Статья - Основные методы успешного запоминания
статья
Статья по психологии - Основные методы успешного запоминания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_osnovnye_metody_uspeshnogo_zapominaniya.docx | 33.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по дисциплине:
«Психология»
По теме:
«Основные методы успешного запоминания»
Автор статьи:
Инструктор по физической культуре ГБДОУ №7 Калининского района Санкт-Петербурга
Багинская Ольга Ивановна
2020 год
Содержание
Стр. | ||
Введение…………………………………………………………….. | 3 | |
1. | Память и запоминание……...……………………………………… | 3 |
2. | Методы запоминания………………………………………………. | 7 |
3. | Наиболее успешные методы запоминания….……………………. | 8 |
Заключение…………………………………………………………. | 13 | |
Список использованной литературы……………………………… | 14 | |
.
Введение
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, при помощи которых они могли бы на долго отложить новые знания в памяти. Что уж говорить о нашем времени, сегодня современный человек каждый день получает такое огромное количество информации, что удержать всё в голове порой кажется практически невозможно. Именно по этой причине люди всё чаще и чаще ищут способы для её запоминания.
Человеческий мозг, как очень мощный компьютер, в состоянии анализировать и сохранять большое количество информации. Человек мог бы запоминать всё, что с ним происходит, единственное, что не позволяет это делать – забывание – защитный механизм человека, разгружающий память. Из-за этой особенности памяти, не всегда получается воспроизвести ранее освоенную информацию, тогда, когда это необходимо. Но изучение и применение определённых способов, приёмов и методов запоминания значительно способствует качественному и количественному улучшению запоминания и удержания в памяти необходимой информации.
Итак, целью данного реферата является рассмотрение основных методов запоминания и выделение из них наиболее успешных, которые значительно могут облегчить работу с информацией и помогут запомнить её надолго.
В данной работе мы рассмотрим, что такое память и запоминание, выясним условия успешного запоминания, выделим самые успешные методы запоминания информации.
1. Память и запоминание
Память – это способность сохранять и воспроизводить ранее полученную информацию. Происходит это за счет связей между нервными клетками головного мозга – нейронами [1]. Объём жизненного опыта и количество накопленных знаний напрямую влияет на количество и качество этих связей.
Наша память основана на запоминании, т.е. ассоциациях - связях между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными и закреплёнными в нашем сознании.
По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, где не используются каких-либо приемы и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Наилучшим образом в памяти откладывается то, что имеет жизненно важное значение для человека: всё то, что связано с задачами и целями его деятельности, а также с его интересами и потребностями [3].
Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:
- то, что более всего связано с потребностями данного человека;
- сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);
- раздражители, наиболее значимые для данного индивида (например, профессионально значимые предметы);
- то, что является объектом активной деятельности;
- то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону и т. п.);
- раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску.
В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить какую-либо информацию — и пользуется при этом специальными способами запоминания. Произвольное запоминание – это сложная умственная деятельность, которая возможна только в том случае, если человек поставит перед собой задачу – запомнить. При этом произвольное запоминание невозможно без выполнения разнообразных действий, которые необходимо для лучшего достижения поставленной цели. Одно из таких действий – заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания [3].
Условиями успешного произвольного запоминания являются:
- осознание значимости и смысла запоминаемого материала;
- установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях;
- выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала;
- эмоционально- эстетическая насыщенность материала;
- содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания;
- выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа;
- возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;
- материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.
Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти [3].
По степени длительности сохранения информации память делится на кратковременную, действующую всего несколько минут; долговременную, характеризующуюся относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала и оперативную, хранящую информацию лишь необходимое для выполнения какой-либо операции время. Объектом данной работы является словесно-логическая долговременная произвольная память, составляющая основу успешного обучения.
Формы проявления памяти очень многообразны. В основу их классификации легли три критерия: объект запоминания, степень волевого управления памятью и длительность сохранения в ней информации [2].
По объекту запоминания различают образную, включающую в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память; словесно-логическую, выраженную в мыслях, понятиях, словесных формулировках; двигательную, называемую также моторной или кинестетической; эмоциональную, память на пережитые чувства.
В зависимости от того, как успешнее запоминает информацию человек, выделяют зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный), моторный (кинестетическая) и смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, слухово-двигательный) типы памяти [1].
При заучивании материала существенно рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания.
По другому признаку — по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти— запоминание делится на механическое и осмысленное.
Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности.
В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала [5].
Если сравнивать эти способы запоминания материала, то можно прийти к выводу о том, что осмысленное запоминание намного продуктивней. При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов — всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней. Продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше, чем механической памяти.
2. Методы запоминания
Методы запоминания - приемы, которые помогают запоминать те или иные новые сведения.
В настоящее время разработано множество приёмов и методов запоминания информации. Так, Д. Лапп предлагает следующие способы запоминания и воспроизведения информации [8]:
1. Осознание. Следует сознательно вовлекать как можно больше чувств в процесс запоминания информации. При задержании мысленного взора на наиболее значительных элементах информации и различных подсказках следует лучшее запоминание. Золотое правило обработки информации: выбирать, концентрироваться и анализировать.
2. Ассоциация образов. Прибегая к образной ассоциации во многих разных контекстах, можно значительно увеличить количество информации, подлежащей извлечению из памяти. Можно выбирать самые разные образы в соответствии со своими интересами и потребностями.
3. Использование в повседневной жизни принципа паузы даст время оценить обстановку и подумать. Пауза снижает вероятность поспешных действий или высказываний, заставляя сосредотачивать внимание на нужном предмете. Кроме того, она помогает противостоять отвлекающим моментам и посторонним помехам.
4. Личные комментарии способствуют эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в памяти. При комментировании необходимых для запоминания вещей о них помнится значительно больше.
5. Организация материала в категории. И во время записи, и во время извлечения информации следует использовать категории, которые облегчают поиск специфических воспоминаний. Например, предмет можно классифицировать по нескольким основным признакам (материал, размер, цвет, местонахождение, ценность). Если занести подлежащую хранению информацию в определенную категорию, впоследствии будет легче извлечь нужный материал из памяти, обращаясь к означенной категории.
6. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Тогда информация записывается более точно и извлекается из памяти без усилий. При невозможности вспомнить что-либо следует успокоиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, оглядеться по сторонам и дать себе время спровоцировать вспоминание.
7. Просмотр и частое использование материала обеспечивают быстрое вспоминание. Просматривая информацию, вы принимаете активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. Гораздо лучше помнятся те сведения и цитаты, к которым прибегают регулярно. Чем чаще используется информацией, тем легче извлекать ее из памяти [4].
Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые обычно в течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.
3. Наиболее успешные методы запоминания
Существует также целая система специальных приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Эта система называется мнемотехникой. Она основана на создании структуры и придании смысла списку несвязанных слов или цифр для облегчения его запоминания. Мнемотехника предлагает также замену абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие зрительное, слуховое или кинестетическое представление и связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией для упрощения запоминания [5].
Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Например, когда нужно запомнить последовательность цифр, список телефонных номеров, хронологическую таблицу, план-конспект речи, новые иностранные слова, грамматические правила и т.п. Очень чётко и полно она сформулирована О. Эренбергом в книге "Приёмы запоминания информации". Эренберг предлагает следующие приёмы, облегчающие запоминание:
- рифма – один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала. Этот способ нашел также широкое применение в рекламе. Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться. Поэтому при столкновении с важной, но нелогичной и трудно запоминаемой информацией стоит попробовать зарифмовать ее;
- аббревиатуры не только сокращают длинные названия, но и способствуют их запоминанию. Принцип аббревиатуры также используется для запоминания материала, не связанного логическими принципами, и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации;
- кодирование информации в простое предложение, в котором все слова начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить. Например, для запоминания цветов радуги обычно пользуются фразой: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Астрономы запоминают порядок планет солнечной системы с помощью такой фразы: "Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка";
- метод расположения предметов – способ запоминания предметов с помощью фиксирования их местоположения. Этот метод можно также использовать для запоминания различных предметов, которые ассоциируются с определенным местом. (Метод Сократа и Цицерона, о котором упоминалось ранее). Описанный выше метод способствует запоминанию потому, что он позволяет группировать не связанные между собой предметы в имеющие смысл последовательности;
- применение слов, способствующих запоминанию;
- нахождение связи между цифрами и буквами. Этот метод широко используется для запоминания чисел. Слова имеют для нас больше смысла, чем числа, а этот способ как раз помогает "перевести" числа в слова. К примеру: 2 - л (лебедь), 4 - ч, 6 - б, 7 - к (коса), 8 - в, 9 - д, 0 - о и т.д. Подставляя к имеющимся буквенным значениям цифр другие буквы, мы легко запомним получившиеся слова: 67 - бук, 90 - дом и т.д.;
- использование картинок – суть этого метода заключается в переводе имен собственных, различных названий и мыслей в картинки на основе их звучания или смыслового значения для улучшения запоминания.
- использование цепочек – при запоминании любого списка нужно связать каждый предмет с последующим посредством возникающих ассоциаций [6].
Прогноз ситуации также относится к приёмам запоминания. Заключается он в следующем: до начала запоминания следует подумать о том, что произойдет, если не удастся запомнить нужное. Можно прогнозировать и приятные последствия, если они достаточно важны для человека.
Лучшему усвоению материала способствует его эмоциональное восприятие. Вовлечение в запоминание эмоций играет первостепенную роль при запоминании.
Для лучшего запоминания следует сокращать информацию до предела.
Лучше упустить детали, чем не усвоить или забыть главный смысл.
Поиск связей между фразами в материале, который следует запомнить, поможет во многом облегчить поставленную задачу. Связи могут быть смысловыми, например, логические связи между абзацами или параграфами и структурными (вид и порядок расположения информации на листе).
Опорные сигналы или знаковое моделирование также поможет лучше запомнить материал [2].
Сохранению новой информации в памяти человека способствует её повторение. Первое повторение материала следует осуществить через 30-40 мин., второе - в течение дня, третье - на следующий день, с третьего по седьмой день - по одному повторению в день. Правильно организованное повторение означает не простое многократное перечитывание материала, а прочтение и незамедлительное его воспроизведение. Условиями успешного запоминания учебной информации являются отсрочка воспроизведения материала на несколько дней, распределение времени его изучения, уделение пристального внимания изучаемому материалу, его понимание, и осмысление материала, а также его структурирование [8].
При этом следует дать себе установку на запоминание: именно запомнить материал, а не просто воспринять его. Следует также дать себе установку на прочное и длительное сохранение в памяти учебного материала. Самостоятельность и активность в работе с запоминаемым материалом также будут способствовать его запоминанию: активная, содержательная работа над материалом даже при отсутствии осознанной установки на запоминание может привести к прочному его усвоению.
Для осмысленного запоминания изучаемого материала требуется его смысловая группировка - разбиение на части с выделением главного и существенного в каждой части. Кроме этого, необходимо нахождение и выделение в каждой из частей смысловых опорных пунктов, т.е. мыслей, выражений и образов, определяющих суть данной части и устная или письменная формулировка этой сути в виде кратких заголовков каждой из частей. Наконец, необходимо установление связей между выделенными частями и понимание логической последовательности их расположения, составление общего плана расположения учебного материала [7].
Заключение
Значение памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна какая-либо деятельность. Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.
Процесс развития памяти в его качественном своеобразии, без ограничения возраста, даёт возможность широкого использования сравнительно – генетического метода применительно к произвольным и непроизвольным формам памяти. Вопрос о специфике функций памяти как свойства личности человека до сих пор представляет интерес для установления условий развития памяти на всех уровнях её функционирования.
Подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой – запомнить соответствующий материал, чтобы сохранить его в памяти.
Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно, можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео – и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать. Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации. Использование мнемических приёмов может помочь значительно облегчить задачу запоминания информации, сделать этот процесс не только быстрым и эффективным, но и приятным, понятным и интересным. Особенно важно это для тех, кто участвует в учебном или научном процессе.
Список использованной литературы
- Блонский П. П. Память и мышление. М., 1979.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. 3-е издание. М.: 1999.
- Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.biografia.ru/about/psihologia125.html - Дата доступа: 03.07.2017.
- Кинякина О. Н. Мозг на 100%. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция, М. «Эксмо», 2007.
- Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980. - 352с.
- Крылов А.А. Общая психология. Санкт-Петербург, "Питер", 2000.
- Лапп Д. Искусство помнить и забывать. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.superidea.ru/intel/mem/lapp.htm - Дата доступа: 03.07.2017.
- Эренберг О. Приёмы запоминания информации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.toptrening.ru/articles/1052/ - Дата доступа: 03.07.2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы успешного запоминания для детей дошкольного возраста
Статья предназначена широкому кругу пользователей / родителям, педагогам, учителям - логопедам/. Содержит различные методы и приёмы, способствующие успешному запоминанию материала....
Статья. Основные методы социального развития детей с ОНР.
Основные методы социального развития детей с ОНР....
Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ"
Учеными давно доказано, что движения руки любого человека, всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Поэтому педагоги уделяют развитию мелкой моторики детей особое внимание....
Консультация для родителей: «ПРИЕМЫ УСПЕШНОГО ЗАПОМИНАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ. ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ.»
laquo;Если …. Хотите, чтобы дитя усвоило что- нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении как можно большее число нервов, заставьте участвовать зрение, показывая карту или картинку...
Статья "Основные методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста"
В данной статье раскрываются основные методы (наглядный, словесный, практический) развития коммуникативных навыков дошкольников и оптимальные возможности их использования с использованием театрализаци...
Статья "Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов"
Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов...
Приемы успешного запоминания стихотворений.
В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом.Когда ребенок учит стихи развивается: речь, воображение, мышление, память, чувство прек...