентября 2023 года реализуется во всех ДОО, предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколении, единство народов России. Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей.

   Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь заложено. Успешное воспитание у дошкольников чувства патриотизма возможно только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, наблюдения, прогулки и экскурсии. Поэтому мы в своей работе по данному направлению развития решили применить АДВЕНТ-календарь на тему «С чего начинается Родина?» Ведь с познания своей малой родины – места, где родился человек, начинает формироваться чувство гордости и любви к Отчизне. Знакомство с родным краем, воспитание уважения к близким людям, к детскому саду, любви к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка, начиная с дошкольного детства. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

   Наше пособие позволяет решать следующие педагогические задачи:

  • развивать у дошкольников умение визуализировать и озвучивать причинно-следственные связи между собой и окружающими предметами;
  • воспитывать и развивать патриотические чувства у детей;
  • продолжать формировать понятие «Родина», «малая родина»;
  • расширять представления детей о своей малой родине, её символике, героическом прошлом, основных достопримечательностях и людях, прославивших наш край;
  • формировать первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях;
  • формировать умение с пользой проводить семейный досуг;
  • воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми участниками образовательного процесса, активнее использовать

знания в повседневной жизни;

  • развивать любознательность, воображение, мышление, умение строить

догадки и предположения.

   Наш АДВЕНТ-календарь мы выполнили  в виде карты с изображением достопримечательностей родного села и кармашками с  заданиями в форме бумажных цветов, лепестки которых раскрываются. В левом нижнем углу имеется кармашек для хранения смайликов, с помощью которых  дети отмечают посещенные места родного края и отражают свои впечатления, проявляют эмоциональный отклик  на  совершенное «открытие».

   Путешествуя по карте АДВЕНТ-календаря, дети проявляют инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности при познании родного края – игре, общении, конструировании и т.д. Они могут выбрать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживают способность к воплощению разнообразных замыслов.

   Свое путешествие каждый ребенок начинает с родного дома. Задание календаря: узнать у взрослых название улицы, на которой ты живёшь. Почему она так называется? Нарисовать свой дом. Из совместных детско-родительских рисунков в группе  мы оформляем выставку «Дом, в котором я живу». Дети делятся  с друзьями информацией об улицах, на которых находятся их родные дома, названиях улиц, происхождении этих названий.

   В следующий раз дети получают задание: узнать о государственных символах района и села. Изготовить один из символов для оформления группы. После знакомства с символикой района и села и беседы с педагогом, детям  предоставляется возможность самостоятельно выбрать, какой символ изготовить и в какой технике. В результате детской инициативы в нашей группе появился герб Становлянского района в технике пластилинографии.

   Потом детям предстоит  знакомство   с предметом старинного быта – рушником. Задание:  украсить рушник для мамы. Карта «подсказывает»  нашим воспитанникам, что для этого им необходимо отправиться в районный краеведческий музей. По возвращении с очень познавательной экскурсии, дошкольники рисуют  рушник для мамы цветными карандашами.

   В очередном путешествии нашим почемучкам предстоит  узнать, где и как живут книги и откуда появилась азбука. Посмотрев на карту, принимается  решение посетить детскую библиотеку и памятник Кириллу и Мефодию.  Это единственный в нашей области памятник святым братьям, создателям славянской азбуки.

   С помощью календаря дети могут знакомиться и со знаменитыми земляками. Например, в преддверии дня рождения И.А. Бунина очередном цветке-кармашке они обнаруживают  задание: выучить наизусть стихотворение писателя-земляка.

   В следующий раз календарь предлагает  детям выполнить осеннюю аппликацию парка имени Н.Р. Рублева. С этой целью вместе с воспитателями дети с огромным удовольствием отправляются в любимый парк и после экскурсии отражают свои впечатления от его осеннего убранства в аппликации.      

   Кроме того, АДВЕНТ-календарь способствует активному привлечению родителей к процессу воспитания их детей. Дети не только выполняют задания календаря в детском саду, но и получают небольшие рекомендации для совершения новых «открытий» дома с родителями. Например,  рассказать друзьям о любимых местах отдыха с семьей. В группе оформляется фотовыставка, на которой дети вместе с родителями представляют фотографии  c любимыми  местами родного села.

   Во время участия в конкурсе «Знание — жизнь» АДВЕНТ-календарь также помог нашим воспитанникам отправиться в очередное путешествие в сквер «Отрада».

   Таким образом, наш АДВЕНТ-календарь способствует развитию познавательных способностей и инициативы детей в открытии для себя истории села, района, его культурного наследия, героического прошлого, природы родного края, а значит закладывает фундамент их нравственности и патриотизма.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....

Сообщение из опыта работы. Тема: «Дизайн – проект как условие творческого развития дошкольников».

Разработка содержания интегрированных форм организации художественно-творческой деятельности дошкольников на основе использования детских дизайн -проектов. Обеспечение каждому ребёнк...

Сообщение из опыта работы: "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в семье"

Сообщение из опыта работы: "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в семье"...

Сообщение из опыта работы на тему: «Воспитатель современного дошкольного образовательного учреждения как профессионал и личность в экологическом воспитании детей»

Воспитатель дошкольного учреждения - одна из массовых современных педагогических профессий. Функции современного педагога - помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации ...

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий в развитии связной речи дошкольников

Я считаю ,что проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети...

Сообщение из опыта работы «Психологическое консультирование родителей в условиях ДОУ»

Одним из направлений взаимодействия  психолога с родителями в условиях детского сада является психологическое консультирование....