Моделирование в экологическом воспитании дошкольников
консультация (подготовительная группа)
методическая разработка консультации для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_ekologiya.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование в экологическом воспитании дошкольников.
В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой. Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого воспитания заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического сознания.
Очень важны следующие виды познавательной деятельности:
· наблюдение;
· экологическое моделирование;
· поисковая деятельность.
Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Так что же такое модель и моделирование?
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в детском саду – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Модель – система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщённым отражением явления.
Цель моделирования в экологическом воспитании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:
- развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;
- учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;
- наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;
- способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.
В дошкольном обучении можно применять разные виды моделей:
Предметные – в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Например: с детьми старшего возраста можно сделать глобус (из папье-маше на мече или воздушном шаре, либо другим способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия.
Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фигуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений – листьев, стеблей и т. д.
Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Например: при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей (плавники), форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.
Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Работа с моделью включает в себя несколько этапов:
Iэтап
Цель: Знакомство детей с объектом или явлением, анализ изучаемых
связей и отношений.
Задачи:
- Выявить конкретные признаки объекта или явления природы.
- Помочь детям понять связи и отношения между рассматриваемыми
объектами.
Приемы:
обследование объектов или явлений природы различными анализаторами,
беседа с использованием вопросов к детям причинноследственного характера (Зачем? Почему? Что было бы, если? и др.)
II этап:
Цель: Перевод данного материала на знаково-символический язык,
который может осуществляться вещественными и графическими
средствами.
Задачи:
- Обучение приёмам изображения знаков и символов.
Приёмы:
объяснение, пояснение, показ способов изображения знаков или символов.
III этап:
Цель: Работа с моделью.
Задачи:
- Учить детей понимать язык символов.
- Развивать у детей психические процессы: память, внимание,
логическое мышление.
Приёмы:
индивидуальная помощь, пояснение, оценка результатов.
IV этап:
Цель: Соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью.
Задачи:
- Учить детей делать выводы, умозаключения.
Приемы: словесные приемы, оценка
Экологические модели можно классифицировать по разным основаниям:
по характеру моделирования – модели объектов, процессов;
- по внешнему виду – плоскостные и объёмные;
- по месту расположения – настенные, настольные и напольные;
- по способу использования – статические и динамические и т. д.
Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов;
- раскрыть существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.
Модели многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры.
Итак, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
Литература
1. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада/ А.А.Каменева и др.- М.,1983
2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.,2000
3. Кондратьева Н.Н. «Мы» Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2001
4. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.,1995
5. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М.,2006
6. Умственное воспитание детей дошкольного возраста./ Под ред. Н.Н.Поддьякова.-М.,1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников
моделирование как эффективный метод в экологическом воспитании дошкольников...
Моделирование в экологическом воспитании дошкольников
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность педагога и дошкольника, направленная на построение моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схемат...
моделирование в экологическом воспитании дошкольников
сообщение на педсовете...
Моделирование в экологическом воспитании дошкольников.
Моделирование в экологическом воспитании дошкольника.Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека , так же как человека с природой , известна издавна. Но в настоящее...
Проектная работа по теме: «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»
Описано формирование у детей бережного отношения к живому, посредством обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой....
Мастер-класс для педагогов «Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»
Такой мастер-класс можно провети с педагогами дошкольных учреждений...
Мастер -класс для педагогов ДОО "Моделирование в экологическом воспитании дошкольников”
laquo;Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»...