Консультация для родителей детей с ЗПР
консультация (средняя группа)

Алыева Надежда Владимировна

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Дошкольники с ЗПР – это дети с нереализованными возможностями, так как все основные психические новообразования возраста формируются у них с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

http://ds5ishim.ru/sites/default/files/skenvkn5_1.jpgДети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.

Дошкольники с ЗПР – это дети с нереализованными возможностями, так как все основные психические новообразования возраста формируются у них с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.

Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР

1. Особенности внимания: неустойчивость, снижен объём, концентрация, избирательность и распределение. Для детей с задержкой психического развития характерна рассеянность внимания и повышенная отвлекаемость.

2. Для ЗПР характерны недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, что сказывается на развитии восприятия. Процесс восприятия у детей данной категории несколько затруднен: снижен его темп и объем, недостаточна точность восприятия. Дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, перечеркнутых (зашумленных) или наложенных друг на друга изображений предметов.   

3.Память. Снижена продуктивность запоминания; ограничение объема памяти и снижение ее прочности. Наблюдается большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, нарушение кратковременной памяти. В наибольшей степени страдает вербальная память. Дети с трудом запоминают тексты, стихотворения, плохо удерживают в уме цель и условие задачи. При запоминании  стихов дети переставляют или убирают слова из текста, не чувствуют рифмы. Для детей данной категории характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.

 4. Мышление. Детям с ЗПР требуется многократное повторение инструкций и оказание некоторых видов помощи при выполнении заданий. Отмечается подражательный характер деятельности детей с ЗПР, несформированность способности к творческому созданию новых образов. Особенности мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста:

- низкая познавательная активность, слабость мыслительных процессов,

- боязнь интеллектуального напряжения, вплоть до отказа от задания,

- отсутствие познавательного интереса (ребенок не желает учиться, ставить перед собой определенную цель познавательного характера и т.д.),

- нарушение динамических сторон мыслительных процессов,

- несформированность умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. Детям данной категории  с трудом дается выполнение таких заданий, как «Назови лишний предмет и объясни свой выбор», «4 лишний», «Чем похожи и чем отличаются», «Назови одним словом».

- у дошкольников данной категории позднее, чем у их нормально развивающихся сверстников, формируется словесно-логическое мышление: дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а производят процесс обобщения либо по ситуативным, либо по функциональным признакам; сравнивая предметы дети сравнивают по случайным признакам, затрудняясь даже в выделении признаков различия; сложности в создании целого из частей и выделение частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.

- в целом, замедлен процесс формирования мыслительных операций.

5. Речь. Многим детям с ЗПР присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. Нарушение речи носят системный характер и входят в структуру дефекта. Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей: низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи; недостаточность произношения обусловленная вялостью артикулирования, приводящей к их неотчетливому звучанию, искажению. Недостаточно сформирован фонематический слух, лексика и грамматика. Отмечаются трудности в понимании сложных инструкций.

         Дети с ЗПР после прохождения ПМПК могут быть направлены в  специализированные сады или группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.

Основной целью коррекционо – педагогической работы с дошкольниками с ЗПР является формирование «предпосылок» мышления, памяти, внимания, восприятия, развития зрительных, слуховых и двигательных функций познавательной активности каждого ребенка.

Компенсация нарушений возможна при комплексном подходе всех специалистов ДОУ к изучению, обучению и воспитанию детей с ЗПР. Деятельность в рамках психолого - педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития специалист должен осуществлять на основе тесного взаимодействия, корпоративности всех субъектов данного процесса.

Источник

  1. https://nsportal.ru/user/362705/page/konsultatsii-uchitelya-defektologa-dlya-roditeley
  2. Психолого-педагогическая диагностика развития П86 детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с. + Прил. (268. с. ил.). — 18ВМ 5-09-012040-4.
  3. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика: Пособие для психолого-педагогических комиссий. - М.: Владос, 2003 - 32 с.

Подготовил: учитель-дефектолог

Надежда Владимировна Алыева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице"

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.Ст...

Консультация для родителей детей с ОВЗ: «Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья»

Уважаемые, родители! Помните, что успех коррекционного обучения прежде всего определяется содружеством всех специалистов детского сада, воспитателей и вас, родителей. Что не может сделать один, мы дел...

Сценарий консультации для родителей детей 5-6 лет группы комбинированной направленности с ОВЗ На тему: «Эффективное взаимодействие родителей и детей по средствам совместных занятий физической культуры в домашних условиях».

Аннотация.  Сценарий построен в информационно-игровой форме для родителей. В ходе консультации родители выполняют коррекционно-развивающие и оздоровительные упражнения....

Консультация для родителей детей раннего возраста консультация на тему «Значение оригами для развития ребенка»

Консультация для родителей детей раннего возраста консультация на тему «Значение оригами для развития ребенка»...

Консультация для родителей детей с нарушением ОДА«Главная роль в помощи детям принадлежит родителям!»

       Родители, которые воспитывают ребенка с отклонением развития опорно -двигательного аппарата, должны понимать, что эта болезнь приносит много сопутствующих проблем пси...