Моделирование в экологическом воспитании дошкольников
консультация (подготовительная группа)

методическая разработка консультации для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_ekologiya.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование в экологическом воспитании                           дошкольников.

В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой. Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого воспитания заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического сознания.

 Очень важны следующие виды познавательной деятельности:

·         наблюдение;

·         экологическое моделирование;

·         поисковая деятельность.

Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Так что же такое модель и моделирование?

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в детском саду – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Модель – система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщённым отражением явления.

Цель моделирования в экологическом воспитании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

- развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;

- учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;

- наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;

- способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.

В дошкольном обучении можно применять разные виды моделей:

 Предметные – в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Например: с детьми старшего возраста можно сделать глобус (из папье-маше на мече или воздушном шаре, либо другим способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия.

Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фигуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений – листьев, стеблей и т. д.

Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Например: при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей (плавники), форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.

Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Работа с моделью включает в себя несколько этапов:

Iэтап

 Цель: Знакомство детей с объектом или явлением, анализ изучаемых

связей и отношений.

Задачи:

  • Выявить конкретные признаки объекта или явления природы.
  • Помочь детям понять связи и отношения между рассматриваемыми

объектами.

Приемы:

 обследование объектов или явлений природы различными анализаторами,

беседа с использованием вопросов к детям причинноследственного характера (Зачем? Почему? Что было бы, если? и др.)

II этап:

 Цель: Перевод данного материала на знаково-символический язык,

который может осуществляться вещественными и графическими

средствами.

Задачи:

  • Обучение приёмам изображения знаков и символов.

Приёмы:

 объяснение, пояснение, показ способов изображения знаков или символов.

III этап:

 Цель: Работа с моделью.

Задачи:

  • Учить детей понимать язык символов.
  • Развивать у детей психические процессы: память, внимание,

логическое мышление.

Приёмы:

 индивидуальная помощь, пояснение, оценка результатов.

IV этап:

Цель: Соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью.

Задачи:

  • Учить детей делать выводы, умозаключения.

Приемы: словесные приемы, оценка

Экологические модели можно классифицировать по разным основаниям:

 по характеру моделирования – модели объектов, процессов;

- по внешнему виду – плоскостные и объёмные;

- по месту расположения – настенные, настольные и напольные;

- по способу использования – статические и динамические и т. д.

Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов;
  • раскрыть существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

Модели многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры.

Итак, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Литература

1. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада/ А.А.Каменева и др.- М.,1983

2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.,2000

3. Кондратьева Н.Н. «Мы» Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2001

4. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.,1995

5. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М.,2006

6. Умственное воспитание детей дошкольного возраста./ Под ред. Н.Н.Поддьякова.-М.,1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников

моделирование как эффективный метод в экологическом воспитании дошкольников...

Моделирование в экологическом воспитании дошкольников

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность педагога и дошкольника, направленная на построение моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схемат...

Моделирование в экологическом воспитании дошкольников.

Моделирование в экологическом воспитании дошкольника.Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека , так же как человека с природой , известна издавна. Но в настоящее...

Проектная работа по теме: «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»

Описано формирование у детей бережного отношения к живому, посредством обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой....

Мастер-класс для педагогов «Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»

Такой  мастер-класс можно провети с педагогами дошкольных учреждений...

Мастер -класс для педагогов ДОО "Моделирование в экологическом воспитании дошкольников”

laquo;Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»...