«Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ»
консультация
Муниципальный уровень, семинар «Великая Победа: наследие и наследники», АОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 30.10.2019г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-patriotichekoe_vospitanie.docx | 667.89 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОЛГОПРУДНОГО
АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО
ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»
(АОУ детский сад № 10 «Лучик»)
Городской семинар
«Великая Победа: наследие и наследники»
Доклад на тему:
«Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ»
подготовила и провела
воспитатель Хамхоева Эсет Ахятовна
г. Долгопрудный
30.10.2019г.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и нравственно-патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Нравственно - патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Важнейшим условием плодотворной работы по патриотическому воспитанию является построение такой системы жизнедеятельности учреждения, которая обеспечила бы условия для всестороннего развития личности детей, родителей, при опоре на особенности традиционного творчества и в целом отечественной культуры.
Для успешной работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей, большую роль играет правильно организованный педагогический процесс. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае это оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Поэтому, работая над данной проблемой, я поставила следующие цели и задачи:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;
- формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Задачи:
-знакомить детей с историей, традициями мордовского народа;
-способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
-формировать чувство национального достоинства.
Теоретическая база опыта.
Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области патриотического воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога.
Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи
начинается с малого –
любви к своей семье, и своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, это любовь
переходит в любовь к родной стране, к её истории,
прошлому и настоящему
ко всему человечеству.
Д.С.Лихачёв.
Обращение к проблемам нравственно – патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К.Д. Ушинским, Н.Н. Ланге, П.Ф. Каптеревым, Е.И. Водовозовой, А.П. Нечаевым, В.А. Сухомлинским.
Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Значительный вклад в разработку проблемы патриотического воспитания внес А.С. Макаренко. Он считал, что в социалистическом государстве, где воспитывают подрастающее поколение по-новому, можно добиться больших результатов: растить людей грамотными, честными, высококультурными, а главное - стремящимися к единству с другими народами.
Большим вспомогательным материалом была литература:
Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников»: изд-во «Детство-Пресс»,2013.
Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ под ред.Л.А.Кондрыкиной.-Москва: Сфера, 2006.-192с.
Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов.- Воронеж: Учитель,2005.- 205с.
Новицкая М.Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду/ М.Ю.Новицкая.- Москва: Линка-Пресс,2003,-200с.
С любовью к России: методические рекомендации.- Москва: Воспитание дошкольника,2007.- 128с.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.
Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно- патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника начиная с младшего возраста.
В своей работе по формированию нравственно – патриотических чувств у детей я придерживалась важнейших педагогических принципов:
- сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «дети-родители-сотрудники ДОУ», так как работа не будет эффективна, если не установлена тесная связь с родителями детей. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребёнок.
- формирование целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте.
- Принцип гуманизма и педагогического оптимизма «Не навреди!»
- Принцип индивидуального и личностного подхода.
Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном использовании: инновационного метода проектной деятельности, разработке авторских дидактических игр, применении технологий музейной педагогики при активном сотрудничестве с родителями.
Для реализации данной педагогической идеи был использован инновационный метод проектной деятельности. Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым, позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Были разработаны и проведены следующие проекты:
- «Дети и музей» (тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный).
- «Воспитываем сказкой» (тип проекта: информационный, практико– ориентированный, долгосрочный).
- « Нам не забыть вас, ребята» (тип проекта: информационный, практико– ориентированный, краткосрочный).
- «Мы единой России частица» (тип проекта: информационный, практико-ориентированный, долгосрочный).
При реализации данных проектов использовались:
методы и приемы воспитательно-образовательного процесса:
игровые
поисково – исследовательские
проблемные
воспитывающие ситуации
формы работы с детьми:
- групповые занятия
- индвидуальные занятия
- подгрупповые занятия
- чтение художественной литературы
- просмотр видеофильмов
- игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, подвижные игры.)
- проведение развлечений
- выставки детского творчества
- этические беседы с детьми
- рассматривание фотографий, иллюстраций
- организация экскурсий
Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, а также является одним из важных средств воспитания. Дидактические игры позволяют узнать не только что-то новое, но и применить полученные знания на практике.
Для решения поставленных задач были использованы следующие авторские дидактические игры: «Одень куклу», «Назови пословицу», «Собери картинку», «Парные картинки», «Знатоки Долгопрудного», «Наши соседи», наглядно-дидактические пособия «Великая Отечественная война», «Защитники Отечества», альбом «Старый город»; настольно-печатные игры «Государственные символы России», «Государственные праздники России».
В группе созданы центры детской деятельности.
1. Художественного творчества и изо- деятельности
2.Театра, музыки, искусства
3. Детской литературы
4. Труда
5. Сюжетно-ролевых и режиссерских игр
6. По ознакомлению с историей и культурой города, государства.
Для организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в нашем детском саду создана комната старинного быта «Светлица», при посещении которого дети приобщаются к историческим ценностям и культурному наследию своей страны. В музеи дети знакомятся с предметами старины и их предназначением, что способствует приобщению воспитанников к истокам народной культуры, желанию сохранять русские традиции. Русская культурная традиция предлагает проверенную веками народную методологию воспитания и образования, а так же конкретный образовательный и воспитательный материал, пропитанный духовностью и нравственностью.
Основная цель создания комнаты старинного быта «Юрта жилище тувинских кочевников» - развитие познавательного интереса у дошкольников и формирование у них представлений о жизни предков.
Многовековая история человечества свидетельствуют, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. И наоборот, самые процветающие сообщества рушились, когда исторические уроки и традиции предавались забвению или просто уничтожались. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Воспитательно-образовательные задачи:
1. Знакомство дошкольников с различными формами культуры;
2. Воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства;
3. Поддержание у детей интереса к познанию жизни своих предков;
4. Содействие развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры;
5.Формирование нравственно- патриотических чувств и развитие художественно-творческой активности детей.
Работа по нравственному воспитанию должна вестись совместно с семьей. Малыш в детском саду слышит и видит одно, а дома другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семьей в области нравственного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. Успех нравственно-патриотического воспитания наших детей во многом зависит от приобщения родителей к данной проблеме. Ежемесячно в группе совместно с родителями проводятся различные фотовыставки:
- «Наши мамы и бабушки»
- «Наши папы и дедушки защитники Отечества»
- «Город, в котором я живу»
- выставка рисунков «Мой любимый город»
Разрабатываются семейные альбомы, журналы:
- «Вместе дружная семья»
- «Моя родословная»
- «Семья, главное в жизни»
- «Сплетение традиций в современной семье»
Обогащение детско-родительских отношений осуществлялось с планом работы, который составляется на учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».
В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...
Календарно-тематическое планирование (группа детей 5-6 лет) по теме: СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ при воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....