Консультация для родителей: «ПРИЕМЫ УСПЕШНОГО ЗАПОМИНАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ. ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ.»
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Абдуллаева Татьяна Алексеевна

Предварительный просмотр:

      В последнее время участились случаи жалоб родителей и педагогов на то, что некоторые дети с трудом запоминают тот или иной стихотворный текст . Попробуем разобраться с чем это связано.

     Являясь одной из самых сложных психических функций человека , память имеет разные виды и формы. К видам относятся наследственная и прижизненная. Первая в основном это инстинкты. Она почти не зависит от условий жизнедеятельности организма . Что касается прижизненной памяти, то это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти.

    Прижизненная память имеет, кроме того, свои структурные иерархии. Она делится на мгновенную, кратковременную, промежуточную и долговременную. На них подробно мы останавливаться не будем, отметив при этом, что пределов человеческой памяти практически не существует. Вот что говорит об этом Р.М. Грановская: «Объем долговременной памяти практически не ограничен, также не ограничено и время хранения информации в ней» .

     Сам процесс запоминания делится на четыре этапа:

         кодирование элементов информации в зрительные образы;

         собственно сам процесс запоминания;

         запоминание последовательности информации;

         закрепление информации в памяти.

      Здесь следует заметить , что способность запоминать в первую очередь зависит не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушение в работе этих процессов сделают практически невозможным произвольное запоминание.

     В основе памяти лежат ассоциации, или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы , связанные в действительности. Запомнить что-то – значит запоминание с уже известным , образовать ассоциацию. Ассоциация- это временная нервная связь.

       В настоящее время существует много различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Ознакомимся с некоторыми такими приемами:

1.      Мнемотехника. Она использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать все вышеперечисленные этапы  процесса запоминания, сохранения и припоминания информации. Особенность методики- применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних- дом. Опора на визуальный образ важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Не связанные на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.

    Ниже приведены примеры мнемодорожек.

     Взрослый вместе с детьми воспроизводит текст с опорой на рисунки, затем читают хором, группами, по одному, по желанию.

      Таблица – рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы ребенок мог повторить текст. Старшие дошкольники могут придумывать рисунки- символы вместе со взрослым. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное.

2.      Создание мысленного образа. (для детей старше 5 лет).  Любой текст можно представить мысленными образами. Для примера возьмем стихотворение И.Михайлова:

В огороде чучело

Шляпу нахлобучило

Рукавами машет-

И как будто пляшет!

Это чучело – оно

Сторожить поставлено.

   Взрослый читает первую строчку стихотворения, просит ребенка закрыть глаза и представить содержание этой строки в уме. При этом важно нарисовать картинку яркой, почувствовать, как к ней относишься: нравиться ее содержание или нет. Далее продолжается тоже самое с остальными строчками. Взрослый дает ребенку установку вспомнить стихотворение отталкиваясь от мысленных образов (с закрытыми глазами) и описать их своими словами. Далее ребенок прочитывает стихотворение вслух ( если нужно образы подправляются или исправляется последовательность, в которой эти образы возникают).

   Важно каждый раз обсуждать заучиваемое стихотворение, просить ребенка поделиться впечатлениями от самого текста.

3.      Изображаем в действии. Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста (так как образуются дополнительные ассоциации). Суть этого метода состоит в том, что к слову или строке подбираются движения которые взрослый, а затем и ребенок самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.

Домик

Дом мы строим

(Создать угол- «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом).

Выше, выше!

(Поднять руки вверх).

Есть окошки в нем и крыша.

(Создать угол- «крышу» пальцами обеих рук, большие пальцы соединить по прямой линии. Получиться треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».

С малышами можно изображать потешки, песенки, при этом старшие дети придумывают движения совместно со взрослым.

4.      «Игровые» стихи. Можно помочь ребенку запомнить стихотворение через игру- драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Сначала текст читает взрослый, а «играет» ребенок, потом наоборот.

Мишка косолапый по лесу идет

(Ребенок берет игрушку и показывает как мишка ходит).

Шишки собирает и в карман кладет,

(Ребенок кладет в карман игрушки шишку).

Шишка отскочила прямо в мишке в лоб,

(Ребенок достает из кармана шишку и «ударяет» об лоб мишки).

Мишка рассердился и ногою топ!

(Ребенок рычит как медведь и топает ногой).

      Также главным действующим лицом может быть и ребенок. Здесь взрослый читает текст, а ребенок сам показывает необходимые движения.

5.      Рисуем, лепим стихотворение. Для лучшего запоминания можно предложить ребенку нарисовать, (вылепить) то, о чем говориться в стихотворении. Затем нужно обсудить с ребенком все то, что он нарисовал (вылепил): цвет, форму, размеры предметов.

6.      Музыка при заучивании стихотворений. Учеными доказано негромкое включение музыки, во время заучивания стихотворения, способствует более эффективному запоминанию. Особенно благотворное влияние на этот процесс оказывают произведения Моцарта- его пьесы навевают целебный альфа-ритм, который эффективен не только для успешного запоминания, но и при нарушениях сна, неврозах, тревожных состояниях.

7.      Считаем стихи. Четкий ритм и отсутствие выразительности при чтении( главное достоинство считалки) очень привлекают детей. Суть заучивания –в многократности повторов, которые не утомляют детей, а доставляют радость.

 Для малышей можно использовать маленькие считалки типа «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!». Сначала воспитатель ищет детей, а потом по желанию,- дети. Поиграв так несколько раз, малыши запоминают считалку. В старших группах детям можно прохлопывать нужный ритм. При этом можно использовать музыкальные инструменты( ложки, маракасы и т. п.).

 

  Таким образом, все вышеперечисленные приемы направлены на улучшение качества и объема запоминаемого материала путем образования дополнительных ассоциаций.

Несколько слов о нейробике. Нейробика – это разминка для мозга, стимулирующая его работу. Например, можно предложить ребенку выполнять какие-нибудь привычные действия ( одеваться или ходить по квартире) с закрытыми глазами. Или чистить зубы левой рукой, если ребенок правша, и наоборот. Делая привычные вещи другим способом, мы заставляем работать  клетки мозга, которые раньше не были задействованы в процессе. Это способствует укреплению памяти, и влияет на качество запоминания .

 Продукты, которые улучшают память. От продуктов питания напрямую зависит ясность ума и концентрация внимания. Так, например, ученые считают, что рацион, насыщенный животными жирами, ухудшает работу мозга. Негативно складывается на работе мозга и увлечение сладкими газированными напитками. Чтобы помочь мозгу полноценно работать важно включать в детское меню больше свежих овощей и фруктов. Обязательно включать в рацион рыбу и оливковое масло- они богаты полиненасыщенными жирными кислотами омега-3. Важно ввести в рацион различные крупы, орехи, хлеб из муки грубого помола. Нужно соблюдать питьевой режим. Лучше употреблять чистую воду и свежие соки.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей « Зимняя прогулка: интересно и полезно. Советы родителям.»

Консультация для родителей « Зимняя прогулка: интересно и полезно. Советы родителям.»(2мл.группа)...

Консультация для родителей « Зимняя прогулка: интересно и полезно. Советы родителям.»

Консультация для родителей« Зимняя прогулка: интересно и полезно. Советы родителям.» 2 мл.группы....

Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей"

Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей"...

Консультация для родителей «5 способов запоминания стихотворений или как привить любовь к поэзии»

Консультация для родителей «5 способов запоминания стихотворений или как привить любовь к поэзии»...

Приемы успешного запоминания стихотворений.

В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом.Когда ребенок учит стихи развивается: речь, воображение, мышление, память, чувство прек...

Консультация для педагогов и родителей «Как воспитать маленького патриота:20 советов педагогам и родителям»

Необходимость воспитания подрастающего поколения в патриотическом духе продиктована глубокими изменениями в современной общественной жизни, среди которых наиболее негативную окраску имеют разобщенност...

Полезные советы педагогам и родителям

Предлагаемый материал можно использовать в работе воспитателям и родителям в работе с детьми ОВЗ...