«Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ»
консультация

Хамхоева  Эсет Ахятовна

Муниципальный уровень, семинар «Великая Победа: наследие и наследники», АОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 30.10.2019г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-patriotichekoe_vospitanie.docx667.89 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»

                                          (АОУ детский сад № 10 «Лучик»)

 

Городской семинар

«Великая Победа: наследие и наследники»

Доклад на тему:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ»

F:\АТТЕСТАЦИЯ 2020-21\Аттестация Хамхоева Э.А\3.3.2 Выступления на научно-практических конференциях,методических объединениях\разные фото с выступлений\Великая Победа.jpg

подготовила и провела

воспитатель Хамхоева Эсет Ахятовна

г. Долгопрудный

30.10.2019г.

     Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

         На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и нравственно-патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Нравственно - патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Важнейшим условием плодотворной работы по патриотическому воспитанию является построение такой системы жизнедеятельности учреждения, которая обеспечила бы условия для всестороннего развития личности детей, родителей, при опоре на особенности традиционного творчества и в целом отечественной культуры.

Для успешной работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей, большую роль играет правильно организованный педагогический процесс. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае это оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Поэтому, работая над данной проблемой, я поставила следующие цели и задачи:

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;

- формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
 Задачи: 
-знакомить детей с историей, традициями мордовского народа; 
-способствовать развитию познавательной активности, любознательности;

-формировать чувство национального достоинства.

Теоретическая база опыта.

     

  Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области патриотического воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога.

Любовь к родному краю,

родной культуре, родной речи

начинается с малого –

любви к своей семье, и своему жилищу,

к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, это любовь

переходит в любовь к родной стране, к её истории,

прошлому и настоящему

ко всему человечеству.

Д.С.Лихачёв.

Обращение к проблемам нравственно – патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К.Д. Ушинским, Н.Н. Ланге, П.Ф. Каптеревым, Е.И. Водовозовой, А.П. Нечаевым, В.А. Сухомлинским.

         Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

        Значительный вклад в разработку проблемы патриотического воспитания внес А.С. Макаренко. Он считал, что в социалистическом государстве, где воспитывают подрастающее поколение по-новому, можно добиться больших результатов: растить людей грамотными, честными, высококультурными, а главное - стремящимися к единству с другими народами.  

Большим вспомогательным материалом была литература:

Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников»: изд-во «Детство-Пресс»,2013.

Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ под ред.Л.А.Кондрыкиной.-Москва: Сфера, 2006.-192с.

Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов.- Воронеж: Учитель,2005.- 205с.

Новицкая М.Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду/ М.Ю.Новицкая.- Москва: Линка-Пресс,2003,-200с.

С любовью к России: методические рекомендации.- Москва: Воспитание дошкольника,2007.- 128с.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

     

   Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.

         Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно- патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника начиная с младшего возраста.

В своей работе по формированию нравственно – патриотических чувств у детей я придерживалась важнейших педагогических принципов:

- сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «дети-родители-сотрудники ДОУ», так как работа не будет эффективна, если не установлена тесная связь с родителями детей. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребёнок.

- формирование целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте.

      - Принцип гуманизма и педагогического оптимизма «Не навреди!»

      - Принцип индивидуального и личностного подхода.

Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном использовании: инновационного метода проектной деятельности, разработке авторских дидактических игр, применении технологий музейной педагогики при активном сотрудничестве с родителями.

            Для реализации данной педагогической идеи был использован инновационный метод проектной деятельности. Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым, позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Были разработаны и проведены следующие проекты:

- «Дети и музей» (тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный).

- «Воспитываем сказкой» (тип проекта: информационный, практико– ориентированный, долгосрочный).

- « Нам не забыть вас, ребята» (тип проекта: информационный, практико– ориентированный, краткосрочный).

  - «Мы единой России частица» (тип проекта: информационный, практико-ориентированный, долгосрочный).

При реализации данных проектов использовались:

методы и приемы воспитательно-образовательного процесса:

           игровые

           поисково – исследовательские

           проблемные

           воспитывающие ситуации

формы работы с детьми:

- групповые занятия

- индвидуальные занятия

- подгрупповые занятия

- чтение художественной литературы

- просмотр видеофильмов

- игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, подвижные игры.)

- проведение развлечений

- выставки детского творчества

- этические беседы с детьми

- рассматривание фотографий, иллюстраций

- организация экскурсий

         Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, а также является одним из важных средств воспитания. Дидактические игры позволяют узнать не только что-то новое, но и применить полученные знания на практике.

Для решения поставленных задач были использованы следующие авторские дидактические игры: «Одень куклу», «Назови пословицу», «Собери картинку», «Парные картинки», «Знатоки  Долгопрудного», «Наши соседи», наглядно-дидактические пособия «Великая Отечественная война», «Защитники Отечества», альбом «Старый город»; настольно-печатные игры «Государственные символы России», «Государственные праздники России».

В группе созданы центры детской деятельности.

1. Художественного творчества и изо- деятельности

2.Театра, музыки, искусства

3. Детской литературы

4. Труда

5. Сюжетно-ролевых и режиссерских игр

6. По ознакомлению с историей и культурой города, государства.

 Для организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в нашем детском саду создана комната старинного быта «Светлица», при посещении которого дети приобщаются к историческим ценностям и культурному наследию своей страны. В музеи дети знакомятся с предметами старины и их предназначением, что способствует приобщению воспитанников к истокам народной культуры, желанию сохранять русские традиции. Русская культурная традиция предлагает проверенную веками народную методологию воспитания и образования, а так же конкретный образовательный и воспитательный материал, пропитанный духовностью и нравственностью.

Основная цель создания комнаты старинного быта «Юрта жилище тувинских кочевников» - развитие познавательного интереса у дошкольников и формирование у них представлений о жизни предков.

Многовековая история человечества свидетельствуют, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. И наоборот, самые процветающие сообщества рушились, когда исторические уроки и традиции предавались забвению или просто уничтожались. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Воспитательно-образовательные задачи:

1. Знакомство дошкольников с различными формами культуры;

2. Воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства;

3. Поддержание у детей интереса к познанию жизни своих предков;

4. Содействие развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры;

5.Формирование нравственно- патриотических чувств и развитие художественно-творческой активности детей.

        Работа по нравственному воспитанию должна вестись совместно с семьей. Малыш в детском саду слышит и видит одно, а дома другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семьей в области нравственного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. Успех нравственно-патриотического воспитания наших детей во многом зависит от приобщения родителей к данной проблеме. Ежемесячно в группе совместно с родителями проводятся различные фотовыставки:

- «Наши мамы и бабушки»

- «Наши папы и дедушки защитники Отечества»

- «Город, в котором я живу»

- выставка рисунков «Мой любимый город»

  Разрабатываются семейные альбомы, журналы:

- «Вместе дружная семья»

- «Моя родословная»

- «Семья, главное в жизни»

- «Сплетение традиций в современной семье»

   Обогащение детско-родительских отношений осуществлялось с планом работы, который составляется на учебный год.

F:\АТТЕСТАЦИЯ 2020-21\Аттестация Хамхоева Э.А\3.3.2 Выступления на научно-практических конференциях,методических объединениях\IMG_20201213_131234.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

Педсовет «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Педсовет включает в себя рассмотрение проблем нравственно патриотического воспитания, анализ анкет для педагогов, деловую игру....

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....