Проект "Опытно - экспериментальная работа по определению условий прорастания семян гороха"
проект (средняя группа)

Попова Светлана Леонидовна

Проект "Опытно - экспериментальная работа по определению условий прорастания семян гороха"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Опытно – экспериментальная работа по определению условий прорастания семян гороха»

1. Актуальность проекта:

Многие родители, имеющие свои огороды, дачи не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в маленьком семечке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь будущего растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных растениях, на то, как выращивать и ухаживать за ними.

                                                                                                                                     Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Цель проекта: Формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян гороха.

Задачи:                                                                                                                                1. Учить детей наблюдать, анализировать объект, выделять существенные признаки, делать выводы;                                                                                                                    2. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности и символическому моделированию;                                                                                       3. Развивать связную речь.                                                                                                           4. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.

Предполагаемый результат:

- расширение знаний о многообразии семян, строении растений и роли овощей в жизни человека;                                                                                                   - формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру;                                                                                                             - развитие наблюдательности;                                                                                              - активизация словарного запаса;                                                                                       - накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой;                    

Вид проекта: познавательно - исследовательский

Срок реализации проекта: краткосрочный (3 недели)

Участники проекта: дети, воспитатель, родители воспитанников.

Этапы проекта: подготовительный, основной, заключительный.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На подготовительном этапе с помощью родителей приобретены семена гороха для изучения и посадки, а также земля;                                                               была подготовлена презентация для детей - «Такие разные семена»; подобрала картотеку дидактических игр;                                                                           подобрала загадки.

                                                                                                                                  ОСНОВНОЙ ЭТАП                                                                                                                          1. Работа с детьми                                                                                                           2. Работа с родителями                                                                                                   

На основном этапе была проведена экспериментальная деятельность по выращиванию семян гороха в трех разных сосудах (с водой, землей, влажной ватой), в разной среде (свет-комнатная температура, темнота-комнатная температура). В течение двух недель наблюдали за всходами семян гороха, ростом и развитием растений.

Формы работы с детьми:                                                                                       наблюдения                                                                                                                эксперименты                                                                                                               организационная деятельность                                                                                                 беседы с рассматриванием картинок                                                                                         чтение художественной литературы                                                                                   продуктивная деятельность

Мероприятия по реализации проекта

Беседы: «Что такое «Огород на окне», «Живые семена».                                         Беседы я строила в трёх направлениях:                                                                                                            1. Что мы знаем о растениях? (выращивают на огороде, очень полезные витамины, можно добавлять в салаты, первые и вторые блюда, зелень очень вкусная и сочная)                                                                                                     2. Что хотим узнать? (откуда берутся растения, последовательность их развития, как правильно выращивать зеленные растения, как ухаживать за ними, что необходимо для их полноценного роста, чем отличаются растения, что у них общего).

3. Как узнать? (дети обращались за помощью к воспитателям, родителям, бабушкам; находили информацию в энциклопедии, книгах; используют в экспериментах для наблюдения лупы).

Работа в нашей экспериментальной лаборатории очень увлекла ребят, им понравилось пользоваться лупами; рассматривать семена растений (гороха, тыквы, арбуза, подсолнуха, фасоли, дыни), наблюдать за прорастанием семян гороха.                                                    

Речь и речевое общение:

Чтение сказок: «Репка»«Вершки и корешки»;

Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки»;

Загадывание загадок об овощах.                                                                

     

      Игровая деятельность: особенно заинтересовали детей дидактические игры, которые проводились на протяжении проекта.

Дидактические игры: «Где посажены семена?», «Отгадай!», «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».

Художественно-творческая деятельность детей:                                       «Любимый овощ, фрукт»;                                                                                                         Изготовление табличек-указателей с местом и условием прорастания семян гороха;                                                                                                               Рисование «Этапы развития-прорастания гороха»;                                                                                 

Совместно с родителями провести выставку рисунков: «Растения нашего края».                                                                                                                                Таким образом, дети познакомились с этапами развития гороха, его характерными особенностями, используя знания, полученные при наблюдении.

Опытно-экспериментальная деятельность:

• «Строение растений»,

• «Рост и развитие растений»,

• «Земля, какая она?»,

• «Вода и росток»,

• «Солнце и росток»,

• «Проращивание гороха»,

Практическая деятельность и трудовые поручения:                                                        • Отбор и посев семян.

• Полив, опрыскивание, уход и наблюдения за прорастанием гороха.

На основном этапе была проведена экспериментальная деятельность по выращиванию семян гороха. Мы с детьми поместили семена в три емкости, замочили в воде, посадили в землю, поместили под влажную вату и установили в разную среду темноту и свет. В течение двух недель наблюдали за набуханием и всходами семян, ростом и развитием растений. Все наблюдения обсуждали и проговаривали. Три емкости находились на подоконнике на солнечной стороне и три емкости находились в темноте, Ребята, аккуратно, стараясь не повредить молодые всходы, производили наблюдение, опрыскивание и полив. Дети установили, что для прорастания семян гороха подходит: тепло, свет, влага и темнота. А для роста и развития растений необходимы: тепло, свет и влага. Дети отметили, что лучше всего растения гороха проросли в емкости с землей.

Формы работы с родителями:                                                                                                - индивидуальные беседы «Огород на подоконнике в домашних условиях»;                                                                                                   - рекомендации «Что можно посадить в огороде на подоконнике?»;                                                                                                                - выполнение творческого задания «Вырастим лук дома».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП                                                                                                                      В результате бережного и заботливого отношения к растениям, у нас вырос хороший горох. Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. В дальнейшем планируем продолжить работу в «огороде на окне».

Выводы:

В процессе проекта:                                                                                                               1. Дети самостоятельно проращивают семена гороха.                                                                                                              2. Дети получают наглядное представление о необходимости влаги, света, почвы, тепла для семян, а в дальнейшем растений.                                                                                        3. Развивается познавательная активность детей в процессе наблюдения и экспериментирования за прорастанием семян.                                                                                                         4. Развивается мыслительная и исследовательская деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект «Условия проращивания семян гороха»

проект «Условия проращивания семян гороха»...

Календарь наблюдений прорастания семян

Лук, базилик, салат, чеснок, горох, петрушка, подсолнух...

Презентация "Опытно – экспериментальная работа по определению условий прорастания семян гороха"

Презентация "Опытно – экспериментальная работа по определению условий прорастания семян гороха"...

Проект «Значение влаги и света для прорастания семян и развития ростков» в средней группе

ПРоект реализован в средней группе, в ходе проекта дети наблюдали процецц прорастания семян бобовых култур - фасоли и бобов. А так же изучали влияние воды и света на рост семян....