Самообразование на тему: "Рисование в нетрадиционной технике" 2017-2018 у.г.
методическая разработка (подготовительная группа)
Самообразование на тему: "Рисование в нетрадиционной технике" 2017-2018 у.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2017-18g.docx | 30.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МБ ДОУ «Детский сад №14»
Самообразование по теме «Рисование в нетрадиционной технике»
на 2017 – 2018 учебный год
Воспитатель: Попова С. Л.
2016г.
План самообразования в средней группе «Капелька» на 2016–2017 учебный год по теме «Рисование в нетрадиционной технике»
Цель: Приобщение детей к нетрадиционным техникам рисования. Развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
развивающие: • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов. • Развивать творческие способности детей. • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности. воспитательные: • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности. • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. обучающие: • Показать разнообразие нетрадиционных способов рисования. • Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов. • Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
Содержание: 1. Введение 2. Виды и техники нетрадиционного рисования, используемые в средней группе. 3. Перспективный план занятий 4. Заключение. 5. Список используемой литературы.
Дети с самого раннего возраста отражают свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве. Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные анализаторы. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, мелкую моторику рук, учит ребенка думать и анализировать, сравнивать, сочинять, и воображать. Для того, чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Существует много приемов с помощью которых можно создавать оригинальные работы не имея художественных навыков. Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.
Рисование нетрадиционным способом, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Детей увлекает нетрадиционная техника тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Здесь развитию творчества нет границ, каждая из этих техник – это маленькая игра, где дети чувствуют себя раскованнее, увереннее, где дается детям возможность выражения собственных фантазий и самовыражению в целом. Нетрадиционные техники рисования показывают необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Разнообразие техник способствует выразительности образов в детских рисунках. Овладение техникой изображения доставляет детям радость, если строить деятельность с учетом специфики возраста детей.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с такими более сложными техниками как:
• Рисование методом тычка Достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку или жесткую кисточку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить рисунок орнаментом.
• Оттиск паралоном – томпонирование. Ребенок обмакивает тампон в краску и наносит изображение на бумагу, можно обмакнуть паралон сразу в несколько красок, получится более сложное сочетание. Можно изобразить осенние ягоды, деревья, цветы.
• Фотокопия – рисование свечой. Для основного рисунка используется свеча, кусок мыла, белый восковой мелок. Невидимый контур нанесенный этим материалом, не будет окрашиваться при нанесении на них акварельной краски, а будет проявляться. Данный метод позволит изобразить морозный узор на стекле или зимний пейзаж.
• Печать листьев. Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с различных деревьев, их покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается отпечаток растения.
• Рисование ладошкой, пальчиками. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу. Паралоном или широкой кистью окрашиваем ладошку краской, отпечатываем ладошку на альбомном листе, дорисовываем недостаточные детали. Можно изобразить бабочку, деревья.
• Шаблонография. Каждый сложный предмет можно изобразить в этой технике при помощи составляющих кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов. Данная техника предпологает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов геометрических фигур с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.
• Рисование штампами из овощей. Изготавливаем (вырезаем) из картофеля или моркови оттиски, ребенок обмакивает их в краску, прикладывает штамп к альбомному листу и слегка прижимает. Получается оттиск. В данной технике можно изобразить снежинки, цветы, ягоды, рыбок, животных.
• Оттиск смятой бумагой. Ребенок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется и краска и бумага. Можно изобразить траву, цветы, облака, солнце.
• Рисование крупами. На заранее нанесенный клей по контуру рисунка, ребенок пальчиками посыпает крупу, которая засыхает на клею, получается любой рисунок.
Приложение.
Планирование занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник с детьми средней группы.
ОКТЯБРЬ
Занятие 1
«Укрась платочек». Рисование пальчиками.
Цель: Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Занятие 2
«Звездная ночь». Свеча +акварель.
Цель: познакомить детей с данным видом нетрадиционной техники рисования. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью; развивать чувство композиции.
Занятие 3
«Волшебные отпечатки». Монотипия.
Цель: познакомить детей с монотипией, развивать пространственное мышление.
НОЯБРЬ
Занятие 1
Заготовка на зиму «Компот из яблок». Оттиск печаткой из яблока.
Цель: Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
Занятие 2
«Репейник». Тычок жесткой полусухой кистью.
Цель: познакомить детей с новой техникой.
Задачи: упражнять детей в рисовании техникой тычкование (жёсткой кистью); развивать творческие способности, воображение, цветовосприятие.
Занятие 3
«Цыпленок». Рисование с помощью «Риса», ватные палочки.
Цель: Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
ДЕКАБРЬ
Занятие 1
«Снежинки». Рисование манкой.
Цель: познакомить детей с техникой рисования манкой. Развивать чувство композиции, творческие способности.
Занятие 2
«Первый снег». Оттиск печатками из салфетки.
Цель: Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
Занятие 3
«Ёлочка нарядная». Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки
Цель: учить изготавливать плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель + восковой мелок) для украшения ёлочки. Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами.
ЯНВАРЬ
Занятие 1
«Овечка». Кисть щетина, салфетка, рисование пальчиками.
Цель: Учить тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть), учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками. Воспитать у ребенка художественный вкус.
Занятие 2
«Снеговичок». Комкание бумаги (скатывание).
Цель: Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
Занятие 3
«Филин». Тычок полусухой жёсткой кистью.
Цель: учить создавать выразительный образ филина, используя технику тычка. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики, закрепить навыки работы с данными материалами.
ФЕВРАЛЬ
Занятие 1
«Белая береза под моим окном». Томпонирование (поролоновый тампон).
Цель: познакомить с приемом рисования березы поролоновым тампоном. Вызвать интерес к рисованию; развивать творчество.
Занятие 2
«Чашка». Оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки.
Цель: Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Занятие 3
«Портрет зимы». Восковые мелки+акварель.
Цель: закрепить умение рисовать восковыми мелками. Закреплять умение аккуратно тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый) ; развивать цветовосприятие.
МАРТ
Занятие 1
«Мимоза для мамы». Рисование пальчиками.
Цель: Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
Занятие 2
«Подснежники для мамы». Акварель + восковой мелок.
Цель: Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Занятие 3
«Весеннее настроение». Рисование по мокрому.
Цель: Закрепить умение рисовать по мокрому. Учить смешивать разные краски, переходить от одного цвета к другому; развивать цветовосприятие, воображение.
АПРЕЛЬ
Занятие 1
«Космос». Набрызг, печать поролоновыми тампонами.
Цель: учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать. Развивать цветовосприятие; упражнять в рисовании с помощью данных техник.
Занятие 2
«Солнышко». Рисование ладошками.
Цель: Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Занятие 3
«Волшебные картинки (волшебный дождик)». Рисование свечой
Цель: Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.
МАЙ
Занятие 1
«Черемуха». Рисование ватными палочками, пальчиками.
Цель: Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Занятие 2
«Берёзовая роща». Рисование свечой.
Цель: Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ; развивать чувство композиции, творческие способности.
Занятие 3
«Котенок». Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка.
Цель: Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Занятие 3
«Как я люблю одуванчики». Обрывание, восковые мелки, тычкование.
Цель: Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. Воспитать у ребенка художественный вкус.
Ожидаемый результат: повышение уровня освоения изобразительного искусства детьми посредством нетрадиционной техники рисования, возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста что способствует:
- Развитию мелкой моторики рук;
- Обострению тактильного восприятия;
- Улучшению цветовосприятия;
- Концентрации внимания;
- Повышению уровня воображения и самооценки.
- Расширение и обогащение художественного опыта.
- Умения взаимодействовать друг с другом.
- Сформируются самостоятельность детей в изодеятельности;
- Умение находить новые способы для художественного изображения;
- Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Рисование в нетрадиционной технике поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Литература:
1. Акуненок Т. С. «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования» ж. Дошкольное образование. – 2010. - №18
2. Шаляпина И. А. «Нетрадиционное рисование с дошкольниками». ФГОС ДО. М.:ТЦ Сфера, 2017. – 64 с. 3. Е. А. Сыпченко «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ».- СПб.: ООО «Издательство «Детство–пресс»», 2013,- 96 с.
4. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество». Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с.
5. Поддьяков Н. Н. «Психическое развитие и саморазвитие ребёнка – дошкольника. Ближние и дальние горизонты». М.: Обруч, 2013. – 192 с.
6. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему: «Рисование нетрадиционными техниками» (средняя группа) на 2015 – 2016 учебный год.
В данном документе представлен материал по самообразованию на тему: "Нетрадиционная техника рисования". Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений....
План по самообразованию на тему: «Рисование нетрадиционными техниками» (средняя группа) на 2016 – 2017 учебный год.
План по самообразованиюна тему:«Рисование нетрадиционными техниками» (средняя группа) на 2016 – 2017 учебный год....
Презентация отчёт по самообразованию на тему: "Рисование нетрадиционными техниками"
Презентация отчёт по самообразованию на тему: "Рисование нетрадиционными техниками". Возрастная группа- первая младшая....
Отчёт по самообразованию на тему Рисование в нетрадициооных техниках, как средство развития творческих способностей.
Отчёт представлен за 2017-2018 учебный год. Приведены фотопримеры детских работ....
Мастер-класс. Тема:" Рисование крупой. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"
Крупа – прекрасный материал для поделок, подходит даже для совсем маленьких деток, ведь здесь не нужно ничего вырезать. Крупа хорошо помогает в развитии у детей моторики, координации...
План самообразования по теме "Рисование в нетрадиционных техниках, как средство развития творческих способностей" на 2019-2020 уч.г.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей. Рисован...
План по самообразованию на тему: «Рисование нетрадиционными техниками» (средняя группа)
Цель: развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.Задачи работы по самообразованию:1.Изучить литературу по данной теме.2. Ознакомление с инновационными те...