Доклад на педсовете "Социализация дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры в рамках ФГОС ДО"
учебно-методический материал
Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_doshkolnikov_v_usloviyah_syuzhetno-rolevoy_igry_v_ramkah_fgos_do.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №106» г. Воронеж
Доклад
(на педсовете)
«Социализация дошкольников
в условиях сюжетно-ролевой игры
в рамках ФГОС ДО»
Выполнила:
Калгина Марина
Николаевна
2020г.
Социализация дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры в рамках ФГОС ДО
В современном мире проблема социального развития детского поколения становится одной из актуальных. Родители, педагоги и все общество как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Процесс социализации детей дошкольного возраста – это усвоение и приобретение базовых навыков взаимодействия между членами общества.
Социализация необходима для того, чтобы ребенок научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить между ними отношения, научился взаимодействовать с миром природы, предметным миром.
Механизмом социализации ребенка становится его способность к идентификации себя с другими людьми, а также со сказочными персонажами. Ребенок обычно стремится идентифицироваться с образом, который производит на него большое эмоциональное впечатление. Через идентификацию он познает большинство этических эталонов на основе развиваются его личностные качества (вежливость, тактичность, чуткость).
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми, включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Человек - существо социальное, поэтому его прогресс зависит не только от биологических законов, но и при наличии общественных условий жизни. Однако, многолетний опыт работы позволил мне сделать вывод, что дети дошкольного возраста стали меньше играть в сюжетно – ролевые игры. Их больше занимает телевидение, компьютеры, видео. Отсюда появление игр агрессивного характера.
Игра, являясь простым и близким ребенку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Играя, Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития.
Введение сюжетно-ролевых игр в образовательную деятельность ОУ способствует эффективной социализации детей. Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Она помогает решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Сюжетно-ролевая игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где происходит формирование конструктивных способов разрешения конфликтов, возникающих в процессе игры.
Роль педагога стимулировать к созданию игровой обстановки, участие как играющий партнёр в игре на первоначальном этапе, или тогда когда идёт усложнение. Надо так организовать сюжетно-ролевую игру дошкольников, чтобы при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникала потребность в общении со сверстниками и взрослыми.
Сюжетно-ролевая игра ребенка развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от интересов. В игре проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.
Структура и содержание сюжетно-ролевых игр должны быть доступны детям, связаны со знакомыми событиями. А для расширения кругозора рекомендуется введение новых, мало или незнакомых ситуаций: «Аэропорт», «Гостиница», «Турагентство», «Дом мод», «Исследователи Космоса», «Экспедиция на Марс», «Бизнесмен», «Детское кафе», «Строительство», «Служба спасения» «Исследователи моря». Большой акцент делается на игры с современным содержанием
Также можно предложить детям возможность самим придумать сюжет, роли. Возможно преобразование сказки или сюжета известной игры с внесением новых элементов, введением новых персонажей, придумывание новых историй. Как известно сказки заканчиваются победой добра над злом. А если придумать новый конец, где зло изменяется и становится добром? Уничтожить просто, а вот убедить в своей правоте, показать преимущества хорошего поведения над плохим…Для этого необходимо подобрать народные пословицы и поговорки, песни, просмотреть мультфильм, кинофильм, анекдоты.
Предпочтителен постепенный переход от прямого руководства игрой (активное воздействие на детей) к косвенному воздействию (с помощью совета, вопроса, подсказки), в дальнейшем к самостоятельной игре детей.
Для развития сюжета игр с детьми старшего дошкольного возраста следует проводить игры - придумывания. В совместной игре с детьми постепенно переводить их к всё более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.
Если в сюжетно-ролевой игре «Строители», с детьми второй младшей группы строили из разных деталей игровые модули, крупный конструктор, коробки, стульчики, «автобусы», «поезда», «корабли» и отправлялись в общее «путешествие». Используя кубики, конструктор, создавали простые постройки, давали им название, это «башня», это «гараж», использовали постройки в дальнейшей игре («кукла начинает жить в новом доме»). То с детьми средней группы мы осваиваем использование простейших построек в игровом сюжете, развиваем сюжет при помощи постройки («Построим детский сад», «Улицы нашего города», «Наш город»). Наша кукла приезжает в детский сад на автобусе. При этом можно закрепить с детьми правила поведения в общественном транспорте.
В игре «Магазин» с маленькими детьми знакомились с разными видами магазинов: Овощной, игрушек, продовольственный, одежды и т.д. В ходе игры обращали внимание на культуру общения между покупателем, кассиром и продавцом. То в старших группах можно познакомить детей с ролью «заведующая магазином», которая принимает на работу, делает заявки на получение товара, следит за качеством товара.
Таким образом, участвуя в игре, педагог направляет действия детей вопросом, советом, непосредственным показом, побуждая к их высказыванию, учит детей подчинять своё поведение роли, которую он взял на себя, т. е. действовать в воображаемой ситуации. Этот прием позволит детям увидеть целостную игровую деятельность взрослого, перенять её и перенести в самостоятельную деятельность.
Не маловажную роль в организации сюжетно-ролевых игр играют и родители. Ведь именно они приобретают игрушки в группу. Поэтому следует их познакомить с сюжетно-ролевыми играми детей в детском саду.
Консультация «Как научить ребёнка играть в сюжетно-ролевые игры?»
Таким образом, можно сделать вывод. Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.
Использованная литература:
1. Краснощёкова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста»,
2. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
3. Н. Я. Михайленко «Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя»
4. Е. Н. Панова «Сюжетно – роевые игры»- пособие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогический совет "История возникновения сюжетно-ролевой игры"
история возникновения сюжетно-ролевой игры...
Доклад на тему: "Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры"
Проект для выступления на педагогическом совете на тему: "Сюжетно-ролевая игра"...
Презентация "Социализация дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры в рамках ФГОС ДО"
Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в...
Педагогическая копилка «Организация театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации дополнительного образования в рамках ФГОС»
Дополнительная кружковая деятельность «Театральная студия» направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности,...
Доклад для педагогов из опыта работы на тему: «Развитие социально–коммуникативных навыков у дошкольников через обогащение сюжетно – ролевой игры»
laquo;Развитие социально–коммуникативных навыков у дошкольников 5-7 лет через обогащение сюжетно – ролевой игры» «Игра – это огромное светлое окно...
Гендерное воспитание дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры..pdf
Сюжетно-ролевая игра является одним из важных средств воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, в целом полоролевого развития. Она позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам...